Компетенция Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 15:20, курсовая работа

Краткое описание

Николай II под давлением либерального крыла правительства в лице, главным образом, его премьера С.Ю.Витте решил не накалять обстановку в России, дав понять подданным о намерении учесть общественную потребность в наличии представительного органа власти. Об этом прямо говорится в указанном манифесте: "Ныне настало время, следуя благим начинаниям их, призвать выборных людей от всей земли Русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов, включая для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему предоставляется разработка и обсуждение государственных доходов и расходов".

Содержание

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ 2
УСТРОЙСТВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ 6
КОМПЕТЕНЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ 13
ПОРЯДОК РАБОТЫ ГОС ДУМЫ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 24

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат на тему Компетенция Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации скачать бесплатно.docx

— 63.14 Кб (Скачать файл)

Предметом постоянной заботы Думы было народное просвещение. Она  довольно задиристо настаивала на выделении  средств на строительство школ, больниц, домов призрения, церковных храмов. Особое место уделяла делам религиозных  конфессий, развитию культурно-национальных автономий, защите инородцев от произвола  центральных и местных чиновников. Наконец, существенное место в работе Думы занимали внешнеполитические проблемы. Думцы постоянно бомбардировали российский МИД, другие инстанции запросами, реляциями, указаниями, формировали  общественное мнение.

Крупнейшей заслугой Думы явилась безоговорочная поддержка  кредитования на модернизацию потерпевшей  поражение в войне с Японией  русской армии, восстановление Тихоокеанского флота, строительство по самым передовым  технологиям кораблей на Балтике  и Черном море. С 1907 по 1912 год Дума санкционировала увеличение военных  расходов на 51 процент.

Есть, конечно, и пассив, причем немалый. Несмотря на все старания трудовиков, постоянно будировавших в Думе аграрный вопрос, решить его она оказалась  бессильна. Слишком велика была помещичья  оппозиция. Да и среди депутатов  присутствовало немало таких, кто, мягко  говоря, не был заинтересован в  его решении в пользу малоземельного крестьянства.

Опыт парламентаризма  в царской России необычайно актуален. Он учит нынешних парламентариев боевитости, умению отстаивать народные интересы в условиях жесткого давления исполнительной власти, острой борьбе, изобретательности  в формах деятельности депутатского корпуса, высокому профессионализму и  активности.

УСТРОЙСТВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ДУМЫ

Федеральное Собрание - парламент  Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Он состоит из двух палат  Совета Федерации и Государственной  Думы.

Государственная Дума и Совет  Федерации имеют разные статусы, которые закреплены в Конституции  Российской Федерации, Регламенте Государственной  Думы, Регламенте Совета Федерации  и действующих федеральных законах. Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического  многообразия и многопартийности, коллективном, свободном обсуждении и решении  вопросов.

В Государственной Думе через  депутатов представлены все граждане Российской Федерации независимо от их места проживания на территории России.

Государственная Дума состоит  из 450 депутатов. В соответствии с  Конституцией Российской Федерации  Государственная Дума в начале первой сессии образует из числа депутатов  палаты комитеты.

Согласно ст.20 Регламента в обязательном порядке Государственная  Дума образует следующие комитеты: Комитет Государственной Думы по законодательству; Комитет Государственной Думы по государственному строительству; Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике#M12293 3 901757345 23977398 4294967294 3562858724 4294967294 1467120115 3777048164 4294967294 3433097248 #S; Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам; Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам; Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству; Комитет Государственной Думы по собственности; Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям; Комитет Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи; Комитет Государственной Думы по обороне; Комитет Государственной Думы по безопасности; Комитет Государственной Думы по международным делам; Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками; Комитет Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике; Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления; Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы; Комитет Государственной Думы по информационной политике; Комитет Государственной Думы по охране здоровья и спорту; Комитет Государственной Думы по образованию и науке; Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи; Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам; Комитет Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию; Комитет Государственной Думы по экологии; Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций; Комитет Государственной Думы по делам национальностей; Комитет Государственной Думы по культуре и туризму; Комитет Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока#S; Комитет Государственной Думы по делам ветеранов. В случае необходимости могут образовываться и другие комитеты. Решение об образовании или о ликвидации комитета Государственной Думы оформляется постановлением палаты. Государственная Дума образует комитеты и комиссии, как правило, на основе принципа пропорционального представительства депутатских объединений. Численный состав каждого комитета и каждой комиссии определяется Государственной Думой, но не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты.

