Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 06:26, курсовая работа
Россия - часть мировой экономики, и это свершившийся факт. Наиважнейшая цель Правительства России: создание конкурентоспособной экономики, обеспечивающей лидерство страны на международном рынке. Анализ конкурентоспособности экономики России, определение её места в современной мировой экономике и дальнейшие перспективы развития конкурентоспособности российской экономики - является основной целью данного реферата.
Введение
. Теоретические аспекты
.1 Понятие конкурентоспособности
.2 Факторы конкурентоспособности
.3 Конкурентная стратегия страны
. Практические аспекты
.1 Конкурентоспособность: рейтинг России
.2 Девальвация как инструмент повышения конкурентоспособности национальной экономики
.3 Защита конкуренции: санкции, адекватные нарушения
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Курсовая работа
по национальной экономике
на тему:
Конкурентоспособность экономики России
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
. Теоретические аспекты
.1 Понятие конкурентоспособности
.2 Факторы конкурентоспособности
.3 Конкурентная стратегия страны
. Практические аспекты
.1 Конкурентоспособность: рейтинг России
.2 Девальвация как инструмент
повышения
.3 Защита конкуренции: санкции, адекватные нарушения
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Россия - часть мировой
экономики, и это свершившийся факт.
Наиважнейшая цель Правительства России:
создание конкурентоспособной экономики,
обеспечивающей лидерство страны на
международном рынке. Анализ конкурентоспособности
экономики России, определение её
места в современной мировой
экономике и дальнейшие перспективы
развития конкурентоспособности
Основа конкурентоспособной
экономики - конкурентоспособная
Конкуренция - одна из самых
главных черт рыночного хозяйства.
Именно конкуренция обеспечивает творческую
свободу личности, создает условия
для ее самореализации в сфере
экономики путем разработки и
создания новых конкурентоспособных
товаров и услуг. В современных
условиях усиливающегося процесса глобализации
и интернационализации проблемы
международной конкуренции
Показателем признания ведущей роли конкуренции для успешного функционирования рыночного хозяйства является тот факт, что в большинстве стран мира, включая страны с переходной экономикой, к настоящему времени приняты законы о конкуренции и созданы национальные органы, занимающиеся этими вопросами.
Страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависит от способности конкретного товаропроизводителя выпускать конкурентоспособный товар.
Конкурентоспособность экономики - основа для развития. Конкурентоспособность экономики - это в первую очередь активизация экспорта. Развитие экспорта - сверхзадача Правительства.
Конкурентоспособность России - это флаг, который Правительство должно нести в руках как главный символ преобразований в экономике. Это та идея, которая может объединить людей, независимо от их политических предпочтений и положения в обществе.
Все эти аргументы свидетельствуют
о неоспоримой актуальности решения
вопроса о
. Теоретические аспекты
.1 Понятие конкурентоспособности
"Конкурентоспособность
- это свойство объекта,
Следствиями приведенного определения являются следующие достаточно очевидные утверждения:
полностью конкурентоспособной может быть признана только такая продукция, которая обладает различными по своей природе показателями, не уступающими (по крайней мере) соответствующим показателям проданного товара в условиях конкретного рынка;
основой для оценки конкурентоспособности любого вида продукции должно являться комплексное исследование рынка методами современного маркетинга, что позволит не просто определить некоторый абстрактный "базовый образец", но и правильно оценить место анализируемого объекта на данном рынке в сопоставлении с аналогичными оценками реальных и возможных субъектов рынка;
при приобретении товара потребитель останавливает свой выбор на том образце среди аналогичных, который в наибольшей степени удовлетворяет его потребность.
Для определения
Традиционно высокой конкурентоспособностью
обладают США, Япония, Германия, Швейцария.
При этом эксперты отмечают не только
мощный общеэкономический базис
конкурентоспособности этих стран,
который достаточно полно характеризуется
факторами
.2 Факторы конкурентоспособности
Конкурентоспособность интегрирует (синтезирует) все аспекты, стороны, факторы функционирования и развития объекта управления. В соответствии с определением системы, как состоящей из внешнего окружения (взгляд вовнутрь, первично) и внутренней структуры (взгляд изнутри, вторично), факторы конкурентоспособности следует подразделять на всеобщие внешние и специфические внутренние.
