В Российском законодательстве
рассматриваемый термин был закреплен
в 1995 году в федеральном законе о Государственном
регулировании внешнеторговой деятельности.
В соответствии с законом, экономическая безопасность
- состояние экономики, обеспечивающее
достаточный уровень социального, политического
и оборонного существования и прогрессивного
развития Российской Федерации, неуязвимость
и независимость ее экономических интересов
по отношению к возможным внешним и внутренним
угрозам и воздействиям.
Экономическая безопасность выступает
одной из составляющих федеральной и региональной
безопасности. Специфика экономической
безопасности заключается в том, что она
предопределяет все без исключения жизненно
важные интересы личности, общества и
государства.
Для экономической безопасности
значение имеют не сами показатели, а их
пороговые значения. Пороговые значения
- это предельные величины, несоблюдение
значений которых препятствует нормальному
ходу развития различных элементов воспроизводства,
приводит к формированию негативных, разрушительных
тенденций в области экономической безопасности.
В качестве примера (по отношению к внутренним
угрозам) можно назвать уровень безработицы,
разрыв в доходах между наиболее и наименее
обеспеченными группами населения, темпы
инфляции. Приближение к их предельно
допустимой величине свидетельствует
о нарастании угроз социально - экономической
стабильности общества, а превышение предельных,
или пороговых, значений - о вступлении
общества в зону нестабильности и социальных
конфликтов, то есть о реальном подрыве
экономической безопасности. С точки зрения
внешних угроз в качестве индикаторов
могут выступать предельно допустимый
уровень государственного долга, сохранение
или утрата позиций на мировом рынке, зависимость
национальной экономики и её важнейших
секторов (включая оборонную промышленность)
от импорта зарубежной техники, комплектующих
изделий или сырья.[6]
Система показателей-индикаторов,
получивших количественное выражение,
позволяет заблаговременно сигнализировать
о грозящей опасности и предпринимать
меры по её предупреждению. Важно подчеркнуть,
что наивысшая степень безопасности достигается
при условии, что весь комплекс показателей
находится в пределах допустимых границ
своих пороговых значений, а пороговые
значения одного показателя достигаются
не в ущерб другим. Например, снижение
темпа инфляции до предельного уровня
не должно приводить к повышению уровня
безработицы сверх допустимого предела,
или снижение дефицита бюджета до порогового
значения к полному замораживанию капиталовложений
и падению производства и т. д.
Следовательно, можно сделать вывод,
что за пределами значений пороговых показателей
национальная экономика теряет способность
к динамичному саморазвитию, конкурентоспособность
на внешних и внутренних рынках, разъедается
язвами коррупции, криминала, страдает
от внутреннего и внешнего грабежа национального
богатства. Среди показателей экономической
безопасности можно выделить показатели:
экономического роста (динамика
и структура национального производства
и дохода, показатели объемов и темпов
промышленного производства, отраслевая
структура хозяйства и динамика отдельных
отраслей, капиталовложения и др.);
характеризующие природно-ресурсный,
производственный, научно-технический
потенциал страны;
характеризующие динамичность
и адаптивность хозяйственного механизма,
а также его зависимость от внешних факторов
(уровень инфляции, дефицит консолидированного
бюджета, действие внешнеэкономических
факторов, стабильность национальной
валюты, внутреннюю и внешнюю задолженность);
качества жизни (ВВП на душу
населения, уровень дифференциации доходов,
обеспеченность основных групп населения
материальными благами и услугами, трудоспособность
населения, состояние окружающей среды
и т. д).
Пороговые уровни снижения
безопасности можно охарактеризовать
системой показателей общехозяйственного
и социально-экономического значения,
отражающих, в частности:
предельно допустимый уровень
снижения экономической активности, объемов
производства, инвестирования и финансирования,
за пределами которого невозможно самостоятельное
экономическое развитие страны на технически
современном, конкурентоспособном базисе,
сохранение демократических основ общественного
строя, поддержание оборонного, научно-технического,
инновационного, инвестиционного и образовательного
потенциала;
предельно допустимое снижение
уровня и качества жизни основной массы
населения, за границами которого возникает
опасность неконтролируемых социальных,
трудовых, межнациональных и других конфликтов;
создается угроза утраты наиболее продуктивной
части национального "человеческого
капитала" и нации как органичной части
цивилизованной общности;
предельно допустимый уровень
снижения затрат на поддержание и воспроизводство
природно-экологического потенциала,
за пределами которого возникает опасность
необратимого разрушения элементов природной
среды, утраты жизненно важных ресурсных
источников экономического роста, а также
значительных территорий проживания,
размещения производства и рекреации,
нанесение непоправимого ущерба здоровью
нынешнего и будущего поколений и др.
Обобщая выше сказанное,
можно сказать, что экономическая безопасность
- это способность экономики обеспечивать
эффективное удовлетворение общественных
потребностей на национальном и международном
уровнях. Иными словами, экономическая
безопасность представляет собой совокупность
внутренних и внешних условий, благоприятствующих
эффективному динамическому росту национальной
экономики, её способности удовлетворять
потребности общества, государства, индивида,
обеспечивать конкурентоспособность
на внешних и внутренних рынках, гарантирующую
от различного рода угроз и потерь. Из
этого можно сделать два вывода:
Первый. Экономическая безопасность
страны должна обеспечиваться, прежде
всего, эффективностью самой экономики,
то есть, наряду с защитными мерами, осуществляемыми
государством, она должна защищать сама
себя на основе высокой производительности
труда, качества продукции и т. д.
