Иностранные инвестиции и экономическая безопасность страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 19:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель:
- выявить взаимосвязь иностранных инвестиций и экономической безопасности страны.
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих задач:
- обобщить теоретические представления о сущности иностранных инвестиций;
- выявить специфику и факторы, влияющие на привлечение иностранных инвестиций;
- изучить процессы, влияющие на экономическую безопасность;

Содержание

Введение……………………………………………………………………...…3
Глава 1. Характеристика иностранных инвестиций и экономической безопасности
1.1 Сущность, виды и формы иностранных инвестиций…………………….5
1.2 Общее понятие экономической безопасности и ее показатели…...……10
Глава 2. Анализ текущей инвестиционной ситуации в России
2.1 Оценка инвестиционного климата в России…………………………..…15
2.2 Государственная политика привлечения иностранных инвестиций в экономику России………………………………………………………………....24
2.3 Анализ влияния иностранных инвестиций на экономическую безопасность страны………………………………………………………….…..29
Заключение……………………………………………………………………35
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 83.45 Кб (Скачать файл)

  В Российском законодательстве рассматриваемый термин был закреплен в 1995 году в федеральном законе о Государственном регулировании внешнеторговой деятельности. 

   В соответствии с законом, экономическая безопасность - состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.  
   Экономическая безопасность выступает одной из составляющих федеральной и региональной безопасности. Специфика экономической безопасности заключается в том, что она предопределяет все без исключения жизненно важные интересы личности, общества и государства.

   Для экономической безопасности значение имеют не сами показатели, а их пороговые значения. Пороговые значения - это предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности. В качестве примера (по отношению к внутренним угрозам) можно назвать уровень безработицы, разрыв в доходах между наиболее и наименее обеспеченными группами населения, темпы инфляции. Приближение к их предельно допустимой величине свидетельствует о нарастании угроз социально - экономической стабильности общества, а превышение предельных, или пороговых, значений - о вступлении общества в зону нестабильности и социальных конфликтов, то есть о реальном подрыве экономической безопасности. С точки зрения внешних угроз в качестве индикаторов могут выступать предельно допустимый уровень государственного долга, сохранение или утрата позиций на мировом рынке, зависимость национальной экономики и её важнейших секторов (включая оборонную промышленность) от импорта зарубежной техники, комплектующих изделий или сырья.[6]

  Система показателей-индикаторов, получивших количественное выражение, позволяет заблаговременно сигнализировать о грозящей опасности и предпринимать меры по её предупреждению. Важно подчеркнуть, что наивысшая степень безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим. Например, снижение темпа инфляции до предельного уровня не должно приводить к повышению уровня безработицы сверх допустимого предела, или снижение дефицита бюджета до порогового значения к полному замораживанию капиталовложений и падению производства и т. д.

 
   Следовательно, можно сделать вывод, что за пределами значений пороговых показателей национальная экономика теряет способность к динамичному саморазвитию, конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, разъедается язвами коррупции, криминала, страдает от внутреннего и внешнего грабежа национального богатства. Среди показателей экономической безопасности можно выделить показатели:

  • экономического роста (динамика и структура национального производства и дохода, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевая структура хозяйства и динамика отдельных отраслей, капиталовложения и др.);

  • характеризующие природно-ресурсный, производственный, научно-технический потенциал страны;

  • характеризующие динамичность и адаптивность хозяйственного механизма, а также его зависимость от внешних факторов (уровень инфляции, дефицит консолидированного бюджета, действие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутреннюю и внешнюю задолженность);

  • качества жизни (ВВП на душу населения, уровень дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, трудоспособность населения, состояние окружающей среды и т. д).

   Пороговые уровни снижения безопасности можно охарактеризовать системой показателей общехозяйственного и социально-экономического значения, отражающих, в частности:

  • предельно допустимый уровень снижения экономической активности, объемов производства, инвестирования и финансирования, за пределами которого невозможно самостоятельное экономическое развитие страны на технически современном, конкурентоспособном базисе, сохранение демократических основ общественного строя, поддержание оборонного, научно-технического, инновационного, инвестиционного и образовательного потенциала;

  • предельно допустимое снижение уровня и качества жизни основной массы населения, за границами которого возникает опасность неконтролируемых социальных, трудовых, межнациональных и других конфликтов; создается угроза утраты наиболее продуктивной части национального "человеческого капитала" и нации как органичной части цивилизованной общности;

  • предельно допустимый уровень снижения затрат на поддержание и воспроизводство природно-экологического потенциала, за пределами которого возникает опасность необратимого разрушения элементов природной среды, утраты жизненно важных ресурсных источников экономического роста, а также значительных территорий проживания, размещения производства и рекреации, нанесение непоправимого ущерба здоровью нынешнего и будущего поколений и др.

   Обобщая выше сказанное, можно сказать, что экономическая безопасность - это способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях. Иными словами, экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическому росту национальной экономики, её способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, гарантирующую от различного рода угроз и потерь. Из этого можно сделать два вывода:

Первый. Экономическая безопасность страны должна обеспечиваться, прежде всего, эффективностью самой экономики, то есть, наряду с защитными мерами, осуществляемыми государством, она должна защищать сама себя на основе высокой производительности труда, качества продукции и т. д.

