История экономических учений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 10:29, реферат

Краткое описание

Предметом изучения этой дисциплины является исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей и воззрений, который по мере происходящих изменений в экономике, науке, технике и социальной сфере находит свое отражение в теориях отдельных экономистов, теоретических школах, течениях и направлениях.
История экономических учений является составной частью истории экономической мысли — более широкого понятия, включающего не только теоретические взгляды, но и такие смежные области, как история налогов, денег, финансов, домоводства, форм управления, правовых норм хозяйственной деятельности. Свое начало история экономических учений берет со времен древнего мира, т.е. появления первых государств.

Вложенные файлы: 1 файл

История экономики.doc

— 250.50 Кб (Скачать файл)

• природному предначертанию отвечает преимущественное развитие земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей;

• производительно может выполняться  «наиболее простая работа»;

• степень разделения труда обусловлена, как правило, размерами рынка сбыта;

• всякому товару присущи полезные свойства (потребительная стоимость) и способность обмениваться на другой товар (меновая стоимость);

      • деньги изобретены  людьми для того, чтобы с их  помощью осуществлялось товарное  обращение и накопление богатства, но не ростовщическое обогащение.

 

Платон (428—347 гг. до н.э.). Был величайшим философом древности. Экономические проблемы интересовали его лишь в небольшой степени. Однако некоторые его взгляды на экономические и социальные процессы представляют значительный интерес. Так, возникновение государства он связывал с удовлетворением повседневных интересов людей и с обменом. «Государство возникает из нужд человека: никто не может сам удовлетворят всех своих нужд... Мы берем себе одного помощника для одной цели, другого для другой, и когда все эти сотоварищи и помощники собраны в одном место всю группу обитателей можно назвать государством. Они обмениваются друг с другом с той мыслью, что этот обмен будет им ко благу». Платон, предвосхитивший ряд элементов возникшей впоследствии так называемой коммунистической модели социально-экономического устройства, отстаивал, прежде всего, натурально-хозяйственные отношения рабовладельческого общества, что нашло отражение в характеристике двух проектов идеального государства соответственно в его произведениях «Государство» и «Законы». В первом сочинении речь идет об особо важной, с точки зрения Платона, роли, которую совместно призваны выполнять аристократическое сословие (философы) и сословие воинов (армия) в обеспечении общественных интересов. Эти сословия, олицетворяя аппарат управления идеального государства, не должны, по мысли ученого, обладать собственностью и обременять себя хозяйством, так как их материальное обеспечение (по уравнительному принципу) должно стать общественным. Остальная часть общества отнесена в проекте к обладающему и распоряжающемуся собственностью третьему сословию, названному Платоном чернью (земледельцы, ремесленники, купцы), и к рабам, приравненным к собственности свободных граждан.

Во втором произведении философ  выдвигает обновленную модель идеального государства, развивая и конкретизируя свою аргументацию в части осуждения ростовщичества, обоснования ведущей роли в хозяйстве земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей. Основное внимание при этом вновь уделено аппарату управления обществом, т.е. «гражданам» высших сословий, которые, в частности, будут наделены правом владения и пользования (неполное право собственности) предоставляемым им по жребию государством домом и земельным наделом. Кроме того, проектом оговаривается возможность последующей передачи земли по наследству на тех же условиях одному из детей и требование, чтобы ценность общего имущества граждан не разнилась более чем в 4 раза.

В качестве примера экономических  рассуждений Платона рассмотрим следующий диалог.

— существуют, по-видимому, две причины  упадка ремесел

— Какие?

— Богатство, как я сказал, и  бедность.

— Как действуют эти причины?

— Когда горшечник разбогател, разве он будет работать так старательно, как раньше?

— Конечно, нет.

— Разве он не станет относиться к делу ленивее и беднее?

— Разумеется.

— И разве результатом не будут  худшие горшки?

— Да, он станет худшим горшечником.

— Но, с другой стороны, если у него нет денег, и он не сможет покупать себе нужные инструменты, то он и сам  не сможет работать так хорошо и своих сыновей или подмастерьев не сможет научить работать так хорошо. По-видимому, это одно из первых упоминаний о пользе конкуренции и о необходимости иметь первоначальный капитал для того, чтобы начать собственное дело.

Платон стремился доказать, что большое богатство счастье не совместимы. Богатый человек не может быть вполне хорошим человеком как, по крайней мере, часть его богатства приобретается и расходуется несправедливо.

 

Аристотель (384—322 гг. до н.э.). Человека он считал общественным животным, которое может жить только в обществе и в государстве. Государство, по его мнению, важнее семьи и отдельной личности, подобно тому, как целое важнее части. Созданию государства способствует обмен между отдельными людьми.

