Инновационный тип экономического развития: теория и российская практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 13:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в том, чтобы проанализировать сущность инновационного типа экономического развития и выявить необходимость, проблемы и перспективы инновационного развития России.
Для реализации поставленной цели в ходе исследования решаются следующие задачи:
- рассмотреть такие понятия, как экономическое развитие и экономический рост;
- изучить признаки, основные черты и условия перехода к инновационной экономике;
- раскрыть особенности, факторы, условия экономического развития инновационного типа;

Содержание

Введение 3
1 Теоритические аспекты инновационного развития экономики 5
1.1 Экономическое развитие как макроэкономический процесс 5
1.2 Признаки, основные черты и условия перехода к инновационной экономике 9
1.3 Экономическое развитие инновационного типа: особенности, факторы, условия 13
2 Российская экономика в контексте проблем инновационного развития 16
2.1 Инновационное развитие экономики России как процесс перехода к новому технологическому укладу: необходимость, стимулы и механизмы 16
2.2 Приоритеты и особенности современного этапа инновационного развития российской экономики 20
2.3 Проблемы и перспективы инновационного развития России 23
2.4 Инновационная политика российского государства и ее эффективность 27
Заключение 32
Список литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

_Курс_работа.docx

— 91.48 Кб (Скачать файл)

– во-первых, рост востребованности инноваций не только отдельными субъектами экономики, но и всей национальной системой и  мировой экономикой в целом, вплоть до формирования национальной инновационной  системы;

– во-вторых, неэффективность рынка в инновационной  сфере, что вынуждает государство принимать на себя ряд организационных, финансовых и институциональных функций по регулированию инновационного цикла, в рамках которого в той или иной степени присутствуют нерыночные фазы;

– в-третьих, то, что человеческий капитал как  фактор производства приобретает новое качественное наполнение. Сегодня он является субъектом своеобразного «рентного» инновационного дохода. На национальных и международных рынках обостряется борьба за присвоение данной ренты, за права собственности на продукт человеческого капитала. [11]

При инновационном  типе развития условием экономического роста выступает интеллектуализация производства, целью экономического роста становится абсолютное и относительное повышение в национальном богатстве доли составляющих, ранее относившихся к так называемым внеэкономическим факторам. Кроме того, одним из критериев эффективности экономического роста становится увеличение расходов предпринимателей и домашних хозяйств на накопление человеческого капитала. [4]

Инновационный тип развития характеризуется тем, что импульсы нововведений и изменений порождаются самой системой и располагаются внутри нее. Системообразующим принципом инновационного типа является непрерывный и целенаправленный процесс поиска, подготовки и реализации нововведений на основе распространения научного метода познания на все сферы и формы жизнедеятельности общества. Повышение эффективности общественного производства выступает внутренним фактором функционирования и саморазвития общественной системы.

Экономический рост на базе инноваций сопровождается комплексной  структурной трансформацией экономики, что выражается в изменении структуры  производства, занятости, доходов, цен, потребления. На макроуровне данные сдвиги приводят к изменению соотношения  между секторами экономики, возникновению  новых секторов.

Рассмотрим механизм структурной  трансформации экономики, вызванной  инновациями. Прирост доходов на душу населения является следствием быстрого роста производительности труда. Повышенные доходы ведут к  переменам в структуре потребления. Как реакция на новые потребности, осуществляются соответствующие инновации, в результате чего изменяется структура  занятости. Также происходит изменение  структуры цен вследствие появления  на рынке нового, более качественного  продукта, конкурирующего с традиционными  товарами. Появление инноваций приводит к изменению роли отдельных отраслей и производств в удовлетворении потребностей – исчезают старые, появляются новые более эффективные отрасли.

Инновации оказывают комплексное  воздействие как на количественные, так и качественные параметры экономического роста. Влияние инноваций на темпы экономического роста проявляется как следствие повышения производительности труда и капитала.

Высокое качество экономического роста предполагает преобладание в  его структуре инновационного фактора, имеющего воплощение в виде новых  товаров, услуг, технологий, форм организации, методов управления, изменения в  качестве рабочей силы. 

Инновации, являясь прямым фактором роста, способны оживить спрос  в долгосрочной перспективе. Для  России основным является внутренний спрос на товары и услуги, в том  числе, и на инвестиционные товары. Но внутренний спрос может обеспечиваться за счет увеличения не только отечественного производства, но и импорта. В конкуренции  с импортом решающее значение приобретает  повышение конкурентоспособности  отечественных товаров и услуг, а это возможно только благодаря  различным инновациям.

