Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2013 в 23:55, дипломная работа
Цель представленной бакалаврской работы состоит в том, чтобы рассмотреть различные формы конкуренции на предприятии и выявить главные проблемы создания конкурентной среды на экономику ОАО «Птицефабрика «Рассвет»
Для реализации указанной цели были поставлены и решены следующие задачи
- проанализировать конкурентоспособность продукции предприятия;
- выявить показатели конкурентоспособности предприятия;
Введение ……………………………………………………………………………3
1 Конкуренция, её сущность и значение ………………………………………........5
1.1 Понятие конкуренции, и её виды………………………………………….....5
1.2 функции конкуренции и ее роль в экономике...………….………………13
1.3 Влияние конкуренции на экономическое развитие предприятия……….20
2 Ситуационное положение на рынке, оценка сильных и слабых позиций на рынке …………………………………………………………………………………………...23
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО «Птицефабрика «Рассвет»……………………………………………………..……...23
2.2 Анализ конкурентоспособности ОАО «Птицефабрика «Рассвет» на рынке, оценка его сильных и слабых сторон ……………………………………………......28
2.3 Анализ сильных и слабых позиций организации на рынке
……………………………………………………………………………………39
2.4 Основные направления повышения конкурентоспособности ОАО «Птицефабрика «Рассвет»………………………………………………………………44
Заключение ……………………………………………………………………….53
Глоссарий …………………………………………………………………………57
Список использованных источников ……………………………………….…..61
Версия шаблона |
1.1 |
Филиал |
Брянский |
Вид работы |
бакалаврской работы |
Название дисциплины |
Бухгалтерский финансовый учет |
Тема |
Конкуренция и ее роль в экономическом развитии страны (региона, города, предприятия). |
Фамилия студента |
Бондаренко |
Имя студента |
Елена |
Отчество студента |
Петровна |
№ контракта |
02515080201009 |
Введение ………………………………………………………
1.1 Понятие конкуренции, и её виды………………………………………….....5
1.2 функции конкуренции и ее роль в экономике...………….………………13
1.3 Влияние конкуренции на экономическое развитие предприятия……….20
2 Ситуационное положение на
рынке, оценка сильных и слабых позиций
на рынке ………………………………………………………………………………
2.1 Организационно-экономическая
характеристика деятельности ОАО «Птицефабрика
«Рассвет»…………………………………………………….
2.2 Анализ конкурентоспособности ОАО «Птицефабрика «Рассвет» на рынке, оценка его сильных и слабых сторон ……………………………………………......28
2.3 Анализ сильных и слабых позиций организации на рынке
……………………………………………………………………………
2.4 Основные направления повышения
конкурентоспособности ОАО «Птицефабрика
«Рассвет»………………………………………………………
Заключение ……………………………………………………………………….53
Глоссарий …………………………………………………………………………57
Список использованных источников ……………………………………….…..61
Приложения ………………………………………………………………….…...
Конкуренция - важный фактор рыночной экономики. Конкурируют между собой товары, представленные на рынках, и производители этих товаров - фирмы, отрасли, страны. Поэтому конкуренция и конкурентоспособность могут рассматриваться в разных аспектах: товаров (продукции, услуг), товаропроизводителей (фирм, отраслей, стран).
Конкуренция — (лат. concurrentia — столкновение) — состязание между экономическими субъектами: борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод. К. представляет цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике
В современных условиях происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители предприятий находятся в постоянном поиске новых (адекватных условиям конкуренции) инструментов управления предприятиями и рычагов повышения конкурентоспособности.
Так, в течение первых тридцати лет XX в. ситуация в обществе складывалась таким образом, что предприятиям удавалось достичь успеха, а значит и обеспечить конкурентоспособность с минимальными издержками. Дифференциации товарного ассортимента не существовало, а секрет успеха заключался в умении произвести продукцию с наименьшими затратами. Критериями оценки эффективности производства в это время были в основном показатели соотношения доходов и расходов.
С появлением стратегического планирования и развитием теории конкуренции появился подход к обеспечению конкурентоспособности предприятий, основанный на стратегиях конкуренции. Следует заметить, что данный подход позволяет провести анализ достигаемых конкурентных преимуществ предприятия, но не даёт точного количественного выражения результатов оценки и поэтому не может быть взят за основу современной системы обеспечения конкурентоспособности.
Актуальность темы в том, что наличие конкурирующих фирм порождает такое явление в экономике как конкуренция. С экономической точки зрения, конкуренция - экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи борьбы производителей и поставщиков при реализации продукции, соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара и (или) услуги за наиболее выгодные условия производства. Повышение конкурентоспособности предприятия является залогом его успеха (увеличения объемов производства и сбыта продукции, возможность расширения производства, финансовые результаты и пр).
Цель представленной бакалаврской работы состоит в том, чтобы рассмотреть различные формы конкуренции на предприятии и выявить главные проблемы создания конкурентной среды на экономику ОАО «Птицефабрика «Рассвет»
Для реализации указанной цели были поставлены и решены следующие задачи
- проанализировать
- выявить показатели
конкурентоспособности
-определить основные
направления повышения
-проведен анализ
-определена оценка конкурентоспособности отрасли в целом;
-разработаны основные
направления повышения
Объектом исследования представленной бакалаврской работы является ОАО «Птицефабрика «Рассвет».
