Значение транспорта для хозяйства страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 23:52, реферат

Краткое описание

Значение транспорта как важной составной части экономики Российской Федерации определяется его ролью в территориальном разделении общественного труда: специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства учитывается потребность в перевозках массы исходных материалов и готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность. В зависимости от влияния этих составляющих рассчитывается вариант размещения предприятий. Рационализация перевозок влияет на эффективность производства как отдельных предприятий, так и районов и страны в целом. Важное значение транспорт имеет и в решении социально-экономических проблем.

Содержание

1. ЗНАЧЕНИЕ ТРАНСПОРТА ДЛЯ ХОЗЯЙСТВА СТРАНЫ 3
2. АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ – ЗНАЧИМАЯ ЧАСТЬ ОТРАСЛИ. 5
3. СЕГМЕНТЫ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА. 6
3.1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ 8
3.2. Грузовые перевозки. 9
3.3. ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ. 10
Основные показатели перевозок пассажиров городским и пригородным общественным транспортом 12
3.5. АВТОМОБИЛЬНЫЙ СЕРВИС КАК ПОДСИСТЕМА ОТРАСЛИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА. 14
ПРОДАЖА АВТОМОБИЛЕЙ SUBARU. 15
4.1. Россия заняла первое место по продажам Subaru в Европе в 2011 году 19
4.2. Компания Subaru увеличила объем продаж в России на 45% 19
4.3. Тенденция развития автомобилей Subaru 20
Заключение 21
Литература 22

Вложенные файлы: 1 файл

Рефераааат!.docx

— 455.47 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

1. ЗНАЧЕНИЕ  ТРАНСПОРТА ДЛЯ ХОЗЯЙСТВА СТРАНЫ 3

2. АВТОМОБИЛЬНЫЙ  ТРАНСПОРТ – ЗНАЧИМАЯ ЧАСТЬ  ОТРАСЛИ. 5

3. СЕГМЕНТЫ  АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА. 6

3.1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ  ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ 8

3.2. Грузовые перевозки. 9

3.3. ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ. 10

Основные  показатели перевозок пассажиров городским  и пригородным общественным транспортом 12

3.5. АВТОМОБИЛЬНЫЙ  СЕРВИС КАК ПОДСИСТЕМА ОТРАСЛИ  АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА. 14

ПРОДАЖА АВТОМОБИЛЕЙ  SUBARU. 15

4.1. Россия  заняла первое место по продажам Subaru в Европе в 2011 году 19

4.2. Компания  Subaru увеличила объем продаж в России на 45% 19

4.3. Тенденция развития автомобилей Subaru 20

Заключение 21

Литература 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ЗНАЧЕНИЕ ТРАНСПОРТА ДЛЯ ХОЗЯЙСТВА  СТРАНЫ

 

Транспорт – особая сфера  материального производства и самостоятельная  отрасль народного хозяйства. С  его помощью осуществляются связи  внутри отраслей и между отраслями, внутри экономических районов и  между ними, формируются межгосударственные связи. Транспортный комплекс является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой  формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность  социально-экономического развития отдельных  регионов и страны в целом.

Специфика транспорта как  сферы экономики заключается  в том, что он сам не производит продукции, а только участвует в  ее создании, обеспечивая сырьем, материалами, оборудованием производство и доставляя  готовую продукцию потребителю. Транспортные же издержки включаются в себестоимость продукции. Отношение  суммарных транспортных издержек к  полной стоимости продукции называют коэффициентом транспортной слагающей. Чем меньше этот коэффициент, тем  более транспортабельна продукция, а следовательно, более свободно по отношению к потребителю могут размещаться производства. Для разных видов продукции доля транспортных затрат в стоимости различна. Так, в стоимости топлива и строительных материалов она составляет более 50 %, железной руды и лесоматериалов – до 20 %. Полные же транспортные издержки народного хозяйства в сфере производства и обращения составляют 10 % от валового общественного продукта страны. Традиционное представление о необходимости снижения удельных транспортных затрат на современном этапе научно-технической революции подвергается сомнению, так как экономические выгоды территориального разделения труда, широкой и всесторонней специализации производства часто перекрывают увеличение транспортных издержек.

