Информационные технологии управления бюджетной системой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 14:33, курсовая работа

Краткое описание

Эффективное управление в современных условиях невозможно без использования компьютерных технологий. Правильный выбор программного продукта и фирмы-разработчика – это первый и определяющий этап автоматизации любого учета. В настоящее время проблема выбора информационной системы (ИС) из специфической задачи превращается в стандартную процедуру.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 41.79 Кб (Скачать файл)

    В российских органах государственного управления интеллектуальные информационные технологии только еще начинают осваиваться.

    Новый взгляд на методологию проектирования ИС БП определяют следующие отличительные черты:

переход от автоматизации  отдельных локальных комплексов задач к ориентации на деловые процессы, конечные финансовые результаты в условиях сквозного управления;

поддержка распределенных вычислений;

наличие открытых, переносимых и масштабируемых приложений;

интеграция вновь  разрабатываемых приложений и действующих баз данных;

повышение экономической  эффективности обработки информации на основе снижения совокупных затрат на информатизацию;

предоставление  своевременной и достоверной  информации для центров принятия решений в бюджетной системы.

    Эффективно  построенная система корпоративных  стандартов является новым системообразующим  элементом в организации бюджетной  системы. При проектировании ИС БП должны активно использоваться корпоративные  стандарты, служащие организационным и технологическим основанием процессов автоматизации, и всегда ей предшествующие. При этом за основу принимаются отраслевые, национальные и международные стандарты.

Таким образом, при разработке ИС БП получает развитие комбинированный подход, который  можно охарактеризовать как встречное  движение: компьютерная инфраструктура и системная функциональность должны соотноситься так, чтобы в максимальной степени обеспечить изменчивость и преемственность на уровне прикладной функциональности бюджетного процесса. Комплексное рассмотрение вопросов, составляющих ядро методологии и профессиональной культуры при проектировании ИС БП формируется при условии стандартизации управления информационными потоками в корпоративных сетях.

    Поскольку апробированные подходы к разработке систем такого масштаба в российской практике проектирования отсутствуют, рассмотрим отдельные направления информатизации, реализуемые в финансовой системе РФ.

    2.2 Особенности построения информационной системы управления финансами

    В Российской Федерации создается  новая система управления финансами. Управление финансами осуществляется, прежде всего, высшими органами государственной власти и управления — Президентом РФ и Федеральным Собранием. Это управление имеет место при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета, а также утверждении отчета о его исполнении.

    Финансовая  система России — это совокупность государственных органов и организаций, финансовых и кредитных учреждений, осуществляющих непосредственно финансовую деятельность государства. Систему финансовых органов возглавляет Министерство финансов РФ, являющееся органом исполнительной власти, который обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в России и координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Управляя финансами согласно своим полномочиям, эти органы способствует проведению единой государственной финансовой политики.

    Деятельность  Министерства финансов РФ распространяется, хотя и в разной степени, на все  звенья финансовой системы РФ. Под  его непосредственным повседневным воздействием находятся федеральный бюджет и государственные федеральные внебюджетные фонды, государственный кредит, денежное обращение и контроль за исполнением и целевым использованием бюджетных средств.

    В Министерстве осуществляется постоянная аналитическая работа, связанная  с выделением узловых проблем  управления экономическими процессами, подготовкой и анализом возможных вариантов решений.

    В настоящее время в Министерстве финансов и его территориальных органах внедрены отдельные компоненты информационной системы, которые автоматизируют лишь некоторые основные функциональные процессы (табл. 1). 
 
 

Таблица 1. Программные продукты, включенные в фонд алгоритмов и программ Министерства Финансов РФ

