Интеграция России в мировую экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 12:34, курсовая работа

Краткое описание

Национальные экономики уже давно являются частью экономики современного взаимодействующего мира – динамичной системы всемирного хозяйства.
Всемирное хозяйство представляет взаимосвязанные между собой экономики практически всех цивилизованных стран мира. Экономической основой всемирного хозяйства служит объективная целесообразность, обусловленная стремлением всех государств к росту экономической эффективности, достигнутому за счет международного разделения труда, и вызванными этим ростом национальной специализацией и международной интеграцией.
Целью работы является анализ проблем интеграции России в мировую экономику.

Содержание

Введение
1. Интеграция: сущность, формы.
2. Общая характеристика экономических связей России
2.1 Экономические связи РФ с ЕС
2.2 Экономические связи РФ с США
3. Расширение участия России в МРТ
4. Пути дальнейшей интеграции России в мировую экономику Заключение Приложения
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 335.00 Кб (Скачать файл)

     Ключевую  роль при решении этой долговременной задачи призвано сыграть отечественное предпринимательство: на мировых рынках, как известно, конкурируют в основном конкретные фирмы и корпорации. Именно от бизнеса будет, прежде всего, зависеть успех или неуспех технического перевооружения промышленности, освоения прогрессивных технологий, внедрения современного опыта управления. Точно так же обновление внешнеэкономической специализации и укрепление российских позиций на мировых рынках, в конечном счете, будут связаны со способностью отечественных деловых кругов выбирать оптимальную стратегию развития своей фирмы, организовывать маркетинг, тесно взаимодействовать с клиентами, мобилизовывать такие необходимые в условиях конкуренции факторы, как капитал, ресурсы, квалифицированный персонал, информация и др. При этом вряд ли следует навязывать бизнесу сверху конкретные приоритеты будущей международной специализации национальной экономики.

     Отечественный бизнес, естественно, заинтересован  в том, чтобы при дальнейшей интеграции России в мировое хозяйство его  интересы были должным образом защищены. Решить эту задачу сможет только устойчивая и эффективная политическая власть. Как показал мировой опыт, за последние полвека успешные и продолжительные периоды развития были свойственны странам с сильными правительствами.

     Сейчас  России, видимо, не обойтись без более надежной защиты отечественного производителя. Следует помочь стать на ноги тем предприятиям, секторам и отраслям экономики, которые потенциально способны выдерживать конкуренцию. Конечно же, не имеется в виду возведение непреодолимых тарифных и нетарифных барьеров на пути проникновения иностранных товаров, услуг и капитала на российский рынок. Это неизбежно приведет к консервации технической отсталости и высокой ресурсоемкости отечественного производства, к сохранению непригодных в рыночных условиях форм управления и организации хозяйственной деятельности. Защитные меры, естественно, не должны препятствовать «выбраковке» неэффективных производств, полной или частичной замене импортом отдельных видов отечественной продукции и услуг.

     Концептуально в таком подходе нет ничего нового. Именно такой стратегии придерживались те страны Третьего мира, которые смогли за счет разумного использования  собственных ресурсов и привлечения  иностранного капитала многократно  увеличить промышленное производство и экспорт готовых изделий, а, главное, по уровню жизни приблизиться к авангарду мирового сообщества, так называемому золотому миллиарду. Сложность заключается в том, чтобы найти оптимальное сочетание открытости и протекционизма. Здесь нужно анализировать ситуацию в отдельных отраслях и регионах, показатели конкурентоспособности отечественной продукции.

     Что же касается общих принципов стратегии  интеграции, то, прежде всего, следует  избавиться от иллюзий, будто можно  кардинально изменить положение России на мировых рынках с помощью каких-то чудодейственных средств. Это длительный процесс, который даже при благоприятном стечении обстоятельств займет не одно десятилетие. Необдуманное форсирование реформ, непросчитанность их последствий, абстрактная либерализация могут лишь ухудшить внешнеэкономическое положение страны. Предпочтительнее, не теряя из виду долговременной цели, проводить политику «малых шагов» и при этом избегать как чрезмерного регулирования внешнеэкономических связей, так и ускоренной либерализации.

