Инфляция: сущность, причины, виды, последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 19:49, курсовая работа

Краткое описание

Инфляция - это обесценение денег, снижение их покупательной способности. Обычно инфляция имеет в своей основе не одну, а несколько взаимосвязанных причин, и проявляется она не только в повышении цен. Наряду с открыто, ценовой имеет место скрытая , или подавленная инфляция, проявляющаяся в дефиците, ухудшении качества товаров.
Не всякое повышение цен служит показателем инфляции, цены могут повышаться в силу улучшения качества продукции, ухудшения условий добычи топливо - сырьевых ресурсов, изменения общественных потребностей. Но это не инфляционный, а в определенной мере логичный, оправданный рост цен на отдельные товары.
Существует и несколько иной взгляд на природу инфляции. Как считают некоторые экономисты, под инфляцией следует понимать повышение общего уровня цен в экономике.

Содержание

Введение
I. Инфляция и ее сущность
1.1 Причины инфляции
1.2 Виды и темпы инфляции
1.3 Измерение и основные типы инфляции
1.4 Последствия инфляции
II. Инфляция в России
2.1 Причины инфляции в России
2.2 Особенности антиинфляционного регулирования в России
III. Мировая антиинфляционная политика
Выводы
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Инфляция сущность, причины, социально-экономические последствия в современных условиях..docx

— 51.49 Кб (Скачать файл)

Инфляция ослабляет позиции  властных структур. Стремление государственных  органов получить посредством эмиссии  дополнительные средства для решения  неотложных задач имеет своим  следствием рост недовольства, усиление нажима со стороны различных социальных групп в целях увеличения заработков, получения дополнительных льгот  и субсидий. Снижается доверие  к программам и мероприятиям, намечаемым и проводимым правительством. Реакция  населения на ухудшение условий  на потребительском рынке, в производстве принимает нередко довольно острые формы.

II. Инфляция в России

2.1 Причины инфляции в России

Накопление кризисного потенциала в российской экономике происходило  постепенно и параллельно кажущейся  стабилизации.

Борьба с инфляцией путем  ограничения роста денежной массы  привела к недостатку наличных денежных средств для обслуживания товарооборота.

Снижение текущей инфляции компенсировалась за счет сокращения социальных расходов и роста "отсроченной инфляции". В России рост "отсроченной инфляции" происходит на фоне постоянного повышения  реальных ставок налогов и снижения объемов их собираемости. Вследствие непродуманной фискальной политики все большее количество предприятий  уходило в теневую экономику. До 40% экономики функционировало  в теневом секторе. Вывоз капитала за границу достигал 10 - 12 млрд. долларов ежегодно.

Все это время баланс бюджетных  расходов поддерживался за счет роста "отсроченной инфляции". Так, каждый рубль задержки выплат из бюджета  оборачивался в 5 - 6 рублей неплатежей. Общий объем неплатежей в 1998 году составил более 1,4 трил. рублей.

Высокие процентные ставки по ГКО-ОФЗ, спекулятивное надувание "фондового  пузыря" вытесняли с рынка прямые инвестиции. Государственный внешний  долг, вследствие накопления краткосрочных  валютных обязательств коммерческих банков, внешних займов субъектов Федерации, неблагоприятных внутренних условий  стал представлять серьезную угрозу для финансовой системы страны.

Искусственно поддерживаемый курс рубля способствовал установленного неадекватного соотношения цен  на экспортные и импортные товары. Цены на экспорт оказались завышены, что сократило поступления валюты в страну, а цены на импорт занижены, что подрывало конкурентоспособность  отечественных товаров. В результате до 60% продовольственного рынка обеспечивается за счет импорта. Большинство видов промышленной и сельскохозяйственной продукции просто стало невыгодно производить.

В условиях отсутствия механизмов, обеспечивающих экономический рост, несовершенной  фискальной системы, поддержания высокого уровня потребления и интенсивного вывоза капитала за границу, "отсроченная  инфляция" составила всего доли процента текущей, то в 1998 году она уже  в десять раз превышала текущую.

К неучтенным составляющим индекса "отсроченной  инфляции" относятся: прочие долговые обязательства правительства и  субъектов Федерации, завышенные внутренние цены на энергоносители, услуги связи  и МПС, кредиты, полученные под гарантии правительства России и т.д.

На относительный размер "отсроченной  инфляции" влияет завышенный Госкомстатом РФ объем ВВП. К середине 1998 года "отсроченная инфляция" составила  не менее 400% ВВП России. Критическим  значением "отсроченной инфляции" в развитых странах мира является величина 60 - 120 % ВВП.

