Инновационная деятельность предприятия ОАО «Северсталь»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 15:08, курсовая работа

Краткое описание

Объектом этой работы является предприятие ОАО «Северсталь», как хозяйствующий субъект, а предметом - инновационная деятельность.
Таким образом, цель этой работы – проанализировать инновационную деятельность на примере ОАО «Северсталь».
Основными задачами данной курсовой работы являются:
1)понять сущность инноваций;
2)выявить виды инноваций;
3)рассмотреть влияние инновационной деятельности на развитие предприятия;
4)проанализировать инновационную деятельность предприятия на примере ОАО «Северсталь».

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
1.Теоретические основы инновационной деятельности......................................5
1.1.Классификацияьинноваций ………………………………………………....5
1.2.Понятия инноваций, ее основные свойства…………………………………9
1.3. Роль инноваций в развитии предприятия………………………………....14
2.Анализ инновационной деятельности предприятия ОАО «Северсталь»...16
2.1 Инновационный план ОАО «Северсталь»………………………….……..16
2.2 Производственная программа.......................................................................18
2.3 Инновационные проекты ОАО «Северсталь»…………………………….20
3. Роль персонала в развитии инновационной деятельности предприятия....24
Заключение……………………………………………………………………...28
Список использованной литературы………………………………………….30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 222.docx

— 56.33 Кб (Скачать файл)

Причина возникновения инноваций  содержится в постоянном стремлении человека усовершенствовать существующую общественную систему, устранить противоречия между реальным и желаемым состояниями. 
 
В современных условиях к одному из побудительный мотивов для создания новшеств относится конкуренция на рынке, т.е. инновации связаны с рынком. Конкуренция стимулирует предприятия разрабатывать и внедрять новинки либо для удержания своих позиций на рынке, либо для освоения нового сегмента и получения дополнительных преимуществ. 
 
Снижение спроса на большегрузные автомобили явилось серьезной проблемой для ряда предприятий машиностроения. Однако тенденция была своевременно выявлена высшим менеджментом Акционерное Общество(а) " Газ": тут была разработана новая модель микрогрузовика "Газель". Это позволило предприятию сохранить свою платежеспособность за счет освоения нового сегмента рынка.  
 
Связь инновации с рынком является взаимообусловленной: неудовлетворенный рыночный спрос стимулирует создание и внедрение новшества; в свою очередь, появление инновации на рынке изменяет соотношение спроса и предложения, формирует новые рыночные сегменты, порождая новые рыночные потребности. 
 
Инновация - продукт научно-технического прогресса. Существенные новшества создаются на базе крупных научных открытий. Интеграция науки, техники и производства определяет предпосылки для возникновения и внедрения нововведений. Подобное объединение стало возможным в XIX веке. Ранее в течение почти 2000 лет наука не оказала значительного влияния на производство. Со становление капитализма процессы научно-технического развития активизировались, влияние науки на производство усилилось. В настоящий момент существует тесная связь между научной и производственными сферами. Это обусловлено тем, что в современных условиях устойчивый экономический рост достигается за счет ускорения процессов внедрения в хозяйственный механизм новых решений и обеспечения непрерывности инновационной деятельности. 
 
Процесс создания и внедрения инноваций ориентирован на получение положительного эффекта, который выражается в виде конкурентных преимуществ, приобретаемых фирмой. Однако положительный результат в инновационной деятельности не постоянно достижим, поскольку нововведения являются специфическим продуктом. Эта специфика содержится в неопределенности, возникающей при практическом использовании нововведений. Так, приблизительно 90% инноваций не воспринимается рынком, поскольку существует масса факторов, влияющих на эффективность продвижения нововведения и затрудняющих прогнозирование масштабов его распространения. 
 
В 1950 году компания "Сони" выпустила ленточный магнитофон - техническое устройство с превосходными эксплуатационными характеристиками. По прогнозам специалистов, покупатели должны были закидать фирму заказами. Но оказалось, что это было совсем не то, о чем думали люди, как о самом необходимом. И они не могли его продать. 
 
Таким образом, инновационная дело является областью высоких рисков. По этой причине внедрению новой наукоемкой продукции на рынок должна предшествовать правильная организованная рекламная компания, в процессе которой потребитель информируется о характеристиках новинки. Нововведения - это результат планируемой и скоординированной деятельности субъектов инновационного процесса: разработчиков (НИИ, инжиниринговые компании), инвесторов (финансовые организации или крупные фирмы, венчурные фонды), внедренческих фирм. Качественное менеджмент процессами нововведений позволяет немаловажно снизить инновационные риски и увеличить результат от коммерциализации. Изменения, происходящие на предприятии спонтанно, инновациями не являются. 
 
Таким образом, нововведение характеризуют следующие аспекты: 
 
Нововведение является результатом планируемой творческой деятельности людей, направленной на совершенствование существующей системы. 
 
