Занятость и безработица в современной российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 12:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – раскрыть тему занятости и безработицы в современной российской экономике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть понятие и виды занятости населения;
Изучить экономическую и социальную функции занятости;
Освоить концепции занятости населения;

Содержание

Введение
Глава 1. Занятость как социально-экономическое явление
Понятие и виды занятости населения
Экономическая и социальная функция занятости
Концепции занятости населения
Глава 2. Теоретические аспекты безработицы
2.1. Сущность и причины возникновения безработицы
2.2. Формы и социально-экономические последствия безработицы
2.3. Показатели и методы измерения состояния безработицы
Глава 3. Современное состояние занятости населения РФ
3.1. Анализ безработицы в РФ
3.2. Государственная политика в области сокращения безработицы и роста занятости населения
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 156.36 Кб (Скачать файл)

     Глава 3. Современное состояние занятости населения в РФ 

     3.1. Анализ безработицы в РФ 

     Рыночные  преобразования в России привели  к изменению уровня и структуры  занятости населения в ней. Эти  изменения коснулись всех структурных  элементов занятости: структуры  экономически активного населения, половозрастной и отраслевой структур занятости и др.

     По  данным обследования населения по проблемам  занятости, в I квартале 2011г. численность  экономически активного населения  в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) составила 75,0 млн. человек. Уровень экономической активности населения в возрасте 15-72 лет (отношение численности экономически активного населения к общей численности населения данной возрастной группы) составил 67,7%.

     В численности экономически активного  населения 69,4 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 5,6 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (то есть не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

     

 

     Рис. 3.1. Численность экономически активного  населения (Приложение 1)   

     В среднем за 2010г. численность занятого населения превысила среднегодовые  данные 2009г. на 0,5 млн. человек (на 0,7%). Численность безработных в этот период сократилась на 0,7 млн. человек, или на 11,4%.  

     

     Рис. 3.2. Уровень занятости населения в возрасте 15-72 лет

     В среднем за 2010г. уровень занятости  населения составил 62,7% и был выше, чем в среднем за 2009г. (на 0,6 процентного  пункта), и ниже, чем в среднем  за 2008г. (на 0,7 процентного пункта). 

     

     Рис. 3.3. Уровень безработицы, по методологии МОТ

     В среднем за 2010г. уровень безработицы  составил 7,5% и был ниже, чем в  среднем за 2009г. (на 0,9 процентного  пункта), и выше, чем в среднем  за 2008г. (на 1,2 процентного пункта).

     Необходимо  отметить, что конец 2009г. был тревожным  не только по росту безработицы, но особенно по снижению численности занятого населения.

     Анализ  динамики численности и структуры  занятого населения по формам занятости  показывает, что около 78% сокращения численности занятого населения, которое  фактически произошло в декабре 2009г., приходилось на неформальный сектор экономики.

     Сокращение  в этот период численности работающих в организациях (юридических лицах) составило 0,3 млн.человек. И это притом, что в организациях (юридических лицах) трудится 85% всего занятого населения.

     В целом за период с 2008г. по 2010г. численность  занятых (на основной работе) в неформальном секторе экономики сократилась  на 2,4 млн.человек, или на 19,2%. При этом численность работающих (на основной работе) в организациях со статусом юридического лица, по данным обследований населения, увеличилась на 1,3 млн.человек, или 2,2%.

     

     Рис. 3.5. Динамика изменения форм занятости

     Вместе  с тем, по отчетам юридических  лиц не наблюдается рост численности  работников списочного состава. За период с 2008г. по 2010г. по отчетам организаций (включая малые предприятия) среднесписочная  численность работников сократилась  на 3 млн.человек, или на 6% (1,9 млн.человек в 2009г. и 1,1 млн.человек - в 2010г.).

     До  кризиса в 2008г. показатели уровня безработицы  среди мужчин и женщин отличались незначительно: на 0,2-0,4 процентного  пункта уровень безработицы среди  мужчин превышал уровень безработицы  среди женщин. В феврале 2009г., когда  был отмечен самый высокий  уровень безработицы за период кризиса, этот разрыв увеличился до 1,6 процентного  пункта. В среднем за 2009г. уровень  безработицы среди мужчин и женщин отличался на 1,2 процентного пункта, за 2010г. - на 1 процентный пункт.  

     

     Рис. 3.6. Уровень безработицы среди  мужчин и женщин

     До  начала кризиса в I полугодии 2008г. разрыв между долей мужчин и женщин в  общей численности безработных  составлял 6 процентных пунктов (соответственно, 53% и 47%), в феврале 2009г. увеличился до 10 процентных пунктов (соответственно, 55% и 45%). Это явилось следствием более  быстрых темпов роста безработицы  среди мужчин, чем среди женщин. В феврале 2009г. численность безработных  мужчин увеличилась по сравнению  с февралем 2008г. на 39%, безработных  женщин - на 26% (при общем увеличении численности безработных на 33%).

     В среднем за 2009г. уровень доля мужчин и женщин в общей численности  безработных составила, соответственно, 54% и 46%, за 2010г. и в январе 2011г. - 55% и 45%.

     В 2010г. сокращение уровня безработицы  по сравнению с 2009г. отмечается во всех группах населения по уровню образования (Приложение 2). Во всех группах населения по уровню образования уровень безработицы в 2010г. превышал данные 2008 года. Коэффициент превышения составил от 1,14 в группе населения, не имеющего общего среднего образования, до 1,25 - в группе населения со средним профессиональным образованием.

