Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 17:29, курсовая работа
К сожалению, отечественных психологических исследований посвященных безработице не много и единой позиции на эту проблему не сформировано. Для такой ситуации вполне закономерным является повышенный интерес исследователей к таким психологическим особенностям безработных, на основании которых можно было бы сформулировать определенную психологическую типологию. Цель работы: на основе теоретического и практического материала рассмотреть активность безработных и методы поиска работы на рынке труда Свердловской области.
Введение
1 Теоретические аспекты проблем рынка труда и безработицы
1.1 Понятия трудовых ресурсов, занятости и безработицы
1.2 Безработица как социально- экономическое явление
1.3 Правовое регулирование занятости и труда в Российской Федерации
2 Статистический анализ изучения активности безработных и методов поиска работы на рынкетруда Свердловско области
2.1 Спрос и предложение рынка труда Свердловской области
2.2 Анализ безработицы в Свердловской области
3 Основные направления по улучшению состояния безработицы на рынке труда Свердловской области
Заключение
Список использованной литературы
Государственная
служба занятости является структурой
специальных государственных
Функции службы занятости многообразны:
1)
анализ и прогнозирование
2) учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
3)
консультация обращающихся в
службу занятости трудящихся
и работодателей о
4)
оказание помощи гражданам в
выборе подходящей работы, а работодателям
– в подборе необходимых
Согласно статьи 4 «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991г. № 1032 для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через службу занятости.
5)
организация профессиональной
6)
оказание услуг в
В связи с этим необходима разработка новой концепции развития системы профориентации, охватывающей все категории населения, определения статуса различных звеньев этой системы, перспективы развития сети центров профориентации и психологической поддержки. Профориентационные услуги должны предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, желающим сменить профессию.
7)
регистрация безработных и
8)
оплата стоимости
9) выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий;
10)
подготовка предложений и
11)
разработка республиканских и
региональных программ
Таким образом, функции Государственной службы занятости многообразны. Важно отметить и то, что они расширяются с каждым годом, так как служба занятости населения – это один из главных рычагов политики занятости населения.
2 СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЕ АКТИВНОСТИ БЕЗРАБОТНЫХ И МЕТОДОВ ПОИСКА РАБОТЫ НА РЫНКЕ ТРУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
Спрос на труд – количество труда, которое работодатели желают нанять в данный период времени за определенную ставку заработной платы.
Предложение труда – выраженное работниками, обладающими определенными качественными характеристиками, желание и возможность работать определенное количество времени при альтернативных уровнях заработной платы и прочих равных условиях.
По данным Департамента по труду и занятости населения Свердловской области спрос и предложение рынка труда Свердловской области выглядит следующим образом:
Рис. 2
Потребность в персонале, заявленная организациями, на протяжении всех лет, намного меньше численности безработных, поставленных на учет трудоспособных, не занятых трудовой деятельностью граждан, ищущих работу. При этом ежегодно трудоустраивается безработных больше, чем заявлена потребность организациями.
Результаты исследований рынка труда свидетельствуют, что наиболее популярным способом поиска персонала по прежнему остается поиск в кругу знакомых или родственников (его используют более 60 % отечественных фирм и организаций). На втором месте стоит реклама в СМИ (публикация объявлений о вакансиях — около 50% компаний). Третье место занимает обращение в кадровые или рекрутинговые агентства, четвертое – просмотр опубликованных в прессе мини-резюме специалистов. Кроме того, многие крупные компании формируют кадровый резерв, т.е. имеют собственную базу данных специалистов по данной отрасли, что значительно уменьшает время поиска нужного кандидата. В иностранных компаниях своя специфика: наиболее популярным традиционно является привлечение рекрутинговых агентств (более 80%), а второе место занимает использование собственной базы данных. Замыкают перечень такие продвинутые способы, как контакты с вузами, ярмарки вакансий, а также всевозможные «открытые кадровые конкурсы». Последние достаточно часто проводятся различными государственными структурами и крупными корпорациями. Они, как правило, сопровождаются большой пропагандистской шумихой (статьи в прессе, сюжеты в теленовостях) и затеваются не столько для подбора кадров, сколько в имиджевых целях. Таким нехитрым способом правительственные учреждения и коммерческие компании создают себе образ «открытости и доступности для народа». Мол, вот мы какие продвинутые и демократичные – ищем таланты прямо на улице, к нам может пойти работать любой Вася, лишь бы он был настоящим профессионалом и достойным человеком. Разумеется, вероятность победить в «открытом кадровом конкурсе» приблизительно такая же, как и сорвать джек-пот в лотерее.
Работу у нас ищут разными способами. Основные способы поиска работы:
Первый способ поиска работы – используя свои родственные, семейные, дружеские, приятельские или другие личные связи. Меньше всего проблем в этом деле имеют общительные люди, поскольку, чем больше знакомых имеет человек, тем выше вероятность того, что среди них окажется потенциальный работодатель.
Второй способ поиска работы – обращение в государственную службу занятости.
Третий способ поиска работы – обращение в кадровые агентства, или службы персонала тех организаций, которые имеют вакансии. В этом случае соискателя ожидает конкуренция с другими претендентами на рабочее место. Победить в этой конкуренции – задача не из легких.