Проект идеального государства этого философа изложен в его трудах «Никомахова этика», «Политика» и др. В них он, подобно Ксенофонту и Платону, настаивает на обусловленности деления общества на свободных и рабов и их труда на умственный и физический исключительно «законами природы» и указывает на более важную роль в хозяйстве земледелия, а не ремесла или торговле. Но свою приверженность принципам натурального хозяйства ученый особенно ярко продемонстрировал в выдвинутой им оригинальной концепции об экономике и хрематистике.

     Эта концепция носит как бы классификационный характер. Об этом свидетельствует то, что все виды хозяйства и деятельности людей, от земледелия и скотоводства до ремесленного производства и торговли, он относит к одной из двух сфер — естественной (экономика) и неестественной (хрематистика). Первая из них представлена земледелием, ремеслом и мелкой торговлей и должна поддерживаться государством, так как ее звенья способствуют Удовлетворению насущных жизненных потребностей населения. Вторая же держится на бесчестных крупных торговых, посреднических и ростовщических операциях, проводимых ради достижения беспредельной и корыстной цели, суть которой — искусство наживать состояние, т.е. все большее «обладание деньгами».

В рамках своей концепции Аристотель, идеализируя рабовладельческое государственное устройство, как бы искусственно «упрощает» важнейшие элементы хозяйственной жизни. С позиций этой же концепции он тенденциозно анализирует этапы эволюции форм торговли и денежного обращения. В частности, такие ранние формы торговли, как прямой товарообмен и обмен посредством денег, относятся им к сфере экономики, а движение торгового капитала, т.е. когда товарообмен осуществляется с приращением первоначально авансированных на эти цели денег, — к сфере хрематистики. Аналогично трактует философ и формы денежного обращения, относя функции денег по отображению меры стоимости и средства обращения к сфере экономики, а их применение как средство накопления прибыли, т.е. в качестве ростовщического капитала, - к сфере хрематистики.

В отличие от Платона, Аристотель был безусловным сторонником частной собственности. «Жить вместе и иметь вещи сообща всегда затруднительно, но особенно затруднительно иметь общее имущество, примером тому могут служить люди, отправляющиеся путешествовать вместе: обыкновенно они ссорятся из-за каждой вещи. ...Когда у каждого человека есть свои явно ограниченные интересы, люди не жалуются друг

на друга и достигают лучших результатов в работе, потому что  каждый делает свое собственное дело. Любовь к себе есть чувство, не напрасно вложенное в нас природой, хотя эгоизм справедливо осуждается. Эгоизм это не обыкновенная любовь к себе, а любовь к себе, перешедшая меру, подобно любви скупца к деньгам. Оказать услугу гостю или друзьям тоже есть величайшее удовольствие, но это возможно только тогда, когда человека есть частное имущество. Чрезмерное уравнение всех государством уничтожает эту возможность».

В теории Аристотеля проводится различие между экономикой или производством  для удовлетворения естественных потребностей, и хрематистикой, или производством и обменом для обогащения. Первая им одобряется, а вторая порицается. Аристотель различает потребительную стоимость (пользу) и меновую стоимость. Например, обувью можно пользоваться, чтобы ее носить, или же для обмена. Обмен справедлив, если каждый получает как раз столько, сколько он дает другому.

Предвосхищая последующие споры  между экономистами, Аристотель считает, что обмен уравнивает потребности, а не издержки. Если в продуктах  труда кожевника люди нуждаются больше, чем в продуктах земледельца, то за обувь должно быть дано больше зерна, чем если бы дело обстояло наоборот.

Средством, дающим возможность сравнивать различные потребности, являются деньги. При этом свою роль как меры ценности деньги выполняют только потому, что люди условились принимать их в уплату за товар.

Деньги соизмеряют, и различные  товары и потому являются так же средством обмена. Поэтому их нельзя ссужать. Монета не может рождать  монету, и всякий процент по ссудам несправедлив.

   Важное значение имела теория золотой середины Аристотеля, согласно которой всякая добродетель есть среднее между противоположными пороками. В частности, хотя скупость порицаема, но бережливость (как среднее между мотовством и скупостью) является добродетелью.

      Таким образом,  по рассматриваемой концепции  Аристотеля все, что могло бы  подорвать основы натурально-хозяйственных  отношений (а это, прежде всего  обусловленное разделением труда  движение торгового и денежного капитала), относится к «издержкам» хрематистики. А последние, на его взгляд, обусловлены непониманием того, что «в действительности вещи столь различные не могут стать соизмеримыми», ибо возникшие в результате соглашения между людьми деньги, по мысли философа, представляют собой не более чем «удобный в обиходе» товар и «в нашей власти», чтобы они (деньги) стали «неупотребительными». Поэтому он решительно осуждает использование денег не по истинному назначению, т.е. с целью обеспечения удобств в обиходе «ради меновой торговли», и откровенно признается в том, что ростовщичество у него «с полным основанием вызывает ненависть».

