Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 00:06, курсовая работа
В работе рассматривается различие в подходах к трактовке инфляции, которое существует в отечественной и западной науке, указаны основные причины появления данного явления, а также выделены типы инфляции по различным критериям.
Целью работы является изучение факторов, которые вызвали развитие инфляционного процесса в экономике России, а также рассмотрение антиинфляционных мер, которые были бы эффективны, исходя из специфики развития инфляционного процесса в России.
Введение ………………………………….…………..…………. ..……..…3
Глава 1. Инфляция: сущность, причины и формы………………...…..…5
1.1.Сущность и причины инфляции ………………………..….…....5
1.2.Факторы, влияющие на инфляцию ……………………….......…8
1.3.Виды инфляции ……………………………………………...….10
Глава 2. Инфляция экономики переходного периода России…………...13
2.1. Особенности системы планового ценообразования и реформа цен в России ……………………………………………………………………….13
2.2. Причины инфляции в России переходного периода ………….16
2.3. Антиинфляционная политика России в переходный период…23
Глава 3. Инфляция в России в 2010 году……………………………….... 26
Заключение …………………………………..………………………… …33
Список литературы …………………………..…………………..…….. ….36
Приложения…………………………………….……………………….…...38
2.3. Антиинфляционная политика России в переходный период
Преодоление инфляции является одной из главных задач антикризисной стратегии. Уменьшение темпов инфляции до относительно “безопасного” уровня(15-20% за год, или 1-2% в месяц) без сокращения производства и падения жизненного уровня населения возможно лишь при повышении эффективности производства и качества управления. Эти цели могли быть достигнуты только поэтапно, в течение длительного периода времени.
______________________________
1 Илларионов А. Финансовая стабилизация в республиках бывшего СССР//Вопросы экономики, 1996г.,№2,с.65,71
С 1996 по 2000 год угроза инфляции оставалась критически острой. От степени ее снижения зависели сроки и условия реализации намеченной стратегии. Увеличение спроса, отмена или ослабление фиксированного валютного курса, усиление протекционизма, меры по финансовой поддержке предприятий неизбежно способствовали повышению инфляции. На это также накладывались инфляционные ожидания. Соединение этих факторов могло привести к быстрому раскручиванию инфляции до 15-20% в месяц. И это означало бы полный провал всей антикризисной стратегии. Поэтому целями антиинфляционной политики были:
В 1998-2000гг. расширение конечного спроса потребовало особого усиления антиинфляционных действий для того, чтобы удержаться на траектории плавного сокращения инфляции. В это время ключевой целью антиинфляционной политики стало снижение инфляции до уровня, не препятствующего росту инвестиционной активности, т.е. до 35-40% в год. Для решения этих задач необходимо было осуществить комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий.
Следовало
регулярно устанавливать
Вводились
прямые ограничительные меры, направленные
против роста цен в отраслях-
Важно
было ограничить дефицит бюджета
уровнем 4-5%. Наращивание государственных
инвестиций должно было происходить
параллельно с расширением
Процентные
ставки поддерживались на уровне, незначительно
превышающем темп инфляции, при этом
нужно было стимулировать их
дифференциацию с целью замедления
оборота денежной массы. Следовало
отладить механизмы проводки централизованных
субсидий и кредитов и субсидий через
уполномоченные банки для предотвращения
перекачки средств в
Ужесточение мер против роста просроченной дебиторско-кредиторской задолженности (стимулирующего инфляционные процессы) помогло бы нормализовать кругооборот оборотного капитала в промышленности и развития вексельного обращения.
Важно ограничение доли доходов посредников в конечных ценах потребительских товаров.
С
тем чтобы в последующем
Для борьбы с сезонными всплесками инфляции следовало стимулировать фьючерсную торговлю сезонными товарами.
В заключительный период (2001-2005гг.) целью антиинфляционной политики было сокращение инфляции до социально-безопасного уровня: 1-2% в месяц. Решение этой задачи требовало радикального сокращения инфляционного потенциала экономики, изменение ценовых пропорций, структурных сдвигов в пользу отраслей инвестиционного и потребительского комплексов. Стабилизация динамики производства и инвестиций делало возможным усиление дефляционной монетарной политики, ориентированной на реальный сектор и повышение качества жизни населения.
Глава
3. Инфляция в России
в 2010 году
Инфляция за январь 2010 года выбрала четверть годовой нормы. Цены выросли на 1,7%, при том, что правительство за год ждет 6,5―7,5%. Чиновники заявляют, что инфляция находится «в пределах ожиданий», но эксперты прогнозируют: итоговый показатель достигнет 10%.1
Прогноз по инфляции на 2011 год – 6-7%, на 2012 год – 5-6,5%.
В январе 2008 года инфляция составила 2,3%, в январе 2009-го ― 2,4%. При этом по итогам 2008 года рост цен был на уровне 13,3%, а в прошедшем году ― лишь 8,8%.
Динамика инфляции к концу 2010 года замедлилась и составила в октябре 100,5% против 100,8% в сентябре. По итогам десяти месяцев рост цен составил 106,8%.
Ускорение потребительской инфляции в предыдущие два месяца было обусловлено главным образом скачком цен на зерно, а также общей ситуацией, сложившейся на рынке сельскохозяйственной продукции. Однако не столько меры правительства, сколько отсутствие реального дефицита привело к позитивным результатам: ажиотажный спрос на гречку постепенно пошел на убыль, цены также притормозили. Если в сентябре рост цен на крупу и бобовые составлял 111,6%, то в октябре он замедлился до 104,3%.
