Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:03, курсовая работа
Проблема ограничения уровня инфляции, стабилизации экономики на основе комплексной политики регулирования доходов населения создаст дополнительный резерв для экономического роста РФ. Основная цель социально-экономической политики государства - повышение уровня жизни граждан. Государственные органы управления должны создать условия, позволяющие повышать доходы предприятий и работников и увеличивать поступления в бюджет. Доход работника (т.е. покупательская способность его заработной платы) должен позволить оплатить все необходимые расходы на питание, одежду, коммунальные, бытовые и другие услуги, а также на приобретение производимых в республике товаров народного потребления.
Введение......................................................................................................................4
1.Понятие и сущность инфляции……………………………………………........5
1.1. Инфляция, виды инфляции…………………………………………………..5
1.2. Последствие инфляции……………………………………………………….13
1.3.Антиинфляционная политика правительства……………………………....15
1.4. Взаимосвязь безработицей и инфляции. Кривая Филлипса………….....17
1.5. Дифференциация доходов населения и необходимость
их регулирования…………………………………………………………….......19
1.6. Сущность и объекты политики регулирование доходов населения…….24
2. Инфляция и политика регулирование доходов………………………………27
2.1.Оценка уровня инфляции в РФ за 2011-2012г.г………………………........27
2.2.2. Государственная политика в области формирования доходов граждан на примере Курской области………………………………………………………..31
2.2.3. Государственная политика в области регулирования доходов граждан на примере Курской области………………………………………………………..32
Заключение…………………………………………………………………………35
Список использованных источников…………………………………………….37
Инфляция также подразделяется на сбалансированную и несбалансированную, что связано с ростом цен и процентной ставки. При сбалансированной инфляции ежегодному умеренному и одновременному росту цен на большинство товаров соответствует возрастание ставки процента. Несбалансированная инфляция связана с разными темпами роста цен на различные товары.
В открытой экономике может иметь место импортируемая инфляция. Существует несколько путей ее распространения. Один связан с колебаниями валютных курсов. Если курс национальной валюты падает, то экспорт становится более выгодным, а импортеры оказываются в невыгодном положении. Импортеры поднимают внутренние цены для того, чтобы получить подорожавшую иностранную валюту в количестве, соответствующем их потребностям для закупки очередных партий товара. В результате при сохранении прежнего уровня мировых цен для приобретения требуемого количества иностранной валюты становится необходимым выручать от продажи ранее закупленных по импорту товаров большее количество национальной валюты. В итоге внутренние цены на импортируемые товары возрастают. Например, снижение фиксированного курса рубля в сочетании с дефолтом в августе 1998 г. повлекло за собой повышение цен на потребительские товары, а затем и на другие виды товаров внутреннего российского рынка.
Инфляционное повышение цен может происходить и вследствие ожидаемого снижения курсовой стоимости национальной валюты, его предполагаемой девальвации.
Другим каналом, стимулирующим инфляционный рост внутренних цен, служит расширение денежной массы вследствие нарастающего притока на внутренний рынок иностранной валюты. Так, в России имеет место долларизация денежного рынка страны. Механизм импортируемой инфляции многообразен и противоречив. Ее усиливают резкие колебания цен на мировом рынке, рост внешних долгов, снижение экспортной выручки.
Инфляция оказывает сильное влияние на состояние национальной экономики страны. Ее экономические и социальные последствия очень велики. Рассмотрим некоторые из них.
■ Инфляция сужает стимулы к трудовой деятельности, так как подрывает возможности работников в реализации своих потребностей при повышенных ценах. Номинальная заработная плата (та, что получают работники за свой труд) отстает по величине от реальной (той, на которую поддерживается воспроизводство рабочей силы при реальных ценах). Инфляция уменьшает возможности накопления (сбережения). Сокращаются сбережения в денежной форме (депозитные вклады в банках), принимая натуральное выражение (покупка недвижимости). Соотношение между потребляемой и сберегаемой частью доходов хозяйствующих субъектов сдвигается в сторону потребления.
Поскольку очевидно, что в современной рыночной экономике инфляция неизбежна, то целью проведения антиинфляционной политики государства является снижение темпов инфляции до приемлемых размеров, управление инфляционными процессами во избежание негативных последствий и скатывания к гиперинфляции.
Поскольку основная причина инфляции кроется в увеличении денежной массы, то борьба с ней подразумевает сокращение темпов роста количества денег в обращении. В свою очередь это приводит к сокращению объемов выпуска продукции и падению уровня занятости. Поэтому правительство старается найти пути сокращения темпов инфляции с наименьшими издержками. Методами, применяемыми государством, являются:
1.) шоковая терапия — резкое сокращение темпа роста денежной массы. При ее проведении инфляционные ожидания снижаются, т.е. возрастает доверие к сильному и целеустремленному правительству. Снижение инфляционных ожиданий понижает и темпы инфляции. Для осуществления такой политики проводят денежные реформы в виде деноминации (укрупнения денежной единицы страны), нуллификации (полной отмены старых денег), девальвации (снижения курса валюты страны). В соответствии с рецептами монетаристов производится таргетирование — регулирование темпов прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВВП). Проводится ограничение денежной эмиссии (выпуска денег в обращение), кредитной экспансии и сокращение бюджетного дефицита. Шоковая терапия сильно влияет на уровень занятости и объемы выпуска продукции — они снижаются. Обычно происходит падение темпов роста ВВП и даже его сокращение;
2.) градуирование — постепенное
уменьшение темпа роста
Еще одним направлением антиинфляционной экономической политики является политика регулирования цен и доходов, направленная на то, чтобы увязать рост доходов населения с ростом цен. Этому служит индексация доходов в соответствии с темпами инфляции, а также сокращение роста заработной платы и цен путем их замораживания или ограничения на определенный период времени. Однако проведение такой политики чревато резким увеличением инфляции после отмены контроля. Индексация доходов также ведет к повышению инфляции. В частности, увеличение заработной платы трудящихся под влиянием профсоюзов носит название «профсоюзная инфляция», так как с повышением заработной платы возрастает и себестоимость продукции. Чтобы избежать снижения прибыли, предприниматели поднимают цены. Применение данной политики должно сопровождаться комплексом других мер экономического характера.
