Иностранные инвестиции в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 22:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение иностранных инвестиций, а так же анализ их современного состояния в экономике России. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Раскрыть понятие, функции иностранных инвестиций, и их классификацию
2.Рассмотреть основные принципы регулирования иностранных инвестиций
3.Определить преимущества и недостатки привлечения иностранных инвестиций в экономику
4.Исследовать современное состояние иностранных инвестиций в российской экономике;
5.Выявить основные проблемы привлечения иностранных инвестиций в Россию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
1.1. Понятие иностранных инвестиций……………………………………………5
1.2. Основные принципы правового регулирования иностранных инвестиций...9
1.3. Влияние иностранных инвестиций на экономику страны……………….....12
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИИ
2.1. Анализ движения иностранных инвестиций в России…………………...…14
2.2. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России.…23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….32

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 82.04 Кб (Скачать файл)

Следующим уровнем можно считать региональные межгосударственные соглашения, которые затрагивают интересы стран и соответствующих им субъектов предпринимательской деятельности в определенном регионе земного шара. Такие соглашения своей целью ставят, как правило, объединение условий всех стран региона для обеспечения устойчивого экономического развития. [3, c.180] Примером может служить МЕРКОСУР (Южный общий рынок) – интеграционная группировка Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая. Где в 1994 г. в действие введены два соглашения: Протокол о взаимном поощрении и защите инвестиций в МЕРКОСУР и Протокол о поощрении и защите инвестиций из третьих стран. [2, c.45]

Следующим уровнем регулирования инвестиционного процесса являются двусторонние межгосударственные соглашения, которые, как правило, учитывают специфику взаимоотношений между странами. Они делятся на две группы:

- двусторонние соглашения о  взаимном поощрении и защите  капиталовложений;

- двусторонние соглашения об  избежании двойного налогообложения, т.е соглашения о том, чтобы не допускать налогообложения доходов от инвестиций одновременно в стране их приложения и происхождения. [2, c.42]

Эти соглашения основаны на принципе взаимности, и предусмотренные ими льготы не распространяются на третьи страны. [2, c.43]

Общей чертой вышеперечисленных соглашений является защита принципа установления для иностранных инвесторов «справедливого и недискриминационного режима», который создает благоприятные условия для их деятельности. [2, c.46]

Низшим уровнем регулирования является национальная правовая система. В законодательство  большинства стран включены законы, регулирующие процесс движения капитала. Положения национального законодательства не могут противоречить положениям международного права. [3, c. 178-179]

На территории Российской Федерации действует Федеральный закон № 160 - ФЗ от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Он  определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации. Закон направлен на привлечение и эффективное использование в экономике иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества. [1, c.5]

 

 

 

 

 

 

 

1.3.Влияние иностранных инвестиций на экономику страны

 

Иностранные инвестиции могут оказывать на экономику принимающих стран как положительные, так и отрицательные воздействия. К положительным последствиям привлечения иностранного капитала можно отнести:

- ускорение  темпов экономического развития  и улучшение состояния платежного  баланса страны;

- поступление  передовой иностранной технологии, организационного и управленческого  опыта, результатов НИОКР, воплощаемых  в новой технике, патентах, лицензиях, ноу-хау и т.д.;

- привлечение  местных капиталов и укрепление  местного финансового рынка за  счет использования его ресурсов  в производительных целях;

- более  полное использование местных  природных ресурсов;

- повышение  уровня занятости, квалификации, производительности  местной рабочей силы;

- расширение  ассортимента выпускаемой продукции;

- развитие  импортозамещающего производства  и сокращение валютных расходов  на оплату импорта;

- расширение  экспорта и поступления иностранной  валюты;

- увеличение  объема налоговых поступлений, позволяющее  расширить государственное финансирование  социальных и др. программ;

- повышение  уровня жизни и покупательной  способности населения;

- использование  более высоких стандартов качества  окружающей среды, расширение доступа  к более чистой технологии, снижение  общего уровня загрязнения окружающей  среды;

- развитие  инфраструктуры и сферы услуг;

- повышение  доверия к стане, что позволит привлечь новых иностранных инвесторов;

- усиление  конкуренции в национальной экономике  и снижение уровня ее монополизации;

- оздоровление  социально-культурной обстановки  в стране, распространение международных  стандартов в потреблении.