Предметом исследования является конкуренция и ее роль в экономическом развитии предприятия.
Теоретическую и методологическую базу данной бакалаврской работы составили труды ведущих специалистов по маркетингу, публикации периодической печати, данные статистических и аналитических сборников, текущая и оперативная информация о деятельности ОАО «Птицефабрика «Рассвет» за три года (2010-2012 год).
1 Конкуренция, её сущность и значение
1.1 Понятие конкуренции, и её виды
В экономической литературе существует множество определений категории «конкуренция».
Конкуренция- термин латинского происхождения, в буквальном переводе означает ’’сталкивание’’. Понятие конкуренции многозначно и не охватывается каким-либо универсальным определением. Конкуренция- это и способ хозяйствования, и такая форма существования капитала, при которой один индивидуальный капитал соперничает с другим. Конкуренция- соперничество, соревнование между выступающими на рынке товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли. Одновременно конкуренция- это механизм автоматического регулирования пропорций общественного производства. Являясь атрибутом рынка, конкуренция естественным путём возникает из рынка и одновременно служит непременным условием его существования и развития.
Конкуренция содержит в самой себе противоречие, которое в результате проявления воспроизводит явления, отрицающие саму конкуренцию. Свободная конкуренция ведёт к отбору наиболее эффективно хозяйствующих единиц, их укреплению и росту при одновременном разорении тех, кто отстаёт от требований рынка. На определённом этапе этот процесс обуславливает появление монополий. Иначе говоря, диалектика развития конкуренции такова, что она в принципе не в состоянии сохранить себя в ’’чистом’’ виде и переходит в свою противоположность- монополию. И то, что монополия сдерживается в определённых границах во многих странах под воздействием антимонопольного законодательства, - следствие противоречий реального развития национальных рыночных экономик и мирового хозяйства в целом. Тем не менее конкурентные тенденции на развитом рынке существенно устойчивее и сильнее, чем монополистические. В действительности победителями в конкурентной борьбе выходят то крупные, то мелкие, то сильные, а порой(в виде исключения) даже слабые фирмы. Ключ к уяснению вопроса, почему монополия не вытесняет конкуренцию, лежит в понимании того, насколько разными являются борющиеся между собой фирмы. Конкуренция не сводится к борьбе сильного против слабого: в таком случае сверхмощные монополии действительно вытеснили бы всех более слабых соперников.
Русские ученые (Г.Л. Азоев, Л.Ш. Лозовский, А.Г. Поршнев) определяют конкуренцию как экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей1.
По определению Р.А. Фатхутдинова: "конкуренция - это процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях2.
И.А. Спиридонов рассматривает
конкуренцию как экономический
процесс взаимодействия, взаимосвязи
и борьбы между выступающими на рынке
предприятиями в целях
Суть конкуренции – постоянный поиск, предложения лучших условий для покупателя и продавца. Быть конкурентоспособным значит опережать своих соперников в привлекательности предложения, стремление быть впереди.
К определению «конкуренция»
обычно прилагают центр тяжести
всей системы рыночного хозяйства,
тип взаимоотношений между
— числа конкурентов и их стратегии;
— цены и величины спроса на данный товар;
— величины затрат на производство товара;
— уровня прибыльности;
— степени применения рекламы.
Для каждой компании необходимым является разработка успешной стратегии, которая обеспечит превосходство над конкурентами и укрепит позиции перед покупателями, независимо от того, идёт ли ожесточённая конкурентная борьба или уровень конкуренции невысок.
Факторы, влияющие на интенсивность конкуренции :
1.Усиление конкуренции происходит с увеличением числа соперничающих фирм, по мере того как выравниваются их размеры и объёмы производства.
2.Конкуренция сильна,
если спрос на продукцию
3. Рост конкуренции
усиливается, когда условия хоз
4.Конкуренция усиливается, когда затраты покупателей при переходе с потребления одной марки на потребление другой невелики.
5. Если одна или
несколько компаний не
6.Конкуренция усиливается
пропорционально росту прибыли
от успешных стратегических
7.Конкуренция усиливается, когда крупные компании, действующие в других отраслях, приобретают какую-либо разоряющуюся фирму в данной отрасли и приступают к осуществлению решительных и хорошо финансируемых мероприятий по превращению купленной им фирмы в лидера рынка.
Конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям:
1) по масштабам развития;
2) по своему характеру;
3)по методам соперничества;
4) по отраслевой принадлежности.
По масштабам развития конкуренция может быть:
1) индивидуальной (один участник рынка стремится занять “свое место под солнцем” - выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);
2) местной (ведется
среди товаровладельцев какой-
3) отраслевой (в одной
из отраслей рынка идет борьба
за получение наибольшего
4) межотраслевой (соперничество
представителей разных
5) национальной (состязание
отечественных
6) глобальной (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).
По характеру развития конкуренция подразделяется на:
1) свободную.
2) регулируемую.
Свободная конкуренция
соответствует периоду классиче
Свободная, совершенная или чистая конкуренция должна удовлетворять следующим условиям:
Информация о работе Конкуренция и ее роль в экономическом развитии страны