Классификация предприятий по размерам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 15:57, контрольная работа

Краткое описание

По уровню концентрации и централизации производства и капитала предприятия делят на малые (мелкие), средние и большие (крупные).
Термин "концентрация" означает сосредоточение, накопление, насыщенность, объединение.
Концентрация производства — процесс все большего сосредоточения производства на крупных предприятиях.
Выбор типа предприятия в значительной мере зависит от отрасли, избранной для осуществления предпринимательской деятельности.
Масштабы предпринимательской деятельности определяются научно-технической и производственной специализацией, кооперацией, интенсивностью интеграционных процессов.

Вложенные файлы: 1 файл

экономика организации.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

1. Классификация предприятий по размерам

 

По уровню концентрации и централизации производства и капитала предприятия делят на малые (мелкие), средние и большие (крупные).

Термин "концентрация" означает сосредоточение, накопление, насыщенность, объединение.

Концентрация производства — процесс все большего сосредоточения производства на крупных предприятиях.

Выбор типа предприятия в значительной мере зависит от отрасли, избранной для осуществления предпринимательской деятельности.

Масштабы предпринимательской деятельности определяются научно-технической и производственной специализацией, кооперацией, интенсивностью интеграционных процессов.

Классификация предприятий по указанным выше критериям имеет важное значение для выбора организационно-правовой формы.

Главной организационной формой для крупного предприятия является акционерное общество (АО).

Преимущества крупного производства в сравнении с мелкими:

— технические и технологические преимущества, обусловленные значительно лучшими условиями для использования достижений НТП;

— экономия от масштаба производства, комбинирования и занятости;

— сравнительно высокая устойчивость и стабильность (даже в условиях тяжелого финансового положения крупные предприятия, как правило, не ликвидируются, а только меняют собственника и структуру управления;

— большие возможности использования кредита;

— преимущества в сфере обращения (закупка ресурсов оптом стоит дешевле), издержки по транспортировке, хранению и реализации больших партий товаров ниже в расчете на единицу продукции.

Средние предприятия занимают промежуточное положение между малыми и крупными. Их значительно меньше, нежели мелких, но больше, чем крупных. Они Специализируются на обслуживании тех сегментов рынка, которые не выгодны или в силу определенных причин не заняты крупными или мелкими предприятиями. Их ассортимент не очень многообразен, но устойчив, в связи с тем, что специализированные рынки в меньшей степени зависят от конъюнктурных колебаний экономики.

Двойственная роль средних предприятий:

— создают конкурентную среду для крупных предприятий;

— являются промежуточной ступенькой к монополизации;

— наибольшее количество именно средних предприятий попадает под процесс поглощений;

— средние предприятия стремятся занять монопольное (олигополистическое) положение в определенных сегментах рынка.

Малые предприятия законодательно чаще всего определяются численностью занятых на них работников с учетом специфики сфер, отраслей и видов экономической деятельности.

В Украине действующее законодательство к малым относит предприятия, число занятых на которых не превышает:

— в промышленности и строительстве — 200 человек;

— в других отраслях производственной сферы — 50;

— в науке и научном обслуживании — 100;

— в отраслях непроизводственной сферы — 25;

— в розничной торговле — 15 человек.

В странах с развитой рыночной экономикой удельный вес занятых в среднем и мелком предпринимательстве составляет 50—70 %, а их доля в ВВП — 50—60 %. Малых предприятий там очень много. Именно на основе малых предприятий возникли средние и крупные.

В современной экономике Украины мелкое предпринимательство не приобрело значения, свойственного рыночным системам, формировавшимся эволюционно. Развитие его в Украине требует государственного содействия и поддержки.

Черты мелких предприятий:

— большое количество;

— гибкость (способность быстро реагировать на конъюнктурные изменения в экономике);

— неустойчивость (в США ежегодно становятся банкротами три из пяти вновь созданных фирм).

Функции малых предприятий:

— оперативно реагируют на изменение экономической конъюнктуры;

— корректируют состав экономики в соответствии с изменениями в структуре вкусов, потребностей, предпочтений ит. п.;

— расширяют рамки экономической свободы, руководствуясь в своей деятельности экономической целесообразностью, а не решениями управленческих органов (государственных или кооперативных);

— обеспечивают развитие конкуренции;

— способствуют ослаблению монополизма;

— создают дополнительные рабочие места;

— насыщают рынок экономическими благами при отсутствии значительного стартового капитала;

— быстро возмещают затраты и восстанавливают (воспроизводят) способность вновь инвестировать;

— являются основой для формирования среднего класса;

— активны в инновационной деятельности.

