Инновации как фактор экономического роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 18:37, курсовая работа

Краткое описание

Категория экономического роста является важнейшей характеристикой общественного производства при любых хозяйственных системах и также является важнейшей характеристикой инноваций. По мнению различных экономистов, существует множество определений понятия «экономический рост», вот, на мой взгляд, наиболее полноценные, раскрывающие сущность данного термина:
Экономический рост – это процесс постоянного восхождения от низшей ступени к высшей в системе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ.1

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 440.50 Кб (Скачать файл)

Помимо инновационной  политики предприятия, существует государственная  инновационная политика, являющаяся частью государственной социально-экономической политики.

Она определяет цели инновационной  стратегии, механизмы поддержки  приоритетных инновационных программ и проектов и является фундаментом  для проведения инновационной политики предприятия.

Формирование и реализация инновационной политики основываются на создании такой системы, которая  позволит в кратчайшие сроки и  с высокой эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и  научно-технический потенциал страны. Благодаря использованию новых информационных технологий этими потенциалами могут воспользоваться как малые, так и крупные организации всех форм собственности. Инновационная политика – мощный рычаг, с помощью которого можно регулировать циклические спады в экономике, обеспечить её структурную перестройку и заполнить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией.

 

 

2.3Формы реализации инновационной политики предприятия.

Инновационная политика на предприятии реализуется, прежде всего, путём разработки и реализации инновационных проектов и программ, создания эффективного механизма управления ими.

Инновационный проект представляет собой пакет документов, обосновывающий и описывающий комплекс взаимосвязанных  мероприятий по достижению целей  инновационной деятельности.

По предметно-содержательной структуре проекты могут быть исследовательскими, научно-техническими, по разработке и освоению новой продукции, технологии, по модернизации производственного  аппарата, направленными на перепроектирование производственных процессов и т. п.

Общая концепция формирования проекта включает следующие стадии:

1. Формулирование проблемы  и целей проекта;

2. анализ имеющихся  альтернативных решений данной  проблемы и тенденций развития  основных технико-экономических  показателей;

3. Оценка имеющихся ресурсов: финансовых, кадровых, материально-технических;

4. Оценка вероятности  технического и коммерческого  рисков;

5. Выбор наилучшего  варианта решения проблемы;

6. Оформление проекта  и его реализация.

Для инновационных проектов помимо финансового, кадрового и материально-технического обеспечения важными критериями успешности их реализации являются новизна, патентно-правовая охрана создаваемых технических решений, конкурентоспособность будущего новшества, его патентная чистота на предполагаемых рынках реализации. Управление проектом основано на использовании программно-целевых методов планирования.

 

Экономический эффект от осуществления инновационного проекта  можно определить через показатель прибыльности (П) по формуле:

(2)

где p1 – вероятность достижения успешного научного результата; p2 – вероятность достижения коммерческого успеха; ОП – годовой объём продаж, ед.; Ц – цена единицы продукции; Т – период устойчивого сбыта, лет; С1 – стоимость исследований и разработок; С2 – издержки производственно-технического освоения; С3 – издержки на продвижение нового товара на рынок.

В Республике Беларусь принята  и успешно реализуется система  организации планирования, финансирования и выполнения научных и научно-технических  программ.

 

 

Так, в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы среди основных целей программы  формулируется необходимость обеспечения  инновационной направленности развития экономики, создание более действенного механизма стимулирования разработки и реализации эффективных инвестиционных проектов и на этой основе повышения уровня конкурентоспособности экономики, включая структурную перестройку, технико-технологическое перевооружение и реструктуризацию производств.

В рамках Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы принята Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007 – 2010 годы.  

