Конкуренция и ее роль в современных экономических системах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 16:56, курсовая работа

Краткое описание

Процесс становления рыночной экономики довольно длителен и неотделим от становления и развития нормальной конкуренции. Поэтому необходимо терпение и понимание всего процесса. Чтобы развить приличную рыночную экономику, необходимо, в первую очередь, позаботится о развитии конкуренции, т.к. рынок и конкуренция неотделимы друг от друга. Конкуренция - один из основных принципов существования рыночной экономики. Без неё преимущества рыночной системы хозяйства не смогут полностью проявится. Конкурентная экономика предполагает экономическую свободу хозяйствующих субъектов, многообразие форм собственности и видов предприятий, деловую активность предпринимателей, их состязательность в совершенствовании производства, внедрение нововведений, освоении производства новых товаров и услуг.

Содержание

Введение 3
1. Конкуренция как основа развития рыночного механизма 4
1.1 Понятие и сущность конкуренции 4
1.2 Современные подходы к конкуренции 11
2. Основные виды и типы конкуренции 15
2.1. Виды конкуренции 15
2.2 Модели рыночных структур 21
Разновидности олигополии 31
3. Место и роль конкуренции в российской социально-экономической системе 34
3.1 Пути развития конкуренции в РФ 34
3.2. Конкурентная политика в структурной перестройке российской экономики 37
2.3. Российская национальная конкурентоспособность в мировом хозяйстве 40
Заключение 45
Список использованных источников 46

Вложенные файлы: 1 файл

0314867_5B65C_konkurenciya_i_ee_rol_v_sovremennoy_ekonomicheskoy_sisteme.doc

— 258.50 Кб (Скачать файл)

Совершенная конкуренция  — это соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции. [7]

Для совершенной конкуренции характерны следующие черты:

  • наличие большого числа фирм, производящих один и тот же вид товара. Фирма должна быть относительно небольших размеров и объем производства в производимой продукции должен быть незначителен;
  •   возможность производственного доступа к различным производственным секретам;
  • однородность продукции, производимой различными предприятиями в рамках одного производственного сектора, состоящего из множества фирм;
  • хорошее знание рынка покупателями и продавцами. Все субъекты купли- продажи должны знать цены на рынке, спрос и предложение на товары. [16]

Совершенная, или свободная, конкуренция в экономике развитых стран типична была до середины XIXв. Во второй половине XIX— начале XX в. Появляются крупные предприятия и их объединения. Эти процессы привели к существенному изменению конкурентной борьбы на рынках. Наряду с совершенной конкуренцией появились ее новые виды, и прежде всего, несовершенная конкуренция. Несовершенная конкуренция в отличие от свободной, совершенной конкуренции ограничена влиянием монополий и государства.

Существуют несколько  моделей несовершенной конкуренции. Эти модели хорошо раскрывают К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю в книге "Экономикс".

Первая модель несовершенной  конкуренции — монополия. Ей присущи  следующие черты:

  • единственный продавец: одна фирма или отрасль является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги;
  •   нет близких заменителей. Продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателя это означает, что он должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него, т.е. нет приемлемых альтернатив;
  • диктуемая цена: чистая монополия диктует цены или осуществляет значительный контроль над ценой;
  • заблокированное вступление: вступление в отрасль конкурентов в условиях чистой монополии заблокировано.

Критерием оценки степени  монополизации служит доля хозяйственной  единицы в производстве и на рынке. В соответствии с законодательством  ФРГ доминирующее положение предприятия  или группы предприятий на рынке возникает, если на одно предприятие приходится свыше 1/3 всего оборота на рынке. В США в течение нескольких десятилетий этот показатель устанавливался исходя из доли четырех крупнейших фирм. Монополизм в производстве и на рынке также проявляется в установлении монопольных цен — завышенных при продаже и заниженных при покупке товаров.

По происхождению выделяют два основных вида монополий:

  1. естественную, которая существует по объективным причинам (энергетика, железные дороги, газоснабжение, связь и т.д.);
  2. искусственную — специально созданная путем концентрации в чьих-то руках определенной хозяйственной деятельности (картели, синдикаты, тресты, концерн и т.д.).

