Изъяны рынка и изъяны государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:10, реферат

Краткое описание

Изъяны рынка - это ситуация, в которой свободное действие рыночных сил не обеспечивает Парето-оптимального использования ресурсов. Парето-улучшение - такое изменение в ходе экономических процессов, которое повышает уровень благосостояния хотя бы одного из участников, если при этом не допускается снижения уровня благосостояния ни одного из других участников. Характер государственного вмешательства должен в каждом случае точно отражать специфику конкретных изъянов рынка.

Вложенные файлы: 1 файл

Makeeva_zachet.docx

— 311.37 Кб (Скачать файл)

Изъяны рынка и изъяны государства 
 
Изъяны рынка - это ситуация, в которой свободное действие рыночных сил не обеспечивает Парето-оптимального использования ресурсов. 
Парето-улучшение - такое изменение в ходе экономических процессов, которое повышает уровень благосостояния хотя бы одного из участников, если при этом не допускается снижения уровня благосостояния ни одного из других участников. 
 
Характер государственного вмешательства должен в каждом случае точно отражать специфику конкретных изъянов рынка. Изъяны рынка возникают вследствии: 
- ограниченности конкуренции; 
- внешних эффектов (экстерналии); 
- неполноты информации (информационная ассиметрия). 
 
Монополия ведет к неоптимальному использованию ресурсов, поэтому государственное вмешательство может способствовать существенным улучшениям. 
 
В основе естественной монополии лежит экономия, обусловленная экономия масштабом производства, если предельные издержки быстро снижаются с увеличением масштабов производства, его концентрация экономически эффективна. Не имея возможности преодолеть естественную мополию без потери эффективности государству приходится выбирать один из двух основных подходов: использовать меры регулирования не для устранения монополии, а для прямого воздействия на отдельные аспекты деятельности монополиста (установление тарифов, обременения-обязательные инвестиции) либо заполнять зоны естественной монополии предприятиями, организациями и программами общественного сектора. 
Естественная монополия может разрушаться за счет технологических сдвигов (пример, Почта России) 
 
Внешние эффекты или экстерналии могут быть как положительными, так и отрицательными.  
Если кто-то эксплуатирует ограниченные ресурсы, не возмещая их полной стоимости, издержки ложатся на остальных участников хозяйственной жизни - отрицательные эффекты (пример, загрязнение рек предприятием, обеднение земель, экология). 
Когда издержки кто-то из участников берет на себя, то это положительные экстерналии. 
 
Проблемы, связанные с внешними эффектами, могут решаться на основе адекватного установления прав и ответсвенности участников экономической деятельности (с помощью законотворческой и контролирующей активности государства). Однако, во многих случаях, целесообразнее затрачивать ресурсы государства не на создание громоздких механизмов контроля, а на непосредственное выполнение функций, порождающие позитивные экстреналии, или на формирование налоговых регуляторов деятельности, сопровождающиеся негативными внешними эффектами. 
Выбор оптимальной формы вмешательства не осуществляется по шаблону, он определяется спецификой конкретной ситуацией и практической целесообразностью. В общественном секторе, как и на частном предприятии, приходится тщательно сопоставлять разные задачи, стремясь достичь результата с наименьшими издержками. 
 
Информационная ассиметрия (неполнота информации). 
Функционирование рынка зависит от того, насколько участники сделки владеют информацией о потребительских свойствах товаров и услуг, алтернативных фозможностях их производства и приобретения, а также о тенденциях изменения конъюктуры. Этот изъян рынка ограничивает возможности эффективного использования ресурсов, обуславливая неоптимальное поведение продавцов и покупателей. Этот изъян рынка ограничивает конкуренцию и мешает заключению долгосрочных сделок. 
 
В условиях информационной ассиметрии информация, существенная для заключения сделки, находится в преимущественном распоряжении одного из ее участников.

 

Изъян государства — это его неспособность обеспечить аллокационную эффективность и соответствие политики распределения принятым в обществе представлениям о справедливости. 
 
Выделяются четыре группы факторов, негативно сказывающихся на выработке и реализации решений, основанных на общественном выборе. 
 
К первой относится ограниченность доступной информации. Само по себе участие государства далеко не всегда позволяет решить эти проблемы. В ряде случаев общественный сектор лучше справляется с перераспределением информации, чем с увеличением ее объема. Между тем каждое конкретное решение, прежде чем быть принятым, нуждается в анализе с точки зрения возможных потерь. Там, где не хватает объективных данных, позволяющих с достаточной достоверностью прогнозировать результаты, следует, как правило, воздерживаться от чрезмерного расширения зоны ответственности государства и экспансии общественного сектора. 
 