К отрицательным последствиям иностранных инвестиций относят:

- репатриация  капитала и перевод прибыли  в различных формах, что ухудшает  состояние платежного баланса  принимающей станы;

- увеличение  импорта оборудования, материалов  и комплектующих, требующее дополнительных  валютных расходов;

- подавление  местных производителей и ограничение  конкуренции;

- усиление  зависимости национальной экономики, угрожающее ее экономической  и политической безопасности;

Игнорирование иностранными инвесторами местных условий и особенностей;

- возможная  деформация структуры национальной  экономики;

- упадок  традиционных отраслей национальной  экономики;

- усиление  социальной напряженности и дифференциации;

- ослабление  стимулов для проведения национальных  НИОКР, вследствие ввоза иностранной  технологии, что может привести  к технологической зависимости;

- ухудшение  состояния окружающей среды в  результате перевоза в страну  «грязных» производств и хищнической  эксплуатации природных ресурсов;

- негативное  воздействие на социально-культурные  условия, связанное с игнорированием  национальных традиций, особенностей  и насаждением чуждых ценностей, стандартов и т.д.   [2, c.15-16]

Государство должно осуществлять весьма гибкую политику в отношении привлечения иностранных инвестиций. С одной стороны, следует осуществлять строгий контроль за соблюдением национальных интересов, а с другой –  формировать благоприятный для их привлечения климат и решить основные проблемы привлечения иностранных инвестиций, проанализировав ошибки предыдущих годов, а также приняв во внимание международный опыт.

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИИ

 

2.1. Анализ движения иностранных  инвестиций в России

 

Инвестиции являются одним из важнейших элементов, на которых основываются экономика и благосостояние государства, развитие производства, предпринимательства и бизнеса.

Для российской экономики на протяжении последних лет была характерна тенденция роста иностранных инвестиций. Однако объемы поступивших инвестиций недостаточно мощны для подъема Российской Федерации на уровень одного из ведущих центров международного инвестиционного процесса.

Рис. 2.1. Иностранные инвестиции в Россию (млрд. долл. США)

Источник: http://www.gks.ru/

 

Общий объем иностранных инвестиций в России за период с 1995 по 2011 года увеличился. (Рисунок 2.1)

Исключением является 2008 год, на который пришелся мировой финансово-экономический кризис, вызвавший общее снижение инвестиционной активности во всем мире. Динамика этого года также оказала воздействие на последующие периоды. Так, в 2009 г. в экономику России поступили иностранные инвестиции в общем объеме 81927 млн. долл. (Приложение 1 ) По сравнению с аналогичным периодом предшествующего года данный показатель сократился на 21,8 млрд.долл. или на 21%. Главным образом это было связано с нестабильностью макроэкономической ситуации в стране и ухудшением финансового положения инвесторов. Существенный отток инвестиций от уровня наблюдается в следующих видах экономической деятельности: в сельском хозяйстве — 50,7%; производстве и распределении электроэнергии, газа и воды — 12,9%; финансовой деятельности — 53,4%; операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставление услуг также снизились наполовину и составили 51,6%; на предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг было направлено всего лишь 29% от уровня 2008 г. [14]

Судя по данным 2010 года, можно сказать о некотором преодолении негативных тенденций и выходу на докризисный уровень по общему объему инвестиций. Это произошло в основном за счет увеличения прочих инвестиций, которые состоят из разного рода кредитов и являются более привлекательными из-за процентов, получаемых от вложений и меньшими рисками таких операций. Такая ситуация является неблагоприятной для экономики России, поскольку в результате таких процессов возрастает внешний долг страны, который состоит не только из государственного, но и корпоративного долга.

По объемам иностранных инвестиций в российскую экономику 2011 год является рекордным: объем поступивших от иностранных инвесторов средств достиг 190 643 млн. долларов. Согласно данным Росстата приток иностранных инвестиций в экономику России в 2011 году вырос на 66,1 %. Из них прямые иностранные инвестиции составили 18,415 млрд. долл. (рост на 33,3 % к уровню 2010 г.). Портфельные инвестиции снизились на 25,1 % и составили 805 млн. долл. Прочие инвестиции выросли в 1,7 раза, или на 71,1 % — до 171,423 млрд. долл. (Приложение 1)

