Инвестиции Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 12:25, курсовая работа

Краткое описание

В работе объяснили понятие инвестиций, их факторы и формы. Мы дали характеристику формирования и направлений развития инвестиционной политики Республики Беларусь, её инструмент и особенности. Объектом исследования является экономика Республики Беларусь. Предмет исследования - инструмент и особенности инвестиционной политики в Республике Беларусь на современном этапе, инвестиционный климат Республики Беларусь, перспективы развития инвестиционной деятельности. Цель работы – рассмотреть теоретические основы инвестиций, их роль в развитии экономики, поиск путей совершенствования инвестиционной политики Республики Беларусь на современном этапе.

Вложенные файлы: 1 файл

Инвестиции и инвестиционная политика.docx

— 134.87 Кб (Скачать файл)

В настоящее время акценты  в инвестиционной политике Республики Беларусь постепенно смещаются от преференциального  режима к созданию универсальных  общеэкономических условий, определяющих единые «правила игры» для национальных и иностранных инвесторов, в области  лицензирования, внешнеэкономической  деятельности и в отношении действия стабилизационных норм.

О том, что в стране в  целом сформированы благоприятные  условия для деятельности иностранных  инвесторов, подтверждает действующий  и развивающийся сектор экономики, основанный на частных инвестициях. В настоящее время Правительством с целью улучшения инвестиционного климата предпринят ряд мер по организационно-информационному обеспечению инвестиционной деятельности иностранных инвесторов в республике. С целью увеличения объемов привлечения иностранных инвестиций и содействия реализации конкретных инвестиционных проектов создано РУП «Национальное инвестиционное агентство». Сформирована и постоянно обновляется база данных инвестиционных проектов белорусских предприятий, заинтересованных в привлечении иностранных инвестиций.

Проводится работа по привлечению  средств иностранных кредитных  линий под гарантии Правительства  Республики Беларусь, а также организационные  мероприятия по получению Республикой  Беларусь суверенного кредитного рейтинга[18].

Все это делает нашу страну привлекательным и, что самое главное, безопасным и выгодным местом для зарубежных капиталовложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Результаты инвестиционной политики Республики Беларусь на современном этапе

 

Для экономики РБ инвестиции необходимы, прежде всего, для ее стабилизации, оживления и подъема. Инвестиции в производство, в новые технологии помогают выжить в жесткой конкурентной борьбе (как на внутреннем, так и на внешнем рынке), дают возможность более гибкого регулирования цен на свою продукцию и т. д.

Привлечение прямых иностранных  инвестиций является одним из приоритетов  внешней экономической политики Республики Беларусь.

В 2011 году использовано 90,8 трлн. рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых ценах составляет 113,3% к уровню 2010 года. Снижение темпов роста инвестиций в основной капитал  по сравнению с прошлогодними (115,8%) темпами в определенной мере обусловлено  осуществлением политики сжатия внутреннего  спроса, оптимизацией финансирования государственных программ и сокращением  расходов бюджета на эти цели.

Удельный вес инвестиций в основной капитал составил 33,1 процента от ВВП, т.е. практически каждый третий рубль является инвестиционным.

Вследствие работы, проводимой Правительством республики, идет постоянное увеличение притока иностранных  инвестиций в Республику Беларусь.

В 2011 г. иностранными инвесторами  вложено в реальный сектор экономики (без банков) валовых иностранных  инвестиций – 18,9 млрд. долл. США, в том  числе 13,2 млрд. долл. прямых иностранных  инвестиций (ПИИ) (с учетом задолженности  прямому инвестору за товары, работы, услуги), что более, чем в 2 раза, превышает объем 2010 года (5,6 млрд. дол. США) и в 17 раз больше, чем объем поступивших ПИИ в начале пятилетки (в 2006 году объем поступивших ПИИ составил 748,6 млн. дол. США) (см. рис. 2.1).

Рис. - 2.1. Прямые и иностранные инвестиции 2006 – 2011 год.

Источник – [10].