Таким образом, основными мерами предотвращения инфляции являются меры по стабилизации государственных расходов и оптимизации налоговой системы, обеспечению равенства денежной массы и темпов роста национального дохода, исключению импортирования инфляции.
1.4. Взаимосвязь безработицы и инфляции. Кривая Филлипса
Важной основой для государственного регулирования рынка труда в целях снижения уровня безработицы является взаимосвязь безработицы и инфляции. Графически она выражается кривой Филлипса (рис.1. 3).
Рис. 1.3. Кривая Филлипса:
Р — уровень цен, отражающий темпы инфляции;
U — уровень безработицы;
N — сочетание естественного уровня безработицы и роста цен при этом уровне безработицы;
UN *сг естественный уровень безработицы;
PN — темп роста цен при этом уровне
Рис.1.4. Измененная кривая Филлипса
Lp — среднегодовой темп прироста цен, %;
Lue — уровень безработицы, %;
W — годовой прирост заработной платы, %
Эта зависимость была описана английским экономистом А. Фил-липсом (1914—1975), проанализировавшим данные об уровне заработной платы и безработицы в Великобритании за период с 1861 по 1958 г. Между уровнем безработицы и темпом роста заработной платы (темпом инфляции) была выявлена обратно пропорциональная связь. Позднее П. Самуэльсон и Р. Солоу заменили показатель роста заработной платы на показатель инфляции, поскольку темпы роста заработной платы во многом определяют темпы роста цен на выпускаемую продукцию: ведь заработная плата достигает 70% общих издержек при выпуске товара или услуги. Согласно этой модели инфляция и безработица не могут существовать одновременно. Инфляционное повышение цен и заработной платы стимулирует расширение производства и снижает безработицу. Подавление инфляции сопровождается сокращением инвестиций и ростом безработицы. Условия компромисса между двумя целями определяются наклоном кривой Филлипса (рис.1.4).
Анализ зависимости инфляции и безработицы в новых условиях был сделан Э. Фелпсом и М. Фридманом на основе теории естественного уровня безработицы. Был сделан вывод, что обратная зависимость между безработицей и инфляцией может существовать в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде, когда уровень безработицы стремится к естественному независимо от темпа изменения заработной платы (и, соответственно, инфляции), кривая Филлипса вертикальна (см. рис.1.4). Это означает, что в условиях естественного уровня безработицы попытки государства ее понизить и расширить производство стимулированием совокупного спроса не имеют успеха, а приводят к росту цен.
1.5. Дифференциация
доходов населения и необходимость
Величина прожиточного минимума
в соответствии с Федеральным
законом от 24 октября 1997
г. № 134-ФЗ «О прожиточном
минимуме в Российской Федерации»
представляет собой
Величина
прожиточного минимума определяется
ежеквартально и устанавливается Правительством
РФ– в целом по РФ, органами
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации – в субъектах Российской
Федерации.
С I квартала
2000 г. расчеты величины прожиточного
минимума в целом по Российской
Федерации производятся на основе
данных Росстата об уровне потребительских
цен на товары и услуги, определяющие
потребительскую корзину, а
также о расходах по обязательным
платежам и сборам в соответствии
с методикой исчисления величины
прожиточного минимума в целом
по Российской Федерации (утверждена постановлением
Минтруда России и Госкомстата России
от 28 апреля 2000 г. № 36/34) .
В
1992-1999 гг. расчеты величины прожиточного
минимума производились на основе методических
рекомендаций Минтруда России от 10 ноября
1992 г., разработанных в соответствии с
Указом Президента Российской Федерации
от 2 марта 1992 г. № 210 «О системе минимальных
потребительских бюджетов населения Российской
Федерации». Численность населения
с денежными доходами ниже величины
прожиточного минимума
определяется на основе данных о распределении
населения по величине среднедушевых
денежных доходов и является результатом
их соизмерения с величиной прожиточного
минимума. Показатель рассчитывается
с 1992 г.
Распределение населения по величине
среднедушевых денежных доходов характеризует
дифференциацию населения по уровню
материального достатка и представляет
собой показатели численности (или долей)
постоянного населения, сгруппированные
в заданных интервалах по уровню среднедушевых
денежных доходов. Ряды распределения
строятся с применением метода имитационного
моделирования в соответствии с методикой,
утвержденной постановлением Госкомстата
России от 16 июля 1996 г. №61 по согласованию
с рядом заинтересованных министерств
и ведомств, путем преобразования эмпирического
распределения, полученного на основе
данных выборочного обследования бюджетов
домашних хозяйств, в ряд распределения,
соответствующий значению группировочного
признака в генеральной совокупности
(среднедушевому денежному доходу, полученному
по данным баланса денежных доходов и
расходов населения) .
Информация о работе Инфляция и политика регулирования доходов