         В соответствии с данной программой планируется довести уровень инновационно активных предприятий реального сектора экономики практически до 100 % (в 2006 г. этот показатель составил 14,1 %), повысить уровень наукоёмкости производства продукции до 1,7 – 2 % (в 2006 г. – 0,66 %), увеличить удельный вес сертифицированной по международным стандартам промышленной продукции до 70 % (в 2006 г. – 53 %), внедрить в производство около 900 новых и высоких технологий, из них 11% – на основе отечественных разработок. Основная цель программы – создание инновационной, конкурентоспособной на мировом рынке, наукоемкой, ресурсо- и энергосберегающей, экологобезопасной, социально ориентированной экономики Республики Беларусь, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие страны и повышение качества жизни белорусского народа. Данные программы служат фундаментом для формирования инновационной политики предприятия и призваны обеспечить встраивание большинства субъектов хозяйствования в национальную инновационную систему.

Как уже отмечалось, в  инновационном процессе большое  значение приобретает инфраструктура. Инновационная инфраструктура – это комплекс организаций и учреждений различных форм собственности, обеспечивающих осуществление инновационной деятельности. На крупных предприятиях существуют подразделения, занимающиеся инновационными разработками. Мелкие предприятия могут создавать совместные исследовательские центры на основе долевой собственности, венчурные компании.

Эффективность инновационной  политики напрямую зависит от инвестиций, осуществляемых в различные направления  деятельности предприятия. Реализации любого инвестиционного проекта в условиях рыночной экономики должно предшествовать решение двух взаимосвязанных методических задач: 1) оценка выгодности каждого из возможных вариантов осуществления проекта; 2) сравнение вариантов и выбор наилучшего из них.

 

 

Эффективность проекта  характеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат и  результатов (чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности инвестиций, коэффициент эффективности  инвестиций и др.). Различают коммерческую, бюджетную и экономическую эффективность инвестиционных проектов.

Коммерческая эффективность  определяется соотношением затрат и  результатов, обеспечивающих требуемую  норму доходности. Коммерческая эффективность  может оцениваться как для  проекта в целом, так и для  отдельных его участников.

Показатели бюджетной  эффективности отражают влияние  реализации проекта на доходы и расходы  республиканского и местного бюджетов. Бюджетный эффект используется для  обоснования заложенных в проекте  мер государственной поддержки.

 

Экономическая эффективность отражает воздействие процесса реализации инвестиционного проекта на внешнюю для проекта среду и учитывает соотношение результатов и затрат по инвестиционному проекту, которые прямо не связаны с финансовыми интересами участников проекта и не могут быть количественно оценены.

Инновационная политика предприятия находится в тесном взаимодействии с производственной, торговой, маркетинговой, инвестиционной политикой. Успешное осуществление  инновационной деятельности возможно только в случае комплексного подхода к поставленным задачам и создании оптимальной организационной структуры, обеспечивающей инновационный процесс.16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Особенности инновационной политики  РБ.

 

3.1Инновационные технологии и системы.

В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг. подтверждена необходимость перехода страны на инновационный путь развития, курса на построение инновационной экономики — экономики, основанной на знаниях.

Как показывает мировой  и отечественный опыт, главным и наиболее эффективным, механизмом такого перехода должна стать национальная инновационная система (НИС) как современная институциональная модель генерации, распространения и использования знаний, их воплощения в новых продуктах, технологиях, услугах во всех сферах жизни общества.

Базисными сферами национальной экономики, создающими фундамент НИС, являются сферы:

    • генерации знаний (наука и ее сегменты в других секторах);
    • распространения и применения знаний (система информационно-аналитического обеспечения НИС);
    • коммерциализации нововведений (рынок научно-технической продукции, рыночные институты);
    • образования и профессиональной подготовки кадров;
    • инновационной инфраструктуры, включая финансовое обеспечение;
    • управления и регулирования (правовая база, государственная макроэкономическая и инновационная политика, корпоративное управление, рыночные механизмы).

 

       Организации и предприятия этих сфер в зависимости от степени их инновационности и креативности полностью или частично входят в НИС, образуя ее подсистемы, сегменты и их взаимосвязи, т.е. структуру НИС (см. рис. 1).