Нововведение считается новшество, реализованное на практике. Объектами изменений, осуществленных в результате внедрения инновации, могут быть техническая, технологическая, организационно-управленческая, финансовая, социальная, экологическая, правовая и прочие сферы. Нововведения могут способствовать преодолению кризисов на макро- и микроуровнях, увеличивают конкурентоспособность. Нововведения связаны с рисками. 
 
Субъекты инновационной деятельности 
 
Главными субъектами инновационной деятельности являются: новатор, инноватор, инвестор. 
 
Новатор - участник инновационного процесса, осуществляющий поиск инновационных идей и разработку новшества на их основе. 
 
Инноватор - участник инновационного процесса, осуществляющий внедрение и продвижение новшества на рынке. 
 
Инвестор - участник инновационного процесса, осуществляющий финансирование разработки и внедрения новшества.

- мелкие инновации - улучшают  отдельные производственные или  потребительские параметры выпускаемых  моделей техники на основе  использования мелких изобретений,  что способствует либо более  эффективному производству этих  моделей, либо повышению эффективности  их использования.[12,c.99]

М. Уолкер выделяет семь типов  инноваций в зависимости от степени  использования в них научных  знаний и широкого применения:

1) основанные на использовании  фундаментальных научных знаний  и широко применяющиеся в различных  сферах общественной деятельности (например, ЭВМ и др.);

2) также использующие  научные исследования, но имеющие  ограниченную область применения (например, измерительные приборы  для химического производства);

3) разработанные с использованием  уже существующих технических  знаний новшества с ограниченной  сферой применения (например, новый  тип смесителя для сыпучих  материалов);

4) входящие в комбинации  различных типов знаний в одном  продукте;

5) использующие один продукт  в различных областях;

6) технически сложные  новшества, появившиеся как побочный  результат крупной исследовательской  программы (например, керамическая  кастрюля, созданная на основе исследований, проводившихся в рамках космической программы);

7) использующие уже известную  технику или методы в новой  области.

Классификация дает специалистам базу для выявления максимального  количества способов реализации инноваций, тем самым создавая вариантность выбора решений

 

 

 

 

1.3. Роль инноваций в развитии предприятия

Инновационная деятельность предприятия направлена прежде всего  на повышение конкурентоспособности  выпускаемой продукции (услуг).

Конкурентоспособность - это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента - потребительские свойства и цена - являются главными составляющими конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания.

Вместе с тем обслуживание на высшем уровне создает большую  привлекательность. Исходя из этого, формулу  конкурентоспособности можно представить  в следующем виде:

Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание.

Управлять конкурентоспособностью - значит обеспечивать оптимальное соотношение названных составляющих, направлять основные усилия на решение следующих задач: повышение качества продукции, снижение издержек производства, повышение экономичности и уровня обслуживания.[7,c.5]

По существу, основа современной "философии успеха" заключается  в подчинении интересов фирмы  целям разработки, производства и  сбыта конкурентоспособной продукции. На первый план ставится ориентация на долговременный успех и на потребителя. Руководители компаний рассматривают  вопросы прибыльности с позиций  качества, потребительских свойств  продукции, конкурентоспособности.

Для анализа положения  изделия на рынке, оценки перспектив его сбыта, выбора стратегии продаж используется концепция "жизненного цикла товара''.

Одновременная работа с товарами, находящимися на различных стадиях  жизненного цикла, под силу лишь крупным  компаниям. Небольшие фирмы вынуждены  идти по пути специализации, т.е. выбирают себе одно из следующих "амплуа":

- фирма-новатор, занимающаяся, прежде всего вопросами нововведений;

- инжиниринговая: фирма,  разрабатывающая оригинальные модификации  товара и его дизайн;

- узкоспециализированный  изготовитель - чаще всего субпоставщик  относительно несложных изделий  массового выпуска;

- производитель традиционных  изделий (услуг) высокого качества.

Как показывает опыт, небольшие  фирмы особенно активно действуют  в производстве товаров, проходящих стадии формирования рынка и ухода  с него. Дело в том, что крупная фирма обычно неохотно идет первой на производство принципиально новой продукции. Последствия возможной неудачи для нее намного тяжелее, чем для небольшой вновь образовавшейся фирмы.

Обеспечение конкурентоспособности  товара требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск  и реализация инноваций.

В этой связи интересно  отметить, что один из классиков  экономической теории А. Маршалл  считал именно предпринимательство  коренным свойством, главной чертой рыночной экономики.

Главной предпосылкой инновационной  стратегии является моральное старение выпускаемой продукции и технологии. В связи с этим каждые три года на предприятиях следует проводить  аттестацию выпускаемых изделий, технологий, оборудования и рабочих мест, анализировать  рынок и каналы распределения  товаров. Иными словами, должна проводиться рентгенограмма бизнеса.