Факторы конкурентоспособности:
) первичным в определении
конкурентоспособности товара
) среди специфических
внутренних факторов
) качество сервиса потребителей
товара определяет уровень
) структура факторов по
степени их влияния на
Профессор В.Я. Белобрагин предлагает включить в состав факторов конкурентоспособности товаров, наряду с рассмотренными четырьмя факторами, еще два - сроки поставок и имидж производителя. В предлагаемой нами структуре факторов конкурентоспособности товара «сроки поставок» входят в «качество управления», а «имидж производителя» - в «качество сервиса потребителей товара».
Главным, всеобщим внешним фактором конкурентоспособности является качество стратегических управленческих решений, выражающее степень обоснованности распределения ресурсов, точность прогнозов будущих параметров управляемых объектов. Качество управления можно повысить путем анализа действия экономических законов и законов организации, соблюдения принципов, применения научных подходов и методов.
В настоящее время наиболее
конкурентоспособные корпорации мира
уделяют большое внимание повышению
точности технических и социально-
Низкое качество управления
на всех уровнях иерархии, то есть игнорирование
механизмов действия экономических
законов и законов организации,
научных подходов и принципов, современных
методов и моделей управления
(в широком смысле этого понятия),
приводит к неоправданным политическим
и социально-экономическим
Перечень всеобщих внешних
и специфических внутренних факторов
повышения
Специфические внутренние факторы конкурентоспособности региона и страны по степени их воздействия на конечный результат качество жизни рекомендуется подразделять еще и на стратегические и фактические. Формирование, финансирование и реализация стратегических факторов конкурентоспособности (инвестиционный климат, инновационная активность, расходы на НИОКР и на развитие личности и др.) обеспечивают улучшение фактических показателей или факторов (безопасность, качество инфраструктуры, индекс развития человеческого потенциала, уровень безработицы, продолжительность жизни и др.).
На уровень
.3 Конкурентная стратегия страны
Необходимо понять, как страна создаёт и удерживает конкурентное преимущество. На современном этапе возможности стран не ограничены.
Для понимания природы
конкуренции основной единицей является
отрасль (неважно, перерабатывающая или
из сферы услуг), либо отрасли, т.е. группа
конкурентов, производящих товары или
услуги и непосредственно
Разрабатывая конкретную стратегию, страна стремится найти и воплотить способ выгодно и долговременно конкурировать в своей отрасли. Универсальной конкурентной стратегии не существует; только стратегия, согласованная с условиями конкретной отрасли промышленности, навыками и капиталом, которыми обладает страна, может принести успех.
Конкретная стратегия должна основываться на всестороннем понимании структуры отрасли и процесса её изменения. В любой отрасли экономики - неважно, действует она только на внутреннем рынке или на внешнем тоже,- суть конкуренции выражается пятью силами:
. угрозой появления новых конкурентов;
. угрозой появления товаров или услуг - заменителей;
. способностью поставщиков комплектующих изделий и т.д. торговаться;
. способностью покупателей торговаться;
. соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой.
конкурентный стратегия россия девальвация
. Практические аспекты
.1 Конкурентоспособность: рейтинг России
Россия потеряла 9 позиций и опустилась на 62-е место в рейтинге конкурентоспособности экономик мира на 2006-2007 гг., подготовленном Международным экономическим форумом (МЭФ). Это не очень важный показатель, но он наглядно свидетельствует о ненормальном положении дел в российской экономике.
Эксперты МЭФ связывают
снижение российского рейтинга главным
образом с несовершенством
В настоящее время российские вузы не готовят специалистов по конкурентоспособности (только с 2002 г. в некоторых ведущих вузах стали изучать курс «Управление конкурентоспособностью организации» в рамках второго высшего экономического образования). В стране отсутствуют какие-либо нормативные акты (законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др.), печатные органы по конкурентоспособности и т.д. А между тем, согласно докладу Мирового экономического форума, по рейтингу конкурентоспособности среди 80 стран Россия занимает всего лишь 62 место!
Принятый 27 декабря 2002 г. Федеральный
закон «О техническом регулировании»
концептуально изменяет подходы
к управлению научно-техническим
прогрессом, стандартизацией, сертификацией
и другими комплексными проблемами
повышения эффективности