Инвестиционный кризис в российской экономике. пути его преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 15:28, курсовая работа

Краткое описание

С формированием международных экономических отношений появилось и международное разделение различных факторов производства (земля, труд и капитал) появилась и исторически сложившиеся специализация различных стран на производство и торговлю определёнными товарами и услугами. Потребность одних государств в разных товарах и услугах, которые производятся в других государствах, создает предпосылку для международного движения капитала. При этом под ним понимаются во всех формах, которые необходимы для создания данных материальных благ.
Иностранные инвестиции являются определенной формой для выхода капитала с национального рынка на международные.

Содержание

Введение 2
1 Теоретические аспекты влияния инвестиций на экономику страны 3
1.1 Роль привлечения инвестиций в экономику страны 3
1.2 Инвестиционная политика государства 3
2 Оценка инвестиционного кризиса в российской экономике 3
2.1 Анализ привлечения инвестиций в российскую экономику на современном этапе 3
2.2 Причины инвестиционного кризиса в российской экономике 3
3 Пути преодоления инвестиционного кризиса 3
Заключение 3

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 298.57 Кб (Скачать файл)

К тому же, без доходов от экспорта энергоресурсов, России, очевидно, надо было бы окончательно оставить надежды на финансовое обеспечение возможных программ «новой» индустриализации или модернизации экономики. В то же время, рост вложений в добывающие отрасли, безусловно, не должен одновременно означать сокращение объемов инвестиций в обрабатывающие производства, т. е. усугублять неэффективную (сырьевую) структуру российской экономики, что, на наш взгляд, также может быть отнесено к своеобразному углублению инвестиционного кризиса в стране.

В-пятых, пока государство экономит на вложениях в передовые отрасли, а крупный частный бизнес все активнее перераспределяет в свою пользу доходы от экспорта сырьевых «общенародных» ресурсов, малому и среднему отечественному бизнесу приходится в основном довольствоваться весьма незначительными объемами вложений в развитие собственного производства или специализироваться на посреднических операциях и наращивании вложений в торговлю, бизнес-клубы, салоны красоты, ночные клубы и т. п. Не случайно за годы реформ доля оптовой и розничной торговли в ВВП России возросла до трети и оценивается сейчас специалистами как гипертрофированно высокая, поскольку превышает значение этого показателя во всех развитых и развивающихся странах. Такой сдвиг в структуре инвестиций является закономерным следствием неизбежно сформировавшейся в стране за годы реформ специфической «болезни», которую И. В. Розмаинский назвал «инвестиционной близорукостью»15 и которая означает незаинтересованность и боязнь большей части отечественных инвесторов осуществлять сколько-нибудь крупные вложения в свой бизнес из-за отсутствия четких перспектив на будущее, низкого качества отечественных законов и массовости их нарушений самими законодательными органами и органами правопорядка.

С учетом всего происходящего, трудно предполагать, что от инвестиционной политики России периода реформ выиграли обрабатывающие отрасли отечественной экономики или социальная инфраструктура. В России в настоящее время угасают не сырьевые отрасли. В автомобилестроении, например, падение производства в этом году на 10 %. В сельском хозяйстве экспорт сократился на 14 %, а импорт вырос на 5 %. Да и в сырьевых отраслях не все гладко. В металлургии экспорт сократился на 13 %. Массово закрываются литейные заводы, производители сдают оборудование в металлолом, увольняют рабочих, а заказы уходят в Китай». В целом к концу 2013 г. темпы роста в отечественной промышленности снизились, как известно, почти до нуля, а в ряде обрабатывающих отраслей наблюдается даже абсолютное сокращение объемов производства.

Еще более удручающая ситуация складывается в сфере вложений в некоторые направления развития инфраструктуры. В 2013–2014 гг. в России «...на развитие сельских территорий от Калининграда до Владивостока, где проживают 38 млн чел., будет выделена чуть большая сумма, чем на дорогу от Москвы до Сколкова. Но и этот мизер в следующем году планируют урезать на 5 %, а в 2016 г. — на 20 %»16.

