Интеллектуальное предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 18:11, реферат

Краткое описание

Актуальность темы «Интеллектуальное предпринимательство» обуславливается следующими положениями:
• Разносторонние знания, способность к абстрактному мышлению, широкий кругозор позволяют интеллектуалам успешно вести предпринимательскую деятельность
• В постсоциалистических странах уход интеллектуалов в бизнес наряду с объективными причинами и материальным интересом связан с так называемым отложенным предпринимательством.
• В современном обществе знаний интеллектуальное предпринимательство полностью отвечает ведущим экономическим концепциям.
• Экономическая активность предпринимателей-интеллектуалов часто ориентирована на будущее с целью удовлетворения наиболее сложных потребностей человека.

Содержание

Введение………………………………………………………………….2
1 Типология предпринимательства…………………………………….3
1.1 Экономическая природа предпринимательства…………………...3
1.2 Цели и мотивы предпринимательской деятельности……………..9
1.3 Социально-экономическая эволюция предпринимательства…….11
2 Интеллектуальное предпринимательство…………………………...14
2.1 Особый тип предпринимателя и предпринимательства………….14
2.2 Новые взаимосвязи между миром науки и миром предпринимательства............................................................................................20
2.3 Новые виды товаров и услуг……………………………………….25
Заключение………………………………………………………………30
Список литературы……………………………………………………...32

Вложенные файлы: 1 файл

экономика.docx

— 51.24 Кб (Скачать файл)

Это не означает, что прибыль  утрачивает роль целевого ориентира  предпринимательства. Хотя целевые  установки фирм могут быть различны, и к тому же меняться под влиянием внутренних и внешних факторов, любая  из них допустима при одном  непременном условии — обеспечении  приемлемой нормы прибыли. Такое  ограничение не случайно и обусловлено  той ролью, которую прибыль играет во всем процессе предпринимательства. Прибыль является источником дохода предпринимателя и развития фирмы, служит показателем эффективности  использования ресурсов и оценки инвестиционных возможностей, наконец, оценкой успеха и психологическим  стимулом. Это говорит о том, что даже внешне не проявляясь, прибыль, все же, занимает главенствующее место в иерархии целей предпринимателя.

Таким образом, как управленец-хозяйственник  предприниматель стремится к  обеспечению стабильных условий  для реализации и развития своей  предпринимательской функции. С  этой стороны его задача состоит  в уравновешивании разнонаправленных  сил, позволяющих эффективно осуществлять предпринимательскую функцию в  долгосрочной перспективе. В то же время, реализуя функцию собственника, он должен обеспечить наибольшую доходность от примененных ресурсов, выражающуюся в максимизации прибыли. Разрешение этого противоречия может иметь  самые разные формы, но все они, в  конечном счете, сводятся к обеспечению  приемлемой нормы прибыли. Удовлетворенность  прибылью означает не что иное, как  компромисс между различными сторонами  предпринимательской функции.

1.3 Социально-экономическая  эволюция предпринимательства

Предпринимательство — историческая категория. Оно не является чем-то окончательно сложившимся и застывшим. Меняются его содержание и форма, расширяется  сфера приложения. Развитие предпринимательства, являющегося продуктом рыночного  хозяйства, неразрывно связано с  эволюцией последнего.

Исторически исходным пунктом  приложения предпринимательской инициативы была торговая деятельность. Поскольку  производство в своей массе еще  не было ориентированно для работы на рынок, деятельность купцов была нацелена на использование существовавших несоответствий между спросом и предложением, а источником их дохода служили разницы  в ценах перемещаемых с рынка на рынок товаров. Поэтому в данный период функциональное содержание предпринимательства ограничивалось использованием возникавших рыночных неравновесий, а его доминирующим признаком была сопряженность с высокой степенью риска.

По мере углубления товарного  характера общественного хозяйства, особенно с переходом к индустриальной стадии производства, приоритетной сферой приложения предпринимательства становятся отрасли материального производства. Теперь уже не поиск наиболее привлекательных  рынков, а поиск наиболее рациональной комбинации применяемых факторов производства становится условием предпринимательского успеха. Усложнение деятельности повлекло за собой усложнение и предпринимательской  функции, обусловившее ее рассредоточение. Предпринимательская функция перестает  быть монополией собственника.

Постиндустриальная стадия с характерными для нее ростом роли нематериальной деятельности, динамичности и социализации производства установила иные ориентиры и приоритеты хозяйствования. Важнейшим в предпринимательской деятельности становится не приспособление к меняющимся условиям, а способность преобразовывать сами условия хозяйствования, предугадав перспективу развития общественного производства. Не просто рациональное использование ресурсов, а рационализация самой формы и способа хозяйствования выступает ключевым моментом деятельности предпринимателя.