Можно также сказать: монопольное положение фирмы  может быть ”естественным", когда она владеет редкими, уникальными невоспроизводимыми ресурсами, но может быть создано и искусственно, когда фирма сама путем организационных приемов образует монополию. Монополия снижает уровень риска в процессе конкуренции. Это обусловлено тем, что:

  • она обладает довольно точной информацией о потребителях и конкурентах;
  • более доступна реклама;
  • монополия через каналы финансовых и политических связей оказывает влияние на заказчика в лице государственных учреждений. [7]

Следующей моделью несовершенной  конкуренции является монополистическая конкуренция. Ее отличительные признаки:

  • существует достаточно большое число фирм, что ограничивает контроль каждой над ценой, отсутствует взаимная зависимость, и тайный сговор фактически невозможен;
  • продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и различающимися условиями их продажи;
  • экономическое соперничество влечет за собой и ценовую, и неценовую конкуренцию;
  • вступление в отрасль является относительно легким. Легкое вступление и массовый выход фирм вызывает тенденцию к получению ими нормальной прибыли в долговременном периоде;
  • тип продукта дифференцированный. [6]

На практике предприниматель, действующий в условиях монополистической  конкуренции, стремится к такой  особой комбинации цены, продукта и  стимулирующей сбыт деятельности, которая будет максимизировать его прибыль. Монополистическая конкуренция утверждается там, где эффективными могут быть и небольшие предприятия и особенно там, где много возможностей изменения товара (его модификации, качества, внешнего вида и т.д.).

Третья модель несовершенной  конкуренции — олигополия. Ее признаки, характерные черты:

  • наличие нескольких фирм;
  • тип продукта, стандартизированный или дифференцированный;
  • контроль над ценой: ограниченный взаимной зависимостью, значительный при тайном сговоре;
  • наличие существенных препятствий при вступлении в отрасль;
  • очень типична неценовая конкуренция, особенно при дифференциации цен.

Олигополия более распространена в отраслях, где эффективнее крупное  производство и отсутствуют широкие  возможности дифференциации отраслевого товара. В зависимости от типа продукции различают олигополию:

  1. чистую,
  2. дифференцированную.

Предприятия чистой олигополии производят однородный стандартизированный  продукт: алюминий, цемент, продукцию  химической или сталелитейной промышленности. Идентичность этих товаров определяет и единую цену на них. Дифференцированные олигополии обычно специализируются на выпуске товаров потребительского назначения (автомобили, покрышки и камеры, электробытовая техника, сигареты).[7]\

Описание приведенных типов конкуренции рассматривается на моделях рыночных структур.

2. Основные виды и типы конкуренции

2.1. Виды конкуренции

 

Исторически конкуренция  возникала в условиях простого товарного  производства. Каждый мелкий производитель  в процессе конкуренции стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары конкурентная борьба усиливалась, появилась возможность усиления хозяйства, применение наемных работников, эксплуатации их труда. Так возникает капиталистическое товарное производство. Здесь конкуренция получила наибольшее развитие. В современных условиях она выступает как важное средство развития производства и существует в различных формах.[6]

Конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям:

  • по масштабам развития,
  • по своему характеру,
  • по методам соперничества.

По масштабам развития конкуренция может быть:

  1. индивидуальной (один участник рынка стремится занять “свое место под солнцем”- выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);
  2. местной (ведется среди товаровладельцев какой-то территории);
  3. отраслевой (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);
  4. межотраслевой (соперничество представителей разных отраслей  рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);
  5. национальной (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);
  6. глобальной (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).

По характеру развития конкуренция подразделяется на:

  1. свободную
  2. регулируемую.

По методам ведения  конкуренция делится на :

  1. ценовая,
  2. неценовая.[5]

 

Имея в виду капиталистическую  конкуренцию, Ф. Энгельс определял  ее как наиболее полное выражение  господствующей в современном гражданском  обществе войны всех против всех. Закон  капиталистической конкуренции, по Марксу, основывается на разнице между  стоимостью товара и издержками производства. Он различал две формы капиталистической конкуренции:

  • внутриотраслевую,
  • межотраслевую.