     Вырабатывая стратегию интеграции в мировое  хозяйство, следует учитывать зарубежный опыт. Япония в послевоенный период, например, выработала следующую политику: были выделены три важнейшие отрасли  экономики – угольная, металлургическая, текстильная. Они считались определяющими – в вопросах экспорта-импорта и внутренней экономической политики. Очевидно, российская экономическая политика также должна основываться на системе приоритетов, ведущих звеньях экономики, отраслях-локомотивах. Такими приоритетными отраслями российской экономики могут стать наукоемкие отрасли, отрасли высоких технологий (в том числе военных) и некоторые другие.  

     Особое место в  долговременной стратегии интегрирования принадлежит транспорту. В стране с такой протяженностью, как Россия, он влияет на развитие основных отраслей промышленности и сельского хозяйства, на их конкурентоспособность, мобильность рабочей силы, формирование общенационального рынка. Соответственно проблемы адаптации транспорта к новым условиям интегрирования ставят вопрос о разработке полноценной всеобъемлющей транспортной политики, включающей в себя реализацию трансконтинентальных проектов. Начинать же, видимо, следует с повышения качества предоставляемых транспортных услуг, сохранности грузов, соблюдения сроков доставки и т. д.

     Первым  шагом в новой стратегии интегрирования в мировые рынки должны стать  оздоровление общего климата во внешнеэкономических  связях страны, их «прозрачность», устранение злоупотреблений и прямого криминала. Это улучшило бы имидж России в глазах мировой экономической элиты. Решение такой задачи требует эффективного контроля за ценовой политикой экспортеров энергоносителей и металлов, достижения «прозрачности» всей их деятельности, тарифной политики и финансовых потоков, противодействия занижению экспортных цен российскими предприятиями, восстановления государственного мониторинга внешнеторговых цен, их сопоставления с издержками и ценами конкурентов, внедрения международных правил и кодексов поведения в деятельность отраслевых союзов и профессиональных ассоциаций.

     Один  из ключевых вопросов интегрирования в мировое хозяйство – организация  сбора и анализ статистической и  иной информации о состоянии российских рынков по отдельным товарам и  услугам, а также ситуации на мировых  товарных рынках, в странах-партнерах. Эти данные должны быть в полном объеме доступны не только правительству, но и предприятиям и общественности, причем на максимально льготных условиях. Только на основе такой информации правительство сможет заранее готовиться к отражению потенциальных угроз и вовремя принимать адекватные решения, а отдельные предприятия – лучше понимать, как следует отстаивать свои интересы на мировых рынках.

     Вхождение в мировое рыночное хозяйство  не будет легким. Промышленно развитым странам не нужен новый сильный конкурент. За свое место на международном рынке России придется активно побороться, одновременно отбивая тайные и явные попытки «прибрать Россию к рукам» со стороны ведущих мировых держав. В этой связи весьма актуальной для нашей страны на пути интеграции в мировое хозяйство становится проблема экономической безопасности. Обеспечение экономической безопасности заключается в сведении к минимуму всего того ущерба, который может быть нанесен российской экономике в результате действия факторов мировой хозяйственной конъюнктуры, международной конкуренции, неэффективными действиями российских экономических субъектов на мировых рынках. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Мировые интеграционные процессы требуют от экономики любой страны стабильности и устойчивости. Процесс интеграции России в мировое хозяйство, ее утверждение как равноправного участника в системе международных экономических отношений, в международном разделении труда находится в самом начале. Чтобы этот процесс прошел для нашей страны успешно, необходимо решить ряд проблем, затрудняющих интеграцию России в мировое хозяйство. В частности, особое значение приобретает вопрос о месте России в глобализирующейся мировой экономике с учетом всего спектра проблем национальной экономической безопасности страны, осуществлении ею продуманной и целенаправленной, основанной на национальных интересах внешнеэкономической политики.

     Основная  проблема России заключается в ее сырьевой зависимости. В последние годы мировой рынок потребительских и промышленных товаров кардинально изменился. Появилось множество импортных товаров, многие зарубежные компании открыли на территории России свои филиалы для производства готовой продукции. Увеличение же экспорта российских товаров и освоение рынков зарубежных стран происходит гораздо медленнее. И основными успешными российскими компаниями, работающими на экспорт, пока остаются ресурсодобывающие. Другими не менее важными проблемами являются неблагоприятный инвестиционный климат и приоритет внешнеполитических ориентиров над внешнеэкономическими.

     Несмотря  на это в России имеются некоторые предпосылки для успешного проведения интеграционных процессов: развитая научная база, обеспеченность сырьем и энергоресурсами, высокий научно-технический кадровый потенциал и индекс человеческого развития.

