Инвестиционная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 14:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение сущности и аспектов инвестиционной и инновационной политики в целом и рассмотрение в отдельности инвестиционной и инновационной политики в России. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: - рассмотреть сущность, принципы, цели и задачи инвестиционной политики, как деятельности государства, направленность на изыскание источников инвестиций и установление рациональных областей их использования; - определить факторы, влияющие на эффективность регулирования инвестиционной деятельности в России; - изучить основные направления инновационной политики государства; - проанализировать инновационную политику в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
Теоретические аспекты инвестиционной деятельности…………………4
Инвестиционный климат в России……………………………………….10
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
2.1 Основные цели и задачи государственной инновационной политики…18
2.2 Сущность государственной инновационной политики в России……….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 53.19 Кб (Скачать файл)

Среднесрочный прогноз предназначен для корректировки стратегии  инвестиционной деятельности и обоснования  вложений в относительно небольшие  по капиталоемкости объекты реального  инвестирования и долгосрочные финансовые инструменты.

Долгосрочный прогноз  связан, прежде всего, с выработкой стратегии инвестиционной деятельности и вложением средств в крупные капиталоемкие объекты реального инвестирования.

Анализируя международный  опыт в области планирования инвестиций, можно отметить, что компании определяют для себя группу критериев, позволяющих  принимать решения об объемах  и направлениях инвестиций. Можно определить основные критерии, являющиеся базовыми практически для всех компаний, занимающихся инвестиционным планированием, это: размеры местного рынка; природные ресурсы и географическое положение страны (региона); доступность рынка; рабочая сила; валютный риск; защита прав интеллектуальной собственности; торговая политика (уровень тарифов, обменный курс национальной валюты, квоты, лицензии и др.); политическая стабильность; макроэкономическая политика (экономическая стабильность); инфраструктура и услуги.

Помимо основных критериев  определяются инвестиционные риски, включающие параметры, их содержание и удельный вес каждого параметра в процентах.

Классификация инвестиционных рисков по параметрам

Параметр

Факторы, учитываемые параметром

Уд. вес, %

1

Политическая стабильность

Оценивается возможность  политических переворотов и их влияние  на деловую активность

12

2

Отношение к иностранным  инвестициям и прибыли

Размеры расходов на социальные нужды

6

3

Национализация

Возможность экспроприации  до предоставления преимуществ местным  предприятиям

6

4

Возможность девальвации

Влияние, а также действенность  методов регулирования

6

5

Платежный баланс

Баланс общий

6

6

Бюрократические вопросы

Уровень государственного регулирования, осуществление таможенных формальностей, валютных переводов и подобных операций

4

7

Темпы экономического роста

Годовые фактические темпы  роста валового национального продукта

10

8

Конвертируемость валюты

Возможность перевода национальной валюты в иностранную, а также место национальной валюты на рынке валют в той степени, в которой это касается предприятия

10

9

Возможность реализации договора

Возможность соблюдения договора, а так же возникновение трудностей вследствие различия в языках и обычаях

6

10

Расходы на зарплату и производительность труда

Уровень зарплаты, производительности труда и порядок оформления на работу

8

11

Возможность использования  экспертов и услуг

Помощь, которую может  ожидать предприятие в области  юридических консультаций, бухгалтерии, по маркетингу, технологии, производства строительных работ

2

12

Организация связи и транспорта

Возможность использования  транспортных услуг, система связи  между предприятиями, развитие транспортной инфраструктуры

4

13

Местное управление и партнеры

Возможности и число партнеров, которые в состоянии представить  капитал и решать совместно вопросы  местного управления

4

14

Краткосрочные кредиты

Предоставление краткосрочных  кредитов предприятиям и возможность  их использования

8

15

Долгосрочный кредит и  собственный капитал

Условия внесения партнерами своей доли в уставный капитал  и условия предоставления кредита  в национальной валюте

8

   

итого

100


В России при планировании инвестиций на уровне страны и регионов используют понятие «инвестиционный  климат». В отечественной экономической  литературе несколько последних  лет активно дискутируется сущность данного понятия.

Для возникновения инвестиционных ресурсов, формирующих инвестиционный потенциал, необходимы следующие условия:

-  существование сбережений и способность населения делать текущие сбережения;

-  возможность обслуживания долга;

-  иностранные займы и инвестиции.

