Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 19:09, реферат
За последние несколько десятилетий развитие свободных экономических зон стало одним из заметных новых явлений в мировой экономике. Они получили широкое распространение во многих странах. Достаточно сказать, что в начале 90-х гг. в мире насчитывалось свыше тысячи таких зон. По мнению западных экспертов, к 2000г. через свободные экономические зоны будет проходить до трети мирового товарооборота.
Введение 3
1.Основные аспекты понятия свободная экономическая зона. 6
2. Анализ американской практики создания свободных экономических зон. 11
3. Перспективы свободных экономических зон в России. 22
Заключение. 27
Список использованной литературы. 30
Вместе с тем принцип
селективности свободных
В частности, речь идет о новых организационных формах соединения науки, производства и бизнеса, представленных в современном мире различными парковыми структурами (промышленные, научные, технологические парки). Эти локальные образования могут создаваться в России прежде всего на базе инфраструктуры военно-промышленного комплекса - как на уровне отдельных предприятий, так и как ядра наукоградов. Не исключено, что они должны рассматриваться как основные инвестиционные приоритеты при формировании федерального бюджета развития.
Другое стратегически
оправданное направление - реализация
преимуществ транспортно-
Одним
из эффективных средств
Важнейшим аспектом функционирования свободных экономических зон является система преференций и льгот, предоставляемых иностранным и национальным инвесторам. Налоговые льготы являются весьма существенными для инвестора, поскольку налоговое бремя в странах рыночной экономики достаточно велико и налоги могут составлять более половины от получаемого дохода. Обычно выделяют 4 основные группы льгот. Внешнеторговые льготы предусматривают введение упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций и снижение или отмену экспортно-импортных пошлин. Финансовые льготы – в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование землей и производственными помещениями, предоставление различных форм субсидий за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов. Фискальные льготы связаны с налоговым стимулированием предпринимательства. Административные льготы предоставляются администрацией данной свободной зоны для упрощения режима въезда и выезда иностранных граждан, процедур регистрации предприятий, оказания различных услуг. Все эти льготы могут применяться в различных комбинациях.
Повсеместное распространение в мире свободных экономических зон вызвало интерес к ним России. В самом начале реформ российские политики и экономисты поставили задачу создать в стране сеть таких зон. Они рассматривали зоны как очень эффективное средство по переходу от номенклатурной экономики к рыночной. Однако, объявленные крупномасштабные зональные образования были нереализуемы. Для развития необходимой инфраструктуры большинства учрежденных зон требовались огромные инвестиции, которые у российского правительства просто отсутствовали. Далее, массовая раздача преференций без четких на то правил вызвала волну самостийного возникновения новых зональных образований. Поэтому были приняты меры, призванные блокировать процессы экономической дезинтеграции страны. И хотя эти меры не отменяли преференций, налоговые службы фактически упразднили значительную часть льгот, которыми пользовались свободные экономические зоны. Идея о свободных экономических зонах оказалась дискредитирована. Здесь полезно было бы использовать опыт создания зон западных стран, в частности, США. Целесообразна ориентация вновь создаваемых зон на решение не только внешнеэкономических, но и общехозяйственных задач, особенно учитывая состояние российской экономики, характеризующееся глубоким спадом производства и ростом безработицы. В этих условиях заслуживает внимания американский опыт образования зон развития отсталых районов и технологических парков. Зоны развития отсталых районов благодаря предоставлению предпринимателям большей свободы деятельности и определенных экономических льгот могли бы способствовать развитию малого и среднего бизнеса в депрессивных районах, а также уменьшению размеров безработицы. Что касается создания технопарков, обладающих большим потенциалом для доведения до практического использования научных изобретений и прорыва российской продукции не только на внутренний, но и на внешний рынок, то здесь имеются огромные неиспользуемые возможности. Помимо крупных научных центров, располагающих богатым научным заделом и большим количеством высококвалифицированных специалистов, обладающих солидным инновационным потенциалом, технопарки могут создаваться и на базе бывших закрытых городов военно-промышленного комплекса, что способно несколько облегчить процесс конверсии предприятий оборонного комплекса и решить проблему занятости специалистов.
С более общих позиций можно утверждать, что создание свободных экономических зон будет способствовать активизации внешнеэкономических связей, экономическому и социальному развитию всей страны и ее отдельных регионов на основе задействования иностранных и местных инвестиций, технологий и управленческого опыта.