Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 18:22, курсовая работа
Целью работы является исследование занятости населения в Республике Беларусь.
В соответствии с поставленной целью, основными задачами работы являются:
- общая характеристика рынка труда;
- исследование занятости и безработицы как взаимосвязанных характеристик рынка труда;
- изучение видов занятости;
- оценка состояния рынка труда и занятости населения в Республике Беларусь на современном этапе;
- рассмотрение государственной политики в области занятости в Республике Беларусь;
- определение путей решения проблем обеспечения занятости и защиты от безработицы населения в Республике Беларусь.
Введение ………………………………………………………………......4
Глава 1 Занятость как результирующий показатель рынка труда …………………………………………….…….....................6
1.1 Общая характеристика рынка труда ………………………….. ……..6
1.2 Занятость и безработица как взаимосвязанные
характеристики рынка труда ……………………………………… ……13
1.3 Виды занятости ………………………………………………… ……17
Глава 2 Анализ занятости населения в Республике Беларусь и
направления совершенствования ее регулирования ……………... ……20
2.1 Оценка состояния рынка труда и занятости населения в
Республике Беларусь на современном этапе ……………………... ……19
Глава 3 Государственная политика в области занятости
в Республике Беларусь ………………………………………..……. ……24
3.1 Пути решения проблем обеспечения занятости и защиты от
безработицы населения в Республике Беларусь ………………………. 28
Заключение …………………………………………………………. ……33
Список использованных источников ……………………………... ……36
Местные исполнительные
и распорядительные органы за счет
собственных средств могут
В целях содействия занятости населения государство осуществляет:
3.1 Пути решения проблем обеспечения занятости и защиты от безработицы населения в Республике Беларусь
Проблема оптимальных границ регулирования рынка труда, снижения безработицы и обеспечения занятости населения постоянно находится в центре внимания правительств всех стран СНГ. Приняты государственные программы по борьбе с бедностью и безработицей. Основными направлениями этих программ являются:
Изменение форм, границ и роли государственного вмешательства в функционирование рынка труда является естественным процессом. Под влиянием различных факторов возможно как усиление роли государства, так и признание ограниченности его возможностей с последующим сокращением государственного сектора и перехода к косвенным формам регулирования рынка труда.
В мировой практике регулирования рынка труда можно выделить ряд программ предоставления пособий по безработице, основанных на различных принципах формирования ресурсов на выплату пособий и условий их предоставления: пособия по безработице, основанные на проверке нуждаемости, фиксированные пособия, страхование от безработицы, индивидуальные накопительные счета и выходные пособия (таблица 2.2).
Таблица 2.2 – Программы защиты от безработицы в рамках государственного регулирования рынка труда
Вид программы |
Источник финансирования |
Преимущества и недостатки |
1 |
2 |
3 |
Пособия по безработице (на основании проверки нуждаемости) |
Общие статьи доходов |
Носят прогрессивный характер, но могут иметь эффект обратной мотивации, если размер пособия является слишком высоким. Для обеспечения проверки нуждаемости требуются значительные административные и финансовые возможности |
Фиксированные пособия по безработице |
Общие статьи доходов |
Носят регрессивный характер: эффективно функционируют в условиях низких административных возможностей и при высоком уровне активности негосударственного сектора экономики. Продолжительность предоставления пособия и коэффициент замещения должны быть низкими для избежания обратного эффекта в плане мотивации |
Страхование от безработицы |
Налог на фонд заработной платы |
Функционирует эффективно в условиях гибкого рынка труда, при невысокой доле негосударственного сектора экономики и налаженном административном потенциале для мониторинга программы. Пособия/налоги следует поддерживать на невысоком уровне для избежания обратного эффекта в плане мотивации |
Индивидуальные накопительные счета |
Взносы, уплачиваемые работниками |
Эффективно функционируют в странах с низким и средним уровнем доходов, не создают обратную мотивацию в плане трудоустройства. Однако не обеспечивают охват лиц с более низкими доходами |
Выходные пособия |
Финансируются организацией |
Ограничивают найм работников, что отрицательно сказывается на эффективности |
Примечание. Источник: [3, c. 95]
Ни одна из вышеприведенных в таблице моделей в чистом виде не может быть использована для белорусской экономики, поскольку они предполагают существенные финансовые затраты, не ориентированы на преимущественную социальную защиту работников и не позволяют удержать безработицу в пределах социально допустимого уровня.
Наличие избыточной занятости также порождает определенные проблемы. Это явление в отечественной экономике возникло в годы командно-административного управления экономикой, когда за счет создания экономически целесообразных мест искусственно завышался уровень занятости. Избыточная занятость – результат проводимой в то время политики поголовной занятости. Этот феномен огосударствленной экономики, исследованный известными экономистами (Я. Корнаи, Я. Адам), получил название сверхзанятости, т.е. сверхполной занятости, что означает «такое увеличение численности работников, которого можно было бы легко избежать путем лучшей организации производственного процесса и связанной с ним деятельности (совершенствования технологии, техники, усиления материальной заинтересованности в результатах труда, укрепления трудовой дисциплины и т.п.)» [1, с. 37].
