Конкуренция, её виды и роль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 23:56, реферат

Краткое описание

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.

Содержание

Введение……………………………………………………………3
Сущность конкуренции……………………………………………5
Функции конкуренции…………………………………………….6
Основные модели рынка…………………………………………..7
Свободная (чистая) конкуренция…………………………..8
Монополия…………………………………………………..10
Олигополия………………………………………………….11
Чистая монополия…………………………………………..13
Значение конкуренции…………………………………………….15
Заключение…………………………………………………………17
Список литературы……………………………………...…………19

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат ЭКОНОМИКА.docx

— 36.86 Кб (Скачать файл)

    Монополия 

     Происхождение названия этого типа несовершенной  конкуренции связано с тем  реальным обстоятельством, что очень  многие продавцы, предлагая схожие товары, стремятся, в то же время, придать  им уникальные, особенные свойства. Эти отличия могут быть как реальными, так и мнимыми.

     Монополистическая конкуренция — это такая рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества.

     Примеры такой конкуренции следующие: "жевательная  резинка, очищающая зубы", "журнал для деловой женщины", "автомобиль для тропиков", "свежий хлеб", "шампунь, укрепляющий корни волос", "вина из лучших сортов винограда", "наши акции — всегда в цене", "у нас самый широкий выбор  косметики", "наш банк осуществляет самые быстрые расчеты", "шоколадный батончик — райское наслаждение" и т. д.

     К основным характеристикам монополистической  конкуренции можно отнести:

     а) относительно большое число некрупных  производителей;

     б) продажа схожей, но не идентичной продукции. Разные производители занимаются созданием разновидностей товара, удовлетворяющих в принципе одну и. ту же потребность. Но назвать уже их продукцию идентичной нельзя. Здесь наблюдается дифференциация продукта;

     в) наличие у отдельного производителя  очень ограниченного контроля над  рыночной ценой. Это связано, во-первых, с тем, что производителей достаточно много, значит доля предлагаемого товара, приходящаяся на одного, — относительно небольшая. Во-вторых, спрос на такую  продукцию характеризуется довольно высокой степенью эластичности: покупатели чутко реагируют на изменение цены, и в случае ее повышения могут переключиться на приобретение схожей продукции у других продавцов, проигнорировав какие-то особенности в свойствах товаров.

     Соперничающие субъекты могут использовать здесь  как ценовые, так и неценовые  методы конкуренции. Возможность применения последних, в отличие от условий  чистой конкуренции, связана с дифференциацией продукта: конкуренты предлагают его разновидности, стремясь убедить покупателя в превосходстве своих спецификаций товара. И поэтому здесь являются достижимыми конкурентные преимущества в результате совершенствования качества продукта, условий его продажи, дизайна, упаковки, активной рекламы и т. д.;

     г) различные соглашения между конкурентами по ограничению конкуренции, например по проведению согласованной ценовой  политики, являются практически малоосуществимыми. Все дело в том, что конкурентов  довольно много, и, кроме того, размыты, неопределенны сами границы поля конкуренции, состав ее участников;

     д) сохраняются возможности относительно легкого вступления в отрасль новых производителей. По сравнению с чистой конкуренцией трудности возрастают, но не намного. Масштабы стартового капитала, уровень технологической сложности не ставят непреодолимых барьеров для проникновения в отрасль новых конкурентов. 

    Олигополия 

     Существуют  рынки, на которых, как правило, действует  относительно небольшое количество крупных фирм. Строго определить количество таких субъектов экономисты обычно не берутся, но можно встретить, например, такую количественную характеристику олигополистического рынка, где число конкурентов составляет от трех до пяти. Ее, видимо, можно принять в виде некоторого ориентира. Примерами такой конкурентной ситуации в Украине могут быть рынки бытовых холодильников, стиральных машин, сигарет, магнитофонов, локальные рынки ряда товаров и услуг в городах.

     Олигополия  — это господство на рынке нескольких фирм, производящих идентичные или  схожие товары.

