Иностранные инвестиции и их роль в развитии национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 11:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть теоретические основы инвестиций, их роль в развитии экономики, на основе графиков проанализировать основные нормативные документы, регулирующие инвестиционную политику Республики Беларусь, провести анализ инвестиционной деятельности в 2011 году.
Методы исследования: методы экономического и статистического анализа.
Исследования и разработки: на основе обобщения различных теоретических данных к исследованию иностранных инвестиций выделены основные особенности инвестиционной деятельности как финансового явления, изучен опыт государственной политики по привлечению иностранных инвестиций, исследована динамика и структура иностранных инвестиций Республики Беларусь, предложены мероприятия по улучшению инвестиционного климата путем совершенствования систем налогообложения и законодательной базы государства.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВОЙ инвестиции2012.docx

— 73.95 Кб (Скачать файл)

По прогнозу Конференции  Организации Объединенных Наций  по торговле и развитию (ЮНКТАД), в 2011 году потоки прямых иностранных инвестиций будут увеличиваться и достигнут 1,4–1,6 трлн. долларов США, или своего докризисного уровня. Ожидается, что  в 2012 году они вырастут до 1,7 трлн. долларов США, а в 2013 году достигнут 1,9 трлн. долларов США – пикового уровня 2007 года. Продолжающаяся корпоративная и промышленная реструктуризация, рост котировок на фондовых рынках и постепенный вывод средств  государств из капитала финансовых и  нефинансовых компаний, участие в  котором использовалось в качестве меры поддержки во время кризиса, денежные авуары, имеющиеся у ТНК, открывают новые инвестиционные возможности для компаний во всем мире.

Вместе с тем посткризисное  состояние деловой среды сопряжено  со множеством факторов неопределенности. Подъему в сфере прямых иностранных  инвестиций все еще могут помешать такие факторы риска, как непредсказуемость  глобальной системы экономического управления, возможный широкомасштабный кризис суверенного долга и дисбалансы в бюджетах и финансовых секторах некоторых развитых стран, а также  рост темпов инфляции и перегрев экономики  стран с формирующимися рынками.

Больше всего прямые иностранные  инвестиции в 2010 году под воздействием кризиса снизились в сфере  услуг. Сокращение отмечалось во всех основных отраслях услуг (деловые услуги, финансы, транспорт и связь, а  также коммунальная сфера), хотя и  разными темпами.

Один из крупнейших показателей  сокращения потоков прямых иностранных  инвестиций отмечен в финансовом секторе.

Доля прямых иностранных  инвестиций, приходящаяся на обрабатывающую промышленность, увеличилась почти  до половины всего объема прямых иностранных  инвестиций. Вместе с тем в отраслях обрабатывающей промышленности, чувствительных к циклам деловой активности, таких  как металлургия и электронная  промышленность, инвестиции сократились.

Химическая промышленность (включая фармацевтическую) демонстрировала  свою сопротивляемость на протяжении всего кризиса, а в таких отраслях, как производство продовольствия, напитков и табака, текстильных изделий и предметов одежды, а также автомобилестроение, в 2010 году наметилось оживление.

Прямые иностранные инвестиции в отрасли добывающей промышленности, не пострадавшей во время кризиса, в 2010 году сократились.

Кроме того, наметились следующие тенденции в мировых инвестиционных процессах:

- растет приток прямых иностранных инвестиций в страны с переходной экономикой и развивающиеся страны;

- операции в сфере трансграничных слияний и поглощений играют первостепенную роль в политике мировых прямых иностранных инвестиций;

- возрастает значение частных фондов прямых инвестиций и других коллективных инвестиционных фондов в сфере трансграничных слияний и поглощений;

- отмечается рост производства товаров и услуг ТНК;

- прогнозируется возможное ухудшение инвестиционного климата, что во многом связано с мировым кризисом и усилением протекционизма в развитых странах.

 

3.2 Виды, формы прямых иностранных инвестиций и направления их привлечения в Республике Беларусь

 

Прямые иностранные инвестиции включают следующие виды:

- вклад в уставный фонд (в форме материальных и нематериальных активов, денежных средств);

- займы, кредиты, финансовый лизинг, иные виды финансовых инструментов, полученные от инвестора;

- прочие прямые инвестиции (стоимость оборудования, переданного прямым инвестором организации, кроме взносов в уставный фонд, а также суммы задолженности за товары, работы, услуги прямому инвестору, включая задолженность по договорам оперативного лизинга и договорам аренды).

