Интеграционные процессы в системе международных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 19:52, реферат

Краткое описание

Исследование мировых интеграционных процессов относится к основным направлениям экономической науки. Это объясняется тем, что важнейшей чертой современности является рост взаимозависимости национальных экономик, интенсивный переход цивилизованных стран от замкнутых хозяйств к экономике открытого типа, обращенной к внешнему миру. Экономическая интеграция стала объективной необходимостью и одной из предпосылок прогрессивного развития мирового хозяйства вследствие увеличения международного обмена товарами, услугами, капиталами, интеллектуальной собственностью и миграции населения.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 38.97 Кб (Скачать файл)

ЕС - международное образование, сочетающее признаки международной организации (межгосударственность) и государства (надгосударственность), однако формально он не является ни тем, ни другим. В определённых областях решения принимаются независимыми наднациональными институтами, а в других - осуществляются посредством переговоров между государствами-членами. Наиболее важными институтами ЕС являются Европейская комиссия, Совет Европейского союза, Европейский совет, Суд Европейского союза, Европейская счетная палата и Европейский центральный банк. Европейский парламент избирается каждые пять лет гражданами ЕС.

  1. Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) - была создана в 1960 году с целью создания зоны свободной торговли, первоначальными членами были Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Австрия, Швейцария и Португалия. Финляндия стала ассоциированным членом в 1961 (в 1986 году стала полноправным членом), а Исландия вошла в состав ЕАСТ в 1970 году. Лихтенштейн присоединился в 1991 году (предварительно, его интересы в ЕАСТ представляла Швейцария). Великобритания (1973), Дания (1973), Португалия (1986), Финляндия (1995), Австрия (1995), и Швеция (1995) вышли из ЕАСТ и стали членами ЕС. Сегодня только Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн остаются членами ЕАСТ.

Европейскому сообществу повезло и с удачным расположением и со сложившейся обстановкой, что обеспечило именно такую линию развития. Но существует достаточное количество других интеграционных групп, которые хотя и имеют некоторые схожие черты с Евросоюзом, но развивающиеся с совершенно другими качественными характеристиками.

  1. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) - соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой. Соглашение НАФТА было подписано 17 декабря 1992 и вступило в силу 1 января 1994. В свете происходивших в 1980-е годы интеграционных процессов в Европе и Азии значение вопроса о создании НАФТА возросло, так как стало понятно, что ответом на объединение Европы должно стать объединение Америки и, как её части, - Северной Америки. Однако с самого начала Мексика, Канада и США рассматривали роль и потенциал НАФТА с различных позиций.

Если в ЕС интеграционные процессы шли сверху вниз (от правительств и государственных органов), то в Северной Америке - снизу вверх, то есть от стремления к сотрудничеству на микроуровне (между американскими и канадскими корпорациями) к сотрудничеству на макроуровне. В отличие от соглашений, лежащих в основе европейских интеграционных процессов, соглашение НАФТА не охватывает вопросы, относящиеся к социальной сфере, такие как занятость, образование, культура и т. д. Основной целью НАФТА является устранение барьеров в сфере торговли и инвестиций между США, Канадой и Мексикой. Взаимодействие в сфере торгового оборота в каждом из этих государств поддерживается автономными директивными органами в рамках, установленных НАФТА.

  1. Mercosur - общий рынок стран Южной Америки, экономическое и политическое соглашение между Аргентиной, Бразилией, Уругваем, Парагваем (членство приостановлено 29.06.2012 до апреля 2013 года), и Венесуэлой. Основано в 1991 году на основании Асунсьонского договора, который был позже изменен и обновлен в 1994 году договором в Ору-Прету, который в свою очередь определил структуру МЕРКОСУР.

Цель соглашения выражается в содействии свободной торговле, гибкому движению товаров, населения и валюты стран-участников объединения. Гуарани, португальский и испанский языки признаны официальными. МЕРКОСУР и Андское сообщество наций в настоящее время - основные таможенные союзы, связанные с союзом наций, способствующие процессам экономической интеграции в Южной Америке.