Чем
хорош способ поиска работы через
кадровые агентства, так это тем,
что всеми утомительными
И четвертый способ поиска работы – анализ опубликованных объявлений о вакансиях. Объявления о приеме на работу – это самый легкодоступный источник сведений о вакансиях.
Существуют
две основные стратегии работы с
объявлениями.
Стратегия 1. Соискатель развешивает собственные
объявления о поиске работы на специализированных
сайтах, публикует их в печатных изданиях
или, на худой конец, клеит на столбах в
людных местах. Этот способ на практике
не слишком эффективен. Мало кто из серьезных
работодателей утруждает себя перелопачиванием
вороха газет (или сайтов) в поисках подходящего
кандидата. Статистика свидетельствует,
что 90% читателей этих ресурсов – люди,
которые ищут работу. И только 10% составляют
работодатели и сотрудники кадровых агентств.
Стратегия
2. Более правильный подход – начать
с ответов на уже опубликованные
объявления в печатных и электронных
СМИ. Соискатель самостоятельно просматривает
существующие вакансии. Неоспоримые
преимущества интернет-ресурсов –
оперативность и бесплатность. Однако
предложения по вакансиям, взятые из
интернет, зачастую не подтверждаются
заказчиком. К тому же сайты по трудоустройству
всегда захламлены откровенным мусором
и большим количеством
Рис. 3
Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости, около 60% безработных ищут работу самостоятельно без содействия государственной службы занятости. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - его используют более половины безработных. При этом мужчины реже обращаются в службы занятости в поисках работы, чем женщины.
Рис. 4
Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в декабре 2011г. составила 42%, среди безработных женщин - 58%.
Росстат подвел итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости за 2011 год. Начиная с сентября 2009 года, опросы населения проводятся ежемесячно.
Численность экономически активного населения Свердловской области в 2011 году составила 2384,4 тыс. человек, или более 55% от общей численности населения. В численности экономически активного населения 2209,6 тыс. человек классифицировались, как занятые экономической деятельностью, и 174,8 тыс. человек – как безработные. Таким образом, уровень общей безработицы составил 7,3%.
Таблица 1
Численность экономически активного населения,
занятых и безработных в 2011 году
Экономически активное население, чел. |
В том числе: |
Уровень общей безработицы, в % | ||
Занятые |
Безработные | |||
Январь |
2377646 |
2157609 |
220037 |
9,3 |
Февраль |
2371636 |
2162158 |
209478 |
8,8 |
Март |
2358534 |
2151480 |
207054 |
8,8 |
Апрель |
2354252 |
2169574 |
184678 |
7,8 |
Май |
2371373 |
2196148 |
175225 |
7,4 |
Июнь |
2404237 |
2242986 |
161251 |
6,7 |
Июль |
2388393 |
2229427 |
158966 |
6,7 |
Август |
2419434 |
2253734 |
165700 |
6,8 |
Сентябрь |
2421910 |
2250416 |
171494 |
7,1 |
Октябрь |
2421416 |
2258722 |
162694 |
6,7 |
Ноябрь |
2381829 |
2218205 |
163624 |
6,9 |
Декабрь |
2352818 |
2193414 |
159404 |
6,8 |
в среднем за год |
2384375 |
2209574 |
174801 |
7,3 |
В сравнении с 2010 годом уровень общей безработицы в 2011 году снизился на 1,2%.
Таблица 2
Численность экономически активного населения, занятых
и безработных (по материалам выборочного обследования, тыс. чел.)
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Экономически активного населения, всего |
2417,3 |
2451,6 |
2403,9 |
2383,5 |
2372,3 |
2384,4 |
в том числе: | ||||||
занятые в экономике |
2248,4 |
2322,7 |
2287,7 |
2185,4 |
2170,4 |
2209,6 |
безработные |
168,9 |
128,9 |
116,2 |
198,1 |
201,9 |
174,8 |
Уровень общей безработицы, в % |
6,9 |
5,3 |
4,8 |
8,3 |
8,5 |
7,3 |
Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения Свердловской области, за 2011 год составила 100,2 тыс. человек, что по сравнению с 2010 годом на 38,8 тыс. человек меньше.
Рис. 5
Но необходимо заметить то, что официальные данные не отражают истинного положения в сфере занятости населения Свердловской области, так как реальная безработица гораздо выше официальной. Статистика не учитывает в составе безработных лиц, отправленных в неоплачиваемые отпуска, переведенных на график неполной рабочей недели, не учитывается и то, что большинство безработных предпочитают искать работу самостоятельно.
Среди
безработных, состоящих на учете
в государственных учреждениях
службы занятости населения, доля женщин
на конец 2011 года составила 57,8%, что
на 2,5 % больше численности женщин на
конец 2010 года, доля городских жителей
среди безработных на конец 2011 года
– 73,2%, что
на 1,4% больше численности городских жителей
на конец 2010 года, доля инвалидов на конец
2011 года – 10,9 %, что на 1,7% больше показателя
на конец 2010 года, доля граждан в возрасте
16-29 лет на конец 2011 года – 27,9%, что на 2,4%
меньше показателя на конец 2010 года.
Таблица 3
Распределение численности безработных, состоящих на учете
Информация о работе Изучение активности безработных и методов поиска работы на рынке труда