 

2.Собственный капитал (элементы)

 

Финансовую основу предприятия представляет сформированный им собственный капитал.  
Под собственным капиталом понимается общая сумма средств, принадлежащих предприятию на правах собственности и используемых им для формирования активов. Стоимость активов, сформированных за счет инвестированного в них собственного капитала, представляет собой «чистые активы предприятия».  
       Общая сумма собственного капитала предприятия отражается итогом первого раздела «пассива» отчетного баланса. Структура статей этого раздела позволяет четко идентифицировать первоначально инвестированную ее часть, то есть сумму средств, вложенных собственниками предприятия в процессе его создания и накопленную его часть в процессе осуществления эффективной хозяйственной деятельности.  
Основу первой части собственного капитала предприятия составляет уставной капитал – зафиксированная в учредительных документах общая стоимость активов, являющаяся взносом собственников (участников) в капитал предприятия. Необходимо также отметить и то обстоятельство, что предприятия, для которых не предусмотрена фиксированная стоимость уставного капитала, отражают по данной позиции сумму фактического взноса собственников в его уставной фонд.  
Вторую часть собственного капитала представляют дополнительно вложенный капитал, резервный капитал, нераспределенная его прибыль и иные виды собственного капитала.  
        Формирование собственного капитала предприятия подчинено двум основным целям:  
1. Формированию за счет собственного капитала необходимо объема внеоборотных активов.  
        Сумма собственного капитала предприятия, авансированная в самые разнообразные виды его внеоборотных активов (основные средства; нематериальные активы; незавершенное строительство; долгосрочные финансовые инвестиции), характеризуется термином собственный основной капитал.  
       Сумма собственного основного капитала рассчитывается по следующей формуле:  
,                                                                 (1) 
где СКос – сумма собственного основного капитала, сформированного предприятием;  
ВА – общая сумма внеоборотных активов предприятия;  
ДЭКв – сумма долгосрочного заемного капитала, используемого для финансирования внеоборотных активов предприятия.  
        2. Формированию за счет собственного капитала определенного объема оборотных активов.  
          Сумма собственного капитала, авансированная в разнообразные виды его оборотных активов (запасы сырья, материалов, полуфабрикатов; объем незавершенного производства; запасы готовой продукции; текущую дебиторскую задолженность; денежные активы), характеризуется термином собственный оборотный капитал.  
         Сумму собственного оборотного капитала предприятия рассчитывается по следующей формуле:  
,                                                                  (2)  
СКоб – сумма собственного оборотного капитала, сформированного предприятием;  
ОА – общая сумма оборотный активов предприятия;  
ДЭКо - сумма долгосрочного заемного капитала, используемого для финансирования оборотный активов предприятия;  
КЭК – сумма краткосрочного заемного капитала, привлеченного предприятием.  

3. Производственный процесс

 

Производственный процесс – это процесс изготовления определенного вида продукции или выполнения какой-либо работы, необходимой для решения производственных задач, стоящих перед предприятием.

В любом производственном процессе используются:

- рабочая сила соответствующей  классификации;

- специальные средства труда (машины и оборудования);

- предметы труда (сырье, материалы  и т. п.);

- особая технология производства.

В основе производственного процесса лежит труд как целесообразная деятельность человека.

Производственные процессы классифицируются по ряду признаков:

1. По значению в производственной  деятельности различают основные  и вспомогательные производственные  процессы.

В результате выполнения основных производственных процессов получается продукция или решаются иные производственные задачи, являющиеся целевыми для организации (предприятия).

Вспомогательные производственные процессы выполняют задачи по созданию нормальных условий для осуществления основных производственных процессов (ремонт, выработка электроэнергии, сжатого воздуха и т. п.)

Основные и вспомогательные процессы состоят из производственных операций.

Производственная операция – это часть процесса, характеризующаяся несменяемостью орудий труда, предметов труда и рабочего места.

Производственные операции в свою очередь подразделяются на приемы.

Прием – это определенное, вполне законченное действие исполнителя, направленное на включение в трудовой процесс или выключение из него какого-либо фактора (инструмента, предмета труда, энергии и т. п.)

Приемы расчленяются на действия (взять, переместить и т. д.) и движения (протянуть руку, отнять руку, наклониться и т. п.)

2. В зависимости от участия  в них рабочих различают производственные  процессы:

- ручные, когда все операции  выполняются вручную;

- машинно-ручные, когда часть операций  выполняются с помощью машин и механизмов, а часть – вручную;

- машинные, когда все операции  выполняются с помощью машин  и механизмов;

- автоматизированные, когда все  операции выполняются с помощью  автоматизированного оборудования.

