Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 14:55, курсовая работа
Целью курсовой работы является - обоснование и разработка вопросов повышения эффективности и оценки эффективности технических и организационных нововведений.
В соответствии с указанной целью в работе поставлены следующие задачи:
• Раскрыть понятие инновации;
• Ознакомиться с различными классификациями инноваций
• Определить значение инновационной деятельности в развитии предприятия
• Затронуть теоретические элементы нововведений
• Дать оценку эффективности технических и организационных нововведений
Полная лицензия, применяемая крайне редко, предусматривает передачу лицензиату всех без исключения прав на предмет лицензии, что равносильно продаже патента.
Патентно-лицензионный
трансферт инноваций должен осуществляться
с учетом экономических интересов страны. Если новшество
или нововведение, не имеющее аналогов
в зарубежной практике, не использовано
достаточно полно в стране - патентодержателе,
то продажа лицензии иностранному государству
может нанести ощутимый экономический
вред. Это особенно характерно для беспатентных
лицензий, представляющих собой лицензионные
соглашения на продажу незапатентованного
изобретения, ноу-хау или другого производственно-
В общей характеристике технологических укладов принято выделять периоды их доминирования (50 лет), ядро технологического уклада, ключевой его фактор и формирующееся ядро нового технологического уклада. Например, в пятом технологическом укладе, начало которого пришлось на восьмидесятые годы двадцатого века, ядром является электронная промышленность, волоконно-оптическая техника, программное обеспечение, роботостроение и т. д. Ключевым фактором пятого технологического уклада служат микроэлектронные компоненты. В формирующееся ядро нового, шестого, технологического уклада включены биотехнологии, космическая техника, тонкая химия и др. Кроме того, приводятся и такие характеристики, как преимущества данного технологического уклада по сравнению с предшествующим, особенности организации инновационной активности.
Слово «инновация» является синонимом нововведения, или новшества, и может использоваться наряду с ними. В литературе встречается несколько подходов к определению сущности инновации. Наиболее распространены две точки зрения: в одном случае нововведение представляется как результат творческого процесса в виде новой продукции (техники), технологии, метода и т.д.; в другом - как процесс введения новых изделий, элементов, подходов, принципов вместо действующих. В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.
Анализ различных определений инновации приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.
Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:
использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля - продажа);
внедрение продукции с новыми свойствами;
использование нового сырья;
изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
появление новых рынков сбыта.
Эти положения И. Шумпетер
сформулировал еще в 1911 г. Позднее,
в 30-е годы, он уже ввел понятие
инновации, трактуя его как изменение
с целью внедрения и
По определению, данному в «Концепции инновационной политики», инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового
или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
Инновация возникает в результате использования результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования, в других сферах деятельности общества.
Комплексный характер
инноваций, их многосторонность и разнообразие
областей и способов использования
требуют разработки их классификации.
Ниже предложен классификатор
Классификатор инноваций:
1. Области применения инноваций: управленческие, организационные, социальные, промышленные и т.д.
2. Этапы НТП, результатом которых стали инновации: научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные.
3. Степень интенсивности инноваций: "бум", равномерная, слабая, массовая.
4. Темпы осуществления инноваций: быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные.
5. Масштабы инноваций: трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие.
6. Результативность инноваций: высокая, низкая, стабильная.
7. Эффективность инноваций: экономическая, социальная, экологическая, интегральная.
Следует остановиться на некоторых видах инноваций, различающихся по областям применения и этапам НТП:
- технические появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;
- технологические возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции;
- организационно-управленческие связаны, прежде всего, с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;
- информационные решают задачи организации рациональных информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации;
- социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.
Различные виды инноваций находятся в тесной взаимосвязи и предъявляют специфические требования к инновационному механизму. Так, технические и технологические инновации, влияя на содержание производственных процессов, одновременно создают условия для управленческих инноваций, поскольку вносят изменения в организацию производства.