В-шестых, в круг доказательств пребывания российской экономики в состоянии инвестиционного кризиса, следует, очевидно, включить также то обстоятельство, что за весь период реформ в стране так и не была разработана сколько-нибудь эффективная государственная законодательно-правовая база инвестиционной деятельности. Кроме того, за двадцать лет государством не было выработано сколько-нибудь четкой инвестиционной концепции и направлений инвестиционной политики.

Как можно предположить, государство надеется вывести экономику страны из опасного и фактически усугубляющегося инвестиционного кризиса с помощью небывало большого оборонного заказа, который до 2020 г. определен в размере 23 трлн р. Намечая такие огромные вложения в оборонный сектор, государство, очевидно, рассчитывает, по примеру многих других стран, «убить сразу двух зайцев», т. е. и модернизировать оборонный сектор, и одновременно, опираясь на передовые военные технологии, осуществить новую индустриализацию и модернизацию в широком круге гражданских отраслей.

С этим же огромным оборонзаказом связаны, очевидно, и известные обещания президента страны о создании в ближайшие годы 25 млн новых высококвалифицированных рабочих мест.

Безусловно, если бы удалось действительно мобилизовать на цели модернизации намеченные объемы вложений и, главное, достаточно целесообразно и эффективно их использовать, то на этой основе можно было бы рассчитывать на реальный прорыв не только в инвестиционном секторе, но и в экономике в целом. Однако главная для России трудность предстоящей модернизации заключается, очевидно, не столько в изыскании необходимых финансовых ресурсов, сколько в том, что для решения предстоящих проблем потребуются: мобилизация всех оставшихся здоровых сил общества, радикальное обновление коррумпированного сверху до низу государственного аппарата, принципиальное изменение «общественного статуса» науки в обществе, переход к новой политике в области заработной платы и стимулирования бизнеса, существенные изменения в ряде аспектов внешнеэкономической политики.

Если российское государство сможет справиться с такими задачами, т. е. фактически сможет качественно изменить самое себя, то тем самым избавит Россию от возможных серьезных общественных потрясений и катаклизмов и позволит ей перейти на новую, более эффективную траекторию развития. 
3 Пути преодоления инвестиционного кризиса

 

Тенденция к неравномерному отраслевому и территориальному распределению реальных иностранных инвестиций в сочетании с их незначительным для экономики России в целом заставляет сделать вывод о практически маргинальной роли прямых иностранных инвестиций в России. Иностранные инвестиции, не оказывая почти никакого значительного воздействия на развитие национального хозяйства России, играют сейчас роль «катализатора» роста лишь в нескольких узких секторах производства, ориентированных, в первую очередь, на зарубежный спрос. Развитие этой тенденции (даже при количественном росте иностранных инвестиций) может привести к так называемой «венесуэлизации» российской экономики - структуре национального хозяйства, при которой налицо ослабление связей и глубокий технологический разрыв между передовыми экспортно-ориентированными отраслями, в значительной мере контролируемыми иностранным капиталом (топливно-энергетический комплекс, деревообработка, нефтехимия, горная промышленность, металлургия и обслуживающая эти отрасли инфраструктура).

Избежать этой тенденции и добиться существенного количественного увеличения реальных вложений в российскую экономику можно только путем выработки комплексной государственной программы по привлечению иностранных инвестиций. Учитывая опыт многих зарубежных стран, в число необходимых для России мер в этом направлении (помимо общего улучшения политической и макроэкономической ситуации) должны войти:

- создание реально действующей  системы льгот для иностранных  инвесторов в отдельных отраслях  и регионах (в частности, реализация  механизма раз дела продукции  и создание реально действующих  свободных экономических зон);

 

- четкое разграничение  собственности между хозяйствующими  субъектами, а также между федеральными  и местными властными структурами;

- создание стабильного  экономического и внешнеторгового  законодательства, включая нормативную  базу по концессиям и разделу  продукции;

- снижение налогового  бремени и упрощение структуры  налогов;

- создание механизмов  страхования иностранных инвестиций.

