Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 14:53, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение сущности и аспектов инвестиционной и инновационной политики в целом и рассмотрение в отдельности инвестиционной и инновационной политики в России. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: - рассмотреть сущность, принципы, цели и задачи инвестиционной политики, как деятельности государства, направленность на изыскание источников инвестиций и установление рациональных областей их использования; - определить факторы, влияющие на эффективность регулирования инвестиционной деятельности в России; - изучить основные направления инновационной политики государства; - проанализировать инновационную политику в России.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
Теоретические аспекты инвестиционной деятельности…………………4
Инвестиционный климат в России……………………………………….10
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
2.1 Основные цели и задачи государственной инновационной политики…18
2.2 Сущность государственной инновационной политики в России……….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..
Прибыль от инноваций может при удачной реализации инновационного процесса оказаться сказочно большой, а в случае неудачи прибыль может быть утеряна полностью.
Инновационная политика в государстве необходима для устойчивой экономики в развитых странах. Эта политика является необходимой для объединения производства и науки.
Инициативное вмешательство
в экономику государством осуществляется
в Японии, Франции, чуть меньшее вмешательство
замечено в экономике Англии, США,
остальные государства
Механизмы финансово-кредитной политики включают в свой состав следующие основные элементы:
- создание благоприятных условий для финансово-кредитных учреждений и страховых компаний, работающих в рамках корпоративных структур (в том числе финансово-промышленных групп), в целях финансирования инноваций и страхования кредитных рисков, связанных с освоением инновационной продукции;
- применение возвратного финансирования высокоэффективных прикладных инновационных разработок, имеющих высокую экономическую эффективность;
- развитие венчурного инвестирования;
- создание механизма реструктуризации и погашения задолженности научно-исследовательским организациям и промышленным предприятиям (в первую очередь, оборонной промышленности) по средствам национального бюджета, образовавшейся вследствие государственного недофинансирования;
- оказание содействия в участии малого предпринимательства в конкурсах по реализации инновационных программ и проектов за счет бюджетных средств.
В составе механизмов должно
быть также предусмотрено принятие
законодательных и нормативно-
Необходимо также:
- создание благоприятных условий для инвестирования средств в целях осуществления инноваций и развития инновационной деятельности (лизинг);
- размещение государственного заказа на закупку продукции, созданной в результате инновационной деятельности;
- осуществление мер по поддержке отечественной инновационной продукции на международном рынке и развитие внешнеэкономической деятельности;
- поддержка сбора и распространение информации об инновационных потребностях и результатах научно-технической и инновационной деятельности;
- государственную поддержку подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность.
В связи с развитием
и расширением рынка научно-
- авторов и работодателей;
- налогообложения физических и юридических лиц;
- деятельности национальных (государственных) органов управления, в частности, патентных ведомств;
- отношений в области морального стимулирования.
Институциональные преобразования должны быть направлены прежде всего на развитие высокотехнологичных производств в отраслях промышленности за счет:
- объединения узкоспециализированных научных и проектных организаций, ведущих научные исследования и разработки в интересах преимущественно одного заказчика, в единую научно-промышленную структуру;
- реструктуризации части отраслевых научно-исследовательских и проектных институтов в инжиниринговые фирмы с развитой финансово-экономической, маркетинговой и коммерческой инфраструктурой;
- создания инфраструктуры малого бизнеса для обслуживания программ по реализации высоких технологий, а также создания базовых региональных и межрегиональных инновационно-технологических центров передачи технологий для обеспечения связи малых предприятий с крупным производством;
- развития информационной сети для инновационной и инвестиционной деятельности, на базе которой развить систему экспертизы технологий и ноу-хау на предмет патентной чистоты и конкурентоспособности;
- учреждения региональных венчурных инновационных фондов;
- развития информационной инфраструктуры, поддержания сети научно-технических библиотек,
- оказания содействия инновационным организациям в доступе к информационным сетям и базам данных.
Механизмы в сфере образования должны предусматривать:
- широкое использование новых образовательных и информационных технологий, совершенствование научно-методического обеспечения учебного процесса, улучшение качества подготовки специалистов и повышения квалификации педагогических кадров в области инновационной деятельности;
- совершенствование системы финансирования научно-технической, инновационной деятельности и социальной сферы научных и учебных заведений в области образования, привлечение для этих целей дополнительных внебюджетных финансовых средств;
- участие научно-педагогических работников вузов системы в создании наукоемких технологий, в том числе технологий двойного назначения, инновационной продукции и повышении конкурентоспособности производства.
Механизмы в сфере экспорта призваны создать условия для ускоренного роста экспорта продукции обрабатывающих отраслей промышленности - машин и оборудования, высокотехнологичных и наукоемких изделий, услуг, в том числе за счет:
- регулирования вопросов кредитования с участием государства ориентированных на экспорт проектов, программ освоения наукоемкой и высокотехнологичной продукции, закупок для развития экспортного производства оборудования, сырья, материалов, комплектующих и запасных частей;
- координации вопросов тарифного и нетарифного регулирования экспорта высокотехнологичной продукции производителей стран СНГ, конкурентоспособной по отношению к аналогичной продукции иностранных производителей.
