Институт полномочных представителей Президента в Федеральных округах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 15:19, контрольная работа

Краткое описание

13 мая исполняется 10 лет со дня появления в России института полпредства. В этот день в 2000 году вышел Указ Президента РФ «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» и были созданы семь федеральных округов, в которых полномочные представители Президента обеспечивали реализацию конституционных полномочий главы государства.

Вложенные файлы: 1 файл

управление экономикой.docx

— 33.12 Кб (Скачать файл)

странам через механизмы  Европейского Союза. Актуальность темы исследования обусловлена, во-первых, необходимостью углубленного анализа  структурного содержания региональной политики Европейского Союза; во-вторых, комплексной системной оценки основных результатов ее практического воплощения в жизнь как в целом в Сообществе, так и в отдельных странах-членах ЕС; в третьих тем, что в свете национальных интересов России существенно важное значение имеет изучение опыта региональной политики ЕС, которая проводится наиболее развитыми государствами Европы и который может быть использован в России, тем более, что именно эти страны являются ее важнейшими экономическими партнерами и, в четвертых, недостаточностью методологической базы для проведения оптимальной региональной политики в России, в условиях рыночной экономики.

Объединение стран Западной Европы в Союз более ярко высветило  отставание экономического развития отдельных  регионов менее развитых стран (Греции, Португалии, Италии) по сравнению с  общеевропейскими показателями. Исходя из гуманитарных принципов и для  повышения политической стабильности общества, придания устойчивости развитию экономики, повышения ее конкурентоспособности  на мировом уровне в Европейском  Союзе разрабатываются и реализуются  программы выравнивания межрегиональных  различий.

Целью данной диссертации  является исследование региональной политики ЕС и возможности использования  опыта ее проведения для совершенствования  региональной политики в России.

В рамках общей цели исследования решаются следующие глашые задачи: анализ особенностей современного этапа  региональной политики Европейского Союза;

определение современной  структуры региональной политики Европейского Союза;

совершенствование региональной политики России в условиях перехода страны к рыночным условиям хозяйствования и более глубокой интеграции ее в  мировую экономику, с учетом опыта  решения региональных проблем в  ЕС;

выработка системы принципов формирования национальной программы регионального выравнивания в Российской Федерации, с учетом опыта новейшей российской истории и некоторых стран-членов ЕС, в частности, Германии и особенно после ее объединения в 90-х годах XX столетия.

Таким образом, предметом  исследования является региональная политика Европейского Союза и ее структурное  содержание в современных условиях интернационализации хозяйственной  жизни и углубление интеграционных процессов в мировой экономике.

Объектом исследования представленной диссертации является анализ особенностей формирования национальных программ регионального  развития в Европейском Союзе  и проведение политики регионального  выравнивания в рамках Союза.

Практическая значимость работы состоит в полученных в ходе

исследования результатов, позволяющих лучше понять экономическую

сущность, различные формы  и методы решения региональных проблем  в

рамках Европейского Союза. Результаты исследования позволяют более

реально оценить и аналогичные  проблемы России, экономика которой  в

целом, в решающей степени, зависит от состояния и развития экономики регионов, от результатов разрабатываемой и проводимой в жизнь государственной региональной политики. В диссертации содержится материал, который может быть использован в ходе преподавания, в экономических ВУЗах, спец.дисциплины «мировая экономика», особенно ее раздела по формированию национальной региональной политики субъектов мирового хозяйства, а так же при разработке ряда конкретных мер по совершенствованию структурных элементов российской региональной политики в условиях проведения экономической реформы и интеграции страны в мировые хозяйственные объединения и международные экономические сообщества.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем предпринимается  попытка выявить новые тенденции  и новые подходы к решению  региональных проблем в России, основываясь  на опыте проведения региональной политики в Европейском Союзе.

Доказано, что нарастание межрегиональных контрастов и концентрация социально-экономических проблем  в отдельных регионах чреваты  обострением социальной напряженности, углублением политического кризиса, усилением межрегиональных конфликтов и, в конечном счете, - замедлением  темпов экономических реформ в стране в целом. Для противодействия этим тенденциям необходима активная региональная политика.

На основе анализа состояния  развития России в региональном аспекте  выявлены факторы, негативно влияющие на нормальное развитие регионов в  РФ: пассивное приспособление сложившейся  в советские годы территориально-отраслевой структуры к запросам мирового рынка; упадок районов обрабатывающей промышленности, составлявших в течение почти

столетия главную опору  российской экономики; сохранение, а  в ряде случаев и усиление межрайонной  дифференциации; формирование новой  пространственной иерархии, основанной на доминировании небольшого числа  крупных торгово-посреднических центров  и регионов экспортно-сырьевой ориентации. И обоснован вывод о том, что  экономический рост 2000-2001 гг., смягчив  некоторые проявления системного кризиса, не смог переломить его инерцию.

Определены основные цели региональной политики, при этом они  разделяются на экономические, социальные и политические.

Вместе с тем, в исследовании анализируются и некоторые новые  подходы к формированию региональной политики России в современных условиях с учетом опыта ее новейшей истории.

В частности разработана  концепция новой модели политики регионального выравнивания. Суть предлагаемой концепции заключается в смене  парадигмы региональной политики - переходе от методов временного ослабления региональной дифференциации, базирующихся преимущественно на территориальном  перераспределении ресурсов, к методам, ориентированным на региональное развитие с опорой, прежде всего на собственные  силы. Концепция исходит из необходимости  жить по средствам и их приумножать, что относится как к Федерации  в целом, так и к отдельным  регионам.

На основе опыта проведения региональной политики ЕС

предложена стратегию регионального социально-экономического

развития России, главные  цели стратегии регионального развития

заключаются в укреплении единого экономического пространства,

политической целостности  и безопасности страны и гармоничном  развитии всех регионов на основе их оптимальной  специализации в общероссийском и международном разделении труда, использования ресурсного потенциала и конкурентных преимуществ. Стратегия  включает три этапа реализации: 1) завершение переходного периода; 2) осуществление крупных программ, способных привести к качественным изменениям в размещении производства, природопользовании и состоянии  окружающей среды, в системах расселения, в развитии транспорта и связи; 3) начало выхода регионов на траекторию устойчивого развития. Так же определены механизмы реализации стратегии.

В качестве инструментария научного исследования в работе использовался  системно-аналитический метод, который  позволяет преодолеть узко страноведческий  подход к выявлению основных принципов  формирования региональной политики в  рамках ЕС в условиях глобализации международных экономических отношений  и дальнейшего углубления и расширения интеграционных процессов в мировой  экономике.


Информация о работе Институт полномочных представителей Президента в Федеральных округах