Основными способами преодоления инвестиционного кризиса  и привлечения иностранных инвестиций в Россию являются создание совместных коммерческих организаций с иностранными инвестициями, не исключая продажи крупных пакетов акций российских акционерных компаний, регистрация компаний, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, на территории России.

Действенным способом привлечения иностранных инвестиций в Россию могло бы стать заключение с иностранными владельцами капиталов договоров концессий или соглашений о разделе выпускаемой продукции, привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы России путем создания свободных экономических зон.

На сегодняшний день иностранный капитал играет роль своеобразного катализатора, только в нескольких секторах производства, вызывающих интерес у зарубежных инвесторов, не оказывая, впрочем, особо значительного влияния на развитие экономики в целом.

Для существенного увеличения количества прямых иностранных инвестиций в экономику России необходимо разработать комплексную государственную программу, направленную на привлечение международных инвестиций, иностранных инвестиций.

Принимая во внимание опыт зарубежных стран, кроме улучшения политической и макроэкономической ситуации, в числе мер, необходимых России, должна быть создана система льгот для иностранных инвесторов в проблемных регионах и отраслях, например, создание действующих свободных экономических зон.

Еще одной мерой может стать разграничение собственности между субъектами хозяйствования и федеральными и властными структурами на местном уровне.

Безусловно, требуется создание стабильного законодательства в сфере внешней торговли и экономического законодательства.

Привлечению иностранных инвестиций будет способствовать упрощение структуры налогов и снижение налогового пресса, а также разработка и внедрение действенных механизмов страхования иностранных инвестиций.

 

Заключение

 

Необходимое условие развития экономики Российской Федерации на современном этапе – это высокая активность инвестиций в экономику страны. Именно такие инвестиции способны выравнивать и улучшать экономику не только в микроуровне, но и в масштабах всей страны и даже оказать значительное влияние на формирование мировой экономики в целом.

На сегодняшний день, уже на правительственном и законодательном уровне решается вопрос относительно увеличения возможностей для инвесторов во всех отраслях. В частности после кризиса в России существовал резкий дефицит зарубежных инвестиций. Но сейчас ситуация улучшается за счет принятия Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".

Главными проблемами привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику являются коррупция и безнаказанность, зависимость экономики от нефти, газа и других полезных ископаемых, нестабильность банковской системы, низкий уровень развития бизнес среды и культуры с иностранными инвесторами.

Наиболее значимым из всех приведенных проблем является коррупция и безнаказанность, которые делают процесс инвестирования иностранных инвестиций в «хождение по мукам» от одного кабинета к другому, от одного окна к другому, где каждый ждет, что ему что-нибудь за его же профессиональные обязанности кроме зарплаты дадут дополнительное поощрение. Суды во многих государствах мира являются очень коррумпированными и за деньги сделают тебя неприкасаемым для законов.

Низкий уровень развития бизнес среды и культуры с иностранными инвесторами характерен для развивающих стран, где такая ячейка как малый и средний бизнес начинают только формироваться и им очень тяжело приходится, т.к. они борются со всеми: государством, чиновниками, коррупцией, вымогательством и т.д.

Банковская система страны является кровеносной системой для бизнеса и позволяет хранить, тратить собственные денежные средства, а в условиях ее нестабильности появляются риски невозврата средств со счетов банков, что увеличивает риски невозврата иностранных инвестиций.

Главным ресурсом увеличения инвестиций является повышение инвестиционной активности российских регионов, на это направлены новые стандарты деятельности местных властей, направленные на обеспечение благоприятного инвестиционного климата, внедренные в 35 регионах нашей страны.