Приоритетной формой прямых иностранных инвестиций для Республики Беларусь является создание совместных и иностранных предприятий для  реализации инвестиционных проектов «green field», что будет способствовать использованию новых прогрессивных технологий и техники в производстве, внедрению маркетинговых и управленческих ноу-хау, выпуску товаров, отсутствующих на внутреннем рынке, более быстрому выходу на новые рынки с конкурентоспособной продукцией, сокращению нерационального импорта, что в конечном итоге приведет к повышению эффективности национальной экономики.

Не менее значимой формой привлечения иностранного капитала является реализация инвестиционных проектов «brown field» – продажа зарубежным инвесторам части акций, принадлежащих государству, за исключением стратегически значимых из них, связанных с безопасностью страны. При этом приватизация в Республике Беларусь проводится в соответствии с трехлетними планами приватизации, а на примере восьми открытых акционерных обществ государственным учреждением «Национальное агентство инвестиций и приватизации» будут внедрены и отработаны передовые технологии осуществления приватизационных сделок по продаже малых и средних предприятий стратегическому инвестору. Конечной целью является создание прозрачной, открытой и понятной системы управления приватизацией, разработка четкой коммуникационной стратегии привлечения прямого инвестора и взаимодействия с ним, популяризация основных преимуществ и выгод, создание положительного имиджа приватизации, внедрение эффективной пошаговой схемы и технологии приватизации государственных организаций – от подготовки к продаже в целях получения максимальной прибыли до постпродажного мониторинга проекта и оценки полученных от него экономических и социальных выгод.

Республика Беларусь заинтересована в стратегических инвесторах, осуществляющих деятельность в сфере производства высокотехнологичных продуктов  и услуг, а также инвесторах, вкладывающих средства в увеличение активов организаций  в этой сфере, продукция которых  ориентирована на экспорт.

С учетом приоритетности вложения средств иностранных инвесторов определены следующие направления  привлечения прямых иностранных  инвестиций:

- в высокотехнологичные секторы экономики (фармацевтическая промышленность, индустрия био- и нанотехнологий, высокие технологии в промышленности, новые материалы, информационно-коммуникационные технологии);

- в создание и развитие кластеров – объединенной на основе производственно-технологических, научно-технических и коммерческих связей и сосредоточенной на определенной территории группы организаций, обеспечивающей конкурентные позиции на отраслевом, национальном и мировом рынках;

- в традиционные виды экономической деятельности (химическое производство, производство машин и оборудования, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, транспортных средств, транспорт и связь, строительство и производство строительных материалов, сельское хозяйство и переработка, инженерная и транспортная инфраструктура, легкая промышленность).

Прямые иностранные инвестиции необходимо направить в импортозамещающие  производства, имеющие одновременно и экспортоориентированный потенциал (продукция пищевой промышленности, фармацевтика и медицина, автокомпоненты и запасные части, аудио- и видеоэлектроника, пестициды и гербициды).

3.3 Состояние привлечения прямых иностранных инвестиций и оценка инвестиционного климата в Республике Беларусь

 

Привлечение прямых иностранных  инвестиций является одним из приоритетов  внешней экономической политики Республики Беларусь. Анализ статистических бюллетеней «Инвестиции в Республику Беларусь из-за рубежа» за период с 2005 по 2010 год показал, что объем  привлеченных прямых иностранных инвестиций увеличился с 451,3 млн. долларов США до 5569,4 млн. долларов США (рост в 12,3 раза). Доля прямых иностранных инвестиций, поступивших в Республику Беларусь, в общемировом объеме прямых иностранных  инвестиций составила в 2010 году 0,11 % (данные Доклада о мировых инвестициях, 2011 год (Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию).

Постоянный рост прямых иностранных  инвестиций в экономику республики сказался на увеличении их объемов  на душу населения с 47 долларов США  в 2005 году до 587 долларов США в 2010 году. Однако этот показатель значительно  меньше, чем в ряде стран Восточной  Европы.

В общем объеме прямых иностранных  инвестиций основная доля приходится на прочие прямые иностранные инвестиции – 92,1 процента. Кредиты и займы, полученные от прямых инвесторов, составляют 4,7 %, прямые иностранные инвестиции в уставный капитал – около 3,1 %, финансовый лизинг – 0,1 %.

В 2005–2010 годах иностранные  инвесторы вкладывали капитал преимущественно  в развитие торговли и общественного  питания – 18 млрд. долларов США, транспорта и связи – 8 млрд. долларов США, промышленности – 1,4 млрд. долларов США. На эти сферы  пришлось около 74 % общего объема прямых иностранных инвестиций, поступивших в экономику страны за указанный период.

Основными странами – донорами прямых иностранных инвестиций в  экономику республики в 2005–2010 годах  являлись Россия (64 процента общего объема прямых иностранных инвестиций), Швейцария (19,7 %), Кипр (4,4 %), Германия (1,7 %), Великобритания (1,4 %), США (1,2 %).