3  В зависимости от протекания во времени различают производственные процессы: прерывные и непрерывные.

Прерывные производственные процессы – когда работа в определенное время может приостанавливаться без каких-либо потерь. К ним относятся основные процессы, связанные с изменением формы, размеров и пространственного расположения предметов труда (обработка, сборка, формовка, измельчение, смешивание). К прерывным процессам относятся также вспомогательные производственные процессы.

Непрерывный производственный процесс – когда каждая следующая операция начинается сразу же по окончании предыдущей, без перерыва во времени.

 

  1. Мотивация производительности труда.

 

Ключом к эффективному управлению персоналом могут стать знания о том, что движет человеком в его трудовой деятельности. Человек - заложник своих потребностей, мотивов, ценностей. Мотивация труда - это стремление работника удовлетворить свои потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности. В понятие мотива труда входят: потребность, которую хочет удовлетворить работник; благо, способное удовлетворить эту потребность; трудовое действие, необходимое для получения блага; цена - издержки материального и морального характера, связанные с осуществлением трудового действия. Мотивы труда формируются, если:

- в распоряжении предприятия имеется необходимый набор благ, соответствующий социально обусловленным потребностям человека;

- для получения этих благ  необходимы трудовые усилия работника;

- трудовая деятельность позволяет  работнику получить эти блага  с меньшими материальными и моральными издержками, чем другие виды деятельности.

Мотивы труда можно различать: по потребностям, которые человек стремится удовлетворить посредством трудовой деятельности; по тем благам, которые требуются человеку для удовлетворения своих потребностей; по той цене, которую работник готов заплатить за получение искомых благ. Общее у них только то, что удовлетворение потребностей, получение желаемых благ обязательно связаны с трудовой деятельностью.

Можно выделить несколько групп мотивов труда, образующих в совокупности единую систему. Это - мотивы содержательности труда, его общественной полезности, статусные мотивы, связанные с общественным признанием плодотворности трудовой деятельности, мотивы получения материальных благ, а также мотивы, ориентированные на определенную интенсивность работы. Наиболее общими формами мотивирования работников выделяют:

1. Материальное стимулирование:

- заработная плата, включающая  основную (сдельную, повременную, окладную) плату и дополнительную (премии, надбавки за профмастерство, за тяжелые условия труда, совместительство, за работу в ночное время и т.д.);

- бонусы - разовые выплаты из  прибыли организации (вознаграждение, премия, годовой, полугодовой, новогодний  бонусы, связанные, со стажем работы  и размером получаемой зарплаты, за заслуги, выслугу лет, целевой);

- участие в акционерном капитале - покупка акций организации (в  т.ч. по льготным ценам) и получение  дивидендов, безвозмездное получение  акций;

- участие в прибылях , формирование  поощрительного фонда;

- планы дополнительных выплат - связаны чаще всего с работниками сбытовых организаций (структурных подразделений) и стимулируют поиск новых рынков сбыта, путей максимизации сбыта. К ним относят подарки от организации, субсидирование деловых расходов, покрытие личных расходов, косвенно связанных с работой (деловых командировок и т.п).

- Оплата транспортных расходов  или обслуживание собственным  транспортом - выделение средств  на оплату транспортных расходов; на приобретение транспорта. Предоставление  транспорта: с полным обслуживанием (с водителем); с частичным обслуживанием лицам, связанным с частыми разъездами, руководящему персоналу;

- стипендиальные программы - выделение  средств на покрытие расходов  на образование на стороне;

- программы обучения - покрытие расходов на организацию обучения, переподготовку, повышение квалификации

2. Условно-материальное стимулирование:

- сберегательные фонды - организация  таких фондов для работников  организации с выплатой процента  не ниже установленного в Сбербанке  РФ. Льготные режимы накопления средств.

- организация питания - выделение  средств на организацию питания  на предприятии, на выплату субсидий  на питание.

- продажа товаров, выпускаемых  организацией или получаемых  по бартеру.

- программы медицинского обслуживания - организация медицинского обслуживания или заключение договоров с медицинскими учреждениями, выделение средств на эти цели.

- программы жилищного строительства - выделение средств на собственное  строительство жилья или на  паевых условиях.

- программы воспитания и обучения детей - выделение средств на организацию дошкольного и школьного (в колледже) воспитания детей, внуков сотрудников организации; привилегированные стипендии.

- гибкие социальные выплаты - организации  устанавливают определенную сумму  на приобретение необходимых льгот и услуг. Работник, в пределах установленных сумм, имеет право самостоятельного выбора льгот и услуг.

Информация о работе Классификация предприятий по размерам