2.Инновационная  деятельность предприятия ОАО  «Северсталь»

2.1. Инновационный  план ОАО «Северсталь»

Рассмотрим инновационную  деятельность на примере предприятия  города Череповца ОАО «Северсталь».

Металлургический комплекс - ОАО «Северсталь» выступает основой экономики области. В рейтинге крупнейших компаний Восточной Европы ОАО "Северсталь" - единственное из предприятий чёрной металлургии - вошло в первую 20, поднявшись на 10 строчек по сравнению с рейтингом 2004 года.

Он дает более 58% объема промышленного  производства, 73% экспорта, 75% прибыли  промышленности и около 40% доходов  консолидированного бюджета области.[11,c.68]

Сегодня в технической  дирекции компании создаётся служба технических инноваций и развития, которая будет осуществлять разработку инновационной политики, бизнес - стратегию общества и определять пути и методы ее эффективного регулирования. Разработка и реализация тематического плана НИОКР, который планируется разрабатывать сроком на 3 - 5 лет, будет осуществляться в строгом соответствии с основными направлениями технических инноваций и развития общества. В перспективе тематический план НИОКР станет основой для формирования ежегодных программ НИОКР.

Среди наиболее эффективных  мероприятий, включённых в тематический план, станет разработка технологии восстановления участков кладки коксовых печей, подверженных сильным температурным колебаниям,  методом керамической наплавки. Ожидаемый экономический эффект составит 831,7 тыс. рублей.   Помимо этого, план НИОКР включает такие мероприятия, как разработка состава и технологии производства листовой высокопрочной стали повышенной вязкости с пределом текучести 690 Н/мм2, разработка технологии производства листов из трубных и конструкционных сталей на стане 5000,  исследование технологии и разработка режимов ультразвуковой упрочняющей обработки валков ПХЛ, которое позволит повысить их эксплуатационные свойства и износостойкость, разработку технологических принципов и освоение производства трубных сталей стойких против локальной коррозии различных классов прочности и т.д.       

Всего в 2004 году при затратах 40,1 млн. рублей фактический экономический  эффект составил 534,7 млн. рублей, в т. ч. фактический экономический.[1,c.52]

Стратегии развития ОАО "Северсталь" на 5-10 лет находят отражение в  стратегическом бизнес-плане и сбалансированных показателях

· Увеличение объемов производства, в том числе продуктов с  высокой добавленной стоимостью

· Повышение средней цены продаж

· Оптимизация затрат

· Создание условий для  раскрытия творческого потенциала работников

· Повышение капитализации  компании

· Повышение социальной значимости и ответственности компании

С первых лет создания акционерного общества  развитие компании определяют  шесть стратегических программ, в реализацию которых  вовлечены все работники предприятия. Работа по программам -  развитие персонала, сбытовой и  коммерческой,  организационно-экономической и организационно-технической, стратегическому бизнес-плану - позволила ОАО  "Северсталь" изменить подходы к основным направлениям своей деятельности,  нацелив свое движение к  повышению эффективности производства,   мобилизации всех внутренних  ресурсов для вхождения в группу  лучших мировых сталелитейных компаний.

 

2.2. Производственная программа

Производственная программа  ОАО "Северсталь" нацелена на реализацию стратегии увеличения объемов производства, в том числе продуктов с высокой добавленной стоимостью. Рост объемов производства приведен в таблице 1.1.[14,c.41]

Таблица 1.1

Рост объемов  производства, в тыс. тонн

 
 

2003г.

2004г.

2005г.

до 2010г.

 

Сталь

9.888

10.440

11.073

12.500

 

Прокат

8.810

9.970

9.970

10.900

 
           

В 2004 году достигнуто увеличение объемов производства: по стали - на 5,6%, по прокату - на 5,5%.

В 2005 году рост объемов производства: по стали - на 6,1%, по прокату - на 7,3%.

В основу стратегического  бизнес-плана входят три магистральных  направления:

· Производство высококачественного  оцинкованного листа для автомобилестроения совместно с фирмой "Arcelor"

· Производство штрипса для труб большого диаметра

· Перевод сортового проката  на непрерывное литье заготовки.

Серьезные инвестиции предусматриваются  в начало технологической цепочки: коксохимическое производство и доменный цех. При этом в центре внимания остаются сталеплавильный и прокатный переделы. Помимо этого, в бизнес-плане важным является направление по снижения затрат, составной частью которого являются программа энергосбережения и программа ввода автоматизированных систем контроля и учета электроэнергии. Задача компании - приблизиться по уровню потребления энергетических ресурсов на тонну жидкой стали к лучшим мировым производителям. Снижение затрат станет одним из первоочередных направлений.

Информация о работе Инновационная деятельность предприятия ОАО «Северсталь»