Значение транспорта как  важной составной части экономики  Российской Федерации определяется его ролью в территориальном  разделении общественного труда: специализация  районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства учитывается потребность  в перевозках массы исходных материалов и готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность. В зависимости  от влияния этих составляющих рассчитывается вариант размещения предприятий. Рационализация перевозок влияет на эффективность  производства как отдельных предприятий, так и районов и страны в целом. Важное значение транспорт имеет и в решении социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой служит одним из важных факторов привлечения населения и производства, а также важным преимуществом для размещения производительных сил, и дает интеграционный эффект. Транспорт обеспечивает занятость 6,3 % среднегодовой численности всех занятых в экономике.

Транспортный фактор имеет  особо важное значение в нашей стране с ее огромной территорией и неравномерным размещением ресурсов, населения и основных производственных фондов. Транспорт создает условия для формирования местного, регионального, общегосударственного рынков. В условиях перехода к рыночным отношениям роль рационализации транспорта существенно возрастает. С одной стороны, от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами, что без транспорта невозможно, а следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составляющей рыночной инфраструктуры.

Сравнительно велик удельный вес транспорта в важнейших народно-хозяйственных  показателях и в потреблении  продукции других отраслей. Так, в  валовом продукте на долю транспорта и связи приходится около 4 %, а  доля в основных производственных фондах страны составила 20 %. Транспорт ежегодно потребляет 8-10 % электроэнергии, 17 % топлива, 25 % проката, 10 % шиноматериалов, произведенных в России.

 

Таблица 1.

Протяженность транспортных путей, грузо - и пассажирооборот

 различных видов транспорта 2002 г. [9, с. 224]

 

Вид транспорта

Протяженность транспортных путей, тыс. км

Грузооборот

Пассажирооборот

млрд. т-км

уд. вес,

%

млрд. пассажиро-км

Уд. вес,

%

Железнодорожный

86

1510

39,7

152,9

43,5

Морской

-

93

2,5

0,04

-

Внутренний водный

85

73

1,9

1

-

Трубопроводный

61

2100

55,3

-

-

Автомобильный

753

23

0,6

150

42,7

Воздушный

-

2,7

-

64,7

13,8

Транспорт всего

-

3616,7

100

368,36

100


Основными видами транспорта являются: железнодорожный, автомобильный, внутренний водный, морской, трубопроводный и воздушный. Значение того или иного вида транспорта в транспортной системе определяется, прежде всего, его долей в общем грузообороте и пассажирообороте, правда, пассажирские перевозки составляют лишь 1/10 часть от общей нагрузки на транспортную систему в целом. Грузооборот – это произведение количества перевозимого груза на расстояние (т/км). Пассажирооборот – это количество перевозимых пассажиров на определенное расстояние (чел/км).

Как видно из таблицы 1, основное звено транспортной системы России – железнодорожный транспорт  – обеспечивает 38 % грузооборота и 43 % пассажирооборота. Это обусловлено  соответствием главных магистралей  основным транспортно-экономическим  связям, а также технико-экономическими преимуществами железнодорожного транспорта перед другими видами транспорта. В общем грузообороте значителен удельный вес трубопроводного транспорта, а в пассажирообороте – автомобильного и воздушного. Соотношение видов  транспорта меняется в разных районах  и при перевозке различных  грузов.

Структура грузооборота зависит  от специализации экономических  районов, сочетания в них отраслей хозяйства, размещения крупных сырьевых и топливных баз, степени развития перерабатывающей промышленности на привозном  топливе и сырье. Каждому экономическому району соответствует своя структура  грузовых перевозок. Регионы с межрайонным  значением топливных и сырьевых баз (Северный, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский) обладают активным транспортным балансом, т. е. отправление грузов превышает их прибытие. Районы, где развита преимущественно обрабатывающая промышленность (Центральный, Волго-Вятский, Северо-Западный), имеют пассивный транспортный баланс – прибытие грузов превышает их отправление. Поэтому важным моментом становится изучение особенностей размещения транспорта.

2. АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ – ЗНАЧИМАЯ ЧАСТЬ ОТРАСЛИ.

