Зоны свободной экономической торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 19:09, реферат

Краткое описание

За последние несколько десятилетий развитие свободных экономических зон стало одним из заметных новых явлений в мировой экономике. Они получили широкое распространение во многих странах. Достаточно сказать, что в начале 90-х гг. в мире насчитывалось свыше тысячи таких зон. По мнению западных экспертов, к 2000г. через свободные экономические зоны будет проходить до трети мирового товарооборота.

Содержание

Введение 3
1.Основные аспекты понятия свободная экономическая зона. 6
2. Анализ американской практики создания свободных экономических зон. 11
3. Перспективы свободных экономических зон в России. 22
Заключение. 27
Список использованной литературы. 30

Вложенные файлы: 1 файл

Зоны свободной экономической торговли (Ковин М.П.).doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем принцип  селективности свободных экономических  зон может вполне сочетаться с  задачей противодействия индивидуализации льгот. Более того, создание конкурентной среды на отдельных участках экономического пространства - перспектива для России  гораздо более реальная, чем выравнивание стартовых условий развития методом "сплошной" либерализации. Важно только, чтобы преференциальные режимы применялись не ради раздачи льгот определенным предприятиям, отраслям или территориям, а с целью стимулирования инновационных форм хозяйствования, обеспечивающих технологический рывок России.

В частности, речь идет о новых организационных формах соединения науки, производства и бизнеса, представленных в современном мире различными парковыми структурами (промышленные, научные, технологические парки). Эти локальные образования могут создаваться в России прежде всего на базе инфраструктуры военно-промышленного комплекса - как на уровне отдельных предприятий, так и как ядра наукоградов. Не исключено, что они должны рассматриваться как основные инвестиционные приоритеты при формировании федерального бюджета развития.

Другое стратегически  оправданное направление - реализация преимуществ транспортно-географического  положения России и потенциала ее припортовых территорий. Создание здесь  широкой сети свободных экономических  зон не только ускорило бы интеграцию России в мирохозяйственные связи, но и притянуло бы к ней колоссальные потоки товаров и капиталов, которые в настоящий момент направляются в аналогичные зоны зарубежных страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Одним из эффективных средств оздоровления экономики в зарубежных странах считается создание благоприятных условий для притока в страну иностранных инвестиций и проведение открытой внешнеэкономической политики в отношении привлечения в экономику этих стран зарубежных инвесторов. Наравне с другими  средствами повышения экономического потенциала и создания благоприятного инвестиционного климата в зарубежных странах применяется метод формирования свободных экономических зон.

Важнейшим аспектом функционирования свободных  экономических зон является  система  преференций и льгот, предоставляемых иностранным и национальным инвесторам. Налоговые льготы являются весьма существенными для инвестора, поскольку налоговое бремя в странах рыночной экономики достаточно велико и налоги могут составлять более половины от получаемого дохода. Обычно выделяют 4 основные группы льгот. Внешнеторговые льготы предусматривают введение упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций и снижение или отмену экспортно-импортных пошлин. Финансовые льготы – в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование землей и производственными помещениями, предоставление различных форм субсидий за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов. Фискальные льготы связаны с налоговым стимулированием предпринимательства. Административные льготы предоставляются администрацией данной свободной зоны для упрощения режима въезда и выезда иностранных граждан, процедур регистрации предприятий, оказания различных услуг. Все эти льготы могут применяться в различных комбинациях.

Повсеместное распространение  в мире свободных экономических  зон вызвало интерес к ним России. В самом начале реформ российские политики и экономисты поставили задачу создать в стране сеть таких зон. Они рассматривали зоны как очень эффективное средство по переходу от номенклатурной экономики к рыночной. Однако, объявленные крупномасштабные зональные образования были нереализуемы. Для развития необходимой инфраструктуры большинства учрежденных зон требовались огромные инвестиции, которые у российского правительства просто отсутствовали. Далее, массовая раздача преференций без четких на то правил вызвала волну самостийного возникновения новых зональных образований. Поэтому были приняты  меры, призванные блокировать процессы экономической дезинтеграции страны. И хотя эти меры не отменяли преференций, налоговые службы фактически упразднили значительную часть льгот, которыми пользовались свободные экономические зоны. Идея о свободных экономических зонах оказалась дискредитирована. Здесь полезно было бы использовать опыт создания зон западных стран, в частности, США. Целесообразна ориентация вновь создаваемых зон на решение не только внешнеэкономических, но и общехозяйственных задач, особенно учитывая состояние российской экономики, характеризующееся глубоким спадом производства и ростом безработицы. В этих условиях заслуживает внимания  американский опыт образования зон развития отсталых районов и технологических парков.  Зоны развития отсталых районов благодаря предоставлению предпринимателям большей свободы деятельности и определенных экономических льгот могли бы способствовать развитию малого и среднего бизнеса в депрессивных районах, а также уменьшению размеров безработицы. Что касается создания технопарков, обладающих большим потенциалом для доведения до практического использования научных изобретений и прорыва российской продукции не только на внутренний, но и на внешний рынок, то здесь имеются огромные неиспользуемые возможности. Помимо крупных научных центров, располагающих богатым научным заделом и большим количеством высококвалифицированных специалистов, обладающих солидным инновационным потенциалом, технопарки могут создаваться и на базе бывших закрытых городов военно-промышленного комплекса, что способно несколько облегчить процесс конверсии предприятий оборонного комплекса и решить проблему занятости специалистов.

С более общих позиций  можно утверждать, что создание свободных  экономических зон будет способствовать активизации внешнеэкономических связей, экономическому и социальному развитию всей страны и ее отдельных регионов на основе задействования иностранных и местных инвестиций, технологий и управленческого опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

  1. Александрова Е.  Специальные экономические зоны в мировом хозяйстве / Внешнеэкономическая деятельность №10, 1997г
  2. Дерюгина С.В. Правовые аспекты понятия свободных экономических зон / Государство и право №5, 1997г
  3. МаксимоваЛ. Международные экономические отношения М:.95г.
  4. Семенов К.А. Международные экономические отношения М:.98г.
  5. Смородинская Н. Туманно будущее свободных экономических зон / Экономика и жизнь №12, март,1997г.
  6. Свободные экономические зоны: спецвыпуск /Право и экономика №5, 1995г

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Зоны свободной экономической торговли