     

     Рис. 3.7. Уровень безработицы среди населения в возрасте 15-72 лет в группах по уровню образования

     Самый высокий уровень занятости населения (66,3% и 65,3%) и самый низкий уровень  безработицы (6,2% и 4,7%) по данным обследований населения по проблемам занятости  отмечается в Северо-Западном и Центральном  федеральных округах.

     Самый высокий уровень безработицы, соответствующей  критериям МОТ, (17,1%) и самый низкий уровень занятости (53,2%) - в Северо-Кавказском федеральном округе.

     

     Рис. 3.8. Уровень занятости и уровень  безработицы по федеральным округам  в 2010 году

     Таким образом, статистика демонстрирует  рост безработицы в российской экономике. Статистика безработицы свидетельствует в пользу получения высшего образования, а в условиях экономического подъема, неизбежно наступающего после спада, и в условиях структурной перестройки экономики требования к квалификации работников будут ещё более возрастать13. Поскольку уровень безработицы является одним из важнейших показателей экономического положения страны, необходимо иметь стратегическую программу сокращения безработицы. 

     3.2. Государственная политика в области  сокращения безработицы и роста  занятости населения 

     В современной России проблемы занятости, появившиеся в период рыночных преобразований, потребовали проведения политики занятости.

     Переход к рыночным отношениям наряду с позитивными  возможностями проявления индивидуализации, выбора места работы в соответствии с потребительскими предпочтениями и т. д. обусловил значительность негативов. Наиболее важный из них —  безработица, которая за период преобразований приобрела весьма значимые размеры.

     Статистические  данные свидетельствуют также о значимости нерегистрируемой безработицы, ее скрытом характере.

     При этом основная масса неработающих не обращается за помощью в трудоустройстве, ориентируется на самозанятость, немалая  часть, функционирует в теневом  бизнесе, обеспечивающем получение  достаточно высоких доходов, что вызывает тревогу, требует совершенствования учетных механизмов.

     Исследователи характеризуют тяжелые социальные последствия безработицы: падение морали, рост заболеваний и самоубийств, психический стресс и т. д., сравнивают циклическую безработицу с настоящей социальной катастрофой.

     Для смягчения негативов безработицы  в России, как и в западных странах, разрабатывается и проводится в  жизнь политика занятости.

     В 1991 г. принят Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (в последующий период в него вносились изменения и дополнения), которым определены правовые, экономические и организационные основы государственной политики в сфере занятости населения.

     Разработанную правительством политику занятости  можно подразделить на две группы:

  1. методы регулирования, направленные на снижение естественного уровня безработицы;
  2. методы, направленные на снижение уровня циклической безработицы.

     Хотя  фрикционная и структурная безработица, представляющие естественную безработицу, являются неизбежным следствием общественного развития, проявления свободы индивида, слишком высокий уровень естественной безработицы оказывает негативное влияние на социально-экономическую ситуацию в стране, поэтому общество заинтересовано в снижении этого уровня с помощью методов, которые не ограничивают свободу личности и не препятствуют прогрессивным структурным изменениям. К числу таких методов относятся:

  • создание гибкой системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров, способной быстро приспособиться к структурным изменениям в спросе на рабочую силу;
  • создание качественной и доступной общенациональной информации о наличии свободных рабочих мест;
  • создание материальной поддержки лиц, проходящих профессиональную подготовку, вынужденных в связи с изменением работы менять место жительства.

     Методы  сокращения циклической безработицы  — это, прежде всего, методы стимулирования деловой активности в периоды кризисного спада, т. е. методы стимулирующей бюджетной, фискальной и кредитно-денежной политики14.

     В качестве таковых предусмотрены:

  1. разработка мер финансово-кредитной инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение гибких режимов труда и другие меры, способствующие сохранению и развитию системы рабочих мест;
  2. разработка и реализация федеральных и территориальных программ содействия занятости населения;
  3. создание Федеральной службы занятости населения, которая отслеживает ситуацию на рынке труда, проводит мероприятия, способствующие занятости населения;
  4. организация общественных работ, осуществляемая органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости в целях обеспечения временной занятости населения.

     Государство гарантирует ряд видов социальной поддержки безработным:

  • выплату пособий по безработице;
  • выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению службы занятости;
  • возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

     • возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости.

     Определены  сроки выплаты пособий безработным, зарегистрированным в региональных службах занятости - 12 месяцев. При этом первые три месяца выплачивается 75%, следующие 4 месяца - 60%, дальше - 45% уровня последней заработной платы.

     После окончания срока выплаты пособий  в случае необходимости могут оказываться различные виды материальной помощи - дотации или единовременные выплаты за пользование жильем, услугами здравоохранения, образования, транспорта, общественного питания и т. д.

     Федеральная служба занятости, включающая многочисленную сеть региональных служб, явилась основной структурой, регулирующей отношения занятости в стране. Она решает следующие проблемы:

  • определяет прогнозы состояния занятости населения;
  • определяет размеры финансирования мероприятий по содействию занятости населения;
  • организует профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации безработных граждан;
  • организует общественные работы, т. е. временные работы, обеспечивающие занятость на предприятиях, находящихся в федеральной собственности, в субъектах федерации.

Информация о работе Занятость и безработица в современной российской экономике