Инжиниринговые услуги на мировом рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 12:07, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью курсовой работы является выявление тенденций развития современной международной торговли инжиниринговыми услугами. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- понятие инжиниринга. Классификация инжиниринговых услуг в ГАТС;
- место инжиниринга в мировом инновационном обмене;
- основные формы инжиниринговых операций. Деятельность специализированных инжиниринговых фирм и производственных компаний;
- развитие инжиниринговых услуг в России особенности организации, проблемы и перспективы;
- Россия на мировых рынках инжиниринговых услуг.

Содержание

Введение
1 ТЕОРИЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИНЖЕНИРИНОГВЫХ ОПЕРАЦИЙ
Понятие инжиниринга.
Классификация инжиниринговых услуг в ГАТС
Основные формы инжиниринговых операций

2 МЕСТО ИНЖИНИРИНГА В МИРОВОМ ИННОВАЦИОННОМ ОБМЕНЕ
2.1 Иновации в инжиниринге.
2.2 Деятельность специализированных инжиниринговых фирм и производственных компаний

3 РАЗВИТИЕ ИНЖИНИРИНГОВЫХ УСЛУГ В РОССИИ
3.1 Особенности организации, проблемы и перспективы.

Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Инжиниринговые услуги.docx

— 74.52 Кб (Скачать файл)

В международной практике определились две категории фирм, выполняющих работы типа инжиниринг: специализированные фирмы (предоставление инженерно-технических услуг —  основная сфера их деятельности) и  промышленные фирмы (сочетают оказание инженерных услуг с производственной деятельностью).

Специализированные инжиниринговые фирмы в зависимости от вида предоставляемых  услуг делятся, в свою очередь, на две группы: инженерно-консультационные и инженерно-строительные.

•Инженерно-консультационные фирмы предоставляют технические  услуги в форме консультаций. Они  сами не занимаются ни производством, ни строительством. Сфера их деятельности широка. Это и гражданское строительство (порты, аэродромы, транспортные магистрали, шахты, городское строительство), и  промышленные объекты, использующие специфические  технологические процессы.

•Инженерно-строительные фирмы  предоставляют обычно полный комплекс инженерно-технических услуг, включая  проектирование объекта, поставку оборудования, монтаж, наладку и пуск оборудования в эксплуатацию. Эти фирмы довольно часто берут на себя функции генерального подрядчика объекта, привлекая в  качестве субпоставщиков машиностроительные и строительные компании5.

Помимо проектирования гражданских  и военных объектов, инженерно-строительные фирмы специализируются в области  разработки промышленных объектов, и  прежде всего основанных на использовании  специфических технологических  процессов.

Среди инженерно-консультационных фирм развитых стран можно выделить определенную специализацию как  по вилам предоставляемых инжиниринговых услуг, так и по отраслевой направленности. Так, американские, английские, японские, итальянские фирмы оказывают  преимущественно инженерно- строительные услуги в полном комплексе, между  тем как у французских фирм преобладают инженерно-консультационные услуги.

В промышленно развитых странах  — США, Англии, Голландии, Японии и  др. — существуют крупные инженерные фирмы, которые имеют свои филиалы  за границей и осуществляют большой  объем инжиниринговых работ. Такие  фирмы в своей деятельности обычно ориентируются в значительной степени  на экспорт.

Например, у германских инжиниринговых фирм доля экспортных заказов составляет примерно 60%, у американских и французских  — около 30%.

 

 

 

 

 

 

  1. МЕСТО ИНЖИНИРИНГА В МИРОВОМ ИННОВАЦИОННОМ ОБМЕНЕ        
    1. Иновации в инжиниренге

 

            Объекты мирового рынка инновационных технологий (МРИТ) — это результаты интеллектуальной деятельности в овеществленной (оборудование) и не овеществленной (различные виды информации, производственный опыт и знания) формах. Действующими лицами на рынке МРИТ выступают государственные структуры, научно-исследовательские и образовательные учреждения, частные компании и физические лица — специалисты. Налицо стойкая тенденция перемещения источников благосостояния от традиционных факторов производства в виде земли и капитала к информационным ресурсам.

Что касается коммерческого  обмена результатами интеллектуальной деятельности, то среди его наиболее распространенных форм следует отметить: куплю-продажу и аренду технологий в овеществленном виде (оборудование); патентно-лицензионный обмен; реализацию на рынке ноу-хау; инжиниринг; франчайзинг; консалтинг.