Одновременно валовое накопление основного капитала по ППС сократилась  до 50% в 1998 году. Хотя, например, Япония для обеспечения высоких темпов экономического роста несколько  десятилетий подряд поддерживала валовое  накопление основного капитала на уровне 25 - 30%. Ресурсы, полученные за счет роста "отсроченной инфляции" фактически шли на конечное потребление.

В подобных условиях могли развиваться  лишь экспорто ориентированные сырьевые предприятия малого и среднего бизнеса. Российская индустрия в целом, особенно наукоемкие отрасли промышленности, была обречена на вымирание.

Финансовые средства оказались  оторванными от реального сектора  экономики и вращались либо в  замкнутых цепочках сырьевых экспортеров, либо в рамках ГКО-ОФЗ. Объемы инвестиций продолжали снижаться. За восемь последних  лет капиталовложения в экономику  страны сократилось почти в 5 раз.

Слабая государственная власть и исторически предопределенная зависимость экономики от политики в России обусловили создание олигополистической социально-экономической модели, следствием чего явились крайняя монополизация  российского рынка и предельно  высокая коррумпированность аппарата государственного управления.

Причиной нынешнего экономического кризиса явились:

Накопление "отсроченной инфляции" в таких масштабах, которые экономика  страны оказалась неспособна обслужить.

Неоправданно низкая доля накопления.

Чисто спекулятивный характер фондового  рынка, не отражающий реального состояния  экономики.

Полное отсутствие программы экономического роста и развития промышленного  производства.

Непродуманная фискальная политика.

Правительство пыталось одним махом  девальвировать рубль, повысить налоговые  поступления в страну, обеспечить положение крупнейших банков путем  замораживания расчетной с их зарубежными кредиторами, объявить войну неплатежам.

На рынок хлынул шквал "отсроченной  инфляции".

По-видимому, правительство решило пойти сразу двумя путями:

Ограничить оборот наличных денег, лимитировать их остатки;

Запустить печатный станок.

Предложенный механизм уже сам  по себе подразумевает инфляцию.

Увеличился отток средств из промышленности в теневой сектор. Массированное привлечение средств  населения маловероятно, поскольку  доверие к государству как  гаранту займов, подорвано на неопределенный период. Начался отток валютных сбережений за границу.

Путь выхода из кризиса определяется стратегией развития государства. Наиболее сложным в переходный период является поддержание доверия населения  к проводимым реформам.

Как показывает мировой опыт, выход  из кризиса цивилизованным демократическим  путем возможен только при жесткой  централизации государственной  власти и проведении нетривиальных  мер по обеспечению экономического роста. Эти меры хорошо известны и  применялись всеми развитыми  и развивающимися странами мира.

2.2 Особенности  антиинфляционного регулирования  в России

Экономика России имеет переходный характер. Это предполагает отличное от практики развитых стран протекание инфляционных процессов.

В сложившейся ситуации государству  следует предпринять шаги по разрушению денежного кризиса в реальном секторе. Они могут заключаться  в снижении ставки рефинансирования и доходности государственных казначейских обязательств. Среди других шагов  в этом направлении можно выделить разработку эффективной и регулируемой государством инвестиционной политики. Особое место в этой политике должно занимать привлечение иностранных  и репатриация российских капиталов.

Необходима срочная реформа  налоговой системы. Государство  в доходной части своего бюджета  должно ориентироваться на такую  налоговую политику, которая опиралась  бы не на ставки налогов, а на массу  прибыли, не на дополнительные виды налогов, а на рост производства товаров, прибылей и доходов населения.

Перспективным направлением ограничения  инфляции издержек является заключение межотраслевых соглашений по ценам, которые позволяют предотвратить  рост издержек по технологическим цепочкам. При этом следует исключить политику ценовой дискриминации по отношению  к тем потребителям, которые не участвуют в данных соглашениях.

Важным аспектом антиинфляционной стратегии в условиях России является борьба с теневой экономикой, коррупцией в органах власти и организованной преступностью. Трансакционные издержки, связанные с ними, повышают конечную цену продукции. На денежной массе сказывается приток средств, полученных преступным путем и "отмываемых" в находящихся под контролем мафии банках и других кредитных учреждениях. Успеха в борьбе с этим явлением можно добиться, разработав эффективное законодательство, регулирующее все средства рыночной экономики в нашей стране. Прежде всего, это касается финансового, фондового и валютного рынков.

Необходимо принимать меры по нейтрализации  внешних факторов инфляции. Она воплощается  в механизм "импортируемой" инфляции, прежде всего из США. Долларизация экономики достигла таких масштабов, что эта валюта зачастую выполняет функции рубля, в частности функцию меры стоимости.

