Коммерческие риски

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 17:24, контрольная работа

Краткое описание

В общем случае под риском понимают возможность наступления некоторого неблагоприятного события, влекущего за собой различного рода потери (например, получение физической травмы, потеря имущества, получение доходов ниже ожидаемого уровня и т.д.).
В предпринимательской деятельности под "риском" принято понимать вероятность (угрозу) потери предприятием части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате осуществления определенной производственной и финансовой деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

к.р. комерческое дело.docx

— 38.79 Кб (Скачать файл)

Из оставшихся предпочтительным для банка является заемщик 1-го класса, риск платежей по ссудам которого невелик и не требует применения жестких условий кредитования, гарантий, страхования залогового права. Однако могут воздействовать внешние факторы, связанные с коммерческим, политическим и геофизическим рисками, например неустойчивостью валютных курсов, инфляцией, неплатежеспособностью его покупателя или заемщика, отказом от платежа или принятия товара покупателем, неоплатой долга покупателем в установленный срок, изменением цены сырья, материалов, полуфабрикатов после заключения договора, ошибками в документах или оплате, злоупотреблениями или хищениями, углублением экономического кризиса в стране, стихийными бедствиями и т.п. Поэтому банк даже в отношении первоклассного заемщика должен владеть методикой расчета и информацией о размерах его коммерческих и других рисков.

С заемщиками 2—3 классов  банки должны строить более жесткие взаимоотношения, в частности, вводить обязательность залога, гарантий, проверок обеспеченности ссуд, строгое ограничение объема кредитов плановыми размерами, повышенную ответственность за нарушение условий кредитования, применение механизма оперативного взыскания кредита.

В странах с развитой рыночной экономикой ориентиром оценки риска  отдельного клиента служит аналогичная  схема, так называемая кредитная котировка предприятий банком. Она составляется на основе объема оборота предприятия, его кредитной и платежной оценок, качества подписи ("имиджа"). Из количественного анализа выводится качественная оценка, позволяющая отнести предприятие к одной из шести групп: государственное, зарубежное, "хорошее", предприятие, испытывающее трудности, предприятие, находящееся в частичном управлении банком (в связи с испытываемыми трудностями), некотируемое предприятие. На основании этой оценки банки строят кредитные отношения с клиентом, судят о степени риска данного клиента, а также управляют рисками (повышают долю рефинансируемых Центральным Банком кредитов, используют плавающие процентные ставки, страхование, разделение рисков и т.п.).

Зависимость риска от величины кредита. Рассмотренные кредиты направлены на ограничение выдачи банками крупных кредитов, с одной стороны, и на регламентацию возможных потерь банка, связанных с конкретным заемщиком,  - с другой. Однако представляется, что эти нормы носят временный характер, так как не учитывают спектра внешних факторов, влияющих на конкретного клиента, а также тенденций, углубляющих развитие внутренних рисков коммерческой деятельности заемщика банка. Учет этих факторов, видимо, потребует выработки методологического подхода к организации кредитных отношений банка с отдельным заемщиком, учитывающего зависимость вложений банка от коммерческих, политических, рыночных и прочих рисков в деятельности клиента в условиях экономического кризиса.

Корректирующий коэффициент Е определяется как отношение суммы всех возможных содействующих факторов (включая факторы, формирующие риск региона, неустойчивость валютных курсов, платежеспособность покупателей клиента, отказ от принятия или оплаты товара клиентом, нарушение сроков оплаты

счетов клиентом, изменение  цен на сырье, материалы и продукцию, конкурентоспособность продукции клиента, нарушения, хищения, спрос на ссуды со стороны других клиентов, имеющиеся кредитные ресурсы банка и т.д.) к сумме внешних факторов.

Опуская вопросы создания алгоритмов программ и построения математических моделей, отметим, что точность оценки риска банка при кредитовании отдельного заемщика зависит от качества информации, на которой основана оценка. Банк должен организовать и обеспечить отбор необходимой информации, ее обновление и хранение при максимальной доступности. Источниками достоверной информации являются проведение банком теоретических и практических исследований (экспериментов), получение своевременной и квалифицированной консультации.

Учет всех разнонаправленных  и многообразных факторов даст возможность  верно определить степень допустимости общего риска по отдельному заемщику и в целом по банку.

