Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 23:43, курсовая работа
Глубокое изучение процессов и явлений на рынке труда, выработка эффективной государственной политики на этом рынке в Беларуси невозможны без теоретического обобщения особенностей белорусской модели рынка труда, выявления и формулирования основных закономерностей становления и функционирования рынка труда в переходной экономике. Изучение закономерностей функционирования рынка труда не может прерываться, так как сама экономическая жизнь ставит перед наукой задачу продолжать исследования, углубляя разработку тех или иных вопросов теории и практики функционирования рынка труда вообще, и в переходной экономике, в частности. Дальнейшее исследование проблемы функционирования рынка труда в переходной экономике требуется и для того, чтобы дать правильную оценку реальному положению на рынке труда и на этой основе усовершенствовать прогнозные оценки развития ситуации на рынках труда, его последствий, и разработать адекватные меры для ее стабилизации и смягчения одного из наиболее негативных последствий экономических реформ переходного периода - массовой безработицы.
П р и м е ч а н и е - Источник: [14, с. 8]
В полном объеме обеспечивалась предусмотренная законодательством социальная поддержка безработных. На 2012 г. 61,2 тыс. безработных, или 45% от числа состоявших на учете, получали пособие по безработице. (табл.2.10).
Таблица 2.10 - Выплата пособия по безработице, тыс.чел.
Показатели |
январь-декабрь 2011 г. |
январь-декабрь 2012 г. | ||
| получали пособие |
в % к числу состоящих на учете |
получали пособие |
в % к числу состоящих на учете |
Республика Беларусь Брестская Витебская Гомельская Гродненская Минская Могилевская г. Минск |
59,7
10,0 10,6 10,2 7,5 8,2 8,5 4,7 |
45,7
51,0 46,3 46,8 52,4 47,4 46,7 28,7 |
61,2
12,1 10,2 10,1 7,3 8,4 9,0 4,0 |
45,0
51,5 45,3 43,5 48,3 45,2 50,0 26,3 |
П р и м е ч а н и е - Источник: [14, с. 8]
Реализация мероприятий Программы способствовала решению главной задачи - сохранению контроля над ситуацией на рынке труда, предотвращению значительного роста регистрируемой безработицы. Ее уровень не вышел за социально допустимые пределы, безработица не превратилась в угрожающий фактор дестабилизации в обществе [14, с. 8].
Подходы к разрешению существующих проблем отражены в разработанной совместно с республиканскими органами государственного управления, облисполкомами и другими заинтересованными Государственной программе занятости населения Республики Беларусь. Ее основными задачами являются недопущение массовой регистрируемой безработицы, поддержание стабильной ситуации на рынке рабочей силы, удержание уровня регистрируемой безработицы в социально-допустимых пределах, обеспечение предусмотренной законодательством социальной поддержки безработных граждан.
В течение 2012 года конъюнктура рынка рабочей силы Республики Беларусь оставалась трудоизбыточной. По состоянию на 1 января 2013 года предложение превысило спрос в 4,3 раза, в том числе по рабочим - в 3,5 раза, по специалистам и другим и служащим - в 7,3 раз. Показатель регистрируемой безработицы в республике в течение 2012 года колебался от 3,0% до 3,3% к численности экономически активного населения и на конец 2012 года составил 3,1%, на учете состояло 136,1 тыс. безработных (табл.2.11).
Таблица 2.11 - Уровень безработицы в Республике Беларусь
Месяц |
Число безработных на начало месяца, тыс. чел. |
Уровень безработицы, % | ||||
к трудоспособному населению в трудоспособном возрасте |
к экономически активному населению | |||||
2011 г. |
2012 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2011 г. |
2012 г. | |
январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь |
102,9 109,3 112,8 115,8 118,2 116,3 115,8 118,7 124,0 127,1 128,6 130,3 130,5 |
130,5 137,4 143,4 145,7 146,5 144,2 141,3 140,5 140,7 139,4 138,7 137,9 136,1 |
1,80 1,91 1,98 2,03 2,07 2,01 2,0 2,05 2,1 2,2 2,2 2,3 2,3 |
2,26 2,38 2,48 2,52 2,53 2,49 2,42 2,41 2,41 2,39 2,37 2,36 2,33 |
2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,6 2,6 2,7 2,8 2,9 2,9 3,0 3,0 |
3,0 3,1 3,3 3,3 3,3 3,3 3,2 3,2 3,2 3,2 3,2 3,1 3,1 |
П р и м е ч а н и е - Источник: [13, с. 11]
Темпы роста безработицы значительно замедлились. В течение 2011 года уровень безработицы возрос на 0,2 процентного пункта (с 2,1% до 2,3%), в 2012 году - на 0,7 процентного пункта (с 2,3% до 3%), в 2012 году - на 0,1 процентного пункта. В то же время сохраняется значительная дифференциация по уровню безработицы среди регионов республики (от 4,0% в Витебской области до 2,9% в Минской области и 1,6% в г. Минске), а также повышенная напряженность на рынке труда в ряде городов и районов республики.