 

 

Рис. 1. Условная схема структуры национальной инновационной  системы.17

Создание эффективной  НИС, как и системы пожизненного образования, призвано обеспечить конкурентоспособность национальной экономики в условиях глобализации и воспроизводства «человеческого капитала», способного генерировать, воспринимать и реализовывать инновации.

Решение этих задач невозможно без создания эффективной государственной  системы научно-технической информации, призванной, с одной стороны, обеспечить потребности в ней ученых, инженерно-технических специалистов, а с другой — представить в мировом информационном пространстве национальную научно-техническую продукцию.

Инновационный процесс  возникает в тот момент, когда созданный в научно-технической сфере уникальный продукт передается в производство, т.е. находит потребителя. При этом следует отметить, что инновационность не сводится только к изменениям в технике и технологиях — она распространяется на все фазы производства, изготовления продукции, сбыта, охватывает управление и маркетинг, производство и обращение, всю инфраструктуру экономики.

Это, в свою очередь, резко  повышает требования к развитию системы  накопления, передачи и распространения  знаний.

 

 

Учитывая то, что система  научно-технической информации, являясь  составной частью научно-технического потенциала, выступает в роли аккумулятора знаний, генератора научно-технического прогресса, актуальной является проблема повышения эффективности информационного обеспечения инновационной деятельности.

В Республике Беларусь проводится значительная работа по использования  информационно-коммуникационных технологий для информационного обеспечения  научной, научно-технической и инновационной  деятельности. В республике создана научно-информационная компьютерная сеть (НИКС), имеющая выход на паневропейскую сеть GEANT по каналу с пропускной способностью 155 Мбит/с. Созданы и достаточно активно используются информационные интернет-ресурсы, содержащие различную информацию по инновационной деятельности: Белорусского института системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы (http://belisa.org.by), Республиканского центра трансфера технологий (http://ictt.by), Межвузовского центра маркетинга НИР Министерства образования (http://www.icm.by), Республиканской научно-технической библиотеки (http://www.rlst.org.by), Национальной библиотеки Беларуси (http://www.nlb.by), многих других НИИ, вузов, ЦНТДЭИ, библиотек.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 мая 2006 г. № 351 ГУ «Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы» (ГУ «БелИСА») осуществляет государственную регистрацию и ведение государственного реестра научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ (НИР, ОКР, ОТР), которые выполняются организациями независимо от форм собственности и подчиненности и индивидуальными предпринимателями на территории Республики Беларусь. Этим указом определено, что государственной регистрации подлежат работы, имеющие значение для реализации приоритетов социально-экономического развития, разработки новых технологических процессов, наукоемкой, конкурентоспособной продукции, формирования перспективных научных направлений. Государственная регистрация работ осуществляется по результатам их экспертизы на предмет соответствия вышеупомянутым требованиям.

В целях формирования информационных ресурсов по НИР, ОКР, ОТР  данным указом определено, что наряду с традиционно представляемыми в ГУ «БелИСА» организациями-исполнителями работ регистрационными и информационными картами, техническими заданиями, отчетами о научно-исследовательской работе, пояснительными записками к ОКР и ОТР работе или техническими отчетами, в обязательном порядке должны представляться рекламно-техническое описание научно-технической продукции или другой документ, отражающий результаты работы по форме, утвержденной Государственным комитетом по науке и технологиям.

К организациям, нарушающим эти требования, могут применяться меры по исключению из государственного реестра ранее зарегистрированных работ. Об исключении работы из государственного реестра ГУ «БелИСА» письменно информирует организацию-исполнителя и организацию, в ведении которой она находится, а также налоговые органы по месту нахождения организации-исполнителя. Поскольку организации-исполнители НИР, ОКР, ОТР получают налоговые льготы по налогу на добавленную стоимость при выполнении зарегистрированных в государственном реестре работ, нарушение данного указа может привести к утрате налоговых льгот.

Информация о работе Инновации как фактор экономического роста