     К основным характеристикам олигополистической конкуренции можно отнести:

     а) немногочисленность конкурентов. Каждый из них обладает обычно довольно большой  долей рынка какого-то товара или  услуги;

     б) предложение стандартизированных  или дифференцированных товаров. Ряд  промышленных товаров, таких, например, как сталь, алюминий, цемент, являются стандартизированными продуктами и  обычно предлагаются в условиях олигополистической конкуренции. Дифференцированными  товарами на олигополистических рынках могут быть, к примеру, автомобили, компьютеры, холодильники, пылесосы, телефонные аппараты. Предприятия-олигополисты —  это обычно значительные по размерам структуры, ведущие крупномасштабное производство;

     в) сложность входа в отрасль  новых предприятие. Здесь уже  перед потенциальными конкурентами, возможными кандидатами на вступление в отрасль встают очень серьезные  проблемы. Это и формирование большого стартового денежного капитала, и  технологические сложности, и доступность  к важнейшим сырьевым ресурсам, и  большие возможности "ветеранов" разными способами препятствовать появлению в отрасли "новичков" и другое. Пробиться новым фирмам здесь действительно сложно;

     г) наличие стимулов к слиянию, сговорам, направленным на снижение или устранение конкуренции. Слияние конкурентов  позволяет получить большую долю рынка, в большей степени использовать эффект масштаба: как "на выходе" — при продаже своей продукции (это можно делать с меньшими удельными  издержками), так и "на входе" —  при решении проблем, ресурсного обеспечения (закупка крупных партий ресурсов по низшим ценам). Сговоры  — по ценам, местам сбыта, объемам  продаж — возможны здесь потому, что количество конкурентов ограничено и они все "на виду", что создает  благоприятную почву для подобных стремлений.

     В условиях олигополии возможна как ценовая, так и неценовая конкуренция. Но ценовые методы соперничества обычно оказываются менее эффективными. Между предприятиями существует тесная взаимозависимость. Если один из конкурентов снизил цены, другие вынуждены будут адекватно отвечать, иначе обнаружится слишком большая потеря покупателей и прибыли. Сделав ответный ход, они, одновременно, и сведут на нет усилия ценового лидера. Поэтому ценовые методы здесь могут принести кратковременный эффект. 

    Чистая  монополия 

     При такой монополии конкуренции  вообще не существует. Уровень конкуренции  изменяется по убывающей от чистой конкуренции до чистой монополии.

     Чистая, или абсолютная, монополия — это  такая рыночная ситуация, при которой  имеется только один продавец товара, у которого нет близких заменителей. Отсутствие близких заменителей означает, что у покупателя остается выбор не между товарами, а между тем, покупать ли данный товар или отказаться вообще от удовлетворения потребности в нем. Продавец — один, и в этом случае он — король, а покупатель — слуга. У такого продавца сосредотачивается огромная власть.

     Отметим основные характеристики чистой монополии:

     а) единственный продавец;

     б) товарная дифференциация отсутствует,

     в) продавец осуществляет практически  полный контроль над ценами.

     г) очень трудные условия вхождения  в отрасль новых предприятий. По сути дела, вход оказывается заблокированным финансовыми, технологическими, ресурсными, правовыми условиями.

     Абсолютный  монополист, конечно же, не выступает  в роли "ценополучателя", он — "ценоустановитель". Он полностью  контролирует предложение товара, ему представляется исключительная возможность выбирать на свое усмотрение любую цену из возможных в соответствии с определенной кривой спроса.

     Здесь следует отметить, что понятие "монополия" используется не только в строгом  значении — как чистая монополия, но нередко применяется и в  широком толковании. В последнем  случае монополия обычно трактуется несколько расплывчато, как доминирующее положение экономического субъекта на рынке, т. е. можно, видимо, полагать, что в таком варианте понятие "монополия" вбирает в себя и чистую монополию, и олигополию.

     Проблема  ограничения или даже устранения конкуренции вызывает беспокойство во многих странах. Главная роль в  ее решении отводится государству, сам рынок, как показывает прошлый и современный опыт, недостаточно дееспособный в защите конкуренции.

