Конкуренция и ее роль в экономическом развитии страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2013 в 23:55, дипломная работа

Краткое описание

Цель представленной бакалаврской работы состоит в том, чтобы рассмотреть различные формы конкуренции на предприятии и выявить главные проблемы создания конкурентной среды на экономику ОАО «Птицефабрика «Рассвет»
Для реализации указанной цели были поставлены и решены следующие задачи
- проанализировать конкурентоспособность продукции предприятия;
- выявить показатели конкурентоспособности предприятия;

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3
1 Конкуренция, её сущность и значение ………………………………………........5
1.1 Понятие конкуренции, и её виды………………………………………….....5
1.2 функции конкуренции и ее роль в экономике...………….………………13
1.3 Влияние конкуренции на экономическое развитие предприятия……….20
2 Ситуационное положение на рынке, оценка сильных и слабых позиций на рынке …………………………………………………………………………………………...23
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО «Птицефабрика «Рассвет»……………………………………………………..……...23
2.2 Анализ конкурентоспособности ОАО «Птицефабрика «Рассвет» на рынке, оценка его сильных и слабых сторон ……………………………………………......28
2.3 Анализ сильных и слабых позиций организации на рынке
……………………………………………………………………………………39
2.4 Основные направления повышения конкурентоспособности ОАО «Птицефабрика «Рассвет»………………………………………………………………44
Заключение ……………………………………………………………………….53
Глоссарий …………………………………………………………………………57
Список использованных источников ……………………………………….…..61

Вложенные файлы: 1 файл

диплом на отправку переделка от 28.03.13 (Восстановлен).doc

— 634.00 Кб (Скачать файл)

 

 

                                                                                              Продолжение табл.8

1

2

3

4

5

6

Производство

3

Способность к обновлению (отношение  времени освоения нового товара ко времени производства и реализации)

>0,5

0,30 – 0,49

0,1 1- 0,29

0 – 0,10

0

Степень автоматизации труда (% рабочих, выполняющих полностью автоматизированный труд)

0 – 5

6 – 25

26 – 54

55 – 100

1

Концентрация промышленности

-

Концентрация специального производства (выпуск конструктивно и технологически однородной продукции)

Концентрация комбинированного производства (комбинирование технологически разнородных производств)

Организационно – хозяйственная  концентрация (создание научно- производственных или территориально - произв. комбинатов)

1

Форма кооперирования

-

Предметная (агрегатная)

Подетальная

Стадийная

0

Комбинирование производства

Сочетание последовательных стадий переработки исходного сырья

Переработка исходного сырья, утилизация отходов

Комплексное использование сырья, материалов, энергии и отходов

Интеграция всех стадий комбинированного производства

1

Финансы

8

Коэффициент абсолютной ликвидности

<0,04

0,04 – 0,09

0,1 – 0,6

≥0,7

2

Коэффициент текущей ликвидности

<1

1 – 1,9

2,0 – 2,9

≥3

1

  Коэффициент автономии

≤0,01

0,02 – 0,08

0,09-0,7

≥0,8

3

 Рентабельность продаж

<5

5-14

15 – 29

≥30

2

НИКОР

0

Доля затрат в объеме продаж, %

0

0,1-4

5-10

11-100

0


 

 

  

 

 2.3  Оценка сильных и слабых позиций организации на рынке

 

 

Маркетинговая среда рассматривается  как совокупность двух относительно самостоятельных подсистем: макросреды и микросреды.

Макросреда включает в себя общие  условия деятельности организации. Проведем анализ факторов макросреды организации, используя табл.9

Анализ факторов макросреды ОАО «Птицефабрика «Рассвет» Таблица 9

Факторы макросреды

Влияние на деятельность организации

Направление влияния 

                                                 Демографические факторы

Миграционные тенденции

Увеличение населения г.Гомеля влечет за собой увеличение спроса на мясную продукцию на данной территории

Возможность расширения деятельности

                                                 Экономические факторы

Рост доходов населения

Рост доходов населения увеличивает  спрос на высококачественную мясную продукцию

Возможность увеличения объемов сбыта

                                              Научно-технические факторы

Появление новых технологий в продвижении продукции на рынок

Появление и внедрение  новых технологий приносит предприятиям существенные конкурентные преимущества