Автомобильный транспорт России представляет собой  наиболее гибкий и массовый вид транспорта. У него ряд важных отличий от других транспортных отраслей. Стоит отметить, что основная часть автомобильного парка страны эксплуатируется в нетранспортных организациях. При этом сеть автомобильных дорог наряду с парком коммерческих автомобилей используется также автомобилями, находящимися в личном пользовании граждан.

Сфера применения автотранспорта широка. Он выполняет большую часть коротких внутрирайонных перевозок, доставляет грузы к станциям железных дорог  и речным пристаням и развозит их к потребителям. В северных и  восточных районах, где почти  нет других видов сухопутного  транспорта, им осуществляются дальние  межрайонные перевозки.

Ежедневно автотранспортом перевозится около 17 млн. тонн грузов и более 62 млн. пассажиров. Если сравнивать с аналогичным показателем  железнодорожного транспорта, то это  почти в 6 раз больше по объемам  перевозок грузов и в 17 раз –  по перевозкам пассажиров.

В автомобильном  транспорте сконцентрировано свыше 97% от всех лицензируемых субъектов  транспортной деятельности. В сфере  коммерческих и некоммерческих автомобильных  перевозок сейчас занято порядка  полумиллиона хозяйствующих субъектов. Их деятельность проходит в условиях достаточно высокой внутриотраслевой и межвидовой конкуренции.

Грузовые  перевозки – это один из наиболее «рыночных» секторов экономики. Российский опыт подтверждает известную закономерность, согласно которой рост рыночной экономики  сопровождается, а в определенной мере и обуславливается опережающим  развитием автотранспорта. И понятно  почему. Грузопотоки, генерируемые развивающимися рынками товаров и услуг, в  первую очередь осваиваются наиболее отзывчивым быстрым и гибким видом  транспорта: автомобильным.

В отличие  от других видов транспорта автотранспорт  во все возрастающих объемах перевозит международные грузы. Это обусловлено его высокой маневренностью, большой скоростью, обеспечением перевозок непосредственно от  отправителя до получателя в прямых бесперегрузочных сообщениях. Мобильность автомобильного транспорта позволяет оперативно реагировать на изменение пассажиро и грузопотоков.

Динамика  роста российского автомобильного парка одна из самых высоких в  мире. Тем не менее, этот процесс  происходит в условиях существенного  отставания потребительских и экологических  показателей отечественных автотранспортных средств и используемых моторных топлив от достигнутого мирового уровня. Не ликвидировано уже существующее многие годы отставание в развитии и техническом состоянии улично-дорожной сети. В парке грузового автотранспорта сохраняется значительная доля (свыше 50%) автомобилей устаревших моделей, у которых срок эксплуатации превысил 10 лет. Все также невысок удельный вес (14–15%) новых автомобилей, выпущенных не позже 1996 г. Ежегодное обновление парка грузовых автомобилей не превышает 5%.

В последние  годы общая численность парков автобусов  и грузовых автомобилей изменялась практически незначительно. Тем  временем интенсивно растет количество легковых автомобилей в собственности граждан. Автомобилизация страны стимулируется инвестициями населения и бизнеса, которые ежегодно вкладывают только в новые автомобили до 4 миллиардов долларов. По сути дела, конечными потребителями автомобилизации становятся все отрасли экономики, а также социально-культурная сфера, пассажиры и владельцы личных автомобилей и другие виды транспорта, являющиеся смежными звеньями в системе товародвижения.

К недостаткам  автотранспорта относится низкая производительность подвижного состава, а также сравнительно высокая (значительно выше, чем на водном и железнодорожном транспорте)  себестоимость перевозок.       Кроме того, автомобильный транспорт – один из основных загрязнителей атмосферы.

3. СЕГМЕНТЫ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА.

Автомобили  в соответствии с принятой  классификацией делятся на  транспортные, специальные и спортивные. Транспортные автомобили предназначены  для перевозки грузов и пассажиров, специальные – для выполнения различных технических функций  (подъемные краны, передвижные компрессоры, электростанции, прожекторы, мастерские, пожарные), спортивные – преимущественно для достижения рекордов скорости. 
 