Масштабы и эффективность  реализации инвестиционного потенциала определяются степенью благоприятности  инвестиционного климата. Инвестиционный климат определяется воздействием следующих  основных факторов:

-  Геополитическое положение региона и его природно-ресурсный потенциал. Приграничное положение региона, прохождение через его территорию важнейших транспортных путей, в том числе для осуществления внешнеэкономической деятельности, наличие морских портов, соседство с промышленно развитыми регионами повышают его привлекательность для инвесторов. Наличие собственной сырьевой базы, с одной стороны, повышает эффективность инвестиций за счет уменьшения транспортных издержек, снижения зависимости от внешних поставок сырья

-  Производственный и финансовый потенциал региона и состояние региональных товарных рынков. Более привлекательными для потенциальных инвесторов являются регионы, располагающие развитой производственной инфраструктурой, дешевой рабочей силой необходимой квалификации, возможностями мобилизации финансовых ресурсов, свободными нишами на региональных рынках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления.

-  Уровень развития рыночной инфраструктуры, таких ее инвесторов, как банки, биржи, оптово-розничные фирмы, торговые дома, страховые, инвестиционные, лизинговые компании, инвестиционные фонды и др. Наличие этих институтов способствует формированию региональных рынков капитала, возможности мобилизации финансовых ресурсов для инвестирования за счет привлечения средств хозяйствующих субъектов, населения, посредством выпуска ценных бумаг, использования ресурсов банков.

-  Налоговая политика. Органы власти и управления субъектов Российской Федерации располагают широкими возможностями влияния на инвестиционный климат путем регулирования условий налогообложения, введения дополнительных льгот с целью привлечения инвестиций в приоритетные сферы экономики региона, страхование частных инвестиций за счет средств бюджета субъектов Федерации, инициирования создания на территории региона свободных экономических зон или режима наибольшего благоприятствования.

-  Внешнеэкономические риски. Неурегулированность межнациональных, межбюджетных отношений, нестабильность социально-политической ситуации в регионе, наличие острых социальных проблем, проявляющихся в повышении уровня политической активности населения, забастовочном движении, резко ухудшают климат в регионе и по своему влиянию на уровень инвестиционной активности могут перевесить все положительные экономические факторы.

Существуют различные  методики определения сводной характеристики, посредством которой можно оценить  состояние внешней инвестиционной среды, предопределяющей привлекательность  и целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему (экономику страны, региона, отдельного предприятия). В одних случаях  ученые такую характеристику называют рейтингом, в других – инвестиционным климатом.

Можно выделить три наиболее характерных подхода к оценке инвестиционного климата.

Первый из подходов –  макроэкономический. Он базируется на оценке макроэкономических показателей, таких как: динамика валового внутреннего продукта и объем производства промышленной продукции; динамика распределения национального дохода, пропорции накопления и потребления; состояние законодательного регулирования инвестиционной деятельности; развитие отдельных инвестиционных рынков, в том числе фондового и денежного.

Второй подход – факторный, который основывается на оценке набора факторов, влияющих на инвестиционный климат. Среди них, например, такие  как характеристика экономического потенциала; общие условия хозяйствования; зрелость рыночной среды в регионе; политические, социальные и социокультурные, организационно-правовые, финансовые и другие факторы.

Третий подход – рисковый. Сторонники данного подхода в  качестве составляющих инвестиционного  климата рассматривают два основных варианта: инвестиционный потенциал  и инвестиционные риски. Инвестиционный потенциал оценивается на основе макроэкономической характеристики, включающей: наличие на территории факторов производства; в том числе трудовых ресурсов с учетом их образовательного уровня; потребительский спрос; результаты хозяйственной деятельности населения  в регионе; уровень развития науки  и внедрения ее достижений; развитость ведущих институтов рыночной экономики; обеспеченность комплексной инфраструктурой.

Все формы государственного воздействия на инвестиционные процессы подразделяются на три блока: правовой, административный и экономический. То есть всю совокупность методов  регулирования можно разделить  на: встроенные регуляторы инвестирования в рыночной экономике; экономические методы стимулирования инвестиционной деятельности со стороны государства; административно-правовые методы воздействия государственных органов на инвестиционную активность в стране. В зависимости от степени воздействия государства на инвестиционную деятельность методы можно разделить на пассивный и активный.

Пассивный метод связан с  ориентацией предпринимателей на выбор  наиболее эффективных вариантов  инвестирования путем разработки индикативных планов инвестиций, активный же метод  связан с прямым государственным  инвестированием, а также проведением  государственными органами мероприятий  в налоговой и бюджетной сфере, направленных на активизацию инвестиционной активности предпринимателей.

