Классификация рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 20:09, контрольная работа

Краткое описание

Выбор рынка основан на различных аспектах его структурирования. В маркетинге классификация товарных рынков осуществляется с использованием широкого круга признаков. Отметим лишь наиболее важные из них, имеющие первостепенное значение для целей практического использования.

Вложенные файлы: 1 файл

экономика отрасли готовая.doc

— 335.00 Кб (Скачать файл)

1   Классификация рынков

 

Выбор рынка основан на различных аспектах его структурирования. В маркетинге классификация товарных рынков осуществляется с использованием широкого круга признаков. Отметим лишь наиболее важные из них, имеющие первостепенное значение для целей практического использования.

В зависимости от соотношения спроса и предложения различают рынок продавца и рынок покупателя.

Рынок продавца возникает, когда спрос значительно превосходит предложение. При этом для продавца сбыт не представляет особых трудностей. В условиях избыточного спроса (дефицита) товары все равно будут реализованы. Ему нецелесообразно заниматься какими-либо маркетинговыми мероприятиями, так как это будет означать лишь дополнительные затраты.

Совершенно другая ситуация на рынке покупателя. Он возможен, если предложение превышает спрос. В данном случае свои условия диктует уже не продавец, а покупатель.

Для рынка покупателя характерна конкуренция. Это заставляет продавца предпринимать значительные усилия для реализации своих товаров. На рынке покупателя необходимость изучения спроса и поведения потребителей приобретает первостепенное значение.

С точки зрения пространственных характеристик (территориального охвата) выделяют рынки:

  • местный (локальный)
  • региональный (внутри страны)
  • национальный
  • региональный по группе стран (например, Северной Америки, Латинской Америки, Западной Европы, стран СНГ, Балтии и т д.)
  • мировой

Проблема территориального охвата рынка решается предприятием в зависимости от его финансового состояния и особенностей предлагаемого товара. Большое значение имеет также наличие соответствующей инфраструктуры. Переход с одного уровня рынка на другой является формой диверсификации и обычно осуществляется в условиях жесткой конкурентной борьбы.

Рынки различаются по характеру конечного использования товара. По этому признаку выделяют:

  • рынок потребительских товаров
  • рынок товаров производственного назначения
  • рынок услуг

Все они далее могут классифицироваться по ряду признаков. Так, рынок потребительских товаров дифференцируется по их конкретным типам (например, продовольственных и непродовольственных), товарным группам (например, обуви, одежды, электробытовых товаров и др.), товарным подгруппам (например, рынок кожаной, резиновой, валяной обуви) и т.д.

Специфика рынка потребительских товаров обусловлена тем, что они ориентированы на множество индивидуальных потребителей. Поэтому маркетинговые исследования направлены на изучение их поведения, вкусов, запросов и предпочтений.

Характерной особенностью товаров производственного назначения (сырье, полуфабрикаты, оборудование и т.д.) является их тесная связь с производственным процессом. Спрос на них целевой (или вторичный), который возникает как следствие спроса на потребительские товары и подчиняется фактору экономической целесообразности.

Количество потребителей товаров производственного назначения ограничено. Они, как правило, совершают крупные закупки, нередко влияя на производство продукции (адаптируя ее к своим запросам), процедуру доставки, комплекс дополнительных услуг. Поэтому особое значение в маркетинговых исследованиях подобных рынков придается изучению взаимосвязей потенциальных покупателей и производителей товаров.

Рынок услуг является одним из самых перспективных и охватывает широкий спектр видов деятельности (транспорт, туризм, страхование, кредитование, образование и т. д). Общее, что объединяет различные виды трудовой деятельности по оказанию услуг — это производство таких потребительных стоимостей, которые преимущественно не приобретают овеществленной формы.

В зависимости от потребностей определяющих спрос на соответствующие товары, рынки могут быть розничными и оптовыми.

Розничный (потребительский) рынок представляет собой рынок покупателей, приобретающих товары для личного (семейного, домашнего) использования. Он неоднороден: здесь действуют различные по доходам, уровню потребления, социальному положению, возрасту, национальности, культурным обычаям и т.п. группы населения.

Соответственно у каждой из этих групп свои запросы, требования к товарам (их качеству, цене и т.п.). реакция на появление определенного товара, рекламу. Поэтому предприятие должно определить целесообразность работы с каждой группой потребителей рынка, которую оно собирается обслуживать.

Оптовый рынок (рынок предприятии) — это рынок организаций, приобретающих товары для их дальнейшего использования в процессе производства, перепродажи или перераспределения. Он характеризуется сравнительно небольшим числом действующих субьектов, преобладанием крупных закупок и значительной ориентацией на потребительский рынок.

Принципиально важное значение имеет классификация рынков с точки зрения организационной структуры. Она определяется различными условиями торговли и характером взаимоотношений между продавцами и покупателями, что обусловливает деление рынков на закрытые и открытые.

Закрытый рынок — это рынок, на котором продавцы и покупатели связаны некоммерческими отношениями, юридической и административной зависимостью, финансовым контролем, соглашениями о специализации и кооперировании, договорными от ношениями (например, торгово-экономическими, кредитными договорами), не имеющими ярко выраженного коммерческого характера. На таком рынке преобладают различные меры и формы регулирования, держатся относительно устойчивые цены.

Открытый рынок — сфера обычной коммерческой деятельности, где круг независимых продавцов и покупателей неограничен. Отсутствие некоммерческих связей между продавцами и покупателями предопределяет относительную независимость отношений между ними. Обычно заключаются краткосрочные коммерческие сделки. Для открытого рынка характерны частые и резкие колебания цен.

Для организации маркетинговой деятельности важна классификация рынков по их качественной структуре, которая основана на стратификации покупателей.