Однако это вовсе не означает, что сельскохозяйственный фактор прекратит свое влияние на потребительские цены. Вследствие аномальной жары прошедшего лета производство многих сельскохозяйственных товаров серьезно сократилось, что могло сказаться и на предложении. В результате
______________________________
1
По данным газеты «Деньги и жизнь»
от 02.02.2010 г.
рост
цен на продовольственные товары
может продолжиться. Тем не менее,
видимо, он не должен быть слишком большим,
что связано с оздоравливающим
эффектом кризиса. В период кризиса
потребители научились быть более
сдержанными и разборчивыми, избегая
покупок слишком дорогих
В результате, чтобы не «упустить» начавший восстанавливаться спрос, розничные сети стараются сдерживать рост цен, даже несмотря на их увеличение производителями.
Официальный прогноз инфляции на 2010 год составляет 108%. Такие факторы, как объем сбережений населения, а также «денежный навес», связанный с неравномерностью расходования бюджетных средств, свидетельствуют в пользу ускорения динамики цен в конце 2010 года. Таким образом, прогноз МЭР в текущем году вполне может сбыться. Если же предположить, что в оставшиеся два месяца цены будут расти так же, как в 2009 году, то по итогам года инфляция составит 107,5%.1
По уровню инфляции в 2009 году Россия заняла третье место в Европе, пропустив вперед себя только Украину и Белоруссию, где рост потребительских цен составил 12,3% и 10,1% соответственно.
Графики роста инфляции (График № 2) в течение 2008 и 2009 года показывают, что если в первой половине 2009 года инфляция стабильно росла, то во второй половине рост почти совсем остановился, в то время как кривая инфляции за 2008 год ушла вверх. Таким образом, инфляция в России установила новый рекорд - в 2009 году она стала самой низкой аж с 1991 года.
______________________________
1
«Expert Online» / 09 ноя 2010, 10:25
График
2. Сравнительный анализ инфляции за
2008 и 2009 год
По данным Госкомстата, инфляция в России в 2010 году составит 7,5% - самый низкий показатель с 2000 года.
Год | Значение |
2000 | 20,2% |
2001 | 18,6% |
2002 | 15,1% |
2003 | 12,0% |
2004 | 11,7% |
2005 | 10,9% |
2006 | 9,0% |
2007 | 11,9% |
2008 | 13,3% |
2009 | 8,8% |
2010 | 7,5% (прогноз) |
По данным источника ПРАЙМ-ТАСС инфляция в 2010 г запланирована на уровне 10 проц, в 2011 г – 8 проц и в 2012 г – 7 проц.
Вестник «Дайджест-Финансы» от 26 апреля 2010 года публикует следующие данные по вопросу инфляции в России:
Инфляция по итогам года на потребительском рынке может составить заметно меньше 11% (ранее — менее 12%).
При формировании денежно-кредитной политики на 2010—2012 гг. ЦБ РФ рассматривал четыре варианта условий. В рамках первого варианта предполагается снижение в 2010 г. среднегодовой цены на российскую нефть на мировом рынке до 45 долл. за баррель. В качестве второго варианта рассматривается прогноз, положенный в основу проекта федерального бюджета — 58 долл. В третьем варианте предусмотрено повышение цены на нефть до 68 долл., в четвертом — до80 долл.
Так,
при цене на нефть 45 долл. прогнозируется
сокращение положительного сальдо баланса
торговли товарами и услугами —
до 53 млрд. долл., при втором и третьем
вариантах предусматривается
Чистый отток капитала в 2010 г. прогнозируется на уровне 25 млрд долл. при цене 45 долл. за баррель, 20 млрд. долл. при 58 долл. за баррель, 15 млрд долл. при 68 долл. за баррель, 10 млрд долл. при 80 долл. за баррель. В 2011 г. прогнозируется отток 5 млрддолл. при первом варианте цены на нефть, нулевой баланс при втором, при третьем — приток на уровне 5 млрд. долл., при четвертом — приток в размере 10 млрд. долл. В 2012г. прогнозируется приток в размере 10, 15, 20 и 25 млрд. долл., соответственно.
Положительное сальдо по счету текущих операций в 2010 г. прогнозируется в зависимости от цен на нефть на уровне 21,6, 40,1, 58,7 и 84,2 млрд долл., в 2011г. — 13,8, 26,6, 51,3, 83,9 млрд долл., в 2012г. – 1,8, 16,9, 48, 83,2 млрд долл.
Профильные комитеты Госдумы в своем заключении, в частности, отмечают, что принципы денежно-кредитной политики, представленные в проекте ДКП, недостаточно четко прописаны. «Можно констатировать, что в отношении среднесрочной перспективы они подменяются прямым перечислением целей (усиление акцента на удержании инфляции на траектории ее последовательного снижения), задач и мер, которые Банк России предполагает реализовывать», — говорится в документе.
Депутаты
указывают на отсутствие разделения
принципов денежно-кредитной
По мнению депутатов, Банку России «следует уделить больше внимания росту доли просроченной задолженности в балансах банков, показав динамику развития этого процесса, предпринятые меры и дальнейшие планы».
Комитеты также отмечают, что документ слабо отражает связь денежно-кредитной политики с другими направлениями экономической политики.