 

Список использованных источников

 

  1. Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"
  2. Арбатова Н. К. Влияние кризиса на внешнюю и оборонную политику Европейского союза / Н. К. Арбатова // Мировая экономика и международные отношения. — 2013. — No 8. — С. 3–21.
  3. Артюнян А.Г. Воздействие иностранных и внутренних инвестиций на  реальный сектор экономики  // Актуальные вопросы экономики. № 7. 2011 г. 225 с.
  4. Бляхман Л. С. Институциональные основы модернизации российской экономики / Л. С. Бляхман // Проблемы современной экономики. — 2012. — No 1 (41). — С. 7–17.
  5. Гореева Н., Демидова Л.Н., Черняев С.И. Влияние мирового кризиса на экономическую устойчивость России // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. С. 289.
  6. Делягин М. А. Иностранные инвестиции: из России с любовью / М. А. Делягин // Новая газета. — 2010. — 18 марта.
  7. Зуйков Р. Внешнеэкономические связи России: от торговой к производственно-инвестиционной модели / Р. Зуйков // Мировая экономика и международные отношения. — 2013. — No 8. — С. 43–53.
  8. Капица С. На восстановление российской науки придется потратить целое столетие / С. Капица // Новая газета. — 2012. — 17 авг.
  9. Кондратьев В. Зарубежный опыт модернизации: уроки для России / В. Кондратьев // Мировая экономика и международные отношения. — 2013. — No 10. — С. 33–44.
  10. Кондратьев В. Оценки конкурентоспособности стран / В. Кондратьев, А. Егоров, С. Аукционек // Мировая экономика и международные отношения. — 2013. — No 2. —С. 12–25.
  11. Королев И. Неопределенность мирового экономического развития: риски для России / И. Королев // Мировая экономика и международные отношения. — 2013. —No 4. — С. 3–10.
  12. Лебедев В. Есть что заместить. Электронный ресурс. Режим доступа: http://expert.ru/expert/2014/20/est-chto-zamestit/
  13. Лебедев В. Инвестиционный бум откладывается. Электронный ресурс. Режим доступа: http://expert.ru/expert/2013/37/investitsionnyij-bum-otkladyivaetsya/
  14. Макарова Г.Н. «Скрытый» инвестиционный кризис в условиях российских реформ // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2013. № 6. С. 7.  
  15. Малкина М. Ю. Институциональные ловушки инновационного развития российской экономики / М. Ю. Малкина // JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований). — 2011. — Т. 3, No 1. — С. 50–60.
  16. Портер М., Международная конкуренция. – М.: Международные отношения, 2005. – С. 717.
  17. Раткин Л. Минавиакосмос, Мингеологии и Миннефтегаз как отраслевые инвестиционные мегарегуляторы российской экономики / Л. Раткин // Инвестиции в России. — 2013. — No 9. — С. 24–27.
  18. Рисин И.В. Государственное регулирование экономики. М.: КноРус. 2014 г. 240 с.
  19. Розмаинский И. «Инвестиционная близорукость» в посткейнсианской теории и в российской экономике / И. Розмаинский // Вопросы экономики. — 2006. — No 9. —С. 71–82.
  20. Чертко Н.Т., Прямые иностранные инвестиции // Вопросы статистики. – 2010. – No 7. – С. 56.
  21. Фадеева Н. С. Экономически обоснованная стоимость как основа договорных отношений и фактор модернизации строительства / Н. С. Фадеева, С. Л. Золотухин // Экономика строительства. — 2012. — No 1. — С. 16–31.
  22. Шулус А. Совершенствование управления инвестиционной деятельностью и индикативное его регулирование / А. Шулус, В. Шулус // Инвестиции в России. —2013. — No 5. — С. 15–20.
  23. Шулус А. Формирование и эффективность функционирования инновационного комплекса в России / А. Шулус, В. Шулус // Инвестиции в России. — 2013. — No 9. —С. 28–36.

Информация о работе Инвестиционный кризис в российской экономике. пути его преодоления