Транспортные автомобили в свою очередь подразделяют на 3 основных категории: пассажирские, к которым  относятся  легковые автомобили  и автобусы; грузовые – для перевозки грузов различных наименований и тягачи, не имеющие  собственных грузовых емкостей  и предназначенные  для буксировки полуприцепов и прицепов. 
 
Теперь рассмотрим каждую категорию в отдельности. 
 
Автобусы. Автобусы предназначены для массовых перевозок пассажиров. Их важной эксплуатационной характеристикой является вместимость. По этому параметру различают автобусы: особо малой вместимости до 10 мест (длина 5 м); малой вместимости 10—35 мест (длина 6,0—7,5 м); средней вместимости 35—60 мест (длина 8,0— 9,5 м); большой вместимости 60—100 мест (длина 10,5—12,0 м); особо большой вместимости 100 мест (длина 12—16,5 м); особо большой вместимости (сочлененный) свыше 160—190 мест (длина 16,5 м и более). 
 
По назначению автобусы делят на городские, пригородные, междугородные, местных сообщений, туристские, экскурсионные и школьные. 
 
Городские автобусы предназначены для массовых маршрутных перевозок пассажиров, имеют большей частью многоместные кузова вагонного типа, позволяющие более рационально использовать габаритные размеры автобуса. При узких улицах и интенсивном движении целесообразно использовать автобусы малой вместимости, но с хорошими маневренными свойствами. Микроавтобусы применяют как маршрутные такси при незначительном пассажиропотоке. Особенностью городских автобусов является их способность к интенсивному разгону, обеспечивающему высокую среднюю скорость движения при частых остановках. Максимальная скорость ограничена 70—80 км/ч. 
 
Пригородные автобусы работают на маршрутах, связывающих города с пригородами. По сравнению с городскими автобусами они рассчитаны для перевозки преимущественно сидящих пассажиров и имеют более высокую максимальную скорость. Эта же разновидность автобусов используется на внутригородских экспрессных линиях. 
 
Междугородные автобусы, предназначенные для перевозки пассажиров на значительные расстояния, должны обеспечивать быстроту передвижения и повышенные удобства для пассажиров. Багаж в междугородных автобусах укладывают в специальных ящиках в нижней части автобуса или на специально оборудованном участке крыши. 
 
Автобусы местного сообщения курсируют между небольшими городами, населенными пунктами и внутри них преимущественно в сельской местности по сети дорог с различными видами покрытий, а также по грунтовым дорогам. 
 
Туристские автобусы используют на туристских маршрутах. По конструкции они аналогичны междугородным, но дополнительно должны иметь оборудованное место для экскурсовода. 
 
Экскурсионные автобусы предназначены для перевозки пассажиров по городам и за их пределами на небольшие расстояния. Они имеют большую площадь остекления, высокую комфортабельность для пассажиров. 
 
Школьные автобусы используют для перевозки школьников в сельской местности и малонаселенных районах. Их оборудуют устройствами, повышающими безопасность движения, сиденьями соответствующих габаритов. На этих автобусах устанавливают трафареты, указывающие их назначение. 
 
Легковые автомобили. По назначению их разделяют на 4 группы: личного пользования, служебные, автомобили-такси и прокатные. 
 
По рабочему объему цилиндров двигателя легковые автомобили делятся на 5 классов: особо малый (до 1,2л); малый (от 1,2 до 1,8 л); средний (от 1,8 до 3,5 л); большой (более 3,5 л); высший (не регламентируется) , а по типу кузова - на автомобили с закрытыми, открывающимися и открытыми кузовами. 
 
Закрытые кузова для автомобилей второго и третьего классов делают с двумя рядами сидений (седан), для автомобилей четвертого класса - с тремя рядами, а иногда с внутренней перегородкой (лимузины). За последние годы получили большое распространение закрытые кузова увеличенной вместимости типа "универсал", которые иногда считают полугрузовыми при убранном заднем сиденье. 
 
Открывающиеся кузова (кабриолеты) имеют снимающийся матерчатый или жесткий верх. Открытые кузова (фаэтоны) наиболее распространены и применяются главным образом для легковых автомобилей высокой проходимости.

Информация о работе Значение транспорта для хозяйства страны