Инфляция и политика регулирования доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:03, курсовая работа

Краткое описание

Проблема ограничения уровня инфляции, стабилизации экономики на основе комплексной политики регулирования доходов населения создаст дополнительный резерв для экономического роста РФ. Основная цель социально-экономической политики государства - повышение уровня жизни граждан. Государственные органы управления должны создать условия, позволяющие повышать доходы предприятий и работников и увеличивать поступления в бюджет. Доход работника (т.е. покупательская способность его заработной платы) должен позволить оплатить все необходимые расходы на питание, одежду, коммунальные, бытовые и другие услуги, а также на приобретение производимых в республике товаров народного потребления.

Содержание

Введение......................................................................................................................4
1.Понятие и сущность инфляции……………………………………………........5
1.1. Инфляция, виды инфляции…………………………………………………..5
1.2. Последствие инфляции……………………………………………………….13
1.3.Антиинфляционная политика правительства……………………………....15
1.4. Взаимосвязь безработицей и инфляции. Кривая Филлипса………….....17
1.5. Дифференциация доходов населения и необходимость
их регулирования…………………………………………………………….......19
1.6. Сущность и объекты политики регулирование доходов населения…….24
2. Инфляция и политика регулирование доходов………………………………27
2.1.Оценка уровня инфляции в РФ за 2011-2012г.г………………………........27
2.2.2. Государственная политика в области формирования доходов граждан на примере Курской области………………………………………………………..31
2.2.3. Государственная политика в области регулирования доходов граждан на примере Курской области………………………………………………………..32
Заключение…………………………………………………………………………35
Список использованных источников…………………………………………….37

Вложенные файлы: 1 файл

макроэкономика готовая.docx

— 136.17 Кб (Скачать файл)

           По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат) РФ, инфляция в России в 2008г. составила 11,9%, при том, что в 2007г. этот показатель составил 9%. В декабре 2008г. инфляция составила 1,1%, в декабре 2007г. - 0,8% .

          Базовая инфляция в России, исключающая краткосрочные неравномерные изменения цен под влиянием отдельных факторов, которые носят административный, событийный, а также сезонный характер, в 2008г. составила 11%, а в декабре - 0,9%.  Ускорение темпов роста инфляции, наблюдаемое с апреля 2008г., по оценке МЭРТ, обусловлено в значительной степени скачком цен на продукты питания первоочередного спроса. Причинами последнего послужило отставание производства продовольственных товаров от роста платежеспособного спроса населения, низкий уровень конкуренции на локальных рынках, рост мировых цен на зерно и продовольствие,         сокращение импортных поставок некоторых групп продтоваров (в том числе продуктов молочной группы).

          Уровень инфляции в России по итогам 2008 года составит около 12%, сообщил 25 декабря заместитель министра экономического развития и торговали РФ Андрей Белоусов.

         Инфляция в России в последнюю  неделю   декабря 2009 года составила 0,2%, за весь декабрь - 0,7%, с начала года - 13,3%, сообщил в среду Росстат. В декабре прошлого года инфляция составила 1,1%, за весь год – 11,9%.   Прогноз по инфляции на этот год неоднократно   пересматривался. В начале года плановый показатель по инфляции был 8,5%, потом правительство по мере реально складывающейся ситуации с ростом цен несколько раз его повышало.  Окончательные данные за декабрь 2009 года и весь 2009 год Росстат представит в начале января, но можно ожидать, что отличие от данных, основанных на недельном мониторинге, будет незначительным. Таким образом, инфляция в РФ в 2009 году, скорее всего, составит 13,3-13,4%, что стало максимальным  показателем с 2003 года (тогда рост был равен 15,1%). МОСКВА, 18 ноя - РИА Новости. Всемирный банк прогнозирует инфляцию в РФ в 2010 году на уровне 12%, что выше официального прогноза властей и оценок российских экспертов. К концу текущего года инфляция в России составит, по оценке банка, примерно 13,5%, что соответствует ожиданиям российских властей.

          «В 2010 году снижение инфляции ниже 12% будет сложной задачей. Это станет возможным при условии появления признаков ослабления глобального финансового кризиса к концу 2010 года», - говорится   в опубликованном во вторник докладе ВБ по России. Правительство РФ пока не пересмотрело официальный прогноз инфляции на 2010 год - целевой показатель установлен на уровне 7,5-8,5%.

