Конкуренция и монополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 19:15, реферат

Краткое описание

Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель – в приобретении товара, работник – в выборе места работы и т.д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Конкуренция и ее виды
§ 1. Сущность конкуренции
1.1. Что такое конкуренция?
1.2. Конкурентность рынка
1.3. Общие принципы поведения фирмы на рынке
§ 2. Виды конкуренции
2.1. Совершенная конкуренция
2.2. Монополистическая конкуренция
2.3. Олигополия
Глава 2. Монополия: экономическая природа, причины возникновения, формы
§ 1. Сущность монополии
§ 2. Международные монополии
§ 3. Монополизация экономики
§ 4. Монополизм и конкуренция
4.1. Баланс «монополия» – «конкуренция»
4.2. Монополистическая практика
Глава 3. Экономические последствия монополии. Антимонопольное регулирование
§ 1. История антимонопольного регулирования
§ 2. Монополистические действия и ограничение конкуренции: вопросы квалификации
§ 3. Антимонопольная и конкурентная политика в
Российской Федерации
Заключение 33
Список использованных источников 36

Вложенные файлы: 1 файл

для эссе.docx

— 116.12 Кб (Скачать файл)

Поведение – это преобладающая  в отрасли стратегия конкуренции и специфическая тактика предприятий в области ценообразования, развития продукта, рекламы, инноваций, инвестиций.

Функционирование – это  цели и результаты деятельности предприятий, а именно, преследование технической  и аллокационной эффективности, технологический прогресс, доступность товаров, ползя занятость, эффективность использования ресурсов и т.п.

Баланс «монополия – конкуренция» заметно изменился в антимонопольном  законодательстве на протяжении XX века. В анализ вовлекаются все факторы повышения эффективности производства: экономия на масштабах производства и экономия на масштабе сферы деятельности, экономия транзакционных издержек, связанных с осуществлением сделок, договоров, контрактов и, наконец, собственно конкурентный прессинг, связанный с соперничеством за долю рынка и за получение максимальной прибыли. Монополизм перестал отождествляться с ростом концентрации производства, в ряде случаев монополия получила «теоретическую санкцию» на существование, особенно, когда связанное с ней повышение эффективности перекрывает издержки от уменьшения конкуренции. Все большее внимание уделяется определению экономической категории монопольной рыночной власти, границ продуктовых и географических рынков, методов ценовой и неценовой конкуренции и т.п. Отраслевая конкуренция, накал конкурентной борьбы на отраслевом рынке рассматривается через методологическую призму взаимодействия целого ряда факторов. В частности, М. Портер выделяет пять основных факторов или «сил», определяющих состояние конкуренции и уровень прибыльности в отрасли.

Значение этой модели состоит  в том, что на основе общетеоретических подходов в рамках несовершенной конкуренции в анализ вовлекается сложная совокупность чисто экономических и психологических факторов, определяющих силу конкурентного прессинга на отраслевом рынке, а именно: реальной конкуренции внутри отрасли, потенциальной конкуренции со стороны новых фирм-агрессоров (ценовая потенциальная конкуренция) и со стороны товаров и услуг – заменителей (неценовая потенциальная конкуренция), воздействия поставщиков и покупателей. Из этого общего подхода следует целый шлейф новых практических мер антимонопольного регулирования экономики, которые заслуживают специального изучения в отдельном докладе. Для целей данного параграфа важно отметить, что и реальная и потенциальная конкуренция на равных правах сосуществуют в теоретической основе современного антимонопольного законодательства, и что понятие «концентрация» автоматически не ассоциируется с понятием «монополизм».

Это и не удивительно, учитывая, что в развитых странах преобладают  именно высококонцентрированные олигополистические рынки со сравнительно небольшим  числом производителей.

В западной экономической  теории считается, что когда доля четырех крупнейших предприятий  отрасли достигает 40% (CR-4>40% становится вероятным олигополистический ценовой  сговор. Именно в этом плане сформировался такой основой принцип антимонопольного законодательства, в соответствии с которым признаком монополии признается не крупный размер компании сам по себе, и даже не большая величина контролируемого рынка, а наличие у компании монополистических намерений и достаточной рыночной власти для осуществления этих намерений. Наиболее радикальным наказанием в связи с обвинениями в монополизации является расформирование компаний. Но такие решения принимаются редко. До настоящего времени их насчитывалось около трех десятков, причем лишь 7 из них было принято за 1950 – 70-е годы.