Зарегистрирован рост валового объёма иностранных инвестиций, и  что более знаково, увеличение в  них доли прямых иностранных инвестиций. Так, в сравнении, например, с 2006 г., когда  эта цифра составляла 18,5%, в 2011 г. удельный вес ПИИ составил порядка 70%. Таким образом, данные позитивные тенденции свидетельствует о возрастающей привлекательности Республики Беларусь как объекта для инвестирования.

10 стран-доноров ПИИ в Республику Беларусь в 2011 году: Россия 54%, Великобритания 30,4%, Украина 4,2%, Кипр 2,6% , Италия 1,5%, Германия 1,1%, США 0,8%, Литва 0,7%, Нидерланды 0,6%, Польша 0,6% (см. рис. 2.2.).

Рис. 2.2. - Страновая структура поступления ПИИ в Республику Беларусь.

Источник – [10].

Таким образом, первое место  в структуре поступления ПИИ  в Республику Беларусь занимает Россия.

Структура прямых иностранных  инвестиций (ПИИ) (см. рис. 2.3.) (с учетом задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) направленных в 2011 году в организации по видам экономической деятельности:

  1. оптовая торговля и торговля через агентов, кроме торговли автомобилями и мотоциклами (более 40%),
  2. транспорт и связь (более 40%),
  3. промышленность (более 7%),
  4. операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям (2,5%),
  5. строительство (0,6%),
  6. сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (0,2%),
  7. гостиницы и рестораны (0,1%) и др [10].

Рис. 2.3. - Структура поступления ПИИ в Республику Беларусь по видам деятельности.

Источник – [10].

По данным диаграммы можно  сделать вывод, что наибольшие суммы прямых иностранных инвестиций были направлены в такие отрасли экономики, как промышленность, торговля, транспорт и связь.

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) на чистой основе (без учета  задолженности прямому инвестору  за товары, работы, услуги) за 2011 год  составили порядка 4 млрд. дол. США (3,97 млрд. дол. США), из них 2,5 млрд. дол. США – за счет продажи пакетов акций, принадлежащих государству (объектов, в которых государству принадлежит более 10% в уставном фонде) (см. рис. 2.4) [10].

Рис. 2.4. - ПИИ на чистой основе, млн. дол. США.

           Источник – [10].

 Это говорит о том,  что Беларусь остается привлекательным регионом для иностранных инвесторов, это подтверждается итогами 2011 года.

Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций на период до 2015 года [12] утверждена в Беларуси. Соответствующее решение содержится в совместном постановлении Совета Министров и Национального банка №51/2 от 18 января 2012 года.

Стратегия направлена на стимулирование притока прямых иностранных инвестиций в соответствии с потребностями  структурной перестройки экономики и инновационным развитием страны, расширение масштабов и повышение качества их использования на базе постоянного улучшения инвестиционного климата, реформирования государственной собственности и развития государственно-частного партнерства в Беларуси.

Несмотря на то, что прямые иностранные инвестиции не стали  одним из главных факторов экономического роста республики, высокие темпы  развития экономики Беларуси в последние  годы, социально-экономическая и  политическая стабильность, активное сотрудничество с международными организациями  создают предпосылки для привлечения  иностранных инвестиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПРОБЛЕМЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ     БЕЛАРУСЬ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

 

Несмотря на положительные  результаты инвестиционной политики 2011 года, актуальность и острота проблемы инвестиций для Беларуси с каждым годом возрастает. Ведь без вложения в необходимых объемах средств в воспроизводственный процесс не создать новых эффективных рабочих мест, не добиться стабильного и долговременного экономического роста, заметного повышения жизненного уровня населения.

 Нельзя сказать, что  в документах, где находят отражение  важнейшие аспекты современной  экономической политики белорусского  государства, перспективы его  социально-экономического развития, проблемам капитальных вложений  не уделяется внимания. Обратимся  лишь к некоторым из них,  где намечались соответствующие  меры, сроки реализации которых давно истекли. Так, одной из задач Основных направлений социально-экономического развития Беларуси до 2015 г.[15] является повысить долю инвестиций в основной капитал за пятилетие до 37,5%. Задача важна и актуальна. И хотя намечалось добиться этого уже на первом этапе указанного отрезка времени, но этого пока не произошло.

