Исламский банкинг: основные отличия и инструменты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 09:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: разобрать основные принципы работы исламских банков, определить особенности исламской экономической системы, оценить место и роль исламских банков в мировой финансовой системе.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
1. Выявить особенности исламской экономической системы и исламских банков;
2. Рассмотреть инструменты банковской системы

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… …..5

1. Исследование исламской экономической модели, беспроцентный и процентный механизмы………………………………………………………..…..6
1.1 Специфика исламской экономики, отличительные черты…………….….…6
1.2 Анализ воздействия ссудного процента на экономическое благосостояние…………………………………………………………………..….9 2. Организация и ведение Исламского банковского дела……………...….11
2.1 Основные инструменты и организация исламской банковской системы как метод формирования исламского финансирования……………………… …….11
3. Исламские банки в современной мировой финансовой системе………..…...20
3.1 Место и роль исламских банков в мировой финансовой системе………….20
3.2 Перспективы развития исламских банков……………………………………22
Заключение…………………………………………………………………………26
Список использованных источников…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Исламский банкинг (Восстановлен)а.docx

— 186.91 Кб (Скачать файл)

Примечание – Источник: [1]

 

Таблица 2.3 – Условия расчета дохода по сделке «мурабаха»

 

Сумма всех инвестиций

           1000 000 $

Количество активов

            5 единиц

Цена покупки единицы активы

            200 000 $

Наценка на единицу актива

                30%

Период рассрочки оплаты актива

Ежемесячно (6 месяцев)

Расчет квартального дохода по сделке

((200 000*30%)*5)/2= 150 000 $

Банк не увеличивает цену продажи актива Клиенту в зависимости от сроков рассрочки (или отсрочки)


 

Примечание – Источник: [1]

 

«Бай муаджал» – продажа с отсрочкой оплаты, либо единым платежом, либо периодическими выплатами. В отличие от «мурабаха», продажа товара в «бай муаджал» происходит без уведомления продавцом своей прибыли от сделки. Исламские банки могут заниматься обеими сделками, так как им не запрещено вступать в торговые отношения. Товары могут закупаться у третьей стороны и затем продаваться с наценкой клиенту банка в соответствии с его запросом. Юристы отмечают, что в таких сделках все риски, связанные с куплей-продажей товара должен нести банк вплоть до момента передачи товара клиенту.

«Иджара» – основой такой сделки является предоставление в пользование (аренда, лизинг) какого-либо определенного актива Клиенту. Доходом Банка от данной операции являются арендные платежи в рамках оговоренного срока пользования (аренды, лизинга). 

С контрактом «иджара» в случае аренды с последующим выкупом, т.е. финансового лизинга, связано положение исламского закона, несоблюдение которого влечет за собой «гарар». С точки зрения шариата аренда и выкуп имущества – это две, связанные между собой, но в то же время сугубо различные сделки. Включение их в один договор приведет к двусмысленности и создаст ситуацию «гарар». Поэтому два договора заключаются отдельно друг от друга; и при выплате арендной платы в размере стоимости имущества, включающей долю банка, право собственности переходит к клиенту, в таком случае выполняется договор купли-продажи.

 

 

Рисунок 2.4 – Реализации сделки «иджара»

 

1. Клиент определяется  с активом и Поставщиком данного  актива.

2. Клиент обращается в  Банк за финансированием использования  актива Клиентом.

3. Банк осуществляет перечисление  денежных средств Поставщику.

4. Поставщик предоставляет  актив в собственность Банку.

5. Банк на основе сделки  иджара предоставляет Клиенту  приобретенный актив в пользование  на определенный срок.

6. Клиент осуществляет  арендные платежи за используемый  актив.

7. По окончании действия  договора аренды Клиент возвращает  Банку актив.

Примечание – Источник: [1]

 

Таблица 2.4 – Условия расчета дохода по сделке «иджара»

 

Сумма инвестиций

1 000 000 $

Количество активов

5 единиц

Цена единицы актива

200 000 $

Период аренды

24 месяца

Наценка на актив

30%

Период уплаты платежей

1 месяц

Период износа актива

36 месяцев

Расчет ежемесячных арендных платежей

1. ((200 000/36*24 + (200 000 * 30%))/24)*1= 8 056 $

2. (2 500*5)= 40 278 $

Ставка аренды может измениться в течение периода аренды исходя из изменения рыночной конъюнктуры.