Наименование  программного продукта Пользователи
1 2
Автоматизированная  система использования сметы финансового органа (АСИСФ «Смета») Территориальные финансовые органы
Автоматизированная  система финансовых расчетов (АРМ  «Финансы») Территориальные финансовые органы
Расчет  пособий на выплату ежемесячных пособий на детей по регионам Центральный аппарат
Свод  уточненных годовых и квартальных  планов по бюджетам субъектов Российской Федерации — " — 
Свод  проекта расходов федерального бюджета  на основе заявок министерств и ведомств Центральный аппарат  
Расчет  вариантов проекта бюджета — " —
Учет  изменений и составление уточненного плана расходов федерального бюджета — " — 
Свод  проекта расходов федерального бюджета  на социально-культурную сферу и  науку на основе заявок министерств и ведомств — " — 
Расчеты вариантов проекта бюджета на социальную сферу и науку Центральный аппарат
Учет  изменений и составление уточненного  плана расходов федерального бюджета  на социальную сферу и науку — " —
Программно-информационный комплекс «Введение реестра ценных бумаг» — " —
Обработка и анализ статистической информации по промышленности — " —
Свод, контроль хозорганов и анализ финансового  состояния промышленности — " —
Обработка и анализ ведомственной отчетности по речному, морскому и воздушному транспорту — " —
Обработка и анализ статистической информации по агропромышленному комплексу — " —
Обработка и анализ статистической информации по легкой промышленности, сфере услуг  и предпринимательства — " —
Обработка и анализ статистической информации по торговым предприятиям и организациям — " —
Свод  годовых отчетов о расходах на содержание управленческого персонала  и служебных легковых автомобилей  по учреждениям и организациям, состоящим на бюджетном финансировании Центральный аппарат  и территориальные финансовые органы
Анализ  данных по возврату бюджетных ссуд и уплате процентов по статье«Неналоговые доходы» Центральный аппарат, территориальные органы Федерального казначейства
Учет  поступлений начисленных процентов  и погашения ссуд по инвестиционным и конверсионным кредитам Центральный аппарат
Комплекс  задач «Доходный модуль системы  исполнения Федерального бюджета» Территориальные органы Федерального казначейства
Финансирование  расходов федерального бюджета с  лицевых счетов получателей средств, открываемых в отделениях Федерального казначейства (Смета F) Территориальные органы Федерального казначейства
Финансирование  расходов федерального бюджета с  лицевых счетов получателей средств, открываемых в отделениях Федерального казначейства (Смета W) Территориальные органы Федерального казначейства
Автоматизированная  комплексная система исполнения сметы в органах казначейства (АКСИОК) Территориальные органы Федерального казначейства
Программно-информационный комплекс «Реестр владельцев крупных ценных бумаг» Центральный аппарат, территориальные финансовые органы
Программно-информационный комплекс «Учет и ведение реестра архивных дел» Центральный аппарат
Программно-информационный комплекс «Ведение реестра инвестиционных институтов» Центральный аппарат
Автоматизированное  рабочее место работника бюджетного финансирования (АРМ «Бюджет») Территориальные финансовые органы

    Задачи  совершенствования информационного  обеспечения процессов формирования и исполнения бюджета в полной мере могут быть решены только путем  создания комплексной автоматизированной информационной системы финансовых расчетов на основе использования современных информационных технологий и средств вычислительной техники.

    АИС «Финансы» — это система, объединяющая специалистов (экономистов, работающих в центральном аппарате и территориальных органах) и технические средства (ЭВМ, средства телекоммуникации и пр.) с целью совершенствования процессов составления и исполнения государственного бюджета во всех звеньях финансовой системы.

    АИС «Финансы» — не дополнение к финансовой системе, функционирующее отдельно от нее. Она неразрывно связана с  финансовыми органами, интегрирована  в их структуру. АИС обеспечивает повышение оперативности и качества работы в процессе сбора, обработки, обобщения и анализа финансовой информации, обмена ею по каналам связи  в рамках ведомства, а также при  взаимодействии с представительными  и исполнительными органами государственного управления и другими взаимодействующими организациями и системами.

    Внедрение АИС позволит повысить оперативность  планирования и прогнозирования бюджета, оптимизацию управления доходами и расходами федерального бюджета РФ, усилить контроль за поступлением и целевым использованием государственных средств, повысить оперативность финансирования государственных программ и взаимодействие подразделений министерства.

    Отдельные функциональные подсистемы АИС «Финансы»  следует рассматривать как составные  компоненты интегрированной информационной системы, которая должна отражать целостную картину общей финансовой обстановки в стране, обеспечивать ее комплексный анализ, помогать в подготовке прогнозных оценок и поддерживать процессы коллективного и индивидуального принятия решений.

    АИС «Финансы» является территориально-распределенной информационной системой и обслуживает  информационные потребности сотрудников  Министерства финансов РФ, включая  центральный аппарат, а также  управления Федерального казначейства в региональных центрах и отделения Федерального казначейства на местах (районный уровень). Кроме того, абонентская сеть АИС «Финансы» размещается у «прямых» получателей бюджетных средств. В процессе своего функционирования АИС «Финансы» взаимодействует со смежными информационными системами органов государственной власти и управления.

