Классификация систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 22:11, контрольная работа

Краткое описание

Сам термин "экономическая система" применяется на разных уровнях. Экономической системой можно считать и самые простые образования, например, отдельные домашние хозяйства или хозяйствующие субъекты, однако наиболее часто этот термин применяется в рамках макроэкономического подхода, когда рассматриваются закономерности функционирования национального хозяйства в целом.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава I. Структура экономической системы………………………………………5
1.1. Социально – экономические отношения……………………………………...5
1.2. Организационно-правовые формы хозяйственной деятельности…………...8
1.3. Хозяйственный механизм………………………………………………………9

Глава II. Современные типы экономических систем……………………………11
2.1. Традиционная система………………………………………………………...11
2.2. Рыночная экономика…………………………………………………...……...13
2.3. Командно-административная система…………………………...…………..14
2.4. Смешанная экономика……………………………...…………………………17

Заключение ……………………………………………...………………………….23

Список использованных источников………………………………………...……25

Вложенные файлы: 1 файл

Классификация систем.docx

— 49.19 Кб (Скачать файл)

В разных странах и регионах складываются различные модели смешанной экономики, отличающиеся друг от друга своими «национальными коэффициентами смешения»  и зависящие от особенностей многих факторов: уровня и характера материально-технической  базы, исторических и геополитических  условий формирования общественного  устройства, национальных и социокультурных  особенностей страны, влияния тех или иных социально-политических сил и т.п.

Американская  модель — это либеральная рыночно-капиталистическая  модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно-конкурентного механизма, капиталистических мотиваций, высокий уровень социальной дифференциации.

Германская  модель — это модель социального  рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики. В германской экономической модели государство не устанавливает экономические цели - это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, - а создаст надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой. Важнейшая задача государства - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Трактовка государства как источника и защитника правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий не выходит за пределы западной экономической традиции. Но понимание государства в германской модели и, в целом, в концепции социальной рыночной экономики отличается от понимания государства в других рыночных моделях представлением о более активном вмешательстве государства в экономику.

Японская  модель — это модель регулируемого  корпоративного капитализма, в которой  благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного начала.

Шведская  модель - это социал-демократическая  модель, которая отводит государству  место верховной социально-экономической  силы. Демократически избранной государственной власти делегируются огромные полномочия по регулированию социально-экономической жизни. Однако нельзя не признать, что концептуальные различия между социальной рыночной экономикой и «скандинавским социализмом» на практике стираются.

Таким образом, основные развитые страны взяли курс на построение смешанной системы  хозяйства.

Политико-экономическая  концепция социально-рыночного хозяйства  направлена на синтез гарантированной  правовым государством свободы, экономической  свободы (которая из-за неделимости  свободы рассматривается как  необходимая составляющая свободного порядка вообще) и идеалами социального государства, связанными с социальной защищенностью и социальной справедливостью. Это сочетание целей - свободы и справедливости - отражается в понятии «социальное рыночное хозяйство». Рыночное хозяйство олицетворяет хозяйственную свободу. Оно заключается в свободе потребителей покупать по своему выбору изделия (свобода потребления), в свободе производства и торговли, свободе соревнования.

Расширение  функций государства в современном  обществе при сохранении рыночных свобод, институтов и механизмов в решающей степени обусловлено возросшей сложностью социально-экономического процесса. Многие фундаментальные проблемы сегодняшнего общества не могут быть эффективно решены при помощи только рыночных механизмов. Это прежде всего укрепление социальной сферы, которая стала одним из важнейших источников экономического роста. Так, уровень образования, квалификация рабочей силы и состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста, что подтверждено эконометрическими расчетами. Огромное влияние на качество рабочей силы, на экономическое развитие в целом оказывают здравоохранение, социальное обеспечение и состояние окружающей среды. Рынок сам по себе не может создать мощной социальной сферы, хотя рыночным механизмам, особенно конкуренции, может быть присуща сильная социальная направленность.

Социально-ориентированная  рыночная экономика нацелена на выполнение как экономических, так и неэкономических  целей, которые в общем виде можно  сформулировать так:

-  обеспечение экономического роста и экономической стабильности;

-  социальная обеспеченность и социальная справедливость;

-  содействие конкуренции;

-  обеспечение политической стабильности.