Число организаций с иностранным  капиталом, работающих в стране, увеличилось  с 3545 на 1 января 2005 г. до 5876 на 1 января 2011 г. Значительный интерес у иностранных  инвесторов в последние годы отмечается к банковской сфере, транспортной инфраструктуре, оптовой торговле промышленными  и продовольственными товарами, пивоварению, производству строительных материалов, производству продуктов питания  и фармацевтике.

В настоящее время в  республике функционируют следующие  крупнейшие ТНК: в банковской сфере  – Сбербанк (Россия), ВТБ Банк (Россия), Raifeisen International Bank-Holding (Австрия); в нефтяной сфере – Лукойл (Россия), TNK-BP Holding (Россия), Татнефть (Россия); в сфере  дистрибуции – Aviva (Великобритания); в сфере телекоммуникаций, IT, рекламы  – АФК Система (Россия), Вымпелком (Россия); в сфере производства строительных материалов – Henkel Group (Германия); в сфере фармацевтики – Fresenius (Германия) и другие.

Однако вклад частного сектора в валовой внутренний продукт остается незначительным –  лишь 30 %, тогда как в других странах данный показатель составляет от 65 до 80 %.

Незначительного прогресса  Беларусь достигла в приватизации. Несмотря на то, что начиная с 2008 года процессу приватизации решено придать  плановый характер, ее темпы являются неудовлетворительными. Так, в 2008–2010 годах  запланирована продажа акций 409 открытых акционерных обществ, фактически состоялось 77 сделок, в том числе 18 сделок с  акциями этих открытых акционерных  обществ.

Важной предпосылкой для  привлечения инвестиций и продвижения  экспорта служит двусторонняя нормативная  правовая база между Республикой  Беларусь и другими странами. Действует  более 50 двусторонних соглашений о  защите инвестиций, по 30 соглашениям  ведется работа по заключению.

Созданы преференциальные режимы хозяйствования при реализации инвестиционных проектов в свободных экономических  зонах, малых и средних городах, сельской местности, Парке высоких  технологий, при заключении инвестиционного  договора с Республикой Беларусь, реализации проектов в сфере придорожного сервиса.

В целях создания прозрачных и комфортных условий для иностранного инвестора, в частности предоставления дополнительных гарантий по защите иностранных  инвестиций на территории Республики Беларусь, активизирована работа с  Многосторонним агентством по гарантиям  инвестиций, 15 июля 2011 г. ратифицированы поправки к Конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям  инвестиций от 11 октября 1985 года, 29 июля 2011 г. подписаны базовые соглашения между Правительством Республики Беларусь и Многосторонним агентством по гарантиям  инвестиций о правовой защите гарантированных  иностранных инвестиций и об использовании  местной валюты.

31 декабря 2010 г. ратифицировано  Рамочное соглашение между Республикой  Беларусь и Северным инвестиционным  банком, благодаря чему открылись  возможности для получения финансирования  в форме кредитов и банковских  гарантий со стороны данного  банка, а также финансирования  инвестиционных проектов этим  банком совместно с другими  международными финансовыми организациями.  Ведутся переговоры по подписанию  соглашений с Северной экологической  финансовой корпорацией.

Для совершенствования работы с инвесторами и повышения  эффективности приватизационных процессов  в Республике Беларусь образовано государственное  учреждение «Национальное агентство  инвестиций и приватизации».

Созданные в Республике Беларусь условия ведения бизнеса и  привлечения инвестиций позитивно  оцениваются международными организациями.

В докладе Всемирного банка  «Ведение бизнеса-2012» по индексу  легкости ведения бизнеса Беларусь заняла 69-е место из 183 стран, поднявшись с 91-го места в 2010 году (с учетом произошедшей корректировки методологии определения  рейтингов). Для сравнения Российская Федерация занимает 120-е место, Украина  – 152-е.

По итогам доклада «Ведение бизнеса-2012» Беларусь признана одним  из ведущих в мире реформаторов за последние 6 лет и замыкает тройку наиболее активных стран-реформаторов по совокупному эффекту от либерализации  условий ведения бизнеса.

Беларусь добилась значительного  прогресса по трем показателям: «Уплата  налогов» – 156-е место (183-е в докладе  «Ведение бизнеса-2011»), «Защита инвесторов»  – 79-е место (108-е) и «Ликвидация  компаний» – 82-е место (98-е). Отмечены успехи по показателю «Регистрация собственности» – 4-е место в мире (6-е в докладе  «Ведение бизнеса-2011»).

Информация о работе Иностранные инвестиции и их роль в развитии национальной экономики