Важно изменить структуру  экспорта товаров. Было бы хорошо, если в будущем соотношение между  сырьевым экспортом и экспортом  готовой продукции будет составлять 50:50. Часть денег, полученная от сырьевого  экспорта, должна направляться государством на поддержку инноваций.

Современные экономики развитых стран характеризуются переходом  к новому качеству экономического роста, которое определяется интенсивным  характером, сопровождающимся повышением эффективности производства на основе различных инноваций. Ведущими становятся отрасли, определяющие современный  научно-технический прогресс и ориентированные  на всестороннее развитие человека. Экономический  рост сопровождается установлением  границ, за пределами которых экономическое  развитие признается социально опасным.

Сегодня трудно найти страну, где соблюдались бы все условия  нового качества роста в полной мере. Одному рынку трудно справится с  проблемами экономического роста, научно-технического прогресса, инноваций. Помочь ему в  этом должно государство. [3] 

В условиях, когда проблемы экономического роста, развития, а также  инновационного типа экономического развития приобрели большую актуальность, изучение теоретических и прикладных вопросов данной темы заслуживает более  глубокого исследования. Это может  способствовать выбору эффективных  направлений развития производства, достижению более высоких темпов экономического роста, повышению уровня материального благосостояния населения.

 

 

 

 

  1. Российская  экономика в контексте проблем  инновационного развития

    1. Инновационное развитие экономики России как процесс  перехода к новому технологическому укладу: необходимость, стимулы и  механизмы

 

В начале 90-х гг. ХХ века произошел  распад когда-то могучего советского научно-технического комплекса, сопровождавшийся деградацией  многих отраслей промышленности: машиностроения, химической, энергетической и ряда других. Массовый характер приобрел отток  специалистов за рубеж. Россия, оставаясь  крупнейшей по территории и запасам  природных ресурсов страной мира, признанной всеми военно-политической сверхдержавой, приобретала все  больше черт сырьевого придатка стран  Запада и Востока, все глубже погружалась  в трясину так называемой голландской  болезни.

В тот период многим становилось  ясно, что если страна не изменит  траекторию развития, то ее ожидают  не только прогрессирующее отставание от развитых стран и утрата положения  мировой сверхдержавы, но и нарастание опасности распада единого государства. 

Но что значит «изменить  траекторию развития»? Как «соскочить с нефтегазовой иглы»? Следует ли вернуться на путь того развития, который  был характерен для России в период 1920–1980-х гг. и который был прерван  в начале 1990-х гг.?

Потрясения конца 1980-х  – начала 1990-х гг. показали, что  этот путь является тупиковым. Возврат  к тоталитаризму вызвал бы продолжение  процессов системного обособления  внутри мирового хозяйства, усилению антагонистической  зависимости от Запада, противостояния ему. Соответственно, продолжилась бы бесконечная борьба с враждебным окружением, гонка вооружений, перенапряжение, истощение материальных и духовных сил. Нельзя забывать и того, что  нефтегазовая игла была встроена в  российскую экономику в 1970–1980-х  гг., т. е. в советский период. Это  резко ослабило стимулы развития и способствовало появлению в  обществе целого ряда болезненных процессов.

В течение 1980–1990-х гг., когда  российское общество переживало радикальное  реформирование, страны, составившие  ядро мирового хозяйства, приобрели  статус взаимосвязанных международных  научно-технических производственных центров, определяющих развитие науки, техники и технологии всего мира. Логика развития мирового хозяйства, по существу, оставила России только две  возможности: либо деградировать, превратиться в одну из второразрядных экономик, стать объектом силового раздела; либо пробиться в когорту ядерных  экономик, нарастив свой производственный, научно-технический, организационный  потенциал, найдя способ преодоления  экономических и социально-политических проблем. 
Понимание происходящего нашло известное отражение в российской государственной политике. Даже в годы наибольшего расцвета экономического либерализма и беспрекословного следования в фарватере западной внешней политики принимались решения, направленные на интенсификацию научно-технического прогресса. В частности, в конце 1990-х гг. была разработана и принята специальная программа инновационного развития российской экономики. С 2001 г. проблематика инновационного развития присутствует в каждом ежегодном послании Президента Федеральному собранию.