«Инжиниринг инноваций» —  это комплекс работ по созданию инновационного проекта, включающий в себя создание, реализацию, продвижение и распространение  определенной инновации.

Задачей инжиниринга инноваций  является получение наилучшего экономического эффекта от вложения инвестиций в  новый продукт и определение  перспективных направлений инновационной  деятельности.

Инжиниринг инноваций  включающий в себя:

•проведение предварительного исследования рынка и выбор перспективного сегмента для нововведений;

•установление целей финансовых изменений на рынке и определение  задач, встающих перед инновациями, объяснение прогнозируемой полезности процесса инжиниринга коллективу и  менеджменту предприятия;

•технико-экономическое  обоснование инновационного процесса, оценка отдельных его этапов и  всего процесса в целом;

•разработку рекомендаций по созданию нового продукта или операции;

•определение объема затрат всех видов ресурсов и численности  работников, необходимых для создания проекта, а также сроков выполнения работ по проекту и экономической  эффективности проекта в целом;

•оформление проекта в  виде документа;

•консультации работников-исполнителей мероприятий по исполняемому проекту6.

Но так как подавляющая  часть результатов исследований, разработок и патентов в развитых странах принадлежит крупным  промышленным компаниям, возникает  определенная зависимость инженерно-консультационных и инженерно-строительных фирм в  технологическом отношении от крупных  промышленных корпораций. Ни одна инжиниринговая компания, даже из числа крупнейших, не может эффективно работать без  заимствования технологии на базе заключения лицензионных соглашений у крупных  промышленных компаний, а также у  других инженерно-консультационных и  инженерно-строительных фирм.

«Патент» (patent) – свидетельство, выдаваемое компетентным правительственным органом изобретателю и удостоверяющее его монопольное право на использование этого изобретения.

Действие патента означает, что только его владелец имеет  право распоряжаться изобретением и решать, каким образом оно  будет использовано: на собственном  предприятии, на совместном предприятии  или на него будет продана лицензия. Кроме того, обладатель патента имеет  право запретить противоправные действия третьего лица, нарушающие патент. Если объектом патента является изделие, то третьему лицу не разрешается: изготавливать  его, предлагать к продаже, применять, вводить в оборот. Если объектом патента является способ, то третьему лицу не разрешается: применять этот способ самому, предлагать его к  использованию, предлагать к продаже  продукт, непосредственно изготовленный  по этому способу, применять продукт, непосредственно изготовленный  по этому способу, вводить такой  продукт в оборот, импортировать  его.

Практически все товары, выпускаемые на рынок, являются запатентованными. Срок действия патента обычно ограничивается 15-20 годами, и он действует только на территории той страны, где был  выдан. Однако далеко не каждое изобретение  может быть защищено патентом. Патентоспособность изделия означает, что оно предлагает техническое решение задачи через  создание новых машин или технологических  процессов, обладает новизной. Превышает  уровень обычного инженерного решения  технической задачи и может быть применено практически. Для поддержания  патента в силе законодательно требуется  периодическая уплата довольно высоких  патентных пошлин. Поэтому владелец патента очень часто предпочитает переуступить права на его использование  той стороне, которая сможет коммерчески  использовать изобретение.

Значение патентной охраны для реализации продукции состоит  в том, что патент позволяет:

1) расширить выбор средств конкурентной борьбы;

2) устранить с рынка или ослабить конкурента;

3) получить исключительное право на коммерческое использование продукта;

4) стимулировать спрос на продукт, поскольку ссылка в этих целях на патент оказывается более эффективной, чем простое описание;

5) получить базу для предоставления лицензии7.

Основными причинами, побуждавшими фирмы в последние годы подавать заявки на патенты в Европейское  патентное ведомство, были (по мере убывания их важности): сохранение технического и технологического лидерства, долговременная охрана важнейших внешних рынков сбыта, охрана новых инвестиций, необходимых  для коммерческой реализации изобретений, создание основы для лицензии, содействие продаже продукции и маркетингу.

«Лицензия» (license) – разрешение, выдаваемое владельцем технологии (лицензиаром), защищенное или незащищенное патентом, заинтересованной стороне (лицензиару) на использование этой технологии в течение определенного времени и за определенную плату.