Государственная Дума вправе создавать комиссии, деятельность которых  ограничена определенным сроком или  конкретной задачей.

По истечении установленного срока или выполнении порученного  палатой задания комиссия прекращает свою работу.

Государственная Дума формирует  комитеты на основе принципа пропорционального  представительства фракций и  групп депутатов.

В соответствии со ст.18 Регламента комитеты Государственной Думы: разрабатывают  и предварительно рассматривают  законопроекты; организуют и проводят парламентские слушания; способствуют проведению в жизнь положений  Конституции Российской Федерации  и федеральных законов; решают вопросы организации своей деятельности; рассматривают иные вопросы, относящиеся к ведению Государственной Думы.

Порядок деятельности комитетов  определяется Конституцией Российской Федерации, Регламентом и Законом  Российской Федерации о комитетах  палат Федерального Собрания.

В соответствии со ст. 28 Регламента депутатское объединение в Государственной  Думе, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную  Думу по общефедеральному избирательному округу и одномандатным избирательным  округам именуется фракцией. Депутаты, не вошедшие во фракции, вправе образовать депутатские группы, которые обладают равными правами. Депутаты Государственной  Думы, не вошедшие ни в одно из депутатских  объединений при их регистрации, в дальнейшем могут войти в  любое из них с согласия его  членов.

В Регламенте , главой 2 определена деятельность#G0 Совета Государственной Думы. Можно сказать, что Совет Государственной Думы является органом палаты Федерального Собрания Российской Федерации. В Конституции Российской Федерации не предусмотрен Совет Государственной Думы как орган палаты. Однако, депутаты Государственной Думы сочли необходимым создание такого органа. Совет Государственной Думы был создан в начале 1994 года для предварительного рассмотрения и подготовки организационных решений по вопросам деятельности палаты.

В ходе практики развития парламентаризма  в различных странах необходимым  компонентом структуры высшего  законодательного и представительного  органа власти стали руководящие  органы парламента, призванные координировать законотворческий процесс и обеспечивать функционирование аппарата парламента. Сформировались различные модели руководства  палатами парламента. Наиболее полное воплощение в Великобритании и США  получила модель, предусматривающая  сосредоточение полномочий по руководству  палатой в руках спикера, одного должностного лица. Более типичным для континентальной системы  права и европейского парламентаризма  является наличие высшего коллегиального органа (президиум, совет, конференция  или бюро палаты). Так, в Великобритании в Палате общин нет вообще какого-либо формализованного коллегиального руководящего органа (естественно, существуют неформальные контакты спикера с лидерами партийных фракций и комитетов). Во Франции же и Италии из числа депутатов избираются председатель палаты, его заместители, квесторы (которые ведают финансовыми и административными службами палаты) и секретари (которые составляют протоколы парламентских заседаний и осуществляют контроль за голосованием).

При формировании коллегиальных  органов руководства палатой  соблюдается принцип представительства  всех или же основных ведущих партийных  фракций. Аналогично устроены и руководящие  органы парламентов многих европейских  стран: Португалии, Швейцарии, Швеции, Финляндии, Австрии. Так, Национальный Совет Австрии (нижняя палата двухпалатного  парламента федеративного государства) избирает из числа депутатов трех президентов (по партийному принципу, исходя из веса партии в палате), пять секретарей и лиц, следящих за порядком во время заседаний; все они входят в Президиум, возглавляемый президентами [1]. Руководство Национальным Советом  Швейцарской Конфедерации осуществляет Бюро в составе избираемых из числа  депутатов председателя, вице-председателя, а также восьми секретарей. Компетенция  Бюро палаты, согласно ее регламенту, распространяется на все аспекты парламентской  деятельности [2].

По своим функциям и  составу эти органы, наряду с партийной  и политической деятельностью, способны плодотворно осуществлять административное и процедурное обеспечение работы палаты, объединяя усилия не только лидеров (или представителей лидеров) фракций партий, представленных в  парламенте, и председателей комитетов, но также рядовых депутатов и  представителей правительства, что  явственно проявилось в современной  российской Государственной Думе. Но развитие органов руководства парламентом в России не одномоментно, оно продолжается уже многие десятилетия.

