Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 09:13, реферат
Объект исследования – интеграционные процессы в странах Азиатско-тихоокеанского региона, предметом исследования выступают особенности интеграционных процессов и интегрированность отдельных стран в АТР.
Введение………………………………………………………………………….3
1.Интеграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе…………………………....4
1.1. Характеристика Азиатско-Тихоокеанского региона……………………..4
1.2 АТЭС: цели создания и перспективы развития…………………………...11
2. Роль России в Азиатско-Тихоокеанском регионе………………………...13
Заключение………………………………………………………………...……32
Библиографический список……………………………………………………34
Это, конечно, далеко
не полная характеристика лишь нескольких
стран, входящих в АТР. Все страны,
из которых состоит Азиатско-
1.2 АТЭС: цели создания и перспективы развития
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сообщество (АТЭС) – форум 21 страны Азиатско-Тихоокеанского региона для сотрудничества в области региональной торговли и облегчения и либерализации капиталовложений. Целью АТЭС является повышение экономического роста и процветания в регионе и укрепление Азиатско-Тихоокеанского сообщества.
В настоящее время в АТЭС входит 21 член, среди них большинство стран с береговой линией у Тихого океана. Это одна из немногих организаций, к которым Тайвань присоединилась при полном одобрении Китая. В АТЭС принят термин «участвующие экономики», а не «страны-участники».
Участвующие экономики и дата вступления в АТЭС:
Австралия 1989 г.;Бруней 1989 г.;Канада 1989 г.;Индонезия 1989 г.;Япония 1989 г.;Республика Корея 1989 г.;Малайзия 1989 г.;Новая Зеландия 1989 г.;
Филиппины 1989 г;Сингапур 1989 г.;Таиланд 1989 г.;США 1989 г.;Китайский Тайбэй 1991 г.;Гонконг, Китай 1991 г.;Китайская Народная Республика 1991 г.;Мексика 1993 г.;Папуа – Новая Гвинея 1993 г.;Чили 1994 г.;Перу 1998 г.;
Россия 1998 г.;Вьетнам 1998 г.
Организация создана в 1989г. В Канберрге по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии. АТЭС создано как свободный консультативный форум без какой-либо жёсткой организационной структуры или крупного бюрократического аппарата. Секретариат АТЭС, расположенный в Сингапуре, включает только 23 дипломата, представляющих страны-участницы АТЭ, а также20 местных наёмных сотрудников.
Первоначально, высшим органом АТЭС были ежегодные совещания на уровне министров, с 1993г. Главной формой организационной деятельности АТЭС являются ежегодные саммиты (информационные встречи) лидеров стран АТЭС, в ходе которых принимаются декларации, подводящие общий итог деятельности Форума за год и определяющие перспективы дальнейшей деятельности. С большей периодичностью проходят сессии министров экономики и иностранных дел.
Главные рабочие органы АТЭС: Деловой консультационный совет, три комитета экспертов (комитет по торговли и инвестициям, экономический комитет и административный комитет) и 11 рабочих групп по различным отраслям экономики.
В 1994г. В качестве стратегической цели АТЭС объявлено создание к 2020г. В АТР системы свободной и открытой торговли и либерального инвестиционного режима. Наиболее развитые государства должны были осуществить либерализацию к 2010 г. Каждая страна самостоятельно определяет свой статус и сроки введения новых режимов на основе индивидуальных планов действий.
АТЭС одна из немногих невоенных организаций, которая не просто объединяет страны, Но и создаёт зону, где они могут свободно взаимодействовать. В 1998г. Одновременно с приёмом в АТЭС сразу 3-х новых членов: России, Вьетнама и Перу, был введён десятилетний мораторий на дальнейшее расширение состава Форума. В очередь на вступление Индия и Монголия. АТЭС объединяет экономики стран, позволяет им полноценно сотрудничать и извлекать из этого сотрудничества наибольшее количество плюсов.
У АТЭС большие перспективы развития, т.к. у стран, входящих в него, а также тех, кто хочет войти, есть ещё много вопросов, по которым надо найти взаимодействие.