Масштабы избыточной занятости на предприятиях республики отражены в таблице 2.3.
Таблица 2.3 – Масштабы избыточной занятости на предприятиях Республики Беларусь
Отрасль |
Избыточная занятость первого вида, % /совершенствование технологии/ |
Избыточная занятость второго вида, % /совершенствование управления/ |
Уровень избыточной занятости, указанный в анкете, % |
Средний процент загрузки производственной мощности в отрасли, % |
Доля промышленно- /в среднем/ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Приборостроение |
59,51 |
28,65 |
Свыше 25 |
41,60 |
90,74 |
Химическая и нефтехимическая промышленность |
9,74 |
7,63 |
5 – 10 |
60,20 |
80,39 |
Легкая промышленность |
14,43 |
13,21 |
5 – 15 |
59,62 |
88,62 |
Примечание. Источник: [1, с. 39, таблица 1]
Сверхзанятость с
К предприятиям, не испытывающим проблем трудоизбыточности, относятся совместные и частные, в меньшей степени – акционерные общества.
Для Беларуси представляется оптимальной модель страхования от безработицы, основанная на индивидуальных накопительных счетах. Такой подход к регулированию безработицы не требует значительных финансовых затрат, эффективно функционирует в условиях налаженного административного мониторинга программ, обеспечивает социальную защищенность граждан и позволяет избежать обратного эффекта в плане мотивации к трудоустройству.
В отличие от существующих подходов, концепция социальной защиты, основанная на системе государственного страхования от безработицы, базируется на сочетании ответственности государства и работников и позволяет учесть интересы различных категорий безработных. Главной целью системы страхования от безработицы является обеспечение государственных гарантий работающим и социальная защита безработных, направленная на поддержание высокого уровня мотивации к труду, а также смягчение негативных последствий безработицы.
Приоритетными задачами в сфере социальной защиты от безработицы, основанной на принципах страхования, являются:
В заключение следует сказать, что новая модель рынка труда Беларуси может быть создана лишь при финансовой стабилизации, возобновлении экономического роста, увеличении ресурсов для инвестиционной активности и решения социальных проблем. С целью создания таких предпосылок необходимо продолжать рыночные преобразования экономики. Вместе с тем уместно отметить, что возможности, масштабы, темпы и формы этих преобразований часто определяются не естественным протеканием процессов, требованиями экономической и социальной рациональности, и во многом – позицией руководителей, их пониманием сути народнохозяйственных проблем и путей их решения. Это обусловливает необходимость эффективного взаимодействия работников, работодателей и государственных органов для согласования путей решения проблем рынка труда. При этом важно учитывать, что нельзя и дальше сохранять высокую занятость населения без повышения экономической эффективности труда, для чего необходима оптимизация численности работников на предприятиях. Это во многих случаях означает сокращение их численности, так как на предприятиях существуют значительные скрытые резервы рабочей силы и, кроме того, требуется повышение производительности труда за счет модернизации производства.
Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы и обобщения.
Рынок труда представляет собой общественно-экономическую форму движения рабочей силы (трудовых ресурсов), соответствующую системе высокоразвитых товарных отношений. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости и т.д. Виды (модели) рынка труда объективно предполагают различные методы их регулирования. Тем не менее, основные макроэкономические характеристики являются для них общими. Это – занятость и безработица две взаимодополняющие величины.
Безработица является одной
из главных социально-
Занятость же рассматривается как характеристика состояния экономически активного населения, которое подразумевает общественно полезную деятельность граждан, направленную на удовлетворение личных (в том числе получение индивидуального дохода) и общественных потребностей. Выделяют различные виды занятости, исходя из следующих классификационных признаков: степень занятости, социально-экономическая значимость, мера приложения труда.
В Республике Беларусь обеспечивается уровень безработицы, начиная с 2003 г. стабильно снижался, в 2009-2011 гг. снизился с 0,9 до 0,6% (это очень низкий показатель, в мировой практике нормой считается 1,2%). Уровень зарегистрированной безработицы на конец сентября 2012 г. также составил 0,6% от экономически активного населения. Однако и масштабы избыточной занятости на некоторых предприятиях достигают 60%.
Проанализировав специфику развития рынка труда в республике, приходим к выводу, что современная практика регулирования экономических отношений занятости в Республике Беларусь имеет достаточно скромные и локальные успехи. Достигнутое административными мерами снижение официального уровня безработицы и улучшение количественной конъюнктуры на контролируемой части рынка труда происходит на фоне нарастания объема теневой занятости, усиления оттока квалифицированной рабочей силы за пределы видимости государственной службы занятости, снижения эффективности занятости на предприятиях. Причина такого положения кроется в методологической не проработанности концепции регулирования занятости в республике, представляющей на данный момент набор тактических мероприятий на рынке труда. Государственная служба занятости, по существу, в одиночку решает сложные проблемы управления трудорыночными отношениями. Назрела необходимость анализа истоков и последствий неэффективной занятости в отечественной экономике на государственном уровне, чтобы на научной основе приступить к разработке основных направлений повышения ее эффективности.
Информация о работе Занятость населения в Республике Беларусь