Предпринимательство все  в большей мере охватывает сферу  финансов и научной деятельности, где его инновационная функция  может раскрыться наиболее полно, становясь, в то же время, коллективно выполняемой  функцией. Работая на перспективу, предприниматель  не может руководствоваться текущими целями.

Его устремления приобретают  стратегический характер, а главной  целью становится не максимизация частного результата, а обеспечение финансовой устойчивости предпринимательской  организации. Достичь указанного результата можно, только мобилизовав усилия всего  коллектива организации, что предусматривает  вовлечение в предпринимательский  процесс всех его участников. Дух  рационализма сменяется духом демократизма и социальной интеграции.

По мере эволюции предпринимательства  менялась и его социальная оценка.

Оформившаяся еще в  античное время и позднее закрепленная в догматах христианства печать морально-этической  неполноценности предпринимательской  деятельности как "греховной" и "недостойной", довлела над ней в течение  столетий. В обществе, покоящемся на патриархальном хозяйстве, с его  размеренным и неизменным ритмом жизни, инициативная деятельность, направленная на изменение устоявшегося уклада, не могла восприниматься иначе. Со становлением индустриального типа производства, когда рациональное использование  ресурсов и новаторство определяющими  факторами устойчивого экономического роста, общественное восприятие предпринимательской  деятельности становится более адекватным. Конечно, было бы ошибкой видеть в  предпринимательстве некую подвижническую деятельность.

Однако, столь же несправедливо  было бы акцентировать внимание лишь на его приобретательской мотивации, упуская из виду выполняемую им созидательную  работу.

2 Интеллектуальное предпринимательство

2.1 Особый тип предпринимателя  и предпринимательства

Данный тип предпринимателей стал объектом ряда социологических  исследований, которые позволили  выявить и охарактеризовать следующие  особенности предпринимательской  деятельности интеллектуалов.

1. Предприниматели-интеллектуалы  оперируют в разных средах, сферах  или временных поясах. Связи, возникающие  и используемые ими в работе, отличаются чрезвычайной сложностью. Знания предпринимателей-интеллектуалов  и их личные связи имеют  отношение не только к возглавляемым  ими предприятиям, но и к различным  социальным институтам, которые  в свою очередь могут стать  важным источником вдохновения,  новых моделей поведения и  даже материальных средств.

2. Благодаря своим знаниям,  воображению и способности к  абстрактному мышлению интеллектуалы  в состоянии объединить процесс  сбора, обработки и оценки информации (подготовки решений) с процессом  разработки планов действий (принятием  решений).

3. Способность к свободному  мысленному перемещению в пространстве  и времени, независимому мышлению  и действию позволяет предпринимателям-интеллектуалам  оперировать “глобальными” категориями.  Они используют свой широкий  кругозор для выявления и использования  возможностей, которые присущи самой  природе локального контекста,  но которые открываются благодаря  вдохновению, возникающему за  пределами локальной среды.

4. Случаи эффективного  предпринимательства, объясняемые  поверхностными наблюдателями простым  везением и своевременным открытием  дела, в действительности предопределены  способностью интеллектуалов создавать благоприятные условия, исключающие возможность принятия неудачной стратегии. Эта способность во многом может быть отнесена на счет знаний предпринимателей-интеллектуалов и не в последнюю очередь на счет их независимого положения. Такая независимость базируется, в частности, на уверенности интеллектуалов в том, что их знания могут быть использованы во многих институтах и при разнообразных обстоятельствах.

5. Предприниматель-интеллектуал  воспринимает свою роль в компании  или на предприятии как интеллектуальный  вызов и рискованную игру, которые  приносят ему интеллектуальное  удовлетворение. Это позволяет ему  дистанцироваться от своей конкретной  роли (отсюда столь свойственная для интеллектуалов склонность к критике и самокритике), что одновременно служит неиссякаемым источником вдохновения.

6. Ключевой особенностью  рассматриваемого типа предпринимательства  является значимость, которую интеллектуалы  придают этическим аспектам ведения  дела и развитию персонала  (включая интеллектуальное развитие).

Предварительные эмпирические исследования показали, что интеллектуалы  выбирают в качестве объектов предпринимательской  деятельности в основном два типа организаций. Во-первых, пользуясь благоприятными обстоятельствами (в этом проявляется  способность успешной идентификации  возможностей), они превращают традиционные некоммерческие общественные организации, такие, как школы, высшие учебные  заведения и клиники, в рыночные предприятия. Подобные предприятия  создаются заново или возникают  в результате преобразования действующих. Эти метаморфозы требуют определенного регулирования (например, надзора за выполнением обязательств перед потребителями) и проверок (например, финансовых результатов созданных организаций). Во-вторых, бизнесмены-интеллектуалы учреждают или берут под свой контроль типичные коммерческие предприятия сферы производства или торговли.