Фактор является как возможностью, так и угрозой

                                             Политико-правовые факторы

Экспортно – ориентированная политика

Политика способствует улучшению  условий для продаж продукции  организации на внешний рынок, что положительно сказывается на прибыли

Данный фактор является возможностью

                                          Социально-культурные факторы

Популярность здорового питания

Одними из наиболее значимыми продуктами в комплексе здорового питания  являются мясные продукты

Возможность увеличения объемов реализации при условии адаптации продукции  и совершенствования позиционирования на рынке


 

Природные факторы не оказывают  влияния на деятельность ОАО «Птицефабрика «Рассвет». В результате анализа макросреды организации было выявлено пять возможностей и одна угроза.

Далее перейдем к анализу факторов микросреды ОАО «Птицефабрика «Рассвет». Потребители являются одними из наиболее важных факторов микросреды. В табл.10 представим оценку возможностей и угроз со стороны покупателей.

       Возможности и угрозы со стороны покупателей Таблица 10

Возможности

Угрозы

-лояльность потребителей к реализуемой продукции

-известность реализуемой  торговой марки на рынке

-позиционирование реализуемой  продукции как продукции высшего  качества

-снижение спроса за  счет перехода на продукцию  конкурентов

-чувствительность к  качественной рекламе (в т.ч. на местах продаж)


 

Конкуренты также оказывают  влияние на деятельность ОАО «Птицефабрика «Рассвет». Возможности и угрозы со стороны конкурентов представим в табл.11

Возможности и угрозы со стороны  конкурентов Таблица 11

Возможности

Угрозы

-хорошая репутация на рынке дает организации преимущества в конкурентной борьбе;

-наличие постоянных рынков сбыта

-лидерство реализуемой торговой марки по по Гомельской области

-усиление позиций республиканских конкурентов

-выход на рынок  РБ зарубежных конкурентов


 

 

Посредники оказывают несущественное влияние на деятельность ОАО «Птицефабрика «Рассвет», что связано с наличием у организации собственной розничной торговой сети.  Посредниками являются розничные торговые организации. Среди наиболее значимых клиентов следует выделить ЧУП «Алеся», ОАОТ «Дабрабыт», ОАОТ «Зубр»,  ЧТУП «Контакт»,  ЧУП «ГГКШП», ЧТУП «Продтовары 45», ТД Речицкий, ОРЦ1 и ОРЦ 2, ОАО «Сахарторг»,  ЧУП «Универсам Сельмашевский», ОАО «Табаквинторг» ОАОТ «Центр».

 В табл.12 представим возможности и угрозы со стороны посредников.

Возможности и угрозы со стороны  посредников Таблица 12

 

Возможности

Угрозы

-большинство клиентов  организации являются постоянными,  т.е. большая часть освоенного  рынка является стабильной;

-в связи с мировым  кризисом большинство организованных покупателей стремиться снизить запасы, следовательно покупатели стремяться к закупке продукции малыми партиями. Такое положение увеличивает транспортные расходы организации;

-велика вероятность  перехода клиентов на продукцию  других предприятий

-В связи с недавним  выходом организации на рынок,  хозяйственные связи являются  нестабильными.


 

Общественность является наиболее значимой контактной аудиторией для  ОАО «Птицефабрика «Рассвет». В  целом, взаимоотношения с данной контактной аудиторией благоприятствуют развитию организации. Организация имеет положительный имидж на рынке.

Что касается конечных потребителей, следует отметить такую особенность, как их чувствительность к цене на продукцию ОАО «Птицефабрика  «Рассвет». Рассчитаем коэффициент  эластичности спроса по цене для основных групп продукции, используя табл. 13                                                         

                                                                                            

          Расчет коэффициента эластичности спроса по цене на продукцию ОАО «Птицефабрика «Рассвет» по фирменной торговле Таблица 13

Наименование продукции

Розничная цена за кг, тыс. руб.

