Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 12:25, курсовая работа
В работе объяснили понятие инвестиций, их факторы и формы. Мы дали характеристику формирования и направлений развития инвестиционной политики Республики Беларусь, её инструмент и особенности. Объектом исследования является экономика Республики Беларусь. Предмет исследования - инструмент и особенности инвестиционной политики в Республике Беларусь на современном этапе, инвестиционный климат Республики Беларусь, перспективы развития инвестиционной деятельности. Цель работы – рассмотреть теоретические основы инвестиций, их роль в развитии экономики, поиск путей совершенствования инвестиционной политики Республики Беларусь на современном этапе.
В настоящее время акценты в инвестиционной политике Республики Беларусь постепенно смещаются от преференциального режима к созданию универсальных общеэкономических условий, определяющих единые «правила игры» для национальных и иностранных инвесторов, в области лицензирования, внешнеэкономической деятельности и в отношении действия стабилизационных норм.
О том, что в стране в целом сформированы благоприятные условия для деятельности иностранных инвесторов, подтверждает действующий и развивающийся сектор экономики, основанный на частных инвестициях. В настоящее время Правительством с целью улучшения инвестиционного климата предпринят ряд мер по организационно-информационному обеспечению инвестиционной деятельности иностранных инвесторов в республике. С целью увеличения объемов привлечения иностранных инвестиций и содействия реализации конкретных инвестиционных проектов создано РУП «Национальное инвестиционное агентство». Сформирована и постоянно обновляется база данных инвестиционных проектов белорусских предприятий, заинтересованных в привлечении иностранных инвестиций.
Проводится работа по привлечению средств иностранных кредитных линий под гарантии Правительства Республики Беларусь, а также организационные мероприятия по получению Республикой Беларусь суверенного кредитного рейтинга[18].
Все это делает нашу страну привлекательным и, что самое главное, безопасным и выгодным местом для зарубежных капиталовложений.
Для экономики РБ инвестиции необходимы, прежде всего, для ее стабилизации, оживления и подъема. Инвестиции в производство, в новые технологии помогают выжить в жесткой конкурентной борьбе (как на внутреннем, так и на внешнем рынке), дают возможность более гибкого регулирования цен на свою продукцию и т. д.
Привлечение прямых иностранных инвестиций является одним из приоритетов внешней экономической политики Республики Беларусь.
В 2011 году использовано 90,8 трлн. рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых ценах составляет 113,3% к уровню 2010 года. Снижение темпов роста инвестиций в основной капитал по сравнению с прошлогодними (115,8%) темпами в определенной мере обусловлено осуществлением политики сжатия внутреннего спроса, оптимизацией финансирования государственных программ и сокращением расходов бюджета на эти цели.
Удельный вес инвестиций в основной капитал составил 33,1 процента от ВВП, т.е. практически каждый третий рубль является инвестиционным.
Вследствие работы, проводимой Правительством республики, идет постоянное увеличение притока иностранных инвестиций в Республику Беларусь.
В 2011 г. иностранными инвесторами вложено в реальный сектор экономики (без банков) валовых иностранных инвестиций – 18,9 млрд. долл. США, в том числе 13,2 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций (ПИИ) (с учетом задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги), что более, чем в 2 раза, превышает объем 2010 года (5,6 млрд. дол. США) и в 17 раз больше, чем объем поступивших ПИИ в начале пятилетки (в 2006 году объем поступивших ПИИ составил 748,6 млн. дол. США) (см. рис. 2.1).
Рис. - 2.1. Прямые и иностранные инвестиции 2006 – 2011 год.
Источник – [10].
Зарегистрирован рост валового объёма иностранных инвестиций, и что более знаково, увеличение в них доли прямых иностранных инвестиций. Так, в сравнении, например, с 2006 г., когда эта цифра составляла 18,5%, в 2011 г. удельный вес ПИИ составил порядка 70%. Таким образом, данные позитивные тенденции свидетельствует о возрастающей привлекательности Республики Беларусь как объекта для инвестирования.
10 стран-доноров ПИИ в Республику Беларусь в 2011 году: Россия 54%, Великобритания 30,4%, Украина 4,2%, Кипр 2,6% , Италия 1,5%, Германия 1,1%, США 0,8%, Литва 0,7%, Нидерланды 0,6%, Польша 0,6% (см. рис. 2.2.).
Рис. 2.2. - Страновая структура поступления ПИИ в Республику Беларусь.
Источник – [10].
Таким образом, первое место в структуре поступления ПИИ в Республику Беларусь занимает Россия.
Структура прямых иностранных инвестиций (ПИИ) (см. рис. 2.3.) (с учетом задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) направленных в 2011 году в организации по видам экономической деятельности:
Рис. 2.3. - Структура поступления ПИИ в Республику Беларусь по видам деятельности.
Источник – [10].
По данным диаграммы можно сделать вывод, что наибольшие суммы прямых иностранных инвестиций были направлены в такие отрасли экономики, как промышленность, торговля, транспорт и связь.
Прямые иностранные инвестиции
(ПИИ) на чистой основе (без учета
задолженности прямому
Рис. 2.4. - ПИИ на чистой основе, млн. дол. США.
Источник – [10].
Это говорит о том, что Беларусь остается привлекательным регионом для иностранных инвесторов, это подтверждается итогами 2011 года.
Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций на период до 2015 года [12] утверждена в Беларуси. Соответствующее решение содержится в совместном постановлении Совета Министров и Национального банка №51/2 от 18 января 2012 года.
Стратегия направлена на стимулирование притока прямых иностранных инвестиций в соответствии с потребностями структурной перестройки экономики и инновационным развитием страны, расширение масштабов и повышение качества их использования на базе постоянного улучшения инвестиционного климата, реформирования государственной собственности и развития государственно-частного партнерства в Беларуси.
Несмотря на то, что прямые
иностранные инвестиции не стали
одним из главных факторов экономического
роста республики, высокие темпы
развития экономики Беларуси в последние
годы, социально-экономическая и
политическая стабильность, активное
сотрудничество с международными организациями
создают предпосылки для
Несмотря на положительные результаты инвестиционной политики 2011 года, актуальность и острота проблемы инвестиций для Беларуси с каждым годом возрастает. Ведь без вложения в необходимых объемах средств в воспроизводственный процесс не создать новых эффективных рабочих мест, не добиться стабильного и долговременного экономического роста, заметного повышения жизненного уровня населения.
Нельзя сказать, что
в документах, где находят отражение
важнейшие аспекты современной
экономической политики
Аналогичная судьба постигла и предусматривавшийся в этом документе и ряда других заслуживающих внимания мер, направленных на активизацию инвестиционной деятельности. Среди них: приоритетная реализация инвестиционных проектов, направленных на ускорение инновационных процессов, призванных сохранить позиции Беларуси в мировом сообществе и повысить конкурентоспособность страны, приоритетное выделение инвестиций на создание новых наукоемких и высокодоходных экспорт ориентированных видов деятельности.
Время уходит, а проблемы не решаются. Более того, обстановка из года в год усугубляется. В первую очередь это касается капитальных вложений в объекты производственного назначения. В результате экономика страны находится именно на той стадии, когда постоянный спад в инвестиционной сфере стал одной из самых негативных тенденций, которая грозит полным экономическим крахом. На изношенных до предела основных фондах у большинства субъектов хозяйствования не создать конкурентоспособной продукции, не только не завоевать новых, но можно потерять и старые рынки сбыта своих товаров.
Результаты 2011 года наглядно отражают низкую результативность государственной политики в инвестиционной сфере. На примере государственных органов наглядно видно, что задание по привлечению прямых иностранных инвестиций в 2011 году было провалено (см. табл. 3.1).
Таблица 3. 1. - Выполнение плана по привлечению ПИИ в 2011г. (в млн. долл.)
Министерства и ведомства |
План на 2011 год |
Факт за январь-ноябрь 2011 года,% |
Минпром |
1625 |
74,2 |
Минсвязи |
305 |
24,1 |
Минсельхозпрод |
770 |
75,8 |
Минстройархитектуры |
583 |
59 |
Минторг |
570 |
136,6 |
Минтранс |
529 |
86,5 |
Минэнерго |
300 |
1,1 |
Беллегпром |
434 |
9,6 |
Беллесбумпром |
518 |
15,7 |
Белнефтехим |
663 |
50 |
Источник – Электронный ресурс – Режим доступа: www.naviny.by.
Первая причина — общемировая: долговой кризис в Европе снизил инвестиционную активность во всем мире. Вторая причина — внутрибелорусская. Падение курса национальной валюты и внутреннего спроса заметно ухудшили инвестиционный фон в Беларуси. В таких условиях заниматься привлечением иностранных инвестиций было чрезвычайно сложно. Учитывая результаты 2011 года, задания до государственных органов по привлечению иностранных инвестиций в 2012 году снижены в разы.
Факторы, в наибольшей степени препятствующие притоку иностранных инвестиций: система валютного регулирования, нестабильность нормативно-правовой среды для бизнеса, система применения санкций за нарушение условий и порядка ведения бизнеса, уровень налоговой нагрузки, а также доступ к финансовым ресурсам, уровень развития консалтинговых и других деловых услуг.
Согласно Стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь на период до 2015 года[11] улучшение инвестиционного климата осуществляется на основе обеспечения открытости деятельности государственных органов, правового регулирования условий хозяйственной деятельности, соблюдения принципа конкурентоспособности, законных прав и интересов инвесторов и обеспечения защиты инвестиций.
В целях привлечения инвестиций и создания благоприятных экономических условий, снижения рисков и повышения доверия к инвестированию предусматривается реализация комплекса мер по следующим направлениям: реформирование государственного сектора, отношений собственности, приобретения недвижимости и земли.
Программой деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011–2015 годы [16] предусматривается увеличение объема инвестиций в основной капитал в 1,9–1,97 раза, в том числе за счет привлечения прямых иностранных инвестиций на чистой основе в объеме не менее 7–7,5 млрд. долларов США в 2015 году.
Ключевой предпосылкой для
прихода в Беларусь иностранных
компаний является сокращение доли государственного
сектора и приватизация государственного
имущества. При этом обеспечивается
рациональное использование ресурсов
и производственного
Изменение структуры экономики
повысит эффективность ее функционирования,
конкурентоспособность
Проведение приватизации направлено на привлечение в бюджет дополнительных ресурсов ежегодно на сумму не менее 2,5 млрд. долларов США.