Другая классификация, предложенная чехословацким экономистом Ф. Валентой, позволяет последовательно проследить переходы от инноваций более низкого уровня к более высокому:
- инновации нулевого порядка -- регенерирование первоначальных свойств системы, сохранение и обновление ее существующих функций;
- инновации первого порядка -- изменение количественных свойств системы;
- инновации второго порядка -- перегруппировка составных частей системы с целью улучшения ее функционирования;
- инновация третьего порядка -- адаптивные изменения элементов производственной системы с целью приспособления друг к другу;
- инновации четвертого порядка -- новый вариант, простейшее качественное изменение, выходящее за рамки простых адаптивных изменений; первоначальные
признаки системы не меняются -- происходит некоторое улучшение их полезных свойств (оснащение существующего электровоза более мощным двигателем);
- инновации пятого порядка -- новое поколение; меняются все или большинство свойств системы, но базовая структурная концепция сохраняется (например, переход от электродвигателей серии «А» к серии «АИ»);
- инновации шестого порядка -- новый вид, качественное изменение первоначальных свойств системы, первоначальной концепции без изменения функционального принципа (возникновение бесчелночного ткацкого станка);
- инновации седьмого порядка -- новый род, высшее изменение в функциональных свойствах системы и ее части, которое меняет ее функциональный принцип (переход к полупроводникам и транзисторам, замена классического воздушного транспорта транспортом на «воздушной подушке»).
1.3. Значение инновационной деятельности в развитии предприятия
Некоторые крупные предприятия достигли выдающихся результатов в крупномасштабных инновациях.
Сильная мотивация. При создании компьютера IBM360, аппарата Xerox 914, разработке синтетической резины и каталитического крекинга в нефтехимии, создании флоат-стекла фирмой Pilkington, а также в работе Bell Telephone Laboratories имела место сильная мотивация. Каждая компания рисковала суммами до миллиардов долларов. Однако, добившись успеха, IBM и Xerox завоевали прочные позиции в своих отраслях, нефтехимическая промышленность могла удовлетворить срочный спрос военного времени, а Bell At&T могла защитить свое монопольное положение, расширить базу доходов, предотвратить устаревание крупнейших в мире частных активов.
Ясная потребность. В названных выше случаях потребность была ясна и выражена в технико-экономических характеристиках системы, каждой из важных подсистем и взаимодействующих подсистем. С самого начала были приняты все меры к тому, чтобы не сформулировать потребности с точки зрения определенных технологий или решений.
Многовариантный подход. Многовариантный подход использовался как на стадии фундаментальных, так и прикладных исследований. В научно-технических программах крупных корпораций этот метод служил другим целям:
- - формирует дух соревновательности между членами каждой рабочей группы программы;
- стимулирует приверженность ученых и специалистов своим программам;
- придает работе дух срочности;
- дисциплинирует ученых, критикующих подходы друг друга;
- поощряет изобретательность и использование в проекте базовых знаний;
- предотвращает необоснованный выбор какого-либо варианта.
Окончательный выбор варианта лучше делать как можно позже на основе анализа всей полученной информации. В итоге, многовариантный подход всегда более эффективен. По этой причине почти все крупные компании, реализующие
крупномасштабные инновационные проекты, сознательно поощряют параллельные разработки.
Учет мнения
потребителей. Учет мнения потребителей
и участие последних в проекте
обеспечивает соответствие технических
условий последним
Дисциплина. Высокая
научно-техническая дисциплина поддерживается
за счет подбора
Сроки. Сроки реализации инновационных проектов в вышеназванных фирмах были длиннее, чем в среднем по отрасли. Bell, Xerox и IBM планируют на десятилетия вперед и их руководители начинают инновационные программы еще тогда, когда производственные линии полностью загружены на семь - десять лет вперед.
Энтузиасты. Важные разработки доверяются энтузиастам. Винсент Ларсон - председатель IBM - сформировал свой стиль работы в компании в ее инновационный период. Он поощрял рабочие группы разрабатывать изделия, которые по своим характеристикам намного превосходят изделия конкурентов. Трудно было найти в IBM инновацию, появившуюся на плановой основе, а не в результате этого соревнования.
Алистер Пилкингтон, возглавлявший работы по созданию флоат-стекла, ныне занимает пост председателя компании Pilkington Brothers и является первым лицом, находящимся вне прямой связи с основателями. Bell Labs вырастила
собственную плеяду Нобелевских лауреатов (Шеннон, Шокли и Пайерс). Каждая фирма нашла способ поощрения таких энтузиастов иногда даже за большой вклад в проекты, которые потерпели неудачу на рынке.