Для более четкого и наглядного представления о ней обратимся к рисунку.

Рис. Качественная структура рынка: а — весь рынок: б — потенциальный рынок

Потенциальный рынок составляет здесь 10% населения (страны, региона, города и т.п.). В его состав входят покупатели, которые проявляют интерес к приобретению товара. Между тем одного лишь желания недостаточно, необходимо располагать средствами для покупки. Платежеспособные покупатели должны иметь доступ к товарам, которые удовлетворяют их потребности.

Если перечисленные условия выполняются, есть основания говорить о действительном рынке. Из числа его покупателей следует исключить тех, которые по тем или иным причинам (законодательные ограничения, состояние здоровья и т.д.) не реализуют свою заинтересованность на квалифицированном рынке. Последний в нашем примере составляет20% потенциального рынка или 50% действительного.

Обслуживаемый рынок предприятия составляют 10% покупателей потенциальною рынка, которые имеют возможность делать выбор из всего многообразия товаров, предлагаемых в том чи де и конкурентами.

Освоенный рынок образуют покупатели, отдающие предпочтение товарам данною предприятия. В нашем примере они составляют лишь 5% потенциичыюго рынка и 50% обслуживаемого.

Подобная классификация полезна для планирования маркетинга. Если предприятие не удовлетворено размерами продаж, оно рассматривает перспективы и выбирает инструменты расширения рынка, прежде всего за счет обслуживаемой его части.

С точки зрения особенностей и содержания маркетинговой деятельности выделяют следующие рынки:

  • целевой, т.е. рынок, па который направлена маркетинговая деятельность предприятия исходя из поставленных перед ним целей
  • бесплодный, т.е. не имеющий перспектив для peaлизации определенных товаров
  • основной, т.е. рынок, где реализуется основная часть товаров предприятия
  • дополнительный, на котором обеспечивается продажа некоторого объема товара
  • растущий. т.е. имеющий реальные возможности для увеличения объемов продаж
  • прослоенный, отличающийся нестабильностью коммерческих операций

Таким образом, проведение классификации по определенным признакам позволяет углубить маркетинговые исследования конкретного товарного рынка, чтобы определить условия, при которых обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса на товары и создаются предпосылки для их эффективного сбыта. В соответствии с этим первоочередной задачей изучения рынка является оценка его конъюнктуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2   Показатели производственной программы хлебоприемных пунктов.

 

Настоящий Закон Республики Казахстан от 19.01.2001 N 143-II 
"О зерне"регулирует отношения, возникающие в процессе производства, хранения и реализации зерна в Республике Казахстан.

Хлебоприемное предприятие - юридическое лицо, имеющее на праве собственности зернохранилище (элеватор, хлебоприемный пункт), на котором осуществляется хранение зерна;

Хлебоприемное предприятие обязано:

1) соблюдать порядок хранения  зерна, а также мероприятия, обеспечивающие  их количественную и качественную  сохранность согласно нормативному  правовому акту, утвержденному в  установленном порядке;

2) в необходимых случаях обеспечить  в установленном порядке отбор проб зерна его владельцам;

3) по первому требованию держателя  зерновой расписки в обмен  на зерновую расписку отпустить  в полном объеме хранящееся  зерно в соответствии с условиями  договора, за исключением случаев, предусмотренных статьями 31 и 40 настоящего Закона, а также отсутствия задолженности за хранение зерна, обеспеченного зерновой распиской.

Статья 15. Возмещение расходов хлебоприемного предприятия по хранению зерна

1. Возмещение расходов хлебоприемного  предприятия по хранению зерна  осуществляется в соответствии  с договором.

2. Хлебоприемное предприятие имеет  право:

1) покрытия затрат по хранению деньгами либо путем удержания соответствующего количества хранимого зерна с согласия держателя зерновой расписки с последующей свободной его реализацией на зерновом рынке;

2) на возмещение предусмотренных  договором или установленных  законодательными актами расходов по иным операциям в интересах держателя зерновой расписки.

Статья 16. Система и фонд (фонды) гарантирования исполнения обязательств по зерновым распискам

1. Участниками системы гарантирования  исполнения обязательств по зерновым  распискам могут быть только хлебоприемные предприятия на основании договоров с фондом (фондами) гарантирования исполнения обязательств по зерновым распискам.

Хлебоприемные предприятия, не участвующие в системе гарантирования исполнения обязательств по зерновым распискам, обязаны страховать свою гражданско - правовую ответственность по договору перед держателями зерновых расписок и ее частей в соответствии с правилами добровольного страхования.

2. Фонд гарантирования исполнения  обязательств по зерновым распискам несет субсидиарную ответственность по обязательствам участников системы гарантирования исполнения обязательств по зерновым распискам.

3. Требования к созданию, функционированию  и ликвидации фондов гарантирования  исполнения обязательств по зерновым  распискам, условия участия хлебоприемных предприятий в системе гарантирования исполнения обязательств по зерновым распискам, порядок получения гарантий фонда (фондов) гарантирования исполнения обязательств по зерновым распискам, порядок погашения обязательств по зерновым распискам фондом (фондами) гарантирования исполнения обязательств по зерновым распискам, а также форма и порядок участия государства в таких фондах определяются Правительством Республики Казахстан.

4. Хлебоприемные предприятия - участники  системы гарантирования исполнения обязательств по зерновым распискам могут страховать (взаимно страховать) свое имущество и иные имущественные интересы в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

5. Удовлетворение требований держателей  зерновых расписок хлебоприемного предприятия - участника системы гарантирования исполнения обязательств по зерновым распискам, на котором в соответствии с настоящим Законом введено временное управление, производится фондом гарантирования исполнения обязательств по зерновым распискам в первоочередном порядке в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Информация о работе Классификация рынков