 В состав арендных  платежей могут быть включены  затраты Банка на страхование  актива (такафул).


 

Примечание – Источник: [1]

 

«Салям» - инструмент, позволяющий клиенту, обычно это крупное промышленное предприятие, быстро получить оборотный капитал для закупки средств производства. В этом случае банк несет существенные риски, так как по сути выдает деньги клиенту в долг, а долг не может являться предметом договора; клиент фактически продает, а банк покупает несуществующий товар. Поэтому структура «салям» на первый взгляд подпадает под понятие «гарара», однако шариат демонстрирует «способность» гибко применяться к реальным потребностям экономики, учитывая особенности производственного цикла, в частности в отраслях с выраженной сезонностью спроса на оборотные средства. Поскольку речь идет о физическом продукте на выходе контракта, степень «гарара» признается несущественной в силу высокой вероятности того, что означенному сроку товар будет наличествовать».

Основные особенности контракта «бай салам»:

         - «Салям» используется, в рамках активных операций банка, для целей экспортно-импортного финансирования и финансирования оборотного капитала.

- Основой сделки «салям» является продажа отсроченной поставки по текущей цене какого-либо определенного актива Банку. Доходом Банка от данной операции является перепродажа поставленного в будущем актива на рынке по цене, которая устанавливается Банком исходя из конъюнктуры рынка на момент продажи актива.

 - Основной экономический смысл сделки заключается в предварительной оплате Клиенту (фактически финансирование) по цене ниже рыночной будущей поставки актива.

 

 

Рисунок 2.5 – Реализации сделки «салям»

 

 

 

1. Клиент заключает с  Банком сделку салам на определенный  актив, текущей цене с датой  будущей поставки актива.

2. Банк осуществляет предоплату  за поставку актива по цене  сделки салам.

3. В определенную дату  Клиент поставляет Банку актив  по сделке салам.

4. Банк осуществляет продажу  актива на рынке по цене, установленной  Банком исходя из конъюнктуры  рынка.

5. Банк получает прибыль  от продажи актива на рынке, выраженную как разница между  текущей ценой и ценой по  сделке салам с Клиентом.

Примечание – Источник: [1]

 

Таблица 2.5 – Условия расчета дохода от сделки салам

 

Сумма всех инвестиций

     1000 000 $

Количество активов

                 5 единиц

Цена покупки единицы активы

                 200 000 $

Дата поставки (период)

               через 3 месяца

Планируемая наценка на актив

             30%

Расчет планируемого дохода по сделке

((200 000 * 30%)*5) = 300 000 $

Банк не заключает рыночные сделки на продажу актива по планируемой цене до момента получения актива от Клиента


 

Примечание  - Источник: [1]

 

«Истисна» - вид контракта, предлагаемый исламскими банками, для современной крупной промышленности. Банк в этой сделке действует как генеральный подрядчик в строительном проекте, который будет передан потенциальному клиенту, а строительная компания выступает субподрядчиком, который обязывается завершить проект в определенные сроки и за определенную цену для конечного клиента.

«Музараат» (с арабск. можно перевести как «издольщина»). Исторически сложилось, что под «музараатом» понималось соглашение одного лица обрабатывать землю другого за определенный процент от стоимости урожая обрабатываемой земли. В настоящее время, это понятие получило более широкий, современный смысл – предоставление оборотного капитала на основе раздела прибыли двумя сторонами.

«Мусакат» - инструмент, использующийся для заключения контракта для краткосрочного финансирования сельскохозяйственного сектора.

«Таварак» - контракт продажи, согласно которому покупатель приобретает товар в кредит и продает его другому лицу за наличные деньги, но по меньшей стоимости. Целью такой сделки является получение наличных денег, а не коммерческая выгода.

 «БайтулМал» – государственное казначейство. Концепция государственного казначейства обеспечивает фонды для удовлетворения общественных потребностей. Важнейшим источником поступлений здесь служат налоги, взимаемые согласно законодательству уполномоченным ведомством исламского правительства. Средства могут направляться и на удовлетворение индивидуальных потребностей. Так, если задолженность не погашена по той или иной причине (например, из-за смерти заемщика), погашение ссуды может быть осуществлено за счет государственного казначейства. В таком случае кредитор не утрачивает стимул к кредитованию других лиц.  Государственное казначейство обладает правом предоставлять ссуды в качестве кредитора последней инстанции при отсутствии других источников. Оно обеспечивает права вдов, сирот, бедных, нуждающихся, больных и инвалидов, удовлетворяя часть их потребностей.

«Кард аль-хасан» – беспроцентные займы. Отличительный инструмент исламских банков проявляется в проведении активных операций в форме безвозмездных займов, которые по-арабски называются «кард аль-хасан», что обозначает кредит, выданный из добрых чувств, сострадания, милосердия, в качестве безвозмездной помощи, если для заимодавца, очевидно, что заемщик заведомо не в состоянии возвратить долг. В этом случае средства предоставляется как добровольное или обязательное пожертвование. «Кард аль-хасан» также может быть выделен как беспроцентная ссуда правительству или организации для осуществления именно общественных проектов таких как, например, строительство дорог, завода, жизненно важных объектов.

Очевидно, что данный набор инструментов, основанный на предписаниях ислама, обеспечивает стабильность исламского общества в целом, и каждого члена этого общества в частности. Пользователь исламских банковских услуг получает более широкие возможности в осуществлении финансовых сделок и операций, нежели в традиционной банковской системе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 3. Исламские банки в современной мировой финансовой системе

 

3.1 Место и роль исламских банков в мировой финансовой системе

 

Развитие исламских банков в различных регионах мира также связано с особенностями различных моделей экономического поведения народов в зависимости от их социальной, культурной и религиозной принадлежности. «Исламский мир медленно, но неуклонно внедряется в северном полушарии. Это подтверждается не только экспансией в финансовой сфере, но и активным процессом миграции населения исламских государств в развитые неисламские страны. Рассматривая такой индикатор глобализации, как миграция рабочей силы, необходимо отметить, что Европа: Англия, Германия, Франция, другие страны – и ранее испытывала на себе сильное миграционное и культурное влияние арабского мира, где сейчас очень сильны позиции ислама, то теперь и в финансовую сферу европейских государств начинают просачиваться исламские финансовые институты». Поэтому продукты исламского финансирования в разных странах будут востребованы в разной степени.

Первая попытка внедрения исламских принципов в сфере банковского дела была предпринята в Египте без ссылки на религиозную идеологическую сущность. Такая скрытность была обусловлена господствующим политическим режимом, власти которого воспринимали любую попытку возрождения исламских традиций и принципов в общественной жизни как провозглашение исламского фундаментализма.

 В 1963 году в городе МитГамре египетским экономистом Ахмедом Аль-Наджаром было осуществлена попытка внедрения исламского банковского дела в форме сберегательного банка, деятельность которого была построена на долевом участии в прибылях и убытках. Этот эксперимент продолжался до 1967 года, и к тому времени в стране работало девять таких банков. Эти банки не начисляли и не платили проценты, инвестировали главным образом в торговлю и промышленность прямым финансированием, либо совместно с другими инвесторами, а прибыль, полученную в результате успешной реализации проекта, делили с вкладчиками. Таким образом, они функционировали по сути как сберегательный инвестиционный институт, нежели как коммерческий банк. «НазирСошиалБанк», учрежденный в Египте в 1971 году был объявлен как беспроцентный коммерческий банк.[15]

В 1974 г. исламскими странами был учрежден Исламский банк развития (ИБР), который успешно развивается по настоящее время. Главной задачей ИБР является поддержка исламских банков в мире и пропаганда идей исламизации экономики, повышение благосостояния населения в странах-участницах Организации Исламской Конференции (ОИК), поддержка и продвижение человеческого развития, науки и технологий, исламской экономики, финансов и банковского дела. ИБР признан международными организациями. Прежде всего, банк осуществляет специальную программу технической помощи, направленную на поддержку стран ОИК в их деятельности, относящейся к Всемирной торговой организации (ВТО). Банк международных расчетов в 2011 г. в соответствии с Новыми соглашениями по капиталу отнес ИБР к категории без рисковых многосторонних банков развития. [15]

Информация о работе Исламский банкинг: основные отличия и инструменты