Рост уровня безработицы отмечен в Брестской, Гомельской, Гродненской и Минской областях (наиболее существенно в Брестской области - с 3,1% до 3,8%, что в значительной степени связано с ужесточением визового режима с Польшей, и часть населения, которая ранее занималась торговой деятельностью в Польше вынуждена трудоустраиваться в Брестской области), в Могилевской области показатель регистрируемой безработицы стабилизировался на уровне 3,6% в Витебской области и г. Минске - несколько снизился [13, с. 11].
Повышение напряженности на рынке труда в связи с ростом безработицы отчетливо проявляется в изменении восприятия безработицы населением.
Обострение проблемы безработицы в Беларуси выражается в следующем:
Таким образом, в сфере обеспечения занятости населения складываются отношения, прямо связанные с трудовыми. Они преследуют цель обеспечения незанятых граждан работой, а нанимателей – необходимой рабочей силой, т.е. направлены на возникновение трудовых правоотношений. Этим и обусловлено их вхождение в сферу отношений, регулируемых трудовым правом.
3.1 Основные направления по обеспечению эффективности Институтов рынка труда в Республике Беларусь
Основное направление корректировки стратегии управления рынком труда Республики Беларусь состоит в ее переориентации с изыскания источников финансовых средств для социальной помощи малообеспеченным (пассивная политика предполагает неизбежность роста безработицы) на активную политику обеспечения занятости населения, поддержания создания и сохранения экономически эффективных рабочих мест в количестве, достаточном для снятия угрозы деградации населения. В большинстве западных стран на активные мероприятия, главным образом на создание рабочих мест и переквалификацию, приходится 25–30 % всех расходов, осуществляемых в рамках политики на рынке труда (в Швеции в начале 90-х годов эта цифра приблизилась к 70 %).
К разработке программ деятельности учреждений рынка труда на национальном, региональном и местном уровне привлекаются обьединения предпринимателей и профсоюзы. Из представителей населения, руководителей учебных заведений, профсоюзов, предприятий и местных органов власти создаются комиссии (комитеты), которые оказывают всестороннюю помощь местным учреждениям рынка труда в их повседневной работе, и, вместе с тем, осуществляют над ними контроль.
Важно, что местные предприятия обычно охотно оказывают учреждениям рынка труда постоянную квалифицированную помощь в составлении планов использования рабочей силы, индивидуального развития сотрудников, проведении массового переобучения, связанного с внедрением новой технологии и реорганизации производства.
Особенно эффективно снижает безработицу и поддерживает высокий уровень занятости политика активных мер развития трудовых ресурсов, которую в той или иной мере провидит практически каждая страна, выделяя на нее обычно 30 - 40 % всех сумм по государственному финансированию программ рынка труда. Активные меры, в отличии от пассивных, состоящих в выдаче пособий по безработице, включает следующие мероприятия:
- поощрение мелкого и
семейного предпринимательства
на максимально благоприятных
условиях государственными
- обеспечение географической
мобильности населения и
- предоставление каждому
ищущему работу полной
- организация общественных работ, в основном для молодежи, на строительстве жилья, дорог, в сфере обслуживания на срок до 6 месяцев с гарантированным заработком в пределах 50- 100% средней зарплаты по данной профессии;
- финансирование работы в частных фирмах молодежи путем предоставления в течение полугода владельцам предприятий субсидий в виде оплаты 50% издержек на вновь созданные рабочие места;
- специальное техническое
оборудование на обычных
- стимулирование расширения
предпринимательской
Действенная политика занятости Республики Беларусь должна в нынешних условиях иметь предупреждающий характер и включать целый комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы и ее переход в застойную форму. В современных условиях исходным постулатом стратегии государства на рынке труда должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально приемлемых пределах. Основными формами государственного регулирования рынка труда Республики Беларусь должно состоять и быть направленно на:
Основными стратегическими направлениями деятельности государства по созданию новой модели занятости должны стать:
Информация о работе Институты рынка труда и их развитие в Республике Беларусь