В 2012 году поступление иностранных инвестиций сократилось и составило 154,6 млрд. долл., что на 18,9% меньше, чем в 2011 году. Приток ПИИ вырос на 1,4 % и составил 18,7 млрд. долл. — это 12,1 % от общего объема поступлений. Наиболее значительно среди видов прямых инвестиций наблюдается рост взносов в капитал, которые составили 6 % от общего объема иностранных инвестиций. (Приложение 2) Это может говорить о том, что иностранные инвесторы более активно стали входить в рынок. При этом рынок постепенно становится более прозрачным и для инвесторов становится эффективной покупка долей в капитале российских компаний, что говорит о долгосрочности выбранной стратегии. Произошел рост портфельных инвестиций. За 2012 г. они выросли в 2,3 раза – до 1,8 млрд. долл. Абсолютным лидером по динамике среди видов портфельных инвестиций стали акции и паи, составив 1,5 млрд. долл. (рост в 2,7 раза к уровню 2011 г.). Это свидетельствует о значительном повышении доверия к российским ценным бумагам. [11] Прочие иностранные инвестиции в 2012 году упали на 21,8%, до $134 млрд. долл. (в 2011 году наблюдался их рост на 71,7%). В том числе торговые кредиты составили $28 млрд. (рост на 1%), прочие кредиты - $97,5 млрд. (снижение на 30,3%). [16]

Основную часть поступающих в российскую экономику иностранных инвестиций составляют «прочие инвестиции» (торговые и прочие кредиты). В среднем за период 2000-2012 гг. на долю прямых инвестиций приходилось примерно 26% общего объема иностранных инвестиций, портфельных – 4% и на прочие – 70%. [12]  

Распределение иностранных инвестиций по регионам России весьма неравномерно. По мнению экспертов Российского экономического общества, стоит позитивно оценить изменения в вопросе привлечения иностранных инвестиций в Россию в целом и в частности в некоторые регионы. Однако в абсолютных цифрах объемы иностранных инвестиций остаются на довольно низком уровне и не соответствуют потребностям и потенциалу ряда субъектов экономики. При этом стоит отметить, что по-прежнему сохраняется высокая концентрация иностранного капитала в ряде регионов. [12]

Неравномерное размещение инвестиций по регионам традиционно является характерной чертой поступления иностранного капитала в Россию. Лидирующую позицию занимает Центральный федеральный округ – 71% (и в его составе, прежде всего, Москва – 64%), за которым следуют Уральский (УФО) – 9,5%, Северо-Западный – 5,4% и Дальневосточный -  5,2% федеральные округа. В общей тенденции за последние годы наибольшие объемы иностранных инвестиций привлекаются в сырьевые регионы (Омская и Сахалинская области, Республика Саха, Тюменская область и др.), крупные промышленные центры (Свердловская, Челябинская, Самарская области и др.), регионы с развитой инфраструктурой и сложившимся высоким потребительским потенциалом (Москва, Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская область и др.). [9]

Очевидно, что иностранных инвесторов привлекают крупные экономические центры страны и регионы, имеющие большие запасы энергетического сырья. Такой расклад инвестиционной активности закрепляет разноэтажность национальных производительных сил на административно-территориальных площадках Российской Федерации.

Инвестиционная привлекательность ряда субъектов Российской Федерации повышается, но, несмотря на это для иностранных инвесторов значительную роль играют региональные риски при инвестировании. Эффективность и конкурентоспособность российской экономики в настоящее время определяется активностью инвестиционной деятельности субъектов экономики страны. В сложившихся условиях в ряде регионов России сложность выполняемой работы вынуждает иностранных инвесторов вкладывать средства через российских посредников, которые лучше ориентируются на российском рынке. В результате чего снижается объем привлеченных прямых инвестиций в большинство субъектов экономики, что в свою очередь приводит к недополучнению промышленными предприятиями необходимых инвестиций, а также затрудняется передача передовых технологий. [8]

В географической структуре иностранных инвестиций, поступающих в российскую экономику, лидирующие позиции занимают Швейцария, Нидерланды, Великобритания, Люксембург, Кипр и др. (Приложение 4) Ряд экономистов объясняет такой состав стран-инвесторов тем, что созданные в этих странах оффшорные зоны притягивают к себе капитал из разных стран мира, в том числе и вывезенный из России. Они предполагают, что капитал, поступающий из этих стран в Россию, является российским по своему происхождению и, таким образом, в виде иностранных инвестиций возвращается на родину. Эта возможность является обнадеживающей и может свидетельствовать о возрастании доверия к России со стороны российских предпринимательских кругов. Такой капитал лучше ориентируется в России и более оперативно инвестируется в экономику, но в меньшей степени сопровождается внедрением современной техники и технологий. [15]

Информация о работе Иностранные инвестиции в России