2. Роль России в Азиатско-Тихоокеанском регионе
Более 70% внешнеторгового оборота России с азиатскими странами приходится на государства Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Россия придает большое значение укреплению своих политических и экономических позиций в АТР.
Факторы развития экономических связей. Повышенный интерес России к развитию экономических связей со странами АТР объясняется стремлением диверсифицировать географию своих внешнеэкономических связей, ориентированных в настоящее время, прежде всего, на Запад. На рынках западных государств сбыт многих видов российской экспортной продукции затруднен ограниченными рамками их импортных потребностей и высоким уровнем конкуренции.
Другим фактором,
определяющим стремление России интенсифицировать
свои торгово-экономические
Интенсификация экономических связей со странами АТР, где сосредоточен ряд крупнейших в мире финансовых центров, может также открыть для России новые возможности как в получении заемных средств, так и в привлечении в российскую экономику зарубежных инвестиций.
Наконец, следующий фактор, который диктует необходимость ускоренного развития связей России со странами АТР, — это транспортные проблемы. В результате потери морских портов на Балтике и Черном море, прямых выходов к прежним железнодорожным и автотранспортным пропускным пунктам перевозки даже резко упавших объемов экспортно-импортных грузов в западном и южном направлениях стали весьма узким местом в ВЭД России. В силу этого Россия вынуждена переориентировать все большую часть потоков экспортно-импортных грузов на дальневосточные порты.
В настоящее время страны АТР являются единственным регионом мира, с которым Россия стабильно увеличивает объем торговли: на его долю приходится почти 15% внешнеторгового оборота России.
Наиболее крупными торговыми партнерами России в регионе являются Китай, Япония и Республика Корея (Южная Корея). Достаточно весом товарооборот России с Сингапуром и Таиландом. Объем торговли с другими странами региона заметно ниже.
Товарная структура
Структура ввоза из этих стран мало отличается от общего импорта России: машины и оборудование, одежда, обувь, текстиль, бытовая электроника, продовольствие, хотя доли этих товаров в импорте заметно колеблются по странам. Прослеживается закономерность — чем выше доля централизованной торговли с той или иной страной, тем больше завозится из нее товаров производственного назначения (Япония, Южная Корея), чем ниже — тем существенней доля потребительских товаров (Китай, Гонконг, Таиланд).
Значительный подъем в настоящее время переживают российско-китайские экономические связи. В течение 2000 г. объем взаимной торговли двух стран увеличился на 45 и в 2001 г.— на 40%, достигнув 7,7 млрд долл. (экспорт — 3,3, импорт — 4,1).
Китай — главный торговый партнер России среди стран АТР. Удельный вес Китая в общем объеме внешней торговли России в 2001г. со странами дальнего зарубежья составил, по предварительным данным, 5%. Несмотря на существенный рост российско-китайского товарооборота за последнее время, следует вместе с тем отметить, что его объем почти в 5 раз ниже торговли Китая с США. Динамизму российско-китайских экономических связей способствует ряд факторов: значительная взаимодополняемость экономик, географическая близость, наличие богатого опыта сотрудничества. Многие отрасли хозяйства двух стран в настоящее время находятся на близком технологическом уровне, в силу чего возникают благоприятные условия для их «стыковки».
Формы экономического сотрудничества двух стран достаточно разнообразны. Здесь централизованная и приграничная торговля, совместные предприятия, поставки специмущества (в первую очередь оборонительных видов вооружения), техническое содействие Китаю в строительстве ряда крупных энергетических объектов, а также в проведении технической реконструкции и частичной модернизации оборонной промышленности.
В торговле с Китаем быстро растет доля прямых связей. Удельный вес централизованной торговли соответственно падает. В результате официального прекращения с 1991 г. клиринговых расчетов и в связи с отсутствием у основной части российско-китайских участников ВЭД необходимых резервов СКВ торговля между двумя странами приобрела характер преимущественно встречных бартерных операций. По некоторым оценкам, даже 2000 г. на бартер приходилось более 50% российско-китайской торговли.
