Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 00:41, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование понятия инфляции и связанные с нею происходящие процессы.
Задачи исследования курсовой работы следующие:
- ознакомиться с теоретическими аспектами природы инфляции;
- изучить особенности инфляции в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
1 СУЩНОСТЬ ИНФЛЯЦИИ, ЕЕ ВИДЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ………...5
1.1 Понятие, сущность и причины инфляции…………………………..5
1.2 Классификация видов инфляции…………………………………….9
1.3 Показатели измерения инфляции…………………………………..14
2 ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ И АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА …………………………………………………………….16
2.1 Экономические и социальные последствия инфляции…………...16
2.2 Инфляция и безработица……………………………………………19
2.3 Основные методы антиинфляционной политики…………………22
3.ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ……...30
3.1 Особенности инфляции в Республике Беларусь 2011 года………30
3.2 Меры по стабилизации экономического положения в Республике Беларусь…………………………………………………………………..38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….43
В структуре валового внешнего долга страны наибольший удельный вес занимали внешние долговые обязательства сектора нефинансовых организаций и домашних хозяйств (41,3% на 1 января 2012г.) и сектора органов государственного управления (36,3%) (рисунок 3.4). При этом следует отметить, что за последние пять лет значительно увеличилась доля внешних обязательств Правительства Республики Беларусь при сокращении удельного веса внешнего долга других секторов [18, c.40].
Рисунок 3.3 – Структура внешнего долга Республики Беларусь по секторам экономики за 2007-2011гг
Примечание-Источник: [18, с.41]
Таким образом, проанализировав вышеперечисленные данные, сложившуюся экономическую ситуацию в Республике Беларусь в 2011 году можно определить как инфляционную. Об этом свидетельствуют такие показатели как отрицательное сальдо текущего платежного баланса, увеличение государственного внутреннего и внешнего долга, рост индекса потребительских цен и другие макроэкономические показатели.
3.2 Меры по стабилизации экономического положения в Республике Беларусь
В целях обеспечения сбалансированного развития экономики в условиях изменения официального курса белорусского рубля Правительством Республики Беларусь и Национальным банком реализуется комплекс мер, предусматривающих:
1. Ужесточение кредитно-денежной политики, рост реальных процентных ставок денежного рынка, сохранение и наращивание золотовалютных резервов, выход на единый курс белорусского рубля на всех сегментах валютного рынка.
В январе-июне текущего года приняты решения по:
- повышению ставки рефинансирования на 7,5 процентного пункта до 18%;
- расширению коридора колебаний стоимости корзины иностранных валют с плюс/минус 8% до плюс/минус 12%;
- девальвации белорусского рубля к иностранным валютам на 56%;
- установлению предельных значений обменных курсов иностранных валют на всех сегментах рынка в размере не более 2% от официального курса белорусского рубля;
- осуществлению рефинансирования банков исключительно с помощью стандартных инструментов и на рыночных условиях.
2. Проведение жесткой бюджетной политики, направленной на оптимизацию государственных расходов и снижение дефицита консолидированного бюджета в 2011 году с утвержденных 6 трлн. рублей до 3 трлн. рублей или 1,5% ВВП за счет значительного сокращения расходов на реализацию государственных программ.
В рамках проведения структурных реформ и согласно рекомендациям Международного валютного фонда принят Указ Президента Республики Беларусь от 21 июня 2011 г. № 261 «О создании открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь». Создание данного учреждения и реформирование существующей системы финансирования (в том числе льготного) приоритетных государственных программ позволит повысить эффективность их исполнения, сроков реализации и окупаемости затрат, а также будет способствовать обеспечению финансовой устойчивости банковской системы.
С 1 июня 2011 г. Национальный банк Республики Беларусь прекратил предоставление банкам эмиссионных ресурсов для кредитования ими государственных программ.
3. Привлечение внешних заимствований. В соответствии с подписанным 9 июня 2011 года Соглашением между Республикой Беларусь и Евразийским банком развития 21 июня 2011 г. в Республику Беларусь поступил первый транш финансового кредита из средств Антикризисного фонда ЕврАзЭС в сумме 800 млн. долларов. По условиям Соглашения кредитные средства будут направлены на пополнение международных резервных активов и финансирование дефицита платежного баланса [20].
Общий объем кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС составит 3 млрд. долларов. В текущем году сумма кредита составит 1,24 млрд. долларов, оставшиеся средства будут предоставляться равными траншами (по 440 млн. долларов) дважды в год в течение 2012-2013 годов.
31 мая 2011 года Правительство и Национальный банк Республики Беларусь направили в Международный валютный фонд обращение о предоставлении Республике Беларусь стабилизационного кредита. В ходе миссии МВФ в Республику Беларусь, которая состоялась 1-14 июня 2011 г., проведены консультации относительно соответствующей программы действий в области бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики, социальной защиты, политики в области заработной платы, структурных реформ[20].
Сдерживание инфляции в пределах 19-22% за год планируется решать за счет жесткой денежно-кредитной политики и поддержания стабильного курса валюты. Монетарные методы и внутренний контроль за ценообразованием будут приоритетными в ручном управлении экономикой страны в 2012 году.
Обменный курс белорусского рубля в конце 2011 года формировался исходя из спроса и предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Валютные интервенции Нацбанком проводятся исключительно в целях сдерживания резких колебаний обменного курса и в ограниченном объеме. Такая курсовая политика будет продолжена и в 2012 году.
Ужесточение монетарной политики, реализация мер по ограничению внутреннего спроса, а также корректировка обменного курса белорусского рубля способствовали постепенному сокращению внешнеэкономической несбалансированности и улучшению ситуации на финансовых рынках во второй половине 2011 года.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инфляция является одним из основных проявлений макроэкономического неравновесия. Она проявляется как устойчивое повышение общего уровня цен.