 Инновационное развитие с самого начала рассматривалось как антитеза сырьевому сценарию будущего российской экономики [8]. Перед всей системой звеньев властной вертикали (начиная с федерального правительства) была поставлена задача разработки новой стратегии развития и комплекса мер по ее реализации.

Решение этой крайне сложной  задачи требует преодоления идеологии  безбрежного либерализма, ограничения  интересов сравнительно широких  предпринимательских и чиновничьих  групп, получающих выгоду от сырьевой направленности российской экономики, нахождения баланса между частным  и общим, стихийным и сознательным. При этом важно осознавать, что  сама теория инновационного развития пока еще находится в стадии становления. [16]

В последнее время в  России был принят ряд программных  документов, направленных на стимулирование инновационного развития. В «Стратегии инновационного развития на период до 2020г.» подчеркивается, что основная цель государственной политики в области развития науки и технологий состоит в «переходе к инновационному развитию страны». Сегодня осуществляется ряд практических мер по реализации нового стратегического курса: создаются особые экономические зоны; реализуются программы поощрения мелкого инновационного бизнеса (программы «Старт», «Темп» и ряд других). Предпринимаются шаги по оздоровлению административно-правовых и финансовых условий образования и функционирования мелкого и среднего бизнеса. Реорганизуется система высшего образования и государственного финансирования научных исследований. [13]

Первые шаги на пути разработки и реализации стратегии инновационного развития оставляют впечатление  внутренней противоречивости, несбалансированности. Многие государственные руководители продолжают ориентироваться на принципы идеологии безбрежного либерализма. К сожалению, в России до сих пор нет не только государственной промышленной политики, но даже сбалансированной системы мер по поддержанию промышленного роста.

Сырьевая направленность развития экономики не только не ослабевает, а наоборот, возрастает. Ряд проблем, связанных с движением в «инновационное завтра», либо упрощается, либо просто игнорируется. До сих пор отсутствует единство в понимании того, что такое «инновационный путь развития» национальной экономики и каким он может быть в современном глобализирующемся и крайне неравномерно развитом мире. И еще меньше единства в выборе путей и средств обеспечения инновационного развития российской экономики, определении направления ключевых секторов национальной инновационной экономики. [12]

Сложности формирования и  практического осуществления государственной  инновационной политики в немалой  степени отражают состояние теории инновационного развития. В настоящее  время можно говорить лишь о наличии  ее отдельных фрагментов. Цельная  теория пока остается на «кончиках  перьев» (вернее сказать – на клавишах компьютеров) научных работников.

Инновационная деятельность в России сможет успешно и быстро развиваться только в случае проведения целенаправленной политики  органов  государственной власти и при  активной поддержке общественных организаций  страны.

           Для перевода экономики страны  на инновационный путь развития  необходимо в ближайшие годы  создать мощную и всеобъемлющую  национальную инновационную систему,  которая должна обеспечить постоянное  комплексное развитие инновационной  деятельности. Национальная инновационная  система должна включать комплекс  правовых, финансовых и организационных  структур и механизмов, обеспечивающих  процесс разработки, освоения, производства  и массового распространения  инноваций во всех секторах  экономики. Президент Российской  Федерации и Председатель Правительства   Российской Федерации неоднократно  подчеркивали необходимость построения  целостной инновационной системы,  а не набора не связанных  друг с другом ее элементов.

            Следует организовать плодотворное  взаимодействие  органов государственной  власти, которые будут оказывать  научно-технической и инновационной  деятельности всестороннюю поддержку,  с предприятиями различных форм  собственности, действующими в  соответствии с рыночными принципами, а также с отечественными и  зарубежными инвесторами.

              Для перевода экономики на  инновационный путь развития  требуется полноценная инфраструктура. Из всех элементов инновационной  инфраструктуры важнейшее значение  имеют инновационные предприятия,  специализирующиеся на освоении  достижений науки и техники.  Поэтому постановка вопроса о  массовом освоении инноваций  вызывает необходимость проведения  такой инновационной политики, которая  способствовала бы  появлению   развитой сети таких предприятий.

             Первоочередной задачей является  также создание финансовой инфраструктуры  инновационной деятельности и  прежде всего фондов, занимающихся  финансированием инновационных  проектов.

Информация о работе Инновационный тип экономического развития: теория и российская практика