Второй. Обеспечение экономической безопасности страны не является прерогативой какого-либо одного государственного ведомства, службы. Она должна поддерживаться всей системой государственных органов, всеми звеньями и структурами экономики.[4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава 2. Анализ  текущей инвестиционной ситуации в России

 

2.1. Оценка инвестиционного климата в России

 

  В большом экономическом словаре инвестиционный климат сформулирован как совокупность политических, экономических, социальных и юридических условий, максимально благоприятствующих инвестиционному процессу; равные для отечественных и иностранных инвесторов, одинаковые по привлекательности условия для вложения капиталов в национальную экономику. Ещё инвестиционный климат определяется как совокупность социально-экономических, политических, социокультурных, организационно-правовых и инвестиционных факторов, предопределяющих силу притяжения или отторжения инвестиций. Ведущая роль в формировании ИК, благоприятствующего инвестициям, принадлежит государству. Государство использует для этой цели разнообразные финансовые инструменты, а также возможность управлять соответствующей нормативной базой. 

 

  Для российской экономики минувший год стал одним из самых неблагоприятных за последние десять лет. На сегодняшний день приток капитала в Россию в виде портфельных и прямых инвестиций, депозитов и кредитов даже наполовину не покрывает потребность страны в инвестировании. К 2014 году в России сложилась ситуация острого «инвестиционного голода».

   По данным Росстата иностранные инвестиции в Россию за девять месяцев 2013 года увеличились на 15,7%. Однако на фоне их провала за тот же период 2012 года на 14,4%, такой результат нельзя назвать положительным.

 

    Общее количество инвестиций в основной капитал за 2013г составил 12,600,000,000, что на 6,6% больше чем в 2012. Более чем половина инвестиций освоена в 3 округах: Центральном, Уральском и Приволжском. Наибольшая инвестиционная активность отмечена в Ингушетии, где объем инвестиций в основной капитал увеличился в 2,3 раза. Уменьшение инвестиций произошло в 22 регионах страны. Основная часть инвестиций поступала в такие области как транспорт и связь – 27,5, операции с недвижимостью – 15,4, добыча топливно-энергетических полезных ископаемых - 12,8, производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 9,3. Данные о динамике инвестиций представлена в таблицах 1, 2, 3.

 

Таблица 1.

Динамика инвестиций  в основной капитал в Российской Федерации по видам экономической деятельности в сопоставимых ценах (в процентах к предыдущему году)

 

2009

2010

2011

2012

2013

Всего:

109,5

86,5

106,3

110,8

106,8

Рыболовство, рыбоводство

88,1

88,1

108,8

150,4

135,9

Добыча каменного угля, бурого угля и торфа

108,9

61,2

134,6

136,9

131,6

Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

97,6

78,6

112,7

126,1

136,3

Добыча металлических руд

96,9

74,0

125,7

129,9

134,4

Производство офисного оборудования и вычислительной техники

106,0

101,7

185,9

134,8

149,1

Оптовая и розничная торговля; ремонт  автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и  предметов личного пользования

93,1

79,2

120,2

91,4

124,4

Розничная торговля, кроме торговли автотранспортными  средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов  личного пользования

107,1

76,6

131,6

88,2

149,9

Производство  медицинских изделий, средств  измерений, контроля, управления и испытаний; оптических приборов, фото и кинооборудования; часов

95,2

92,1

109,2

104,2

126,1

Деятельность воздушного и космического транспорта

88,1

105,4

120,2

87,0

139,5

Финансовая деятельность

94,9

99,7

112,9

125,1

120,6

Предоставление персон. услуг

101,3

64,1

157,5

76,3

129,9


 

 

 

 

 

 

Таблица 2.

Инвестиции в основной капитал в Российской Федерации по видам основных фондов

(в фактически действовавших  ценах)


 

2009

2010

2011

2012

2013

Инвестиции в основной капитал-всего

8781,6

7976,0

9152,1

11035,7

12586,1

в том числе:

         

  Жилища

1193,8

1036,9

1111,7

1395,6

1533,7

 здания (кроме  жилых) и сооружения

3742,2

3482,2

3962,8

4776,8

5560,2

 машины, оборудование, транспортные средства

3311,9

2970,2

3472,7

4185,6

4731,6

прочие

533,7

486,7

604,9

677,7

760,6

в процентах к итогу

Инвестиции в основной капитал-всего

100

100

100

100

100

в том числе:

         

 Жилища

13,6

13,0

12,2

12,7

12,2

 здания (кроме  жилых) и сооружения

42,6

43,7

43,3

43,3

44,2

 машины, оборудование, транспортные средства

37,7

37,2

37,9

37,9

37,6

прочие

6,1

6,1

6,6

6,1

6,0

Информация о работе Иностранные инвестиции и экономическая безопасность страны