Планирование  выступает средством приспособления к требованиям рынка. Например, на основе маркетинговых исследований отдельных фирм решается вопрос об объемах и структуре производимой продукции, делается прогнозирование  общественных потребностей, что позволяет  заблаговременно сокращать выпуск устаревших товаров и производить  нововведения. Общенациональные программы  так же оказывают существенное влияние  на объем и структуру производимых товаров и услуг, обеспечивая  их большее соответствие изменяющимся общественным потребностям.

В то же время перераспределение ресурсов на развитие новейших отраслей происходит за счет бюджетных ассигнований, государственных  общенациональных и межгосударственных программ, проведения НИОКР в приоритетных направлениях НТР.

Наконец, задача распределения созданного валового национального продукта решается не только на основе традиционно сложившихся  форм, но и дополняется выделением все больших ресурсов как крупными компаниями, так и государством для  вложений в развитие «человеческого фактора»: финансирование систем образования, в том числе переподготовки работников различной квалификации, совершенствование  медицинского обслуживания населения, социальные нужды, на которые в странах  с развитой рыночной экономикой в  настоящее время направляется не менее 30-40% государственного бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Многообразие  различных компонентов экономических  систем имеет решающее значение при  их сравнении. Национальные экономические  системы могут иметь различные  компоненты, а при типизации экономических  систем данная характеристика так же  имеет решающее значение. Например, при плановой экономике просто не было необходимости в валютной системе  или сети коммерческих банков, что  является  одним из основных признаков  при классификации экономических  систем.

Вторым  атрибутом является структура системы. От совместимости входящих в неё  элементов зависит ее устойчивость, эффективное функционирование и  развитие. Разрушение второстепенных элементов системы приводит к  ее преобразованию, а основных –  к разрушению.

Следующий  признак связан с тем, что система  функционирует во внешней по отношению  к ней среде, с которой связана  множеством коммуникации. Целевая направленность системе передается из системы более  высокого порядка. По отношению к  экономической системе это означает, что данное общество ставит перед  ней определенные цели и в зависимости  от этого оценивает данную систему  посредством определенного набора показателей.

И, наконец, без должного управления система  не будет целенаправленно развиваться. Неважно, объективны или субъективны  управленческие решения, сама системность  предполагает наличие этого атрибута.

При сознательной трансформации экономической системы  главным условием недопущения окончательного ее распада является «плавное» изъятие  «лишних» элементов и введение новых; чтобы дать возможность им адаптироваться в новой среде и избежать несовместимости  элементов в данной конкретной экономической  системе.

В нашей  стране сейчас практически все институты  действуют в соответствии с рыночной экономикой.

В деле признания  нашей экономики рыночной все  так не просто. По словам Стивена  Мурбергера из КСИИ, существует серьезная  оппозиция такому решению со стороны  стального лобби США, профсоюзов и других организаций, не желающих допускать  Россию на свои рынки. Кроме того, президент  Союза немецкой экономики в России, объединяющего более 2 тыс. компаний из Германии, Андреа фон Кнооп считает, что в западной прессе слишком  много устаревших клише, касающихся ситуации в России. Как пояснил  Эндрю Соммерс, «В Америке думают, что Россия – это мафия, преступность и опасность. Там ничего не знают  о ее экономике. Но ситуация постепенно меняется. Сейчас ко мне обращаются серьезные компании с вопросами  об инвестициях».

Все больше и больше стран признают Россию как  страну с рыночной экономикой и, вполне возможно, к концу года нас официально признают страной с действующей  по всем законам новой экономической  системой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

    1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. 2-е изд. М.: Проспект, 2008. 535 с.
    2. Вэльш Т., Крюссельберг Х., Майер В. Анализ экономических систем. Основные понятия теории хозяйственного порядка и политической экономики. М.: Экономика, 2006.   352 c.
    3. Герасимов Н.В. Экономическая система: генезис, структура, развитие.   Мн.: Высшая школа”, 2009. 344 с.
    4. Курс экономической теории / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Киров: Экономика, 2009. 832 с.
    5. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблема и политика. 16-е изд. в 2-х т. М.: Инфра-М”, 2008 982 с.
    6. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: Инфра-М, 2007. 494 с.
    7. Экономика. Учебник. 4 изд. / Под ред. Булатова А.С. M.: Экономистъ, 2009. 831 с.

Информация о работе Классификация систем