Инфляция весьма разнообразна и её виды классифицируют как: инфляция спроса и инфляция издержек; открытая и подавленная; нормальная, ползучая, галопирующая и гиперинфляция; прогнозируемая и непрогнозируемая. Наиболее опасной из данных видов инфляции является гиперинфляция.
Инструментами измерения инфляции служат определение индексов цен, уровня инфляции и т.д. Правило числа 70 позволяет определить время удвоения уровня цен.
Основными причинами, вызывающими инфляцию, могут быть как внешними, так и внутренними. Данные причины вызывают негативные последствия как для экономики в целом, так и для отдельных людей и предприятий. Хотя в определенных случаях она может принести и некоторый выигрыш. Инфляция в целом оказывает дестабилизирующее влияние на экономику. Даже небольшие темпы ее роста способны привести к существенным экономическим и социальным последствиям.
Высокая инфляция снижает реальные возможности эффективного функционирования национальной экономики, ухудшает условия жизни большей части населения страны, углубляет имущественное неравенство между людьми и усиливает социальную напряженность в обществе.
Основными методами
Антиинфляционная политика - это комплекс мер и механизмов по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией.
Антиинфляционной политика проводимая правительством использует следующие методы (меры) как дефляционная политика, политика доходов, политика валютного курса.
Столкнувшись в 2011 году с инфляцией, можно было заметить что, искоренить инфляцию достаточно тяжело и едва ли возможно. Современная рыночная экономика инфляционная по своей сути, поэтому роль государственной антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень достаточно умеренным. Развитие инфляционных процессов в экономике зависит, прежде всего, от проводимой государством экономической политики.
Для борьбы с инфляцией в наших условиях невозможно использовать только традиционный набор мер антиинфляционной политики. В связи с возникновением хронической несбалансированности экономики в ходе радикальных экономических реформ необходимо разработать в условиях реформирования эффективную антиинфляционную политику. Необходимы кардинальные рыночные преобразования, прежде всего демонополизация, развитие конкуренции, либеральное, стимулирующее деловую активность, законодательство.
Подавление инфляции в долгосрочном аспекте может быть достигнуто после создания надежного механизма, поддерживающего и стимулирующего инвестиционную деятельность. Управление инфляцией будет эффективным, если бюджетная, налоговая и денежно-кредитная политики будут скоординированы и иметь во главе общую цель — обеспечение экономического роста в стране и преодоление инфляции. При этом денежно-кредитная политика должна быть направлена на эффективное управление денежной массой, а бюджетно-налоговая политика должна содействовать развитию производства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Андрианова, В.Д. Инфляция: причины возникновения и методы регулирования: учеб. пособие / В.Д. Адрианова. – М.:Мастер-класс,2010.- 150с.
2. Вечканов, Г.С. Макроэкономика: учебник для вузов/ Г.С.Вечканов, Г.Р. Вечканова.- 4-е изд.- СПб.: Питер, 2011- 448с.
3. Воробьева Е.М. Макроэкономика. Учебно-методический комплекс: Минск, 2002г
4. Деньги, кредит, банки: учебник/ колл. авт.; под общ. ред. О.И. Лаврушина. – 4-е изд.- Москва: КНОРУС, 2006. – 560с.
5. Климов, С.М. Макроэкономика: учебное пособие/С.М.Климов, А.П.Селин, Т.А. Фёдорова.— СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2008.- 355с.
6. Лемешевский, И.М. Макроэкономика: мировой опыт и белорусская практика. Учебное пособие для студентов эконом. Специальностей вузов/ И.М. Лемешевский.- 3-е изд.- Минск: «ФУАинформ», 2009.- 702с.
7. Макроэкономика: социально ориентированный подход: учебник / Э.А.Лутохина [и др.]; под ред. Э.А.Лутохиной. – 2-е изд.- Минск: ИВЦ Минфина,2010. – 442 с.
8. Макроэкономика: Учеб. Пособие/ М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. – 2-е изд., стер. – М.: Новое знание, 2004. – 426с.
9. Макроэкономика: Учебник/ Т.А.Агапова, С.Ф. Серегина; Под ред. А.В.Сидоровича.-МГУ им. М.В. Ломоносова.-6-е изд., стер.-М.:Издательство «Дело и Сервис», 2004.-448с.
10. Экономическая теория: учеб. пособие / А.В. Бондарь [и др.]; под общ. ред. А.В.Бондарь, В.А. Воробьева. – Минск: БГЭУ, 2011.- 479с.
11. Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
12. Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nbrb.by/
13. Белорусский экономический
портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ekonomika.by/ekonomika-
14. Официальный сайт БЕЛСТАТ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://belstat.gov.by
15 Официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.economy.gov.by/ru/m
16. Аналитическое обозрение - «Финансовая стабильность в Республике Беларусь 2011». Выпуск подготовлен Главным управлением банковского надзора совместно с Главным управлением монетарной политики и экономического анализа, Главным управлением монетарных операций, Главным управлением платежного баланса и банковской статистики, Главным управлением платежной системы Национального банка Республики Беларусь. Минск 2012 – 96с.
17. Аналитическое обозрение
– «Основные тенденции в
18. Платежный баланс Республики Беларусь за 2011 год (предварительные данные). Минск -186с.
19. Аналитическое обозрение
– «Основные тенденции в
20. «О социально-экономическом развитии Республики Беларусь в январе-мае 2011 г. и мерах по стабилизации ситуации на валютном рынке» [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://india.mfa.gov.by/rus/