 

      Раннее христианство (I — II вв. н. э.) не создало специальной экономической теории, но оно в явной форме осуждало воровство и богатство: «Скорее верблюд пройдет через игольное ушко, чем богатый в царство небесное» (Евг. от Матфея, 19:24). «Если хочешь быть совершенным, пойди продай имение твое и раздай нищим» (Евг. от Матфея, 19:21). «Давай взаймы, ничего не ожидая взамен» (Евг. от Луки, VI, 35).

       Главный тезис, имеющий отчетливое экономическое (но не только) содержание, такой: «Каждый получит награду по своему труду» (Первое послание Павла к Коринфянам, 3:8). Позже его использовали социалисты.

Экономические учения средневековья

Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен древнего мира, базируются в основном на материалах дошедших до нас литературных источников. Но существенной особенностью идеологии рассматриваемого периода, в том числе в области хозяйственной жизни, является ее сугубо богословский характер. Поданной при «мне средневековым экономическим доктринам присущи многообразные хитросплетения схоластических и софистических суждений, причудливые нормы религиозно-этического и авторитарного свойства, с помощью которых предполагалось не допустить грядущего утверждения рыночных экономических отношений и демократических принципов общественного устройства. Средневековый тип натурально-хозяйственных отношений, или феодализм, зародился, как известно, в III—VIII вв., в ряде государств Востока и V—XI вв. - в странах Европы. И с самою начала вся полнота политической власти и экономического могущества была в них достоянием светских и церковных феодалов, которые как явно, так и неявно осуждали тенденции расширения масштабов товарности экономики и ростовщичества.

В экономической литературе в числе  наиболее значимых представителей средневековой экономической мысли на Востоке, как правило, упоминается видный идеолог арабских государств Ибн-Хальдун, а в Европе - лидер так называемой поздней школы канонизма Фома Аквинский. Об их творческом наследии и последует далее речь.

       Ибн-Хальдун  (1332-1406). Его жизнь и творчество связаны с арабскими странами на севере Африки, где в духе, как принято говорить, азиатского способа производства государство традиционно сохраняло за собой право владения и распоряжения значительными земельными угодьями, сбора для нужд казны обременительных налогов с доходов населения. Причем с тех пор, как в начале VII в. на землю снизошли «откровения Бога» и услышавший их мекканский купец Мухаммед — первый проповедник Корана возвестил мусульманский мир о новой (исламской) религиозной идеологии, ослабить «всесилие» антирыночных постулатов, казалось, ничто более не смогло бы.

Веру в незыблемость сословной  дифференциации общества, т.е. в то, что «Аллах дал преимущество одним  людям перед другими», а также  в богоугодность бартерной, но существу торговли, на всех этапах эволюции общества от «примитивности» к «цивилизации»  попытался укрепить в душах всех правоверных и Ибн-Хальдун, выдвинув с этой целью концепцию некой «социальной физики». Вместе с тем последняя не лишена отдельных поучительных идеи и историко-экономических обобщений, таких, например, как необходимость возвышенного отношения к труду, порицание скупости, жадности и расточительства, понимание объективного характера прогрессивных структурных изменений в сферах экономики, благодаря которым к давним хозяйственным заботам людей в земледелии и скотоводстве прибавились сравнительно новые занятия и ремесленном производстве и торговле.

      Переход к цивилизации  и соответственно избыточному  производству материальных благ позволит, но мнению Ибн-Хальдуна, многократно приумножить национальное богатство, и со временем каждый человек сможет обрести больший достаток вплоть до предметов роскоши, но при этом никогда не наступит всеобщее социальное и имущественное равенство и не исчезнет деление общества на «слои» (сословия) по имущественному признаку и принципу «предводительства».

Развивая тезис о проблеме достатка и недостатка в обществе материальных благ, мыслитель указывает на ее обусловленность, прежде всего размерами  городов, точнее, степенью их заселенности и делает следующие выводы:

• с ростом города растет достаток в «необходимом» и «лишенном необходимости», приводя к снижению цен на первое и росту цен на второе и свидетельствуя одновременно о процветании города;

• малочисленность населения города является причиной дефицита и дороговизны всех необходимых его населению материальных благ;

      • расцвет города (как и общества в целом)  реален в условиях снижающихся  размеров налогов, включая пошлины  и поборы правителей на городских рынках.

     Наконец, деньги Ибн-Хальдун  считает важнейшим элемент хозяйственной  жизни, настаивая на том, чтобы их роль выполняли полноценные монеты из созданных богом двух металлов — золота и серебра. По его мысли, деньги отображают количественное содержание человеческого труда «во всем приобретаемом», ценность «всякого движимого имущества», и в них «основа приобретения, накопления и сокровища». Он совершенно нетенденциозен при характеристике «стоимости труда», т.е. заработной платы, утверждая, что ее размер зависит, во-первых, «от количества труда человека», во-вторых, «его места среди других трудов» и, в-третьих, от «потребности людей в нем».

Информация о работе История экономических учений