Вторая группа факторов - это неспособность государства полностью контролировать реакцию контрагентов на его действия. Общественный сектор - лишь одна из составных частей рыночного хозяйства. Действия государства, в том числе связанные с принуждением, вплетаются в сложную структуру взаимодействий между другими субъектами экономики. Государство не может и не стремится нейтрализовать их активность, оно лишь в некоторой мере ее модифицирует.  
 
Третья группа связана с несовершенствами политического процесса. Под воздействием обстоятельств, в частности рационального неведения избирателей, принятия произвольных и манипулируемых решений, политика государства отнюдь не всегда обеспечивает даже ту меру эффективности и справедливости, которая в принципе достижима на основе доступной информации и фактического влияния на рыночные процессы. 
 
Четвертая группа факторов касается ограниченности контроля над государственным аппаратом. Особенности положения и поведения бюрократии способны усиливать неэффективность функционирования общественного сектора, в частности, вести к его чрезмерному разрастанию и неоправданному увеличению затрат.

 

Государство как поставщик  экономических благ

Поскольку отличительной  чертой государства является законное право принуждения, имеет смысл использовать потенциал общественного сектора в тех и только в тех случаях, когда издержки и негативные последствия принуждения, как минимум, уравновешиваются eго позитивными последствиями.

 

Несоперничество — это предельный случай положительного внешнего эффекта. Множество людей совместно и одновременно пользуются защитой от пожаров и военного нападения, и нельзя сказать, кто из них «основной» получатель услуги, и кому достается внешний эффект. Численность пользователей может расти при стабильном уровне производства общественных благ.

Неисключаемость означает, что производитель не имеет реального выбора, предоставлять ли благо только тем, кто за него платит, или всем желающим. Говоря точнее, характер блага не позволяет предотвратить его потребление индивидом, не выполняющим требования, которые предъявляет или хотел бы предъявить поставщик. Санкции против неплательщиков обернулись бы ущербом для добросовестных пользователей, и возможные Парето-улучшения не были бы реализованы. Подобные блага поставляются сообществам людей, в которых индивиды как бы растворяются, выступая лишь в качестве представителей той или иной группы. В итоге поставщик общественного блага не в состоянии обособить свои взаимоотношения с каждым из потребителей в отдельности.

Чистые блага. Наиболее очевидна целесообразность участия государства в удовлетворении потребностей в чистых общественных благах. С одной стороны, для них, по определению, практически непреодолима неисключаемость, а значит, заведомо отсутствует возможность заменить издержки принуждения, даже если они очень велики, затратами, которые позволили бы создать механизм ограничения доступа к данному благу для «безбилетников». С другой стороны, практически беспредельное несоперничество не позволяет ни полностью свести общественное благо к «пучку» частных благ, ни сфокусировать коллективные действия в границах компактных устойчивых групп.

- эффективное производство чистых общественных благ предполагает коллективные действия в сообществах наибольшего масштаба

- чем масштабнее  коллективные действия, тем, при  прочих равных условиях, выше  издержки их обеспечения (в  частности, тем вероятнее необходимость  прямо или косвенно использовать  принуждение, иными словами, прибегать к содействию государства)

- абсолютный  рост издержек может отставать  от увеличения достигаемых результатов  за счет опережающего повышения  численности потребителей, для которых  доступно общественное благо,  и его полезности для каждого  из них

- введение  принуждения и подчинение ему  могут быть добровольными. Так,  избиратели склонны одобрять  налогообложение, если им ясны  конкретные цели, достижению которых  оно служит, реализация этих целей  отвечает их интересам и вместе  с тем отсутствует более эффективный  способ решения тех же задач.

Нельзя категорически  утверждать, что чистые общественные блага не могут производиться  без участия государства. В частности, перевороты в науке и культурные инновации, которые в конечном итоге меняли к лучшему жизнь миллионов людей, нередко осуществлялись за счет добровольных усилий и средств отдельных лиц или небольших групп. В подобных случаях индивидуальная инициатива заменяла коллективные действия лишь потому, что индивид имел возможность и желание мириться с наличием многочисленных «безбилетников». Для этого требуется, чтобы уровень издержек был посилен для одного или нескольких индивидов и у них имелась исключительно стойкая мотивация.

Круг чистых общественных благ относительно не широк, но многие из них выступают в роли своеобразных ресурсов, используемых во всех отраслях экономики.

 

Смешанные общественные блага. Смешанные общественные блага нередко производятся и поставляются на основе сотрудничества и разделения функций между государством и предпринимательским либо частным некоммерческим сектором. Это касается как источников финансирования, так и выполнения конкретных работ.

