Инфляция и дефляция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 19:17, реферат

Краткое описание

Цель работы – проанализировать эффективность использования государственной антиинфляционной политики, выявить ее недостатки и поставить новые задачи для устранения этих недостатков и повышения эффективности борьбы с инфляцией.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
Изучить теоретические основы инфляции, понять ее сущность и причинные возникновения;
Рассмотреть классические примеры борьбы с инфляцией;
Выявить отличительные черты инфляции в России, изучить ее природу;
Изучить прежний опыт борьбы с инфляцией и значение «книжных» примеров в антиинфляционной политике России.

Содержание

1. СУЩНОСТЬ ДЕФЛЯЦИИ 5
1.1. Понятие дефляции 5
1.2. Опасность дефляции 5
2. ИНФЛЯЦИЯ КАК СЛЕДСТВИЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ. 7
2.1. Сущность и причины инфляции, формы проявления. 7
2.2. Виды инфляции. 10
2.3. Социально-экономические последствия инфляции. 16
2.4.1. Адаптационная политика. 19
2.4.2. Долгосрочные антиинфляционные меры. 21
2.4.3. Антиинфляционная стратегия. 23
2.4.4. Антиинфляционная тактика. 27
3. БОРЬБА С ИНФЛЯЦИЕЙ 30
3.1. Денежная реформа, как один из инструментов борьбы с инфляцией. 30
3.2. Инфляция и экономический рост 31
3.3. Рекомендации по борьбе с инфляцией в России. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43

Вложенные файлы: 1 файл

мой реферат по экономике.doc

— 333.00 Кб (Скачать файл)

    Решение названных задач  осложняется наличием в экономике  России 

инфляционно-перераспределительных "синдикатов", теневых и криминальных механизмов. Бюджетные средства не доходят до адресатов либо поступают с задержками, банки не выполняют функций кредитования капитальных вложений и т.д. Сложилась ситуация, когда решение задачи приведение денежной массы в соответствие с потребностями экономики встречает сопротивление со стороны структур, имеющих большие доходы от манипуляций с денежными суррогатами и от спекуляции денежными ресурсами. Очевидно, что без принятия жестких мер в денежно-кредитной сфере даже обоснованная и адресная эмиссия денег будет иметь негативные последствия из-за нецелевого использования денежных средств.

    Наибольшую сложность  представляет недопущение всплеска  инфляции при неизбежном увеличении  массы платежных средств в  экономике.  

Правительство озабочено сбалансированием бюджетных выплат с доходами бюджета. При этом предпринимаются бесперспективные попытки пополнить доходы, не обеспечивая экономический рост и не задевая интересы непроизводительного антисистемного перераспределения доходов. Такой подход не решает проблемы сбалансированности денежных выплат и их товарного обеспечения.

    Для России проблема  заключается не в том, чтобы  не допустить кредитной эмиссии, а в использовании остро необходимых  кредитных средств для финансирования капитальных вложений в подъем экономики, а также для кредитования оборотных средств. Последнее для России очень важно в силу ее природных особенностей. В экономике России большую роль играют сезонные затраты в сельском хозяйстве, в промышленности северных территорий, в строительстве. В мировой практике под сезонное кредитование создаются специализированные банки и кредитные учреждения. В России этот элемент рынка, как и многие другие рыночные институты, не создан. Следовательно, нужно либо возвращать бывшие отраслевые банки к исполнению своих функций, либо создавать новые кредитные учреждения в ведении отраслевых и региональных ассоциаций товаропроизводителей.

    Наряду с инвестициями  в производство замедлению оборота  денег способствуют и меры по организации банковской деятельности: увеличение доли безналичного оборота; расширение долгосрочных кредитов и т.п. В этом направлении пока не предпринимается необходимых усилий, хотя резервы здесь велики.

     Основное содержание  социально-экономической политики  заключается в осуществлении  комплекса широкомасштабных реформ  для решения таких острых социально-экономических проблем, как низкая инвестиционная активность, сокращение производства, высокий уровень неплатежей и другие. 
    Отмечена необходимость достижения прогрессивных структурных сдвигов в производстве и экспорте, повышения на этой основе эффективности производства и конкурентоспособности продукции, сокращения доли неэффективных производств.

    Для достижения указанных  целей необходимо осуществить  комплекс мер, включающих в себя:

  • Проведение реформы предприятий с целью существенного повышения эффективности их управления в рыночных условиях;
  • Продолжение структурных реформ и совершенствование механизмов государственного регулирования цен в сферах естественных монополий;
  • Проведение реформы социальной сферы с целью значительного повышения ее эффективности, включая прекращение субсидирования через цены на товары и услуги и замещение его адресными пособиями нуждающимся;
  • Поэтапный переход к реализации системы минимальных социальных стандартов в сфере потребления, образования, здравоохранения и культуры;
  • Осуществление налоговой реформы, предусматривающей упрощение налоговой системы, повышение собираемости налогов при снижении налогового бремени для предприятий.

