Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2015 в 17:07, курсовая работа
Цель курсовой работы рассмотреть инфляцию как форму проявления макроэкономической нестабильности, её причины, виды и формы. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть сущность инфляции и причины её возникновения;
- изучить формы и виды инфляции;
- проанализировать динамику инфляционных процессов в Республике Беларусь;
- рассмотреть пути и способы снижения инфляции.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ГЛАВА. ИНФЛЯЦИЯ КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД. 7
1.1. ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ. 7
1.2. ИНФЛЯЦИЯ: ФОРМЫ, ВИДЫ, ПРИЧИНЫ ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ. 10
2 ГЛАВА. ИНФЛЯЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. 20
2.1. ДИНАМИКА ИНФЛЯЦИИ КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. 20
2.2.ПУТИ СНИЖЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
В Беларуси инфляция в 2011 году составила 108,7% против 9,9% в 2010 году, 10,1% в 2009 году и 13,3% в 2008 году.
В декабре 2011 года потребительские цены выросли по сравнению с ноябрем на 2,3%, против роста на 8,1% в ноябре, 8,2% - в октябре, 13,6% - в сентябре и 8,9% - в августе. В июле прирост потребительских цен составил 3,5%, в июне - 8,6%, в мае - 13,1%, в апреле - 4,5%. В первом квартале прошедшего года сохранялась сдержанная динамика роста потребительских цен: в марте - 1,9%, в феврале - 2,7%, в январе - 1,4%.
На 2011 год правительство утверждало целевой прогноз по инфляции в пределах 7,5-8,5%. В 2011 году инфляция в Беларуси достигла своего наибольшего уровня с 2000 года, когда потребительские цены выросли на 107,5%.
Базовая инфляция (за исключением регулируемых и сезонных цен) в 2011 году составила 118,1%, в том числе в декабре - 2,1% против 6% в ноябре.
Промышленные производители в 2011 году увеличили цены на 149,4% (в декабре рост на 3,9%), в том числе на продукцию производственно- технического назначения - на 158,2% (в декабре рост на 4,2%).
Цены в строительстве за минувший год выросли на 107,5% (в декабре на 8,9%), грузоперевозки подорожали на 150,3% (в декабре снижение на 1,3%).
Резкий скачок инфляции в Беларуси в 2011 году обусловлен почти трехкратной девальвацией белорусского рубля в условиях сохраняющейся высокой импортоемкости белорусской экономики.
Согласно прогнозу социально-экономического развития на 2012 год, правительство намерено удержать инфляцию в пределах 19-22%.
Одним из основных факторов, оказывающих стабилизирующее воздействие на общее состояние экономики Беларуси, долгое время оставалась политика стабильного курса национальной валюты по отношению к доллару США. С учетом инфляции, в последние годы происходило существенное укрепление курса белорусского рубля по отношению к основным валютам. Однако, в условиях хронического дефицита платежного баланса, данная политика привела к появлению серьезных диспропорций. В условиях разразившегося экономического кризиса и резкого падения спроса на продукцию традиционного белорусского экспорта и снижения поступления валютной выручки, правительство Беларуси вынуждено было провести девальвацию национальной валюты по отношению к доллару США.
Потери населения за 2011г. исчисляются гигантской цифрой. Из-за рекордной по мировым меркам девальвации национальной валюты на 56% и растущей инфляции зарплаты обесценились почти наполовину, рублевые вклады "сдулись" более чем на 1 млрд. долларов, а сотни тысяч человек потеряли основной источник дохода.
Одни из самых уязвимых слоев населения — пенсионеры, также стали жертвами бездеятельности правительства и Нацбанка. Из-за девальвации средний размер пенсий в долларовом эквиваленте снизился со 193 (на начало мая) до 115 долларов. Пенсионеры сразу стали беднее на 40%.
Растущая инфляция затрагивает финансовые интересы и еще одной категории населения — вкладчиков, которые держат в банках на депозитах белорусские рубли.
Чтобы сдержать инфляцию, необходимо всемерно сокращать бюджетный дефицит. Это важно потому, что в принципе нет путей ликвидации бюджетного дефицита, не ведущих к усилению инфляции. Решить проблему можно двумя путями – увеличивая налоги или сокращая государственные расходы. Так как возрастание налоговых поступлений даёт лишь кратковременный эффект, а на деле приведёт к подрыву стимулов к труду, сокращению инвестиций, замедлению развития производства и в итоге к сокращению базы налогообложения, то рационально отказаться от этого пути. Следовательно, остаётся второй путь – сокращение расходной части. Но реализовывать этот путь нужно постепенно, предвидя возможные социально-экономические последствия.
Все меры антиинфляционной стратегии будут действенны, если они подкреплены процессом развития и стабилизации производства.
Одновременно со стратегическими мерами необходимо использовать и меры долгосрочного тактического воздействия. Такая тактика даёт результат в том случае, если она увеличивает предложение без изменения спроса, или наоборот, снижает спрос без снижения предложения. Решение первой проблемы связано с усилением товарности рынка; проще говоря, необходимо продавать всё, что можно продать: неиспользуемые факторы производства, недвижимость, незавершённое производство, отходы производственной деятельности, - всё, на что может быть спрос. Рассасывание денежной массы и уменьшение денежного спроса может способствовать разумно организованная приватизация, возможность вкладывать денежные средства в акции предприятий.
Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них – стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.