Когда речь идет о смешанных общественных благах, допустима и целесообразна постановка вопроса о минимизации участия государства в их создании и финансировании.

- Если менее  ярко выражено свойство неисключаемости, имеет смысл проанализировать перспективы использования рыночных механизмов и предпринимательской инициативы.

- Если относительно  узки границы несоперничества, ответственность государства за поставку общественного блага следует, как правило, сосредоточивать преимущественно на локальных уровнях и по мере возможности подключать механизмы добровольных коллективных действий. Решение последней задачи достигается обычно при посредстве благотворительных и иных негосударственных некоммерческих организаций.

Анализ перспектив частичного замещения государства  другими производителями общественных благ полезен, даже если он не опирается на точные количественные оценки, а только приблизительно очерчивает пределы, в которых удовлетворение потребностей в конкретном благе предполагает принуждение к коррективным действиям. Причем основным результатом анализа должно, как правило, становиться не само по себе решение об участии или полном самоустранении государства, а определение оптимальной меры и форм участия. Оценив, в какой мере данное благо может создаваться на основе предпринимательства, а также добровольной самоорганизации заинтересованных групп, можно добиться удовлетворения потребности при минимальных расходах бюджета.

 

Частные блага. Проследив связь между общественным сектором и общественными благами, следует поставить вопрос о целесообразности участия государства в производстве и поставке частных благ. Очевидно, оно может быть оправданным только в ситуациях изъянов рынка. Однако наличие изъяна рынка еще не говорит о том, что общественный сектор должен полностью взять на себя удовлетворение запросов потребителей.

Во многих случаях участие государства  ограничивается регулятивными мерами, например установлением предельных цен в ситуации естественной монополии, специальных налогов на производителей, создающих негативные экстерналии, или контроля за поставщиками, имеющими существенные информационные преимущества перед потребителями.

Все это предполагает функционирование общественного сектора, но лишь в лице регулирующих и контролирующих звеньев государственного аппарата, непосредственные результаты деятельности которых несомненно относятся к категории общественных, а не частных благ. Потребность в бюджетном финансировании в подобных случаях также сводится к содержанию этих органов.

Однако, например, в ситуации естественной монополии  или информационной асимметрии создание государственной организации, непосредственно оказывающей услуги населению, подчас эффективнее, чем финансирование контролирующих инстанций, однако эти услуги могут и должны оплачиваться потребителями. Принадлежность организации, поставляющей частные блага, к общественному сектору предполагает специфическую регламентацию ее деятельности, но отнюдь не обязательно влечет за собой безвозвратное расходование бюджетных средств.

В ряде случаев  государство вмешивается в производство и распределение частных благ исходя из политических или социальных целей. Например, чтобы избежать безработицы, оно может субсидировать разоряющиеся предприятия или даже их национализировать, а, чтобы обеспечить на случай войны независимость страны от внешних поставок, может инвестировать общественные средства в различные отрасли промышленности либо создавать в них предприятия общественного сектора. При обосновании подобных решений во внимание принимается не только и не столько экономическая эффективность производства частных благ сама по себе, сколько потребность в таких общественных благах, как поддержание социальной стабильности или укрепление обороноспособности.

 

Спрос и предложение  общественных благ.

До сих  пор предполагалось, что разные индивиды не только потребляют одни и те жe общественные блага, но и оценивают их полезность с одних и тех же позиций. В реальной жизни отношение людей к всевозможным общественным благам дифференцируется не в меньшей степени, чем к благам частным.

Спрос на общественные блага может существовать как  оценка того количества иных благ или  денежных сумм, от которых потребитель согласился бы отказаться ради получения дополнительной единицы данного блага. Спрос на общественное благо, как и на частное, подразумевает цену, которую индивид потенциально был бы готов за него уплатить при том или ином объеме потребления.

Спрос населения  и на частные, и на общественные блага  формируется путем агрегирования индивидуального спроса. Однако если применительно к частным благам происходит горизонтальное суммирование, то применительно к общественным благам происходит вертикальное суммирование функций индивидуального спроса.

Шведский  экономист Линдаль ввел понятие равновесия, которое, хотя и является сугубо теоретическим, отвечает на вопрос, какое предложение общественных благ является наилучшим для общества. Чтобы определить, сколько публичных благ надо произвести, нужно объявить их частными, торговать ими, сделать рынки полными, и все определится в рамках обычного рыночного равновесия, и исход будет Парето оптимален. Цены на публичное благо можно интерпретировать как налоги: чем тебе нужнее это благо, тем больше ты должен заплатить.

Информация о работе Изъяны рынка и изъяны государства