    При сохранении общей  направленности денежно-кредитной  политики необходимо обеспечить решение ряда конкретных задач в сфере финансовой политики. В качестве приоритетных выделены задачи сокращения объемов государственных заимствований и обеспечения увеличения их срочности, снижения доходности государственных ценных бумаг, снижения среднего уровня процентных ставок до уровня, обеспечивающего движение капитала в реальный сектор.

    Должны быть сформированы  условия для экономического роста  и повышения инвестиционной активности.

   Для Банка России главной  задачей, которая определяет основные  направления проводимой им денежно- кредитной политики, является не только придание процессу финансовой стабилизации долгосрочного характера, но и создание в рамках своих функций предпосылок для притока капитала в сектор нефинансовых предприятий российской экономики.

    Кроме того, перед Банком России стоит задача  - обеспечение стабильности внешней и внутренней покупательской способности рубля. В то же время динамика денежного предложения всегда является одним из важнейших индикаторов, характеризующих развитие экономики в целом и денежной сферы в частности.

   Несмотря на ослабление  связи между денежной массой  и конечными целями денежной  политики, установление количественных  ограничений роста предложения денег пока еще остается наиболее надежным методом снижения инфляции.

   Фактором существенного  повышения спроса на деньги  и, следовательно, роста неинфляционного денежного предложения со стороны Банка России может стать политика Правительства, направленная на повышение собираемости налогов и окончательный отказ от приема в качестве уплаты налогов разного рода денежных суррогатов.

   За последние годы Банком  России созданы основные необходимые  условия для развития процесса  дедолларизации экономики: происходит  постепенное снижение покупательной  способности иностранной валюты на внутреннем рынке (в среднесуточном плане темпы снижения обменного курса рубля не превышают темпов инфляции), доходность сбережений в рублях превышает доходность сбережений в иностранной валюте.

    Реализация планов Правительства  по снижению бюджетного дефицита окажет значительное воздействие на процесс формирования структуры денежного предложения. Можно ожидать, что заимствования Правительства РФ и государственного сектора экономики в целом у банковской системы будут расти медленнее, чем заимствования частного сектора, это позволит увеличить ту часть денежной массы, которая формируется за счет роста кредитов банков сектору нефинансовых частных предприятий. Банк России продолжит проведение политики, направленной на постепенное снижение общего уровня процентных ставок в экономике.

    По итогам 2010г. инфляция  составит примерно 8%. Ежегодные темпы  роста потребительских цен у  нас составляют свыше 13 процентов, а оптовых -  свыше 20 процентов. Это  во многом происходит благодаря  смягчению бюджетной политики, которое в дальнейшем может привести к ухудшению макроэкономической ситуации. Сейчас это не столь заметно, однако продолжение такого рода политики в дальнейшем может сопровождаться крайне нежелательными эффектами, конечным результатом которых станет существенное замедление темпов экономического роста или даже его полное прекращение. Теоретически спасти ситуацию может значительное падение доллара относительно евро. Но если это и произойдет, то не будет иметь прямого отношения к действиям российских властей. Строго говоря, реализация набора мер по борьбе с инфляцией  зависит не только от Минфина и Центрального Банка, но и от всего правительства в целом, и, более того, от всей власти в целом.

    В блок антиинфляционных  мер должно быть включено:

  • Ограничение роста тарифов ЖКХ и естественных монополий;
  • Сдерживание роста цен на нефтепродукты, в том числе с применением налоговых мер;
  • Попытки дальнейшего развития отечественных рынков продовольствия;
  • Формирование стабильных правил регулирования импорта сельскохозяйственной продукции.

     Но, если даже начать  предпринимать эти меры сейчас, то они уже не успеют сказаться  на результатах года. Годовые  показатели уже во многом предопределены. Но можно попытаться повлиять на то, чтобы их динамика в следующем году была бы более сдержанной. Тогда меры надо начинать предпринимать сегодня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Инфляция является сравнительно новым экономическим фактором, несмотря на то, что отдельные случаи инфляции имели место в истории. Инфляция – это многофакторный процесс, и точка зрения монетаристов, что инфляция – чисто денежное явление, есть не что иное, как современная трактовка первоначальных форм проявления инфляции. Инфляция в существенной степени определяется особенностями конкретного этапа экономического развития той или иной страны. В развивающихся странах  со слабой экономикой инфляционный процесс находится под определяющим воздействием избыточной денежной эмиссии, вызываемой резким повышением бюджетных расходов над доходами. В развитых странах денежная масса, находящаяся в обращении, попадает под жесткий контроль центральных банков и может увеличиваться лишь темпами, адекватными темпам роста ВНП. Поэтому переполнения каналов обращения денежной массой не происходит.