Согласно новой Конституции  Российской Федерации, принятой на референдуме 12 декабря 1993 года, полномочия второй группы, не свойственные органу, выполняющему работу по организации деятельности федерального органа народного представительства, переданы Президенту России и Конституционному Суду России (как органу конституционного контроля).

В соответствии со статьей 113 Конституции РСФСР 1978 года в состав Президиума Верховного Совета РСФСР  входили по должности: Председатель, первый заместитель и заместитель  Председателя Верховного Совета, председатели обеих палат (Совет Республики и  Совет Национальностей), Председатель Комитета народного контроля, председатели постоянных комиссий палат и комитетов  Верховного Совета РСФСР. Возглавлял Президиум  Председатель Верховного Совета РСФСР.

В отличие от Основного  Закона 1978 года, достаточно подробно регламентировавшего  деятельность органа, организующего  работу Верховного Совета, в Конституции  Российской Федерации 1993 года не содержится норм, посвященных Совету Государственной  Думы, что, по нашему мнению, связано  с его новой ролью — предварительная  подготовка организационных решений  по вопросам деятельности палаты, а  не руководство такой деятельностью.

Правовую основу деятельности Совета Государственной Думы составляет Регламент Государственной Думы Федерального Собрания, принятый 25 марта 1994 года (с последующими изменениями  и дополнениями) [3]. Однако, наличие  пробелов в правовых актах (в том  числе и в Регламенте) в части, касающейся организации работы палаты, заставляет искать и новые возможные  сферы деятельности Совета, не закрепленные юридически. Например, часть 2 статьи 101 Конституции Российской Федерации  говорит о должностных лицах, правомочных вести заседание  Государственной Думы: Председателе Государственной Думы и его заместителях. Однако, возникает ситуация, когда отсутствуют эти должностные лица, и тогда заседание палаты ведет один из членов Совета Государственной Думы до появления хотя бы одного из лиц, правомочных вести заседание, обеспечивая тем самым возможность для нормальной законотворческой деятельности Государственной Думы. Подобный прецедент уже имел место 22 ноября 1996 года, когда в отсутствие Председателя и его заместителей заседание временно вел председатель комитета Государственной Думы по законодательству и судебно-правовой реформе, уполномоченный на то депутатами. По итогам голосования по данному вопросу: “за” — 318 человек, “против” — 12, воздержался 1 депутат [4].

Правовое обоснование  данного прецедента можно найти  в статье 14 Регламента Государственной  Думы, относящей к ведению ее Совета в том числе и “разрешение иных вопросов организации работы Государственной Думы в соответствии с настоящим Регламентом”. Однако подобная расплывчатая, очень гибкая норма может послужить лишь косвенным подтверждением данного права, могущим быть оспоренным именно в силу своей нечеткой определенности, что и попыталась сделать на заседании Государственной Думы 22 ноября 1996 года незначительная часть депутатов. Нужно урегулировать более четко в Регламенте этот важный вопрос, нерешение которого может в дальнейшем не раз привести к срыву заседаний палаты.

Статья 13 Регламента Государственной  Думы определяет состав Совета: Председатель Государственной Думы, организующий работу Совета (статья 11), руководители фракций и депутатских групп (в  начале работы Государственной Думы созыва 1993 года в ней было 8 фракций  и 4 депутатские группы). С правом совещательного голоса в работе Совета участвуют заместители Председателя Государственной Думы и председатели комитетов палаты. 11 июня 1995 года Совет  принял решение, что при отсутствии на заседании представителя того или иного комитета вопросы, внесенные  данным комитетом, не рассматриваются  и переносятся на следующее заседание  Совета. Депутаты вправе присутствовать на заседании Совета, но без права  голоса. В заседаниях также вправе участвовать: представитель Президента Российской Федерации в Федеральном  Собрании, представитель Правительства  Российской Федерации и представители  субъектов права законодательной  инициативы (если на заседании рассматривается  вопрос о внесенных ими проектах законов). Председательствует на заседаниях Совета Председатель Государственной  Думы или его заместители поочередно по его поручению или в его  отсутствие.

Информация о работе Компетенция Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации