Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 12:34, контрольная работа
История возникновения и развития экономической науки очень интересна, она изобилует многочисленными драматическими событиями, научными революциями и периодами затишья. Интерес к экономическим проблемам возник ещё в древних обществах Месопотамии, Индии, Китая, Египта, Греции, Рима. Представления древних обществ об экономическом устройстве были составной частью различных религиозных или философских систем. Уже в Библии вы найдёте правила хозяйственной жизни древнего общества, понятия справедливости, собственности, принципы распределения произведённого продукта. О том, что такое стоимость и от чего она зависит, вы можете прочитать в произведениях древнегреческого философа Аристотеля. Вместе с тем, как наука экономика оформилась сравнительно поздно, где-то на рубеже 17-18 веков. Это произошло в период, когда в Европе возник и бурно развивался капитализм.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 7. Кривая спроса
Обратите внимание на то, что цена выступает
причиной, а объем спроса – следствием.
На спрос, кроме, цены, оказывают влияние
и другие факторы (неценовые детерминанты):
I – доход потребителей;
Z – вкусы и привычки покупателей;
W – ожидания изменения цен и изменения
дохода;
Psub - цена субститутов (товаров заменителей);
Pcom – цена комплементов (дополняющих
товаров);
N – количество покупателей;
B – прочие факторы.
Развернутая функция спроса будет иметь
вид: QD = F (P, I, W, Psub , Pcom ,
N, B)
^
Рис. 8. Графики изменения объема спроса – слева и изменения спроса - справа
Необходимо различать
10. Эластичность спроса.
Для экономического анализа недостаточно
определить направление изменения
спроса, важно измерить степень этого
изменения. Мера реакции изменения
величины спроса в ответ на изменение
факторов, выраженная в процентах, называется
эластичностью спроса.
Различают эластичность ценовую, перекрестную,
по доходу.
Ценовая эластичность спроса характеризует
степень изменения спроса под влиянием
изменения цены и измеряется коэффициентом
эластичности.
Еdр = (DQd / Q) : (DP / P)
DQd – изменение объема спроса, измеряемого
вдоль кривой спроса;
DP – изменение цены товара.
Величина эластичности спроса выражается
отрицательным числом, потому что закон
спроса предполагает, что для любого изменения
в цене изменение объема спроса является
противоположным. Чтобы не работать с
отрицательными числами перед дробью
ставят знак минус.
Графически эластичность может быть обозначена
крутизной наклона касательной к кривой
спроса по отношению к оси цен.
При снижении цены на товар Х у потребителя
появляется свободная сумма денег, распределение
которой можно рассмотреть по кривой спроса.
Если спрос на товар Х неэластичен, то
в целом расходы на приобретение этого
товара уменьшатся. Оставшаяся часть его
выигрыша пойдет на увеличение покупки
товара У, и кривая спроса на последний
сместится вправо. Но если спрос на товар
эластичен, то расходы на его покупку возрастут
и потребителю придется сократить расходы
на покупку товара У, кривая спроса сместится
влево.
Таблица 2 - Зависимость выручки от реализации
от эластичности спроса по цене
|
|
|
| |
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обратите внимание на факторы эластичности:
Проанализируйте данные таблиц с коэффициентами
эластичности в книге Д.Н. Хаймана
“Современная микроэкономика: анализ
и применение”, т. 1, с. 146 и 161.
Особое соотношение цены и спроса возникает
в ситуациях, когда существует прямая
связь между динамикой цены и спроса. Так,
если рассматривается товар низшей категории,
то понижение цены будет сопровождаться
уменьшением спроса. Возникает эффект
Гиффена — это ситуация, когда повышение
цены на данный товар сопровождается увеличением
спроса на него. Подумайте, что является
“товаром Гиффена” для нашей страны.
ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА - степень чувствительности спроса к изменению цены товара. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса. Он определяется как отношение изменения объема спроса (количества приобретаемого товара) к изменению его цены. Выражается в процентах, обозначается буквой Е.
E=% роста или снижения объема спроса/% снижения или роста цены товара
Эластичность спроса характеризует степень зависимости объема покупаемого товара от колебания рыночных цен. Когда снижение цены вызывает такое увеличение покупок товара, что общая выручка возрастает, то говорят об эластичном спросе (эластичность больше единицы). Когда же снижение цены компенсируется объемом продаж, так, что общая выручка остается неизменной, говорят о единичной эластичности (эластичность равна единице).
Наконец, когда снижение цены товара вызывает незначительный рост спроса, а общая выручка уменьшается, следует говорить о неэластичном спросе (эластичность меньше единицы).
Эластичность спроса зависит от многих факторов: 1) наличие товаров-заменителей. Одним из самых неэластичных товаров является соль, т. к. ее нельзя ничем заменить; 2) удельный вес стоимости товара в бюджете потребителя; 3) размеры дохода покупателей. При этом цена может не меняться, изменяется платежеспособность. Чем дороже товар, тем эластичнее спрос на него; 4) качество товара. Чем выше качество, чем менее эластичен спрос; 5) степень необходимости товара. На продукты питания спрос менее эластичен, а на предметы роскоши - более эластичен; 6) размеры запасов товара; 7) потребительские ожидания.
11. Эластичность предложения.
Аналогично понятию «
цене — показатель, отражающий степень
чувствительности предложения к изменению
цены предлагаемого товара.
Рассмотрим следующие три случая, соответствующие графикам S1, S2, S3. Первый случай (предложение представлено линией S1,) — ситуация, когда объем предложения товара остается практически неизменным вне зависимости от изменения цены. В этом случае имеет место неэластичное предложение. Примером рынка, для которого характерно неэластичное предложение, может служить рынок свежей рыбы. Ведь продать ее необходимо в любом случае при любой цене, иначе этот товар просто испортится и его будет вовсе невозможно реализовать. Второй случай (график предложения выглядит как линия S2) — ситуация обратная первой. Здесь незначительное изменение цены товара вызывает значительное изменение объема предложения, т. е. речь идет об эластичном предложении. Третий, промежуточный, случай (линия S3) — изменение цены товара полностью компенсируется изменением объема предложения. Здесь имеет место предложение с единичной эластичностью.
Ценовую эластичность предложения можно оценить количественно, с помощью коэффициента ценовой эластичности предложения. Коэффициент ценовой эластичности предложения ESPрассчитывается так же, как и коэффициент ценовой эластичности спроса EDP, только вместо величин спроса берутся величины предложения:
где Q1 и Q2 — первоначальный и текущий объем предложения; Р1 и Р2 — первоначальная и текущая цена. Обратите внимание, что здесь сразу применена формула центральной точки.
В зависимости от значения коэффициента эластичности предложения выделяют:
• неэластичное предложение (график S1): значительное процентное изменение цены приводит к незначительному процентному изменению объема предложения; коэффициент эластичности предложения меньше 1;
• эластичное предложение (график S2): незначительное процентное изменение цены товара вызывает значительное воздействие на объемы предложения; коэффициент эластичности предложения больше 1;
• предложение с единичной эластичностью (график S3): изменение цены товара, выраженное в процентах, в точности компенсируется аналогичным процентным изменением объема предложения; коэффициент эластичности предложения равен 1;
• абсолютно эластичное предложение (график S4): возможно существование только одной цены, при которой товар будет предлагаться для продажи; коэффициент эластичности стремится к бесконечности. Любое изменение цены приводит либо к полному отказу от производства товара (если цена понижается), либо к неограниченному увеличению предложения (если цена повышается);
Информация о работе История возникновения и развития экономической теории