    В результате создания и внедрения  АИС «Финансы» должны быть достигнуты:

сокращение бумажного  документооборота и ручного труда при обработке информации, при одновременном увеличении общего потока обрабатываемой информации, обеспечения ее полноты и достоверности;

повышение оперативности  обработки информации, поступающей на различные уровни иерархии финансовой системы;

стандартизация  информационной базы (нормативно-справочной и правовой информации, входных и  выходных документов, описаний информационных объектов, правил задания и представления результатов) для обеспечения унифицированной обработки финансовой информации как единой взаимосвязанной системы;

повышение достоверности  данных по учету бюджетных средств  и эффективного контроля за их получением и использованием;

углубленный автоматизированный анализ динамики поступления налогов и возможность прогноза этой динамики;

повышение оперативности  и полноты обмена информацией с внешними системами — органами государственного и хозяйственного управления, банковской системой, налоговыми органами, налоговой полицией, таможенными органами и т. д.;

повышение оперативности  и полноты получения данных о  доходах и расходах бюджета (по каждому  виду дохода/расхода или группе доходов/расходов) по запросу на конкретную дату;

углубленный аналитический  анализ динамики расходных и доходных статей бюджета на любых иерархических  уровнях системы исполнения бюджета;

оперативность передачи информации о доходах и  расходах бюджета между различными уровнями иерархии исполнения бюджета (методических и инструктивных материалов — сверху вниз, обобщенной отчетной и аналитической информации — снизу вверх). Функционирование АИС «Финансы» позволит на основе четко определяемых объемов реальных потребностей наиболее рационально, селективно проводить оптимизацию бюджетных потоков, снизить вероятность серьезных «прорывов» в финансировании, сделать процесс исполнения бюджета более плавным.

    2.3 Автоматизация составления и исполнения бюджета на региональном уровне

    Проблема  автоматизированного управления информацией  в финансовой системе региона  — одна из наиболее актуальных. Финансовая ситуация в стране требует более  четкого контроля за исполнением  доходной и расходной частей бюджета, оперативного и достоверного анализа исполнения бюджета региона.

    Автоматизированная  система составления и исполнения бюджета (АССИБ) — программный комплекс, позволяющий автоматизировать обработку информации, как в отдельном финансовом органе, так и во всей финансовой системе региона.

АССИБ предназначена  для ведения учета исполнения бюджета региона в рамках казначейской модели, которая предусматривает возможность:

пообъектного  учета доходов бюджета региона;

ведения росписи  расходов собственного бюджета в  разрезе всех бюджетных учреждений;

ежедневный учет пообъектного и постатейного финансирования бюджетных учреждений.

    Подобные  системы внедрены в ряде регионов страны. Наиболее полный проект АССИБ-2000 внедрен НПЦ «Новинтех» в Тульском облфинуправлении.

    В отличие от аналогичных программных  продуктов АССИБ-2000:

планировался  как комплекс для всего финоргана, а не как набор автоматизированных рабочих мест;

автоматизирует  не только ежедневную работу специалистов региона, но позволяет оперативно анализировать исполнение бюджета региона на основании информации, которая хранится в базе данных;

позволяет вести  учет исполнения бюджетов всех уровней, что существенно облегчает процесс  внедрения и сопровождения в регионе;

предоставляет возможность осуществлять информационный обмен с другими приложениями, что позволяет включить его в общую систему информатизации региона.

    В основу функционирования АССИБ положено использование традиционной технологии финансовых органов по составлению  и исполнению бюджета, основанной на применении системы показателей бюджетной классификации и плана счетов бухгалтерского учета.

    Программный комплекс автоматизирует основные функции  финорганов по составлению и исполнению бюджета и, в свою очередь, состоит  из трех подсистем:

    1. Подсистема «Сводно-группировочные  расчеты по бюджету региона»  объединяет следующие задачи:

«Свод бюджетов и плановой информации по сети, штатам и контингентам учреждений, состоящих на местных бюджетах»;

«Свод отчетов  об исполнении бюджетов и отчетной информации по сети, штатам и контингентам учреждений, состоящих на местных бюджетах»;

«Учет изменений  и составление уточненного плана  доходов и расходов по нижестоящим бюджетам и собственному бюджету».

Информация о работе Информационные технологии управления бюджетной системой