 

Организационно-экономические  мероприятия по снижению рисков. 
  Риски могут быть снижены различными способами. В качестве примера, иллюстрирующего многообразие подходов к одной и той же проблеме, рассмотрим ситуацию с управлением рисками крупной промышленной установки, например линия по производству наплавляемых кровельных материалов. 
   Основным опасным событием является авария установки, которая может сопровождаться пожаром, взрывом, повреждением узлов и агрегатов, человеческими жертвами и т.д. Безусловно, в первую очередь должны быть проведены предупредительные мероприятия по снижению риска, а также мероприятия по снижению масштабов возможного ущерба (рис. 6). Определяются критические с точки зрения надежности узлы и механизмы, пожаро- и взрывоопасные материалы, и принимаются меры по повышению безопасности установки. Также устанавливаются различные системы контроля за развитием опасных процессов, датчики задымления, температуры, системы оповещения, противопожарные устройства. Разрабатывается план мероприятий по эвакуации персонала в случае аварии, проводится обучение работников правилам поведения в таких ситуациях.  
   Ситуация с управлением риском на первом этапе упрощается в связи с тем, что существуют технические нормативы по безопасности различных машин и устройств, соблюдение которых обязательно для промышленных предприятий. Поэтому относительно несложно определить перечень мероприятий по снижению риска, которые необходимо осуществить в первую очередь.  
   Однако затем неизбежно встает вопрос о способах дальнейшего понижения уровня риска. И в этом случае проведение дополнительных предупредительных мероприятий уже не кажется очевидным, поскольку все они связаны с определенными затратами. Снижение риска требует внедрения безопасных технологий и материалов, обновления технического парка, улучшения систем контроля и предупреждения, страхование — уплаты страховой премии, самострахование — отчислений в резервный фонд.  
Система механизмов нейтрализации рисков предусматривает использование следующих основных методов. Их можно разделить на два основных направления, различающихся как целями, так и применяемыми инструментами воздействия: 1) методы предупреждения и ограничения риска и 2) методы возмещения потерь. 
К первому направлению, преследующему цель снизить уровень риска, можно отнести следующие методы:

  • избежание риска путем отказа от осуществления финансовых операций, уровень риска по которым чрезмерно высок, от использования в больших объемах заемного капитала, от чрезмерного использования оборотных активов в низко ликвидных формах, от использования временно свободных денежных активов в краткосрочных финансовых вложениях;
  • тщательная предварительная экспертиза вариантов принимаемого решения и оценка соответствующих уровней риска;
  • лимитирование концентрации риска — установление предельных сумм издержек, связанных с определенным решением;
  • использование различного рода гарантий для обеспечения выполнения обязательств должника;
  • диверсификация рисков, например, инвестирование капитала организации в различные виды деятельности, ценные бумаги; дублирование поставщиков; при транспортировке ценного груза разделение партий; сбыт товаров и услуг на нескольких рыночных сегментах; хранение ценностей в разных местах и т.д.
  • ориентация на среднюю норму прибыли (доходность), так как погоня за более высокой прибылью резко увеличивает риск;
  • применение эффективных систем контроля, позволяющих своевременно выявлять и предотвращать возможные потери;
  • распределение рисков между участниками; принцип распределения заключается в том, чтобы передать максимальную ответственность за риск тому участнику, который лучше всех может его контролировать.

 Ко второму направлению, имеющему цель компенсировать причиненный организации ущерб, следует отнести такие методы как:

  • обеспечение компенсации возможных финансовых потерь по рискам за счет предусматриваемой системы штрафных санкций;
  • хеджирование - это страхование от неблагоприятного изменения ситуации на рынке, основной задачей которого является трансформация риска из непредсказуемых форм в четко определенные;
  • создание специальных страховых или резервных фондов;
  • страхование рисков в страховых организациях, предполагает заключение договоров страхования различных коммерческих рисков, имущества, гражданской ответственности и т.п.

На практике наиболее эффективный  вариант возможен только при комплексном  использовании различных методов  снижения рисков. Отсюда следует, что  не надо избегать подобных ситуаций, а  уметь правильно давать оценку и  управлять ими. Руководитель, обладающий теоретическими основами рискологии и  умеющий своевременно пойти на риск, может не только минимизировать расходы, но и зачастую предотвратить нежелательные  последствия. Успех в бизнесе  зависит не только от выбранной стратегии  действий, но и от учета возникновения непредвиденных ситуаций.

Работа службы безопасности и юридического отдела.

Цель создания СБ -- обеспечение для предприятия условий защищенности от криминальной конкуренции -- деятельности социальных организаций или физических лиц, направленной на получение односторонних преимуществ в бизнесе и основанной а нарушениях законодательства, деловой этики, наносящей экономический или иной ущерб цивилизованному бизнесу.