Объем реализации, кг

Коэффициент эластичности

2010г

2011г

Отклонение

2010г

2011г

Отклонение

1

2

3

4

5

6

7

8

Мясо цыплят-бройлеров

7,8

8,5

0,7

251200

261420

10220

0,0037

Субпродукты

6,5

6,4

-0,1

110452

160120

49668

-0,0069

Колбасные изделия

8,4

9,1

0,7

134500

139540

5040

0,0031

Полуфабрикаты

5,2

5,1

-0,1

150120

205120

55000

-0,0070


Таким образом, спрос слабоэластичен на мясо цыплят-бройлеров и колбасные изделия. Поскольку темпы роста объема реализации по данным категориям продуктов ниже, чем рост цен на них, можно сделать вывод о том, что спрос все же чувствителен к цене. Снижение цены на 1% на субпродукты ведет к увеличению объема реализации на 0,69%. Снижение цены на 1% на полуфабрикаты вызывает увеличение объема реализации на 0,7%. Таким образом, можно сделать вывод о влиянии цены на объем спроса. Тут же следует добавить, что предприятие мало внимания уделяет данному фактору, в ценовой политике ОАО «Птицефабрика «Рассвет» не предусмотрена система скидок.

           Оценка организации маркетинговой деятельности

ОАО «Птицефабрика «Рассвет» производит около 5% от общего объема мяса птицы  в республике и около 30% от объемов производства в Гомельской области.

Основными рынками сбыта продукции  являются:

- Республика Беларусь (в основном  Гомельская область);

- Российская Федерация (Москва, Брянская область, Калининград,  Липецк и др.).

ОАО «Птицефабрика «Рассвет» не является экспортоориентированным предприятием. Практически вся производимая продукция поставляется на внутренний рынок. Единственным продуктом, реализуемым на экспорт в значительных объемах, является мяса птицы. В 2010 году экспортные поставки мяса птицы 251,5 тонн или 7%  от общего объема реализации.

Основными потребителями ОАО «Птицефабрика  «Рассвет» в Гомельской области  являются: управление торговли, общепит, облпотребсоюзы Белкоопсоюза, фирменная  торговля, комбинаты школьного питания.

Товарная политика.

Основной продукцией ОАО «Птицефабрика  «Рассвет» является мясо бройлеров.

Планирование ассортимента будет  осуществляться исходя из результатов  изучения потребностей потребителей, тенденций изменения спроса, как  в количественном, так и в качественном выражении.

Вопрос совершенствования упаковки должна стать одной из важнейших  в области товарной политики предприятия, поскольку этот фактор оказывает  существенное влияние на спрос. По мере насыщения рынка потребители  будут предъявлять все большие  требования к насыщенности товарного ассортимента, в частности, к фасовке.

Важнейшим потребительским параметром, во многом определяющим наличие продукции  в торговой сети, являются сроки  ее хранения. Эта проблема предприятия  решена: имеются мощные камеры охлаждения, заморозки и хранения готовой продукции.

          Ценовая политика.

Ценовая политика  ОАО «Птицефабрика  «Рассвет» на внутриреспубликанском  рынке во многом зависит от политики ценового регулирования, проводимого  Правительством Республики Беларусь.

При формировании цен и в целях увеличения общего объема продаж на предприятии применяют следующие подходы:

- допустимы возможные и экономически  обоснованные понижения цены  на продукцию;

- обоснованное субсидирование (дотация  цены) новых видов изделий;

- экономически обоснованная дифференциация цен для различных групп покупателей, с использованием гибкой системы скидок и метода передачи товара на консигнацию (отсрочка платежа) в качестве дополнительных стимулов покупки продукции ОАО «Птицефабрика «Рассвет».

Так же в зависимости от спроса на продукцию, предприятие регулярно пересматривает цены на яйца, колбасные изделия из птицы и другую продукцию путем уточнения соответствующих калькуляций и согласования цен с потребителем.

В летнее время, когда понижается спрос на продукцию, применяется способ выездной торговли непосредственно на рынках, с борта машин и без торговой наценки.

Информация о работе Конкуренция и ее роль в экономическом развитии страны