Структура российского экспорта в Китай заметно отличается от общего экспорта России. Так, в 2000 г. в вывозе в Китай 45% приходилось на машины и оборудование. Это в несколько раз выше соответствующего показателя в общем вывозе страны (в 2000 г. 9%, в 2001 г. 6,7%). Важнейшими статьями российского машинотехнического экспорта являются средства автомобильного транспорта, самолеты, суда, энергетическое и электротехническое оборудование, продукция электронной промышленности и т. д. Другими важными статьями вывоза в Китай были химические удобрения (26%), прокат черных металлов (12%), лесоматериалы, цемент и некоторые другие товары.
В китайском экспорте в Россию на промышленные товары народного потребления приходилось 53% и на сельскохозяйственную продукцию, включая продовольствие, 28%.
Анализ структуры импорта из Китая свидетельствует, что она в значительной мере определяется нынешним состоянием российской экономики и малорациональная с точки зрения долгосрочных интересов страны. Что касается приграничной и региональной торговли, то ее структура еще менее рациональна.
В этих секторах торговли, образующих
уже сегодня основную часть двустороннего
товарооборота, характер наших и
китайских закупок товаров
Не отрицая того факта, что китайское продовольствие и одежда необходимы для Сибири и Дальнего Востока, испытывающих острую потребность в снабжении своих рынков этими видами продукции, следует отметить, что подобная направленность импорта снижает роль внешней торговли в экономическом развитии этих регионов. В целом характер приграничной и региональной торговли на сегодняшний день более благоприятен для Китая, чем для России.
Требуют к себе серьезного внимания и организационные стороны российско-китайской торговли. Наряду со всероссийскими внешнеэкономическими объединениями, утратившими свое доминирующее положение в торговле, субъектами ВЭС с Китаем в настоящее время выступают производственные и другие предприятия и организации, осуществляющие прямые торговые операции в рамках региональной и приграничной торговли, а также многочисленные индивидуальные коммерсанты — «челноки», совершающие регулярные «бизнес-туры» между Россией и Китаем.
Объем «челночного» бизнеса не поддается централизованному учету. По некоторым оценкам российских специалистов, годовой объем этих операций в настоящее время превышает 1,2 млрд долл. с положительным сальдо в пользу Китая более 1,0 млрд долл. Если учесть, что расчеты по «челночным» операциям совершаются в СКВ, то можно сделать вывод, что отрицательное сальдо баланса этих операций означает отток из России валютных ресурсов.
Низкий уровень контроля и координации характерен для всех российских участников формирующейся системы организации российско-китайской торговли. Этот процесс идет во многом стихийно, без какой-либо серьезной помощи новым, так правило, не имеющим специальной подготовки и навыков участникам ВЭД. Это ведет к росту потерь для страны, к усилению тенденций местного экономического сепаратизма, ослаблению региональных и федеральных хозяйственных связей и их переориентации на Китай. Усилению этих тенденций способствует и большое повышение стоимости железнодорожных перевозок при поставках товаров на Дальний Восток из европейской части России.
Китайская сторона подошла к началу формирования новой системы организации ВЭД с Россией более подготовленной. Ее участники ВЭД лучше обеспечены экспортными ресурсами, текущей рыночной информацией, их деятельность достаточно четко контролируется и координируется. Власти КНР не допускают стихийного разрастания числа компаний, участвующих в ВЭД, стремясь поддерживать их общее количество на оптимальном уровне, позволяющем осуществлять оперативный контроль и регулирование их деятельности со стороны местной администрации.
Все это позволяет китайской стороне быть более динамичной и инициативной в двусторонних отношениях с Россией, последовательно проводить единую торгово-экономическую политику, в конечном счете направленную на использование Сибири и Дальнего Востока как источника промышленного сырья и крупного импортера промышленных товаров потребительского назначения из Китая.
В отношениях России с КНР важнейшей задачей на ближайшее будущее является придание двусторонним экономическим связям цивилизованного характера. Чрезмерная «бартеризация» товарооборота, разгул челночной торговли снижают эффективность экономических связей, создают благоприятные условия для злоупотреблений и нанесения экономического ущерба России. Потери нашей страны в результате занижения экспортных и завышения импортных цен в рамках бартерной торговли с Китаем оцениваются в 350 — 500 млн долл.
Информация о работе Значение интеграции в азиатско-тихоокеанском регионе