 
 
 

2.2.2. Государственная политика в области формирования                                                                   доходов граждан на примере Курской области

              Динамичное развитие экономики Курской области в последние годы явилось  следствием роста номинальной начисленной заработной платы. Если за 2000 год номинальная заработная плата   составляла 34 тыс. руб. (или 29 долл. США), то в 2005 году она увеличилась в 9 раз и составила 300 тыс. руб. (или 139 долл. США). Среднемесячная  начисленная заработная плата работников всех отраслей экономики района за 2009 год  составила 563 тыс. руб., за декабрь – 596 тыс. руб. или 271 долл. США. По  сравнению с  аналогичными   периодами  2007 года прирост номинальной заработной платы составил  соответственно 23% и 24%. 

            По оплате труда за 2009 год лидируют  работники, занятые в банковской деятельности  – 1143 тыс. руб., на транспорте – 888 тыс. руб.,   в промышленности – 733 тыс. руб., – 759 тыс. руб.,  в связи – 671 тыс.  руб., в строительстве  – 592 тыс. руб.  Среди отраслей экономики  Курской области наиболее низкая среднемесячная заработная плата в 2009 году была у работников непроизводственных видов бытового обслуживания населения – 292 тыс. руб., сельского хозяйства – 399 тыс. руб. (в том числе в  сельскохозяйственном  производстве – 387 тыс. руб., обслуживании сельского хозяйства – 531 тыс. руб.), социального обеспечения – 488 тыс.  руб., в торговле – 494 тыс. руб., образовании – 505 тыс. руб., в культуре – 506 тыс. рублей, здравоохранении – 550 тыс. рублей.

          Номинальная начисленная  среднемесячная заработная плата  по отраслям экономики района за январь 2009 года составила 551 тыс. руб., в организациях   бюджетной сферы – 575 тыс. руб. По сравнению с январем прошлого года прирост номинальной заработной платы составил 18,1%. 
Главной целью социальной политики государства является дальнейшее повышение качества и уровня жизни населения на основе роста денежных доходов, сокращение уровня малообеспеченности.

2.2.3. Государственная политика в области регулирования доходов                   граждан на примере Курской области

            Заработная плата является основной статьей денежных доходов населения. Государственная политика в области оплаты труда на современном этапе основывается на сочетании государственных, рыночных и коллективно-договорных механизмов регулирования заработной платы при постепенном расширении прав самих субъектов хозяйствования, усилении поддержки со стороны государства активной жизненной позиции самого человека, развитие новых методов хозяйствования, малого и среднего бизнеса. 
    На период поиска постоянной работы безработным обеспечиваются социальные гарантии в виде выплаты пособия по безработице и оказания материальной помощи. При назначении пособия и определения его размера учитывается стаж работы, количество оплачиваемых календарных недель в течение 12 месяцев, предшествующих регистрации в качестве безработного, средняя заработная плата, размер базовой величины, наличие иждивенцев. Размер пособия по безработице подлежит индексации в порядке, установленном законодательством. Срок выплаты пособия по безработице не может превышать 26 календарных недель в течение каждого 12-месячного периода, исчисленного со дня регистрации в государственной службе занятости населения. Всего в 2009 году получили пособие   по безработице 6600 безработных. На выплату пособия по безработице и оказание материальной помощи израсходовано 3,4 млн. рублей. Средний   размер пособия в декабре 2009 года составил 280,0 тыс. рублей.

           В 2009 году материальная помощь оказана 25 безработным. На выплату материальной помощи израсходовано 1,0 млн. рублей.  Одним из приоритетных направлений государственной социальной политики в области пенсионного обеспечения является обеспечение последовательного повышения уровня пенсий.

            В Курской области пенсии за счет средств Пенсионного фонда получают свыше 370 тысяч человек. По информации пресс-службы курского отделение ПФР, в ноябре 2009 года перечислило в адрес пенсионеров                2 млрд. 85 млн. рублей. С 1 декабря базовая часть трудовой пенсии установлена в размере 2562 рубля, то есть увеличилась на 612 рублей. Это было четвертое, и последнее, повышение пенсий в 2009 году.

          В результате всех четырёх повышений средний размер пенсии по Курской области увеличился за этот год на 1488 рублей (36,4%) и составляет сейчас 5574 рубля. При этом средний размер трудовой пенсии по старости составляет 6009 рублей (вырос на 1578 рублей или 35,6 %), трудовой пенсии по инвалидности — 4237 рублей (вырос на 1162 рубля или 37,8 %), трудовой пенсии по случаю потери кормильца — 3752 рубля (вырос на 957 рублей или 34,2 %). Одной из социальных программ, направленных на поддержку отдельных категорий малообеспеченных семей и одиноких граждан, является государственная адресная социальная помощь. Она предоставляется при условии, если среднедушевой доход гражданина (семьи) по объективным причинам не превышает 100 процентов утвержденного бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

            В области утверждена программа «Оказание адресной социальной помощи отдельным категориям граждан на проведение работ по газификации домовладений (квартир) в 2009 году», объем финансирования, которой из средств областного бюджета в этом году составил 20 миллионов рублей, из них 5,7 миллиона рублей предусмотрено на оказание данной помощи многодетным семьям.   