Интересными с точки зрения прохождения интеграционных процессов являются два региона - это Азиатско-Тихоокеанский и Африканский регионы. Но если азиатско-тихоокеанский регион привлекает своими быстрыми в последние двадцать лет темпами экономического роста, то Африка остается не сильно развитым континентом, с различающимся уровнем развития отдельных стран. Азиаты строят свои взаимоотношения на другом, нежели рассмотрено выше принципе сближения. Они ищут что-то общее азиатское и объединяются по этому признаку.

  1. На пространстве Азиатско-Тихоокеанского региона сосредоточены крупнейшие интеграционные группировки, в том числе Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Они тесно взаимосвязаны между собой, широко диверсифицированы (Содружество наций) или специализированы (ОПЕК).
  2. Африканское экономическое сообщество (АЭС) - организация союза Африканских государств, создающая основы для взаимного экономического развития среди большинства Африканских государств. Заявленные цели организации включают в себя создание зоны свободной торговли, таможенный союз, единый рынок, центральный банк и единую валюту, таким образом, создания экономического и валютного союза.
  3. Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА) - интеграционное объединение в форме зоны преференциальной торговли, предусматривающее поэтапное создание вначале зоны свободной торговли, а затем таможенного союза и общего рынка, учреждённое в 1993 году.

Приведенные выше примеры, говорят о сильных различиях в проходящих в мире процессах и о разности подходов к их рассмотрению, о совершенно разных проблемах и задачах, решаемых  в различных частях земного шара, но тем не менее подчеркивающих, что при достаточном  развитии стран, появляется объективная потребность к дальнейшему развитию через интеграцию мирохозяйственных связей.

 

  1. Участие России в международной экономической интеграции

Россия обладает потенциальными возможностями для развития сотрудничества с различными интеграционными организациями и отдельными их участниками: богатыми запасами энергоносителей и других природных ресурсов, выгодным географическим положением, квалифицированными кадрами в сфере производства и науки. Вместе с тем современное состояние отечественного хозяйства и инвестиций, а также некоторые внешнеполитические проблемы в отношениях со странами-партнерами сдерживают расширение сотрудничества.

Государства ЕС являются крупнейшим экономическим партнером России с глубокими историческими связями и взаимодополняющей структурой хозяйства. Вместе с тем интеграционное взаимодействие в этой области развивается медленнее, чем ожидалось. Сдерживает его ряд факторов: доминирование в российском экспорте энергоносителей и разногласия сторон по некоторым вопросам, в частности, по инвестициям и ценам, сохранение в ЕС количественных ограничений на импорт отдельных российских товаров и неоправданное применение против них протекционистских мер, особенно антидемпинговых расследований, наконец, низкая конкурентоспособность продукции отечественной перерабатывающей промышленности.

Интеграционное взаимодействие России с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона имеет большие потенциальные возможности, но в настоящее время находится на низком уровне. Страны - члены АТЭС заинтересованы не только в российских энергоносителях, но и в изделиях отечественной перерабатывающей промышленности: от высокотехнологичных образцов вооружений до некоторых видов машино-технической продукции. Однако в настоящее время сотрудничество ведется преимущественно на двусторонней основе в незначительных объемах, что во многом обусловлено отсутствием у Российской Федерации четкой экономической стратегии. Перспективным является участие России в деятельности Шанхайской организации сотрудничества, поскольку общие политические интересы могут способствовать развитию экономической интеграции, в первую очередь, с Китаем и Индией. Россия вошла в организацию Черноморское экономическое сотрудничество (ЧЭС), членами которой является ряд стран - бывших республик СССР, а также страны, примыкающие к Черному морю, - Турция, Болгария, Румыния, а также Албания и Греция.

На постсоветском пространстве наблюдаются некоторые дезинтеграционные явления, вызванные объективными и субъективными причинами. Вместе с тем существуют предпосылки для реинтеграции в этом районе путем активизации деятельности в региональных экономических структурах (Объединенное государство Россия - Белоруссия, ЕврАзЭС) и в двусторонних отношениях. Эффективным может стать создание единого экономического пространства с участием ведущих государств СНГ. Таким образом, развитие их экономической интеграции в ближайший период возможно.