Внутриотраслевая  конкуренция — конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия их производства и сбыта, за получение сверхприбыли. Товары реализуются исходя из общественно необходимых затрат, которые образуют общественную, рыночную стоимость.[7] Общественная стоимость товаров, устанавливающуюся в результате внутриотраслевой конкуренции на рынке, К. Маркс называл рыночной стоимостью. Рыночная стоимость отличается от рыночной цены. На величину последней влияет спрос и предложение товаров. Если спрос выше предложения рыночная цена устанавливается выше стоимости , а если предложение больше спроса ,то рыночная цена ниже стоимости. Внутриотраслевая конкуренция сводит различные индивидуальные стоимости к рыночной стоимости и рыночной цене, обусловливает неравенство индивидуальных норм прибыли предпринимателей различных отраслей производства. Стимулируя технический процесс и повышение производительности труда на предприятиях, она в то же время выступает как тормоз их развития, т. к. порождает коммерческую тайну, отвлекает крупные средства на спекуляцию, рекламу и другие непроизводительные цели.[6]

Различают следующие формы внутренней конкуренции:

  • Предметная – это конкуренция между фирмами, производящую одинаковую продукцию, но эта продукция отличается ценой и качеством;
  • Видовая – это конкуренция между фирмами, которые приозводят разные типы продукции, удовлетворяющие одну и ту же потребность человека.Она осуществляется через обновление продукции, разнообразие ассортимента продукции.

Межотраслевая конкуренция - это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли, т.е. ведется еще и борьба за потребителя, чтобы он тратил свои доходы на покупку продукции данной фирмы. Поскольку на норму прибыли влияют разные факторы, то ее величина в различных отраслях различна. Однако каждый предприниматель независимо оттого, где применяется его капитал, стремится получить на него прибыль не меньшую, чем остальные предприниматели. Это приводит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой нормой. В ходе такого движения капиталов нормы прибыли сфер производства выравниваются путем конкуренции в единую общую норму прибыли, представляющую собой среднее из этих различных норм прибыли. Прибыль, получаемая по средней норме на авансированный капитал, называется средней прибылью.

Образование средней  прибыли означает перераспределение  совокупной прибыли между предпринимателями  различных отраслей по принципу: равновеликая прибыль—на равновеликий авансированный капитал, вложенный в эти отрасли. Превращение прибыли в среднюю прибыль приводит к тому, что товары продаются не по стоимости, а по цене производства, которая состоит из издержек производства и средней прибыли на авансированный капитал[7]

Однако не надо полагать, что, осуществив инвестиции в любую сферу хозяйственной деятельности, предприниматель обеспечивает себе получение прибыли в соответствии со сложившейся средней нормой прибыли. Это достижимо лишь в том случае, если дело организовано как минимум на среднем уровне технологических, технико-экономических, организационно-экономических и социально-управленческих требований, предъявляемых к производству.

Кроме этого, в экономике  принято разделять конкуренцию  по ее методам на ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция  происходит, как правило, путём искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место тогда, когда данный продукт продаётся по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках. Ценовая дискриминация возможна при трёх условиях:

  1. Продавец должен быть монополистом или обладать некоторой степенью монопольной власти;
  2. Продавец должен быть способен выделять покупателей в группы, которые имеют разную покупательскую способность;
  3. Первоначальный покупатель не может перепродавать товар или услугу.

Ценовая дискриминация  наиболее часто применяется в  сфере услуг (врачей, адвокатов, гостиниц и т.д.), при оказании услуг по транспортировке  продукции; при реализации товара, который  не поддаётся перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой).

Неценовая конкуренция  проводится, главным образом, посредством  совершенствования качества продукции  и условий её продажи, «сервизации» сбыта. Повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям:

  1. совершенствование технических характеристик товаров;
  2. улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителей.

Неценовая конкуренция  посредством улучшения качества продукции получила название конкуренции по продукту. Этот вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путём выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели. Например,  в США продается одновременно 10 тыс. сортов муки, более 4 тыс. видов консервированной кукурузы, 50 сортов горчицы.  Конкуренция, основанная на повышении качества, имеет противоречивый характер. С одной стороны, повышение качества служит способом скрытого снижения цен и расширения сбыта; с другой – «качество – это субъективная оценка, которая открывает возможность фальсификации качества путём рекламы и красивой упаковки.

Информация о работе Конкуренция и ее роль в современных экономических системах