Представленный выше анализ свидетельствует о необходимости  известной осторожности в отношении  возможностей практического использования  западного антимонопольного законодательства в наших условиях. Это законодательство рассчитано на уже существующую множественность производителей, оформившихся в олигополию. Именно по этой причине антимонопольное законодательство обычно не распространяется на те отрасли, в которых устойчиво не складывается олигополистическая структура (сельское хозяйство), либо, наоборот. единство является обязательной основой их производственной организации (транспорт, производство и распределение электроэнергии и пр.).

Что касается большинства  остальных отраслей, то предварительный вывод, который может следовать из приведенных выше данных, связан с тем, что основным путем усиления конкурентной составляющей в экономическом поведении российских предприятий может, видимо, являться не деконцентрация производства и разукрупнение предприятий, а усиление иностранной конкуренции, для чего необходимо создание адекватных условий: конвертируемость рубля, целенаправленное регулирование тарифных барьеров входа в отрасли, хождение оптимального баланса между укрупнением предприятий, позволяющим экономить на масштабах производства, и усиление конкуренции на основе увеличения числа соперничающих и независимых производителей. Таким образом, можно предположить, что параллельное проведение мер по приватизации российской экономики по ее открытию для внешней конкуренции позволит радикально перестроить свойственную ей структуру прав собственности без запретительных издержек, связанных с негативными последствиями монополизма.

В то же время, очевидно, что  ряд отраслей может не выдержать  конкуренции иностранных производителей, по крайней мере в течение какого-то периода необходимой адаптации. Игнорирование минимальной длительности такого адаптационного периода неизбежно приведет к дезинтеграции промышленности и будет означать деиндустриализацию народного хозяйства, сопровождающуюся безработицей и разрушением промышленного потенциала. В этих случаях большинство экономистов обычно рекомендуют применение государством антимонопольных мер другого порядка, а именно: 1) создание параллельных аналогичных производств; 2) использование в качестве средства преодоления монополистических тенденций импорта аналогичных товаров; 3) осторожная деконцентрация производств, разукрупнение некоторых предприятий-гигантов; 4) использование методов прямого и косвенного государственного контроля за доходами, уровнем рентабельности, заработной платой, а отчасти и за распределением производимой продукции.

 

4.2. Монополистическая практика

 

Монополистическая практика – это действия хозяйствующих  субъектов, в ходе которых реализуется  их доминирующее положение в экономике (рыночная власть), либо это действия, направленные на монополизацию экономики. Имеются различные разновидности  такой практики.

Государственная монополистическая  практика осуществляется центральными правительственными органами и включает государственную национализацию рентабельных предпринимательских фирм, создание новых акционерных компаний с удержанием контрольного пакета акций в руках государственных органов (такие компании внешне независимы, но фактически их зависимость от государства гораздо большая, нежели при административно-командной системе), принудительное навязывание предпринимательским фирмам государственных заданий, директивное распределение товаров и принудительное навязывание партнеров по хозяйственным связям, государственное директивное планирование производства и реализации товаров, государственное директивное установление цен на товары, произведённые предпринимательскими фирмами, базирующимися на негосударственном капитале, наложение запретов на формы и объекты торговли. В прошлом государственная монополистическая практика имела в России преобладающее значение, почти полностью охватывая как внутренние, так и внешние экономические отношения.

Ведомственная монополистическая  практика (т. е. соответствующая практика отраслевых министерств) имеет аналогичные  формы проявления только в масштабах  не народного хозяйства в целом, а отдельных его отраслей. Такая  практика являлась в прошлом основой  т. н. «ведомственности» и «ведомственной разобщенности в народном хозяйстве», сдерживая как экономическую  инициативу «снизу», так и рациональное регулирование экономики «сверху». В настоящее время наблюдается  стремление ряда ведомств сохранить  такую практику, используя несовершенство законодательства об акционерных обществах и ценных бумагах. Министерства пытаются овладеть контрольными пакетами акций подчиненных предприятий. Если это примет широкие масштабы, ведомственная монополистическая практика сохранится в нашем народном хозяйстве, существенно ограничивая возможности развития конкуренции и распространении рыночных отношений.