     Для дальнейшей интеграции России в мировую  экономику необходимо:

     дальнейшая  стабилизация политического режима;

     развитие  наукоемких отраслей;

     улучшение инвестиционного климата в стране;

     проведение  гибкой экономической политики по развитию экспорта и импорта во внешнеэкономических связях;

      грамотная расстановка приоритетов экономического сотрудничества с другими странами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1

Участие стран-членов Европейского Союза в  российской внешней торговле в млн. долларов США

Страны Импорт Экспорт
1995г. 2004г. 2006г. 2008г. 1995г. 2004г. 2006г. 2008г.
Всего 46709 75581 137703 267040 78217 181634 301450 467912
в том  числе:                
Австрия 981,5 918,4 1841 3114 889,3 1114,7 3353 2304
Бельгия 866,5 1175,4 2174 4056 1462,2 1823,9 2646 4619
Великобритания 1099,5 2065,8 3673 7620 3065,6 5640,8 10396 14864
Венгрия 842,1 739,9 1867 3685 1627 3241,4 6245 9143
Германия 6483,1 10571 18453 34091 6207,6 13300,5 24499 33185
Греция 257,2 167,1 235 439 146,6 1262,2 2757 4329
Дания 483,3 716,7 1346 1827 455 518,3 932 1852
Ирландия 322,8 239,2 460 913 2634,8 678 631 144
Испания 241 878,4 1951 4242 209,8 1748 3345 5062
Италия 1850,6 3198,5 5726 10995 3376,3 12086,4 25110 41922
Кипр 97 22,4 42,9 52,2 270,3 5694,1 4531 1254
Латвия 376,1 212,2 387 593 794,9 1352,8 1698 7897
Литва 386,9 459,4 703 941 1080,9 2925,4 4211 4540
Люксембург 32,8 56,9 85,8 206 14,7 108,6 142 11,7
Мальта 6,1 9,2 84,7 150 24,4 120 372 1020
Нидерланды 1646 1374,2 2681 4813 3191,5 15272,2 35883 56972
Польша 1321,4 2309,9 3403 7049 1688,1 5698,8 11480 20193
Португалия 19,2 66,6 145 318 16,6 617,8 1375 209
Словакия 294,2 404,9 770 29,95 1735,7 2422,7 4582 6467
Словения 340,7 379 615 1155 116,8 156,6 269 310
Финляндия 2040,7 2331,8 4001 6634 386,5 5825,2 9206 15780
Франция 1073,7 3071,3 5860 10057 1518,7 4425 7602 12193
Чехия 438,2 834,2 1529 3612 1675,4 2280,2 4665 7251
Швеция 546,6 1612 2143 4528 643 1564,5 2196 4117
Эстония 274,8 176,8 326 521 411,5 1539,3 2708 954

 
 

Источник: www.gks.ru 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Оборот 8180,9 6965,8 7169,4 9824,2 10886,7 15048,3 17502,9 27263,2
Экспорт 4198,2 3987,3 4207,7 6624,1 6323,7 8638,4 8047,9 13484,2
Импорт 3982,7 2978,5 2961,7 3200,1 4563 6409,9 9455 13779
Сальдо 215,5 1008,8 1246 3424 1760,7 2228,5 -1407,1 -294,8

Приложение 2

Внешнеторговый  оборот России с США млн. долларов 
 

Источник: www.gks.ru 

     Приложение 3

Поступление иностранных инвестиций в Российскую экономику по основным странам-инвесторам  

  Накоплено на конец июня 2009г. В том числе Справочно поступило в I полугодии 2009 г.
всего в % к итогу прямые портфелбные прочие
Всего инвестиций 242462 100 95023 11687 135752 32163
из  них по основным странам-инвесторам 202727 83,6 76066 11321 115340 20757
в том числе: 44993 18,6 29061 5629 10303 3601
Нидерланды
Кипр 40264 16,6 25663 1831 12770 2870
Люксембург 36707 15,1 979 262 35466 5366
Великобритания 24584 10,1 3673 2202 18709 2169
Германия 16256 6,7 6820 13 9423 2862
Франция 9907 4,1 2011 23 7873 1073
Ирландия 9121 3,8 397 0,2 8724 391
США 7992 3,3 2752 859 4381 1047
Виргинские  о-ва 6813 2,8 3984 500 2329 641
Япония 6090 2,5 726 2 5362 737

Информация о работе Интеграция России в мировую экономику