    Возникновению инфляции  в России послужили следующие причины: глубокие деформации и диспропорции общественного воспроизводства; структурные перекосы экономики; монополизм производителей товарной продукции; милитаризованная экономика; нерациональное использование денег государственного бюджета. Действие инфляционных механизмов в России стимулировалось государственным финансированием и льготным кредитованием. Либерализация цен и последовавшее за этим повышение зарплаты при сокращении производства привели к тому, что инфляция спроса переросла в инфляцию издержек производства. Следствием инфляции явилось расстройство денежной системы и создание финансовой напряженности в стране; натурализация процессов обмена; реальные изменения в распределении валового национального продукта; усиление имущественного расслоения населения и, как следствие, возникновение социальной напряженности в стране; сокращение инвестиций; неравномерный рост цен на товары и услуги.

    Антиинфляционная стратегия  экономического роста требует  проведения поэтапных мер, направленных на регулирование инфляции. Необходимо выстроить «дерево целей» для сдерживания основных факторов инфляции. Первоочередной антиинфляционной мерой является преодоление кризиса инвестиций, путем оживления инвестиционного процесса. Мировой опыт свидетельствует о возможности максимального привлечения капиталов частного сектора благодаря  реальным гарантиям и страхованию инвестиционного риска.

     Ключевое место в  антиинфляционной стратегии занимает  оздоровление бюджетов всех уровней  и преодоление специфических  форм проявления бюджетного кризиса в России в числе которых: неисполнение бюджета; финансирование в произвольном объеме; нецелевое использование бюджетных средств; финансирование бюджетных расходов платежными средствами различной ликвидности; слабый контроль над исполнением госбюджета.     Для сдерживания  инфляции необходима научно обоснованная налоговая политика, которая не должна парализовать бизнес. Нужны меры, направленные на поддержку «малого» бизнеса.

    В условиях товарного  производства все хозяйственные связи опосредуются деньгами. Поэтому антиинфляционная политика предусматривает регулирование эмиссии денег и скорости их обращения. Важным направлением антиинфляционной политики и стратегии экономического роста является реструктуризация банковской системы Российской Федерации.

    Регулирование цен и  заработной платы – составная  часть многофакторной антиинфляционной  стратегии.

    Для регулирования инфляционного  процесса необходимо также нейтрализовать его внешние факторы. Для сдерживания «импортируемой» инфляции Центральный Банк РФ с лета 1995 года ввел пределы колебаний валютного курса с учетом мирового опыта, в частности, Европейского Союза.

Таким образом, добиться ослабления инфляции можно, лишь задействовав весь арсенал средств борьбы с ней, накопленный в мировой теории и практике, но  постоянно адаптируя его к условиям России.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агапова Т.А., Серегина С. Ф. «Макроэкономика». / М.: «Дело и время»,  2007.
  2. «Антиинфляционная политика» / Под ред. Красавиной Л. Н. – М.: «Финансы», 1999 г.
  3. «Анализ вариантов антиинфляционной политики» / Пугачев В.,

      Пителин  А. // Экономист 1999 г. № 5.

  1. Баликоев В. З. Общая экономическая теория. Учебное пособие. /

Новосибирск, 1996г. г.

  1. «Вестник статистики», 2012 г. — №3.
  2. «Деньги, кредит, банки» / Под ред. Лаврушина О. И. — М.: «Финансы и статистика», 2004 г.
  3. «Инфляция тает». / Гуарова Т. // «Эксперт», 2002 г. № 14.
  4. Кудрин А. «Инфляция: российские и мировые тенденции». / Вопросы экономики, №10, 2007.
  5. Климов Д. «Финансовый советник». М: «Финансы и политика», 2011. – 336 с.
  6. Малкина М. Ю. «Экономическая теория». / Н..Новгород: Изд-во ННГУ, 2005.
  7. «Под бременем инфляции» / Гришин И. В. — М.: «Экономика и финансы», 1999 г.
  8. Райская Н., Рощина Л, Сергиенко Я. «Экономика в 2009-2011гг.». / «Экономист». №8, 2010.
  9. Сайт Центрального Банка РФ / http/www.crb.ru.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Инфляция и дефляция