Основные задачи СБ на предприятии:

1) распознавание угроз  его безопасности;

2) предотвращение возможного  ущерба от криминальной конкуренции;

3) противодействие физическим  лицам и социальным организациям, использующим методы криминальной  конкуренции;

4) минимизация последствий  от конкретных фактов криминальной  конкуренции;

5) противодействие физическому,  техническому несанкционированному  проникновению на служебные объекты;

6) информационное обеспечение  деятельности по вопросам безопасности;

7) взаимодействие и координация  службы безопасности с государственными  правоохранительными органами;

8) обеспечение физической  безопасности руководителей и  сотрудников предприятия;

9) обеспечение безопасности  коллектива от проникновения  лиц с криминальным прошлым,  от разрушения благоприятного  психологического климата;

10) исключение несанкционированного  доступа к информации, составляющей  коммерческую тайну;

11) обеспечение сохранности  материальных ценностей и финансовых  средств предприятия;

12) предотвращение возможного  ущерба имиджу предприятия;

13) противодействие возможным  попыткам со стороны конкурентов  получить соответствующие рычаги  управления предприятием (бизнесом).

        Юридический отдел создается с целью осуществления деятельности предприятия в соответствии с требованиями законодательством. Юридический отдел вне зависимости от его численности не может быть включен в состав другого подразделения предприятия. Руководство предприятия обязано обеспечивать юридический отдел электронной базой данных, о действующем законодательстве, создавать условия для повышения работниками отдела своей квалификации и выполнения ими возложенных на них служебных обязанностей.

Задачи отдела

обеспечение законности и  легитимности при осуществлении  деятельности организации;

юридическая защита интересов  организации;

договорная, претензионная  и исковая работа;

консультирование руководителей  структурных подразделений организации  по юридическим вопросам.

Функции отдела

юридический отдел выполняет  следующие функции:

поиск, сбор нормативно-правовых документов, необходимых для осуществления  деятельности организации;

проверка соответствия закону представляемых на подпись руководителю предприятия проектов инструкций, положений  и других документов правового характера;

визирование проектов, составленных юридически правильно по существу и  форме;

возврат проектов без визы в подразделения (специалистам), их разработавших, с указанием положений  не соответствующих законодательству, и приведением обоснованных ссылок на нормативно-правовые акты.

Юридический отдел предприятия  обязан:

Проверять соответствие законодательству представляемых на подпись руководству  предприятия проектов приказов, инструкций, положений и других документов, правового  характера, визировать их, в случае если они не противоречат законодательству. В случае представления на визу проекта  документа противоречащего законодательству, начальник отдела, не визируя его, письменно сообщает свои замечания по проекту. 

                Страхование коммерческих рисков. 
Не зря считается, что страхование коммерческих рисков – это один из наиболее сложных видов страхования. Дело в том, что данный вид страхования призван возместить страхователю коммерческие риски в случае, если оговоренные в договоре страхования операции за четко установленный период не дадут той окупаемости, которая определена заранее в договоре. 
Обычно договор страхования коммерческих рисков учитывает следующие риски: 
- неблагоприятные изменения конъюнктуры рынка; 
- невыполнение контрактов деловыми партнерами, заказчиками, клиентами страховщика; 
- различные непредвиденные обстоятельства (форс-мажор). 
Страховая сумма – это существенная сторона сделки страхования коммерческих рисков. Она определяется страхователем при участии и согласии страховой компании. При этом возможно определение страховой суммы исходя из: 
- капитальных вложений страхователя в инвестируемые проекты. В этом случае страховая сумма будет равна сумме капитальных вложений; 
- капитальных вложений и заложенной нормы прибыли. В этом случае страховая сумма будет равна сумме затрат на инвестируемый проект плюс прибыль от его реализации. Поэтому в данном случае такое страхование называют страхованием прибыли. 
В качестве срока страхования сторонами договора предусматривается срок окупаемости капитальных вложений предпринимателя в определенный бизнес проект. 
Страхователь старается максимально сократить срок окупаемости, это связано увеличением доходности его деловых операций. Страховщик же, напротив, стремится этот срок увеличить, ведь в данном случае его риски, вытекающие в уплату страховой суммы страхователю, сводятся к минимуму. 
Поэтому в данном случае стороны руководствуются не только общими сведениями о бизнес проекте и расчетами номинальных сроков окупаемости, но и личными мотивами, в основе которых лежит сокращение возможных убытков. 
Есть у страхования коммерческих рисков и свои особые ограничения. В частности, не страхуется посредническая деятельность, а также вложения в азартные игры. Обычно ограничивается и максимальная сумма возмещения страхователю, это снижает риски страховщика. 
Страхование коммерческих рисков в России это достаточно новый страховой продукт. Однако этот вид страхования очень перспективен, поскольку отечественные предприниматели, вслед за зарубежными коллегами, начинают ценить свое спокойствие и стабильное финансовое положение.

Информация о работе Коммерческие риски