Таможенные механизмы
должны обеспечивать функционирование
гибкой системы таможенного
- обеспечение мер по ускорению таможенного оформления технологического оборудования, находящегося на складах временного хранения и таможенных складах;
- расширение практики применения особого режима свободного таможенного склада для производств, осваивающих новую высокотехнологичную наукоемкую продукцию, в целях привлечения в эти производства иностранных инвестиций.
2.2 Сущность государственной инновационной политики в России
В настоящее время инновационная деятельность в России переживает трудные времена. Это связано с тем, что до начала реформ крупномасштабные инновации осуществлялись государством. Поэтому специфика сложившейся на сегодняшний день ситуации заключается в том, что в стране имеются значительные технологические заделы, уникальная научно-производственная база и высококвалифицированные кадры, но в то же время в связи с общим экономическим упадком существует крайне слабая ориентация этого инновационного потенциала на реализацию научных достижений.
Инновационная политика государства
разрабатывается в виде концепции
Правительством РФ и является важной
частью государственной социально-
Главной проблемой в настоящее
время в российской экономике
является то, что значительный физический
и моральный износ
Цели и направления
инновационной политики государства
определяются, прежде всего, характерной
особенностью той или иной отрасли,
ее производственно-экономическим
потенциалом и уровнем
Первая группа отраслей обладает
большим конкурентоспособным
Отрасли второй группы производят продукцию, близкую к конкурентоспособной на мировом рынке. Это оборонная промышленность, машиностроение и др.
Отрасли третьей группы включают в себя агропромышленный комплекс, легкую и пищевую промышленность и др. Их продукция на мировом рынке не котируется, поэтому они ориентированы главным образом на внутренний российский рынок.
Инновационная политика в отношении этих групп отраслей отличается по характеру, масштабам, объему ресурсов и т.д. В этой связи к основным направлениям государственной инновационной политики можно отнести:
- разработку и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования;
- создание системы поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции;
- развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, систему сертификации и продвижения разработок и т.д.
Государственная инновационная политика в базовых отраслях направлена на ускоренное промышленное освоение отечественных и зарубежных научно-технических и технологических достижений мирового уровня, воспроизводство природных ресурсов. Особое значение имеют экологические приоритеты инновационной деятельности во всех без исключения отраслях.
Для реализации инновационной
политики правительством разработаны
конкретные методы, целью которых
является обеспечение эффективного
внедрения инновационной
- формирование законодательных условий для позитивных изменений в инновационной сфере, т.е. в законодательстве должна предусматриваться разработка соответствующих правовых актов;
- государственная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое, высокотехнологичное производство, а также организаций (в период освоения ими инноваций) за счет введения определенных налоговых льгот, государственных гарантий и кредитов;
- совершенствование налоговой системы с целью создания выгодных условий для ведения инновационной деятельности;
- консолидация усилий органов государственной власти и частных инвесторов, направленных на организацию взаимодействия со странами-членами ЕС, СНГ, другими государствами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сложность экономической и финансовой ситуации в стране, серьезные деформации в российской экономике, продолжающийся инвестиционный кризис подводят к необходимости переосмысления направлений экономической реформы. Речь идет о росте экономики, основанном на приоритете реальных инвестиций. Необходим как поиск новых инструментов регулирования инвестиционной сферы, так и совершенствование управления капиталовложениями.
Одна из наиболее актуальных
проблем российской экономики –
повышение
Теоретически существуют
два подхода. Можно пойти по пути
приобретения лицензий и ноу-хау
на известные технологии, виды продукции
и торговые марки крупных зарубежных
компаний. Другой путь – опора на
собственный научно-
Прежде всего, необходимо поддержание функционирования уже существующей научной инфраструктуры (оборудование, стенды, установки и т.д.). Далее необходимо развитие информационных систем, субсидирование затрат на пользование информационными сетями и базами данных, импорт научной литературы. Приоритетами являются импорт технологий, компьютеризация науки (научных центров, вузов), реформа высшего образования в соответствии с новыми потребностями. Кроме того, к концу периода необходимо начать создание новых научно-производственных комплексов.
Следующий этап характеризуется
внедрением инноваций в производство,
чрезвычайно высокой долей
Наконец, необходима поддержка
в освоении НИОКР (внедрении технологий).
Следует перейти от финансирования
научных организаций к
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аньшин В.М. Инвестиционный анализ. – М.: Дело, 2006
2. Балабанов И. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2007
3. Баркер А. Алхимия инноваций. – М.: Дело, 2006
4. Донцова Л. Инновационная деятельность: состояние, необходимость государственной поддержки, налоговое стимулирование.//Менеджмент в России и за рубежом, 2008. - №3
5. Зайцева О.А., Радугин А.А., Радугин К.А., Рогачева Н.И. Основы менеджмента. - М.: Центр, 2006
6. Игонина Л.Л. Инвестиции. - М.: Юристъ, 2006
7. Кушлин В.И., Волгин Н.А. Государственное регулирование рыночной экономики. – М.: Экономика, 2006
8. Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики. – М.: Инфра-М, 2007