При обосновании рационального  плана инвестиций и приоритетных направлений государственной поддержки  капиталовложений используются такие  инструменты, как динамическая модель межотраслевого баланса, системы балансовых построений, отражающих инвестиционный процесс и его отдельные аспекты.

Государственные инвестиции в первую очередь определяются государственной  инвестиционной программой, в которой  отражается, сколько и каких инвестиций нужно экономике, как для достижения текущих целей, так и в контексте  долгосрочного развития. Государственные  инвестиции в виде прямого финансирования инвестиционных проектов из государственного бюджета или предоставления льготных инвестиционных кредитов государственными финансовыми институтами – это  важная составляющая инвестиционной деятельности.

Инструменты воздействия  на частные инвестиционные решения  условно можно разделить на три  группы: макроэкономические, микроэкономические и институциональные. К первой группе относятся инструменты, которые  создают общеэкономический климат инвестиций: влияют на процентную ставку, темпы роста экономики и внешнеторговый режим.

Наиболее эффективными среди  микроэкономических инструментов регулирования  инвестиций являются меры, непосредственно  влияющие на объем фондов, остающихся в распоряжении предприятия. Финансирование внутренних инвестиций обычно осуществляется из амортизационного фонда и прибыли. Из этого вытекают налоговые инструменты  воздействия государства на инвестиционный процесс. В рамках налогового регулирования  существуют такие формы стимулирования инвестиций, как ускоренная амортизация, инвестиционный налоговый кредит, выведение  из-под налогообложения части  прибыли, направляемой на финансирование капиталовложений производственного  и непроизводственного назначения.

Специальным инструментом поощрения  частных инвестиций являются государственные  гарантии осуществляющему финансирование проекта учреждению. Положительным  в данном инструменте является то, что в условиях высокого риска  государство может эффективно повысить заинтересованность инвесторов, уровень  инвестиций и взимать плату, которая  может стать существенным источником поступлений в бюджет, отрицательным  – гарантии могут превратиться в  реальные долги, а также наличием целого ряда ограничителей.

Институциональные инструменты  инвестиционной политики заключаются в создании механизмов координации инвестиционных решений частных компаний между собой и с государственными инвестиционными программами. Существует множество форм институциональных механизмов – от создания картелей в экспортных или переживающих кризис отраслях до политических и неформальных контактов. Создание финансово-промышленных групп позволяет свести вместе финансовый капитал и реальный сектор. Привлекает инвестиции и своевременная и качественная информация и консультации между правительством и деловыми кругами.

Иностранные инвестиции регулируются теми же методами, что и частные, но инструменты могут носить специфический  характер. При привлечении и регулировании иностранных инвестиций используются гарантии правительства, налоговые инструменты – льготы, временные освобождения от налогов, преференции, институциональные инструменты – например, создание консультативных советов, лицензирование, ограничение или полное закрытие доступа в отдельные сферы деятельности.

2. ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

2.1 Основные цели и задачи государственной инновационной политики

Инновация (нововведение) - использование  в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной (научно-технической) деятельности, направленных на совершенствование  процесса деятельности или его результатов. Инновации могут относится к сферам производства, экономических, правовых, социальных отношений, области науки, культуры образования, другим сферам деятельности общества.

По уровню новизны различают:

-  базисные инновации, направленные на освоение новых поколений машин и материалов, принципиально новой техники и технологии;

-  улучшающие инновации, служащие распространению и совершенствованию освоенных поколений техники, (технологии), созданию новых моделей машин и разновидностей материалов, улучшению параметров производимых товаров (услуг) и технологий их изготовления;

-  псевдоинновации, деятельность по частичному улучшению устаревшей техники и технологии, не дающая эффекта для общества либо приносящая отрицательный эффект.

Инновационная деятельность - процесс использования результатов  научно-технической деятельности (открытий, изобретений, технических усовершенствований, промышленных образцов, проектов и  т.п.) в производстве для расширения и обновления ассортимента и улучшения  качества выпускаемой продукции (товаров  и услуг), совершенствования технологии их изготовления. Инновационная деятельность охватывает как процесс освоения инноваций в производстве, так и содействие этой деятельности (информационные и иные услуги) и управления ею, а также научную и. инвестиционную деятельность в части, относящейся к инновационному процессу.

Информация о работе Инвестиционная политика государства