«Лицензионная торговля» (license trade) - форма международной торговли технологией, включающая сделки с "ноу-хау", патентами и лицензиями на изобретения. Предметом лицензионной торговли являются лицензии на использование технологического опыта, изобретений, промышленных секретов, товарных знаков и др.8

«Ноу-хау» (know-how) - знания и практический опыт технического, коммерческого, управленческого, финансового и иного характера, которые представляют коммерческую ценность, применимы в производстве и профессиональной практике и не обеспечены патентной защитой. Ноу-хау включает в себя техническую документацию (чертежи, проекты, схемы, методики, инструкции и т.д.), образцы изделий, сведения коммерческого характера, данные об организации производства, подготовке персонала и использовании информации в производстве.

Передача на коммерческой основе, обмен, распространение “ноу-хау” осуществляется, прежде всего, путем  заключения лицензионных соглашений, предусматривающий не только передачу соответствующей документации, но также  и подготовку персонала, участие  специалистов в налаживании производства, оказание другой технической помощи импортеру.

Продажу за границу лицензий на использование изобретений, технических  знаний, опыта, а также товарных знаков принято называть заграничным лицензированием.

В современных условиях в  развитых странах практически все  изобретения и новые товары патентуются. Патентные лицензии, т.е. разрешения на передачу прав использования патентов без соответствующего "ноу-хау", играют относительно скромную роль в  лицензионной торговле. Это объясняется  необходимостью проведения дополнительных НИОКР и расходов на внедрение, оптимизацией технологического процесса, а также  риском, что данное изобретение окажется экономически нерентабельным и технологически неприемлемым.

Наибольшее распространение  в международной торговле получили лицензионные соглашения, предусматривающие  комплексную передачу одного или  нескольких патентов и связанного с  ними "ноу-хау".

По характеру и объему прав на использование технологии, предоставляемой соглашением лицензиату, различают неисключительные (простые), исключительные и полные лицензии.

Неисключительная  лицензия дает лицензиару право самостоятельного использования лицензии и выдачи аналогичных лицензий любым заинтересованным лицам.

Исключительная  лицензия предусматривает монопольное право лицензиата использовать изобретение или секрет производства на данной территории, при этом лицензиар отказывается от самостоятельного использования лицензии и ее продажи.

Полная лицензия предоставляет лицензиату исключительное право на ее использование в течение всего срока действия лицензионного соглашения.

«Лицензионное соглашение» - соглашение о передаче прав на использование лицензий, "ноу-хау", товарных знаков и др. Лицензионное соглашение может предусматривать передачу патентной лицензии; комплексную передачу нескольких патентов и связанного с ними "ноу-хау"; растет также число лицензионных соглашений на использование "ноу-хау" без патентов на изобретение.

Лицензионные соглашения последних двух типов предусматривают  помимо передачи технических знаний оказание лицензиаром (владельцем патента) сопутствующих инжиниринговых услуг  по организации лицензионного производства, а также соответствующие поставки оборудования, исходного сырья, отдельных  узлов и т.п.

Лицензионные соглашения различаются в зависимости от ряда признаков:

1) разрешают они экспорт  лицензионной продукции, полностью  исключают его или частично  ограничивают;

2) наличие или отсутствие  в них обязательства лицензиара  в течение срока действия соглашения  предоставлять лицензиату (покупателю  лицензии) информацию о новых  усовершенствованиях лицензионной  техники;

3) способ передачи технологии, т.е. лицензия предоставляется  независимо или одновременно  с заключением контракта на  строительство объекта, поставку  комплектного оборудования и  оказание инжиниринговых услуг  (самостоятельные или сопутствующие  лицензионные соглашения)9.

«Лицензионный договор» - договор, по которому одна сторона (лицензиар) предоставляет право на использование изобретения или иного технического достижения (лицензию), а другая сторона (лицензиат) выплачивает за это определенное вознаграждение.

Объектом лицензионного  договора являются технические решения, признаваемые изобретениями по закону страны, гражданином которой является приобретатель лицензии; ими могут  быть также иные технические достижения, в т.ч. секреты производства, "ноу-хау" и т.п.

Условия лицензионного договора, как правило, устанавливают:

1) территорию применения  лицензии (часть государства, одно  или несколько государств);

Информация о работе Инжиниринговые услуги на мировом рынке