 Аналогичная судьба  постигла и предусматривавшийся в этом документе и ряда других заслуживающих внимания мер, направленных на активизацию инвестиционной деятельности. Среди них: приоритетная реализация инвестиционных проектов, направленных на ускорение инновационных процессов, призванных сохранить позиции Беларуси в мировом сообществе и повысить конкурентоспособность страны, приоритетное выделение инвестиций на создание новых наукоемких и высокодоходных экспорт ориентированных видов деятельности.

Время уходит, а проблемы не решаются. Более того, обстановка из года в год усугубляется. В  первую очередь это касается капитальных  вложений в объекты производственного  назначения. В результате экономика  страны находится именно на той стадии, когда постоянный спад в инвестиционной сфере стал одной из самых негативных тенденций, которая грозит полным экономическим крахом. На изношенных до предела основных фондах у большинства субъектов хозяйствования не создать конкурентоспособной продукции, не только не завоевать новых, но можно потерять и старые рынки сбыта своих товаров.

Результаты 2011 года наглядно отражают низкую результативность государственной политики в инвестиционной сфере. На примере государственных органов наглядно видно, что задание по привлечению прямых иностранных инвестиций в 2011 году было провалено (см. табл. 3.1).

Таблица 3. 1. - Выполнение плана  по привлечению ПИИ в 2011г. (в млн. долл.)

 

Министерства и ведомства

План на 2011 год

Факт за январь-ноябрь 2011 года,%

Минпром

1625

74,2

Минсвязи

305

24,1

Минсельхозпрод

770

75,8

Минстройархитектуры

583

59

Минторг

570

136,6

Минтранс

529

86,5

Минэнерго

300

1,1

Беллегпром

434

9,6

Беллесбумпром

518

15,7

Белнефтехим

663

50


Источник – Электронный ресурс – Режим доступа: www.naviny.by.

Первая причина — общемировая: долговой кризис в Европе снизил инвестиционную активность во всем мире. Вторая причина  — внутрибелорусская. Падение курса национальной валюты и внутреннего спроса заметно ухудшили инвестиционный фон в Беларуси. В таких условиях заниматься привлечением иностранных инвестиций было чрезвычайно сложно. Учитывая результаты 2011 года, задания до государственных органов по привлечению иностранных инвестиций в 2012 году снижены в разы.

Факторы, в наибольшей степени препятствующие притоку иностранных инвестиций: система валютного регулирования, нестабильность нормативно-правовой среды для бизнеса, система применения санкций за нарушение условий и порядка ведения бизнеса, уровень налоговой нагрузки, а также доступ к финансовым ресурсам, уровень развития консалтинговых и других деловых услуг.

 Согласно Стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь на период до 2015 года[11] улучшение инвестиционного климата осуществляется на основе обеспечения открытости деятельности государственных органов, правового регулирования условий хозяйственной деятельности, соблюдения принципа конкурентоспособности, законных прав и интересов инвесторов и обеспечения защиты инвестиций.

В целях привлечения инвестиций и создания благоприятных экономических  условий, снижения рисков и повышения  доверия к инвестированию предусматривается  реализация комплекса мер по следующим направлениям: реформирование государственного сектора, отношений собственности, приобретения недвижимости и земли.

Программой деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011–2015 годы [16] предусматривается увеличение объема инвестиций в основной капитал в 1,9–1,97 раза, в том числе за счет привлечения прямых иностранных инвестиций на чистой основе в объеме не менее 7–7,5 млрд. долларов США в 2015 году.

Ключевой предпосылкой для  прихода в Беларусь иностранных  компаний является сокращение доли государственного сектора и приватизация государственного имущества. При этом обеспечивается рациональное использование ресурсов и производственного потенциала, улучшение финансового положения  организаций, повышение инвестиционной активности субъектов хозяйствования.

Изменение структуры экономики  повысит эффективность ее функционирования, конкурентоспособность продукции  на внешних рынках, расширит возможности  привлечения прямых иностранных инвестиций.

Проведение приватизации направлено на привлечение в бюджет дополнительных ресурсов ежегодно на сумму не менее 2,5 млрд. долларов США.

Информация о работе Инвестиции Республики Беларусь