Около 15% доходов населения регулярно  тратит на приобретение наличной валюты. В 1995 году на эти цели было потрачено 135 трлн. рублей.

Увеличение вкладов россиян  в иностранную валюту ведет к  дополнительному росту денежной массы в обращении и ослабляет  инвестиционный потенциал отечественной  экономики.

Следует признать, что ни в Венгрии, ни в России, ни в других странах, вставших на путь экономического преобразования, расчеты на быстрое укрощение  стихии цен и пробуждение заинтересованности у производителей не оправдались. Запустить  новую систему хозяйственного регулирования  оказалось далеко не просто. Переход  от централизованно управляемой  системы к основанной на действии рыночных цен натолкнуло на большие проблемы. Управлять инфляционным процессом в переходной экономике оказалось необычайно трудно.

В России на начальном этапе экономической  реформы можно выделить следующие  особенности хозяйственной ситуации:

Наличие общего структурного равновесия и отсутствие конкурентной среды;

Ценовые перекосы и диспропорции не устранены в ходе либерализации  цен. Свободные цены пока еще не стали  ценами равновесия и не работают на улучшение производственной структуры. В наиболее сложном положении  оказались отрасли, которые призваны непосредственно обеспечивать потребительский рынок: легкая и пищевая промышленность, машиностроение;

Сохраняется давление внешнего долга. Практически отсутствуют страховые  фонды - материальные и финансовые.

Сложившаяся в стране ситуация предполагает очень осторожные, тщательно взвешенные меры по регулированию курса национальной валюты, по регулированию темпов инфляции.

Преодолеть инфляцию можно только перестроив хозяйственный механизм. Решение этой непростой проблемы предполагает достижение политической стабильности, согласия, и поддержки  населением мер регулирования.

III. Мировая антиинфляционная политика

В мировой теории и практике накоплен богатый опыт форм и методов антиинфляционной политики. Полная победа над инфляцией  в современных условиях невозможна, так как невозможно устранить  все факторы, ее вызывающие, и разрушить  ее механизмы (бюджетный дефицит, диспропорции в народном хозяйстве, монополистические  структуры в экономике, инфляционные ожидания населения и предпринимателей и т.д.).

Поэтому цель антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать  инфляцию управляемой, а ее уровень  достаточно умеренным. Для этого  используется широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятий  в области политики доходов, различные  программы стабилизации.

К настоящему времени сформировались два основных варианта антиинфляционной политики: ортодоксальный и гетеродоксальный.

Ортодоксальный вариант предполагает максимальное использование рыночных регуляторов и включает:

Либерализацию условий деятельности предприятий на внутреннем и мировом  рынке.

Введение свободных цен при  ограничении роста зарплаты и  поддержание плавающего и, по возможности, стабильного курса национальной валюты.

Постепенное сокращение сферы деятельности государства в экономике, ограничение  ее пределов решением проблем сбалансированности бюджета и поддержания темпов прироста денежной массы в обращении  в соответствии с реальными возможностями  увеличения производства.

Гетеродоксальный вариант предусматривает более активное государственное вмешательство в ход экономических прогнозов, в том числе:

Временное замораживание роста  цен и заработной платы.

Меры по стабилизации предпринимательства  и сбережений населения посредством  снижения налогового бремени.

Развитие рыночной инфраструктуры и поддержку жизненно важных отраслей производства.

Регулирование внешней торговли и  валютных операций.

Многолетний опыт борьбы с инфляцией  в развитых и развивающихся странах, а также тех, где экономика  имеет переходный характер, показывает:

Необходимость осуществления смешанных  антиинфляционных программ, включающих меры как монетаристского, так и  немонетаристского плана.

Монетаристская политика применяется  в основном для воздействия на инфляцию спроса.

Немонетаристская политика применяется для воздействия на инфляцию предложения.

Целесообразность сочетания долговременной и краткосрочной политики.

Важнейшей частью антиинфляционной стратегии  является гашение адаптивных инфляционных ожиданий. Решение этой задачи возможно при правительстве, которое поддерживается курса на постепенное искоренение  неуправляемой инфляции и пользуется доверием населения. Оно должно ставить  перед собой конкретные антиинфляционные задачи, уведомлять о них граждан, а также обязательно добиваться их решения.

При постоянной соблюдении обещаний со стороны правительства начинает действовать "эффект объявления", который стал эффективным элементом антиинфляционной стратегии в таких станах, как США, Германия, Великобритания. Он требует лишь твердости и уверенности в правильности своих действий со стороны Центрального Банка и правительства.

Информация о работе Инфляция: сущность, причины, виды, последствия