Большое значение для России имеет экономическое сотрудничество с Европейским союзом (ЕС), на который приходилось около 37% нашего внешнеторгового оборота, а после вступления в мае 2004 г. 10 новых членов - приходится более половины. Основой отношений с ЕС является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, подписанное в 1994 г., которое создает условия для сотрудничества в разных областях. Сегодня, когда в ЕС входит большая часть Европы, встает вопрос о путях дальнейшего развития сотрудничества.

Россия должна искать пути расширения и углубления сотрудничества с ЕС. Это может быть создание зоны свободной торговли России и Европейского союза, что означает взаимную отмену ограничений на пути товаров и услуг. Но если будут сняты все таможенные пошлины и другие ограничения, в том числе количественные, в отношениях с ЕС, то это будет означать, что товары из Европы потоком пойдут в Россию, что в значительно большей степени, чем вступление в ВТО, отрицательно скажется на состоянии ряда отраслей российского хозяйства.

Наиболее реальный вариант отношений с ЕС - создание Общего европейского экономического пространства (ОЕЭП). Концепция ОЕЭП исходит из того, что серьезный потенциал, имеющийся у России и ЕС для роста взаимной торговли и инвестиций, используется не в полной мере. Существует очевидная необходимость сближения России и ЕС и придания экономическому взаимодействию большей динамичности путем установления стабильности и предсказуемого торгового режима, основанного на общих, гармонизированных или совместных правилах.

 В качестве инструментов  достижения целей предлагаются: открытие рынка, для чего соответствующие  меры должны обеспечить, по мере  возможности, постепенное устранение  барьеров для торговли и инвестиций  между Россией и ЕС; сближение  в области регулирования, в частности  в области законодательства; облегчение  торговли, включая упрощения, стандартизацию  и автоматизацию торговых процедур.

В условиях рыночной экономики включение России в интегрированную экономику будет опираться на законы рынка, конкурентную борьбу. Но при этом российское государство не может занимать пассивную позицию. Оно призвано всеми имеющимися у него средствами поддерживать отечественных производителей на внутреннем и внешнем рынках, включая рынки региональных группировок и вернуть России положение одной из высокоразвитых держав, экономика которой будет в первую очередь опираться на высокотехнологические отрасли.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Международная экономическая интеграция – это новая эволюционная ступень в жизни общества. Создание интеграционных групп, в общем, благотворно влияет на состояние стран-участниц, повышает уровень экономик и улучшает общие условия развития. Постепенное преобладание интеграционных тенденций в мире показывает возможность появления больших объединений, что увеличит стабильность во многих регионах земного шара. Неоднородность интеграционных формирований доказывает эволюционность процесса.

В условиях глобализации о степени интегрированности страны в мировое хозяйство судят по уровню ее взаимоотношений с международными экономическими структурами. Одним из важных аспектов участия России в сфере международных экономических отношений является интеграция ее экономики в систему международных экономических объединений. Экономическое взаимодействие России с рядом региональных организаций (ЕС, АТЭС, СНГ, ЕврАзЭС и др.) приобретает все большую значимость. Успешная интеграция нашей страны в эти организации во многом предопределяет эффективное развитие ее экономики и внешнеполитические позиции в мире.

Практика показывает, что российские государственные и коммерческие структуры слабо информированы о правилах и процедурах деятельности интеграционных группировок, что не может не оказывать негативного влияния на развитие внешнеэкономических связей РФ.

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Скурко Е. В. Глобальная и региональная торгово-экономическая интеграция. Эффективность правового регулирования. СПб., Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс» - 2004. – 297с.

2. Современные международные отношения: Учебник / Под ред. А.В.Торкунова. М.:РОССПЕН - 2005. – 584с.

3. Шемятенков В.Г. Европейская интеграция: Учебн.пособие. М.: Международные отношения – 2003. – 400с.

4. Гриффитс Р.Т. Основания европейской интеграции // ПОЛИС. 2002. №4.

5. Пастухов Б. СНГ, пересекающиеся множества // Международная жизнь, 2004. №1.

 

 


Информация о работе Интеграционные процессы в системе международных отношений