            В 2009 году размер адресной социальной помощи многодетным семьям на проведение работ по газификации составляет 30 тысяч рублей. За 10 месяцев 2009 года за получением данной помощи обратились 86 многодетных семей, и им было перечислено в общей сложности более 2 миллионов 97 тысяч рублей.

          Кроме того, органы социальной защиты населения продолжают работу по сбору и оформлению документов, чтобы еще целый ряд многодетных семей получил до конца года помощь на проведение работ по газификации домовладений.

         Семьи, у которых среднедушевой доход в месяц (за 6 месяцев) не превышает 100 процентов бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, имеют право на бесплатное обеспечение продуктами питания детей первых двух лет жизни. Бесплатное обеспечение продуктами питания осуществляется на каждые шесть календарных месяцев с даты выписки рецепта врачом.  В 2009 году бесплатными продуктами питания были обеспечены 3225 детей первых двух лет жизни на общую сумму 357,6 млн. руб., количество получателей в сравнении с 2007 годом выросло в 2 раза, сумма – в 8 раз.

 

 

                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     

 

 

 

 

 

                             

                                                      Заключение 
         Инфляция представляет собой сложное многофакторное явление, обусловленное нарушением воспроизводственных процессов, непропорциональным развитием народного хозяйства, политикой государства, политикой эмиссионных и коммерческих банков. В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

         По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает весьма различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, либо рост цен оказывается неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции  в различных его проявлениях  носит не случайный характер, а весьма устойчивый.

          К негативным последствиям инфляционных процессов относятся снижение реальных доходов населения, обесценение сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие, ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета). 

         В отличие от Запада в России, осуществляющей преобразование хозяйственного механизма, инфляционный процесс развертывается, как правило, в возрастающих темпах. Это весьма необычный, специфический тип инфляции, плохо поддающийся сдерживанию и регулированию. Инфляцию поддерживают инфляционные ожидания, нарушения народнохозяйственной  сбалансированности   (дефицит госбюджета, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, растущая внешняя задолженность, излишняя денежная масса в обращении).

        Управление инфляцией представляет  важнейшую проблему денежно-кредитной  и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них - стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности  предприятий  за  результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных  мер по регулированию цен и доходов. Нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в жизнь.

          В современных условиях инфляция во всем мире носит хронический повсеместный характер,  вызываемый  денежными  и  не  денежными  факторами, а чаще политическими. Полностью исключить инфляцию даже при рыночной экономике невозможно, речь может только идти об управлении инфляцией. 
 

 

 

 

                    Список  использованных источников

1. Бункина М.К., Семенов А.М., Семенов В.А. Макроэкономика: Учебник. –3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2009. – 512с.

2. Берман Б. , Дж. Р.Эванс. Маркетинг - М., 2011.

3. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. - М.: Юрист, 2009.

4. Булатов А.С. Экономика - М: Бек, 2009.

5. Камаев  В. Д. и др. Учебник по основам экономической теории (экономика).  – М.: «ВЛАДОС», 2010-384 с.

6. Кемпбелл Р., Макконнелл, Стэнли Л. Экономикс., т.1. - М., 2009.

7. Киселева Е.А., Чепурин М.Н., Курс экономической теории - “АСА”, Ки      ров, 2009.

8. Логинов Е.А. Иностранные инвестиции и инвестиционные аспекты экономической безопасности России // Внешнеэкономический бюллетень.- 2010.

9. Макроэкономика: учебник / под общей ред.  д.э.н.,А.В.Сидоровича;                                                          МГУ ин. М.В. Ломоносова. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело   и Сервис», 2009. – 496с.

10. Марыганова Е.А., Шапиро С.А., Макроэкономика ,2010 © ООО «Издательство КноРус», 2010.

11. Макроэкономика / Под ред. Яковлевой Е.Б. – СПб.: Омск, 2010 – 380 с

12. Райхлин Э. Основа экономической теории. Экономический рост и развитие. М.: Юрист, 2011.

13. Современная экономика. Лекционный  курс. Многоуровневое  учебное пособие. -  Ростов н\Д :  изд-во  «Финикс», 2011 – 544с.

14. Экономическая теория  уч../ В.И. Антипино, И.Э. Белоусова, Р.В.Бубликов      [ и др.]; под. ред.  И.П. Николаевой – 2-е изу., перераб. и доп. – М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009.- 576с.

Информация о работе Инфляция и политика регулирования доходов