    Значение  конкуренции

         Теперь нам следует более подробно остановиться на вопросе значения конкуренции в современной экономической системе.

     Во-первых, конкуренция обеспечивает равноправное положение участников экономических  отношений — продавцов и покупателей. Равноправие создается и поддерживается свободой выбора: покупатель имеет  возможность выбрать определенного  контрагента из нескольких или многих продавцов какой-то необходимой  ему продукции, такая же возможность  имеется и у продавца — добровольно  решить вопрос о географическом месте, времени и условиях предложения  своего товара. Возможность выбора — это возможность влияния  на контрагента. Если, например, вас  не устраивает качество показа фильмов, репертуар в каком-то кинотеатре, вы можете "наказать" это предприятие, отказав ему в посещении, стать  регулярным клиентом другого кинотеатра, отдавая теперь именно ему свои денежные голоса. Если так, как вы, поступят многие любители кино, то кинотеатр-неудачник  окажется в довольно трудном положении. Таким образом, конкуренция оказывается  влиятельным инструментом воздействия  одной стороны обмена на другую.

     Во-вторых, конкуренция создает одно из главных  условий, необходимых для эффективного выполнения ценой координирующих функций. Свободное ценообразование —  это основной элемент рыночного  механизма, а значит, можно утверждать, что конкуренция является условием жизнеспособности всей рыночной системы. Только в условиях конкуренции рынок  может эффективно выполнять функции распределения ресурсов и конечных товаров. Рынок как саморегулирующаяся система действенен только при наличии конкуренции.

     В-третьих, конкуренция выступает как контрольная  система эффективности частного предпринимательства. Конкуренция проверяет бизнес на степень его соответствия общественным интересам. Не все предприятия эту проверку выдерживают, в результате конкуренции происходит непрерывная выбраковка неэффективных структур, т. е. определенная часть хозяйствующих субъектов вынуждена покинуть "поле экономической игры". В таком случае конкуренция подобна предъявлению красной карточки провинившемуся игроку футбольным арбитром.

     В-четвертых, конкуренция создает заинтересованность в совершенствовании экономических ресурсов, их производственных комбинаций, снижении издержек на единицу выпускаемой продукции, научно-техническом обновлении производства. Например, денежные доходы многих людей связаны с предложением такого экономического ресурса, как трудовые способности. Привлечение того или иного работника, цена трудовых услуг — заработная плата — в условиях конкуренции зависят от качества трудовых способностей. Как правило, более высокие конкурентные позиции работника приносят ему больший денежный доход. Значит, здравомыслящий человек не может не заботиться о качестве своего ресурса – труда.

     Предприятия ведут ценовую и неценовую  конкуренцию. Чтобы побеждать, т. е. завоевывать большую сумму денежных голосов покупателей, нужно снижать издержки, совершенствовать качество выпускаемой продукции, думать над ее новыми моделями, технологическими изменениями, повышать уровень образования работников, активно взаимодействовать с наукой, изыскивать новейшие научно-технические разработки. 
 
 
 

Заключение

    Конкуренция  является необходимым и определяющим  условием нормального функционирования  рыночной экономики. Но как  любое явление имеет свои плюсы  и минусы. К положительным чертам  можно отнести: активизацию инновационного  процесса, гибкое приспособление  к спросу, высокое качество продукции,  высокую производительность труда,  минимум издержек, реализацию принципом  оплаты по количеству и качеству  труда, возможность регулировки  со стороны государства. К негативным  последствиям - "победа" одних  и "поражение" других, различие  в условиях деятельности, что  ведет к нечестным приемам,  чрезмерная эксплуатация природных  ресурсов, экологические нарушения  и др.

     . Монополизм приводит к замедлению  научно-технического прогресса,  консервирует низкое качество  продукции, делают эту продукцию  неконкурентоспособной на мировом  рынке, утрачиваются стимулы нахождения  более эффективных решений функционирования  в экономике и др.

Информация о работе Конкуренция, её виды и роль в экономике