Конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 19:12, реферат

Краткое описание

Конкуренция в переводе с латинского языка значит "сталкиваться" и означает борьбу между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции. Конкуренция выполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д.
Конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных процессов (внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений). Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителю.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1 Основные виды недобросовестной конкуренции
………………………..4
Конкуренция как центральное звено рыночного механизма………………..4
Понятие и основные виды недобросовестной конкуренции…………………10
Монополия и недобросовестная конкуренция…………………………………21
Глава 2. Борьба с недобросовестной конкуренцией……………………………...24
2.1 Методы противодействия недобросовестной конкуренции предприятиями……………………………………………………………………….24
2.2 Государственные законы и органы исполнительной власти РФ направленные на борьбу с недобросовестной конкуренцией…………………..28
Заключение…………………………………………………………………………....37
Список использованных источников……………………………………………...38

Вложенные файлы: 1 файл

tyOffice Word (3).docx

— 56.52 Кб (Скачать файл)

 Исторически сложилось  так, что вопросы недобросовестной  конкуренции регулировались в  комплексе с охраной объектов  промышленной собственности (напомним, что под последними понимаются те объекты интеллектуальной собственности, которые используются в хозяйственной деятельности с целью извлечения прибыли: изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и т.д.). В зарубежных странах весьма распространенной является практика принятия нормативных актов, посвященных объектам промышленной собственности и вопросам недобросовестной конкуренции одновременно (например, Закон о товарных знаках и недобросовестной конкуренции, принятый в Канаде в 1952 г.). Однако, несмотря на такую взаимосвязь, недобросовестная конкуренция представляет собой самостоятельное социально-экономическое и правовое явление.

 Принято считать, что  "правовой институт недобросовестной  конкуренции входит в такую  отрасль законодательства, как "конкурентное  право", известную законодательству  многих стран и представляющую  собой комплекс норм различных  отраслей права, регулирующих  конкурентные отношения, причем  последние могут возникать не только по поводу объектов интеллектуальной собственности, но и договорных обязательств, личных прав предпринимателей и др.

 Таким образом, пресечение  недобросовестной конкуренции, бесспорно,  не сводимо к объектам интеллектуальной  собственности и должно рассматриваться как одно из правовых средств их защиты.

 Легальное определение  недобросовестной конкуренции на  международно-правовом уровне дано  в п.2 ст.10-bis Парижской Конвенции: "Актом недобросовестной конкуренции  считается всякий акт конкуренции,  противоречащий честным обычаям  в промышленных и торговых  делах". П.3 этой же статьи несколько  конкретизирует приведенную норму: "В частности, подлежат запрету:

- все действия, ведущие  к тому, что потребитель может  принять предприятие, товары, промышленную  или коммерческую деятельность  данной фирмы за предприятие,  товары, промышленную или коммерческую деятельность конкурента;

- ложные заявления в  ходе коммерческой деятельности, дискредитирующие предприятие, товары, промышленную или коммерческую  деятельность конкурента;

 

- использование в ходе  коммерческой деятельности указаний  или обозначений, которые вводят  потребителя в заблуждение относительно  природы, способа изготовления, характеристик,  пригодности для определенных целей или количества товаров.

 Еще 12 видов деятельности  определяются как недобросовестная  конкуренция в комментарии к  Типовому закону по товарным знакам, фирменным наименованиям и актам недобросовестной конкуренции для развивающихся стран. Это следующие виды:

1) подкуп покупателей  конкурентов, направленный на  то, чтобы привлечь их в качестве  клиентов и сохранить на будущее их признательность;

2) выяснение производственных  или коммерческих тайн конкурента  путем шпионажа или подкупа  его служащих;

3) неправомочное использование  или раскрытие ноу-хау конкурента;

4) побуждение служащих  конкурента к нарушению или  разрыву их контрактов с нанимателем;

5) угроза конкурентам  исками о нарушении патентов  или товарных знаков, если это  делается недобросовестно и с  целью противодействия конкуренции в сфере торговли;

6) бойкотирование торговли  другой фирмы для противодействия  или недопущения конкуренции;

7) демпинг, т.е. продажа  своих товаров ниже себестоимости  с намерением противодействовать конкуренции или подавить ее;

8) создание впечатления,  что потребителю предоставляется  возможность покупки на необычайно  выгодных условиях, когда на самом  деле этого нет;

9) намеренное копирование  товаров, услуг, рекламы или  других аспектов коммерческой деятельности конкурента;

10) поощрение нарушений  контрактов, заключенных конкурентами;

11) выпуск рекламы, в  которой проводится сравнение  с товарами или услугами конкурентов;

12) нарушение правовых  положений, не имеющих прямого  отношения к конкуренции, когда  такое нарушение позволяет добиться  неоправданного преимущества перед  конкурентами.

 Рассмотрим поподробнее некоторые из них.

 Экономический шпионаж  – существует также термин  промышленный шпионаж, хоть эти  два термина часто используют  как синонимы, но между ними  существует определенная разница,  т.к. в принципе промышленный  шпионаж является частью экономического. Экономический шпионаж сверх  промышленного охватывает и такие сферы, как показатели валовой национальный продукт и т. д. и выходит за рамки данного курсовой работы.

Основными объектами внимания промышленного шпионажа являются патенты, чертежи, секреты производства, технологии, структура издержек. С развитием  промышленного шпионажа промышленные монополии тщательно охраняют содержание патентов, результаты научно-технических  исследований, проекты и эскизы любой  своей продукции. В организационную  структуру ТНК (транснациональные  компании) входят т.н. технические центры основной задачей которых является разработка новых товаров, повышение  качества уже существующей продукции, разработка новых технологий и т.д.

 В целях повышения  прибыли ТНК стремятся к установлению  истинной ценности собственной  продукции. Для этого производится  детальнейший анализ продукции  конкурентов с целью установления  сравнительного качества своей  продукции. 

 Все промышленные монополии  имеют засекреченные лаборатории,  где по всем параметрам сравнивают  уровни технически решений, качество, производительность и надежность  своей продукции с аналогичной  продукцией конкурентов. В этих  лабораториях разбирают каждый  узел и агрегат собственных  машин и аналогичной продукции  конкурентов, чтобы объективно  сравнить их и выявить действительную  ценность той или иной продукции.  Учитываются все недостатки или  преимущества своих и чужих  товаров. Все лучшее у конкурентов  перенимают и приспосабливают  для своих машин, механизмов  и конструкций, если при этом  можно обойти патентное законодательство или если это выгодно фирме.

 Недостатки своей продукции  тщательно изучаются. Затем ищутся  пути их устранения, если это  оказывается выгодно. Но никогда  информация о слабых сторонах  своей продукции не выходит  за пределы таких лабораторий  и конечно никогда не доходит  до обычных потребителей. Само  существование таких лабораторий  также не афишируется. 

 Существуют различные  способы получения конфиденциальной  информации о деятельности конкурентов,  как законных, так и незаконных. Законными средствами считаются  сбор и анализ информации из  официально публикуемых источников, докладов, отчетов, изучений продукции конкурентов и т.д.

 Основными законными путями сбора информации о конкурентах являются: публикации конкурентов и отчеты о деятельности фирм; сведения, данные публично бывшими служащими конкурентов; ежегодные финансовые отчеты; обзоры рынков и доклады инженеров-консультантов; выпускаемые конкурентами издания; анализ изделий конкурентов; отчеты зарубежных филиалов и др..

 Так как каждая ТНК  знает о возможных действиях,  исследований против нее со  стороны конкурентов, то в официальных  публикациях и отчетах каждая  ТНК старается дать минимальную  информацию о своей деятельности  и финансовом положении, о научно-исследовательских  работах. В основном, любая крупная  компания составляет несколько вариантов отчета.

 Отчет, отражающий  истинное состояние дел, в считанных  экземплярах представляется высшим  руководителям ТНК , которые определяют политику и стратегию корпорации.

 

 Другой вариант отчета, из которого исключена наиболее  важная и личная информация, структура  производственных издержек, предоставляется  руководителям корпорации среднего  уровня, некоторым управляющим зарубежными  филиалами, некоторым лицам из среды основных акционеров.

 Возможен и третий - популярный вариант отчета, в  котором отсутствует практически  всякий смысл, но зато присутствуют  отличные иллюстрации, отчет прекрасно  издан и т.д. ; такой отчет предназначен для акционеров и широкой общественности.

 Но конкурирующие фирмы,  зная о возможных способах  сокрытия информации, осуществляют  сбор конфиденциальной информации следующими путями:

- различного рода вопросы,  задаваемые специалистам конкурента

- приглашение на работу специалистов конкурента

 Также могут быть  реализованы следующие способы:

- тайное наблюдение за  интересующим специалистом, отделом, лаборатории

- использование профессиональных  шпионов для получения информации

- подкуп сотрудников из основных отделов конкурента

- внедрение "нужных" лиц в структуру фирмы-конкурента

- подслушивание разговоров и т.д.

- похищение чертежей, образцов, документов

- шантаж и другие способы давления

- получение информации  от источников в государственных  структурах 

- сбор информации через  зарубежные филиалы и через общих поставщиков

 Еще одним из эффективных  способов экономического шпионажа  является внедрение "своего  человека" в государственные органы, призванные регулировать деятельность  промышленных монополий, что позволяет  получать необходимую информацию  о конкурентах, контролировать  действия связанные с антимонопольной  политикой и т.п.

 Наряду с широко  известными методами современный  промышленный шпионаж пользуется  новейшими достижениями науки  и техники. Очень часто стали  использоваться различного рода  микроскопические приборы на  основе различных электронных схем.

 Специальная технология  позволяет перехватывать любую  информацию предаваемую устно, через телефон, телефакс, компьютер. Оконные стекла могут служить микрофонами: по их колебанию специальные устройства восстанавливают картину разговора. Использование электронной техники обеспечивает специальным службам монополий, как и спецслужбам государств, возможность получать необходимую информацию о состоянии дел конкурентов, их переговорах и т.д.

 

 С развитием компьютерной  техники и созданием различного  рода компьютерных сетей как  глобального (мирового масштаба), так и различных локальных  сетей, например банковских, встает  проблема защиты источников информации  в этих сетях, т.к. любое несанкционированное  вторжение скажем в банковскую  сеть может привести к потере  важной информации, к потере ее  секретности и как следствие  -использованию этой информации в каких-либо корыстных целях.

 Развитие компьютеров  и компьютерных сетей с развитием  компьютерного пиратства и воровства  вынудило правительства многих  стран применять различные меры; например, в США организована  специальная группа, отвечающая  за безопасность и неприкосновенность  компьютерных сетей и компьютерных  баз данных, т.к. любой человек,  имеющий компьютер, доступ в  сеть и определенный интеллект  может получать доступ в такие  компьютерные банки данных, которые  содержат строго конфиденциальную  и секретную информацию, которая  не предназначена для рядового  пользователя. В качестве примера  можно привести случай, произошедший  в США, когда один пользователь  смог подключиться к сети компьютеров  министерства обороны США, в  результате его злого умысла  была полностью уничтожена важная  информация одного из пентагоновских компьютеров.

 Угроза конкурентам  исками о нарушении патентов  или товарных знаков, если это  делается недобросовестно и с  целью противодействия конкуренции  в сфере торговли – наиболее  яркий пример данного метода  приведён в IT-индустрии: компания  Intel подала иск на фирму VIA, обвиняя её в нарушении патента путём создания чипсета, предназначенного для нового поколения процессоров Pentium. Иск Intel был отклонён, однако это заставило VIA выпустить данный чипсет позже назначенного срока, благодаря чему Intel успела выйти на рынок со своими материнскими платами на собственных чипсетах раньше, чем это сумела сделать VIA.

 Демпинг5 – применяется  крупными компаниями для захвата  новых рынков путём продажи  своих товаров ниже себестоимости.  В рамках внутреннего рынка  государства использование демпинга  приводит к разорению мелких  фирм и предпринимателей, что  способствует установлению монополии.  Однако существует и международный  демпинг, то есть захват внешних  рынков. В этом случае нередко  финансирование демпинга может  вестись за счёт государства  путём субсидирования экспортных  поставок из средств государственного  бюджета.

 Помимо основного типа  демпинга выделяются ещё и следующие виды демпинга:

 Валютный демпинг - экспорт товаров по ценам ниже  рыночных за счет снижения  обменного курса валюты страны-экспортера. Экспортеры, приобретая товары по  низким внутренним ценам, реализуют  их по демпинговым ценам на  внешнем рынке за твердую валюту, которая затем обменивается на  национальную валюту, что ведет  к получению курсовой прибыли.

 

 Грабительский демпинг  - преднамеренный вывоз товара  за границу по ценам более  низким, чем цены внутреннего  рынка, с намерением подорвать  положение зарубежных поставщиков  на их собственном рынке. Целью  такой акции является устранение  конкуренции на внешнем рынке и образование монополии.

Информация о работе Конкуренция