Независимо от типа контролируемого  предприятия интеллектуалы используют свои знания и личные связи для  сбора материала и подбора  кадров, необходимых для успеха дела. Здесь четко выражается инструментальный характер применения знания. Этот инструмент является стратегическим средством, которое  в свою очередь служит своеобразным магнитом для привлечения других ресурсов. Во всех обследованных мною организациях можно отметить следующие  коренные изменения:

  • повышение операционной эффективности и снижение издержек по сравнению с конкурентами;
  • полная идентификация служащих со своей компанией, в результате чего утверждается ее ориентация на постоянное повышение качества;
  • превращение самих предпринимателей в квалифицированных плановиков, строго соблюдающих интересы своих компаний; до этого интеллектуалы чувствовали себя отчужденно и часто конфликтовали со своими коллегами.

В исходном положении следует  учитывать и симптомы так называемого  отложенного интеллектуального  предпринимательства, связанного с  культурной и экономической обстановкой. Культурные предпосылки предпринимательства  в Польше и других странах ЦВЕ  возникали в условиях исключительной “погруженности” в интеллектуализм. Социалистической экономике требовалась  своя интеллигенция. В области культуры и особенно науки она пользовалась относительно большей свободой, чем  в экономике. При социализме роль предпринимательства и личной инициативы была маргинальной. Для независимых, творческих, инициативных людей наука  часто являлась единственной областью, где они могли проявить свои способности, получить возможность общения с миром, развиваться как личность и пр.

В первые годы системной  трансформации академическая наука  подверглась особенно резкому сокращению. В середине 80-х годов на сектор научных исследований и разработок приходился примерно 1% общего числа  занятых в Польше и Венгрии. В  Чехословакии этот показатель достигал даже 2,5%. Спустя 10 лет эта доля резко  уменьшилась. Снижение шло параллельно  с ростом общей безработицы и  сокращением затрат на научные исследования. Предприятия, которые становились  банкротами, не имели возможности  их финансировать, а государство  не считало нужным это делать. В  таких условиях сотни и тысячи ученых, физиков, математиков, химиков, социологов, психологов и даже философов  начали познавать мир за пределами  своих лабораторий и библиотек. Сегодня этот мир ставит их перед  новыми вызовами и открывает возможности, которых сектор научных исследований и разработок ранее был лишен.

В ходе трансформации системы  жизненные условия интеллигенции  существенно ухудшились. Наиболее динамичные ее представители, профессиональная подготовка которых позволяет проявить свои способности в обстановке растущей коммерциализации науки, образования  и культуры, пополняют ряды предпринимателей. Это и составляет суть феномена “отложенного предпринимательства”. Речь идет преимущественно  о людях, занимающихся сегодня частной  экономической деятельностью, которые  делали бы это в условиях развитой капиталистической экономики, не став, вероятно, никогда артистами или  учеными.

Развитие интеллектуального  предпринимательства может идти по двум направлениям. Во-первых, интеллектуалы  по собственной инициативе включаются в экономическую деятельность. Основу этого направления составляет коренное изменение традиционной роли интеллектуалов под влиянием социальных и политических реформ, а также роста привлекательности предпринимательской карьеры и ее перспектив, которые становятся вровень с другими видами экономической и общественной деятельности.

Во-вторых, сфера предпринимательства  сама становится объектом “интеллектуализации”. Основой здесь является повышение  профессиональной подготовки (как по официальным, так и неофициальным  каналам) и рост общеобразовательного уровня, сопровождаемого расширением  кругозора вплоть до глобальных представлений. Подобный глобальный подход расширяет  познавательную и практическую перспективу  с ее новыми шансами и рисками.

Интеллектуальное предпринимательство  можно рассматривать как исключительное, даже экстремальное и идеальное  явление в сфере бизнеса, понимаемого  как часть успешной предпринимательской  активности в современном обществе знаний. Этот вид предпринимательства  полностью отвечает ряду современных  экономических концепций, включая  концепции интеллектуального капитала и наукоемкой продукции, а также  весьма популярную ныне концепцию знания, генерируемого в процессе производства. Интеллектуальное предпринимательство  уже стало объектом исследований в качестве примеров и результатов  растущего использования знаний в работе современных экономических  организаций как коммерческого, так и неприбыльного профиля.

Информация о работе Интеллектуальное предпринимательство