Монополистическая практика предпринимательских фирм включает навязывание партнерам дискриминационных  условий договоров, в том числе возложение на них обязанностей исключительной купли-продажи с данной предпринимательской фирмой и навязывание условий договора, не относящихся к предмету этого договора; изъятие товаров из обращения, а также прекращение производства товаров, потребность в которых существует, ради создания искусственного дефицита; сговор между фирмами с целью недопущения на рынок потенциальных конкурентов; навязывание покупателям принудительного ассортимента в качестве условия реализации товара, демпинг и др. Объективный читатель без труда обнаружит все названные формы монополистической практики – от т. н. «принудительного ассортимента» до планомерного уничтожения товаров на мясокомбинатах, в холодильниках для усиления спроса.1

 

Глава 3. Экономические последствия  монополии.

Антимонопольное регулирование

 

§ 1. История антимонопольного регулирования

 

Важнейшим средством регулирования  деятельности монополий является антимонопольное  законодательство, основы которого заложены в законодательных актах Верховного Совета Российской Федерации.

Антимонопольное законодательство представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных «правил игры» на рынке.

Начало антимонопольному законодательству было положено в США  и Канаде, что явилось реакцией на усиление власти союзов монополистов в экономике. В 1880 г. был принят первый закон – закон Шермана, который запрещал монополизацию рынка, признавал незаконными любые объединения и сговоры, направленные на ограничение производства и торговли. Позднее, в 1914 г., был принят еще один важный законодательный акт – закон Клейтона. Этот закон был направлен в первую очередь против различных видов монополистической практики. Он объявлял вне закона ценовую дискриминацию, запрещал исключительные или «принудительные» соглашения, формирование взаимопереплетающихся директоратов, приобретение акций конкурирующих корпораций. В 1914 г. была образована Федеральная торговая комиссия, предназначенная для борьбы с антиконкурентными слияниями компаний. В 1938 г. на эту комиссию была возложена дополнительная ответственность по защите общественности от вводящей в заблуждение или ложной рекламы. Акт Целлера–Кефовера 1950 г. дополнил закон Клейтона о слияниях запретом на слияние путем приобретения активов, результатом чего могло явиться ослабление конкуренции.

Первые антимонопольные  законы США представляли собой попытку борьбы против крупного производства за выживание мелкого. В дальнейшем практика антимонопольного законодательства неоднократно менялась на протяжении XX столетия, периоды его ужесточения и либерализации чередовались.

В последние десятилетия  наблюдается смягчение действий статей законодательства. В этом проявилось влияние представителей чикагской школы. По их мнению, основной задачей антимонопольного законодательства является не защита интересов отдельных компаний, а предотвращение ухудшения условий конкуренции.

В Западной Европе антимонопольное  законодательство было принято в послевоенный период и имеет ряд особенностей. С одной стороны, оно формально направлено на защиту интересов потребителей, а с другой – призвано поощрять процесс концентрации производства и образования крупных корпораций, если это связано с научно-техническим прогрессом.

Хотя конкретный характер и содержание антимонопольного законодательства в различных странах имеют свои особенности, можно выделить общие для всех стран основы этого законодательства: охрана и поощрение конкуренции, контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке, контроль над ценами, защита интересов потребителей, защита интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса.

Современное антимонопольное  законодательство имеет два принципиальных направления – контроль за ценами и контроль за слияниями компаний. Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашения по ценам. Незаконным является любой сговор между фирмами в целях установления цен. Законом также преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов. Например, в деле против «IBM» министерство юстиции США обвинило компанию в демпинге при установлении цен на аренду компьютеров ее собственного производства.

Слияние компаний происходит, когда одна фирма приобретает  акции другой. В результате вторая компания становится составной частью первой. Со второй половины 80-х гг. усиление этого процесса наблюдается практически во всех странах. Так, в США в 1987 г. более 2000 фирм были поглощены в процессе слияний.

Правительство обычно предпринимает  меры, когда в результате горизонтального  слияния (объединение сходных компаний) фирм их рыночная доля значительно  увеличивается. Исключение может быть сделано, когда одна из фирм находится  на грани банкротства.

В случае вертикального слияния (объединение последовательно связанных  производств типа угольных, сталелитейных  и автомобильных компаний) закон также устанавливает верхний предел доли фирм на соответствующих рынках