Второй. Обеспечение экономической
безопасности страны не является прерогативой
какого-либо одного государственного
ведомства, службы. Она должна поддерживаться
всей системой государственных органов,
всеми звеньями и структурами экономики.[4]
Глава 2. Анализ
текущей инвестиционной ситуации в
России
2.1. Оценка инвестиционного
климата в России
В большом экономическом
словаре инвестиционный
климат сформулирован как совокупность
политических, экономических, социальных
и юридических условий, максимально благоприятствующих
инвестиционному процессу; равные для
отечественных и иностранных инвесторов,
одинаковые по привлекательности условия
для вложения капиталов в национальную
экономику. Ещё инвестиционный
климат определяется как совокупность
социально-экономических, политических,
социокультурных, организационно-правовых
и инвестиционных факторов, предопределяющих
силу притяжения или отторжения инвестиций.
Ведущая роль в формировании ИК, благоприятствующего
инвестициям, принадлежит государству.
Государство использует для этой цели
разнообразные финансовые инструменты,
а также возможность управлять соответствующей
нормативной базой.
Для российской экономики минувший
год стал одним из самых неблагоприятных
за последние десять лет. На сегодняшний
день приток капитала в Россию в виде портфельных
и прямых инвестиций, депозитов и кредитов
даже наполовину не покрывает потребность
страны в инвестировании. К 2014 году в России
сложилась ситуация острого «инвестиционного
голода».
По данным Росстата иностранные
инвестиции в Россию за девять месяцев
2013 года увеличились на 15,7%. Однако на фоне
их провала за тот же период 2012 года на
14,4%, такой результат нельзя назвать положительным.
Общее количество
инвестиций в основной капитал за 2013г
составил 12,600,000,000, что на 6,6% больше чем
в 2012. Более чем половина инвестиций освоена
в 3 округах: Центральном, Уральском и Приволжском.
Наибольшая инвестиционная активность
отмечена в Ингушетии, где объем инвестиций
в основной капитал увеличился в 2,3 раза.
Уменьшение инвестиций произошло в 22 регионах
страны. Основная часть инвестиций поступала
в такие области как транспорт и связь
– 27,5, операции с недвижимостью – 15,4, добыча
топливно-энергетических полезных ископаемых
- 12,8, производство и распределение электроэнергии,
газа и воды – 9,3. Данные о динамике инвестиций
представлена в таблицах 1, 2, 3.
Таблица 1.
Динамика инвестиций в основной капитал
в Российской Федерации по видам экономической
деятельности в сопоставимых ценах (в
процентах к предыдущему году) |
|
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Всего: |
109,5 |
86,5 |
106,3 |
110,8 |
106,8 |
Рыболовство, рыбоводство |
88,1 |
88,1 |
108,8 |
150,4 |
135,9 |
Добыча каменного угля, бурого угля и
торфа |
108,9 |
61,2 |
134,6 |
136,9 |
131,6 |
Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических |
97,6 |
78,6 |
112,7 |
126,1 |
136,3 |
Добыча металлических руд |
96,9 |
74,0 |
125,7 |
129,9 |
134,4 |
Производство офисного оборудования
и вычислительной техники |
106,0 |
101,7 |
185,9 |
134,8 |
149,1 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт
автотранспортных средств, мотоциклов,
бытовых изделий и предметов личного
пользования |
93,1 |
79,2 |
120,2 |
91,4 |
124,4 |
Розничная торговля, кроме торговли автотранспортными
средствами и мотоциклами; ремонт бытовых
изделий и предметов личного пользования |
107,1 |
76,6 |
131,6 |
88,2 |
149,9 |
Производство медицинских изделий,
средств измерений, контроля, управления
и испытаний; оптических приборов, фото
и кинооборудования; часов |
95,2 |
92,1 |
109,2 |
104,2 |
126,1 |
Деятельность воздушного и космического
транспорта |
88,1 |
105,4 |
120,2 |
87,0 |
139,5 |
Финансовая деятельность |
94,9 |
99,7 |
112,9 |
125,1 |
120,6 |
Предоставление персон. услуг |
101,3 |
64,1 |
157,5 |
76,3 |
129,9 |
Таблица 2.
Инвестиции в основной
капитал в Российской Федерации по видам
основных фондов |
(в фактически действовавших
ценах) |
|
|
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Инвестиции в основной
капитал-всего |
8781,6 |
7976,0 |
9152,1 |
11035,7 |
12586,1 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
Жилища |
1193,8 |
1036,9 |
1111,7 |
1395,6 |
1533,7 |
здания (кроме
жилых) и сооружения |
3742,2 |
3482,2 |
3962,8 |
4776,8 |
5560,2 |
машины, оборудование,
транспортные средства |
3311,9 |
2970,2 |
3472,7 |
4185,6 |
4731,6 |
прочие |
533,7 |
486,7 |
604,9 |
677,7 |
760,6 |
в процентах к итогу |
Инвестиции в основной
капитал-всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
Жилища |
13,6 |
13,0 |
12,2 |
12,7 |
12,2 |
здания (кроме
жилых) и сооружения |
42,6 |
43,7 |
43,3 |
43,3 |
44,2 |
машины, оборудование,
транспортные средства |
37,7 |
37,2 |
37,9 |
37,9 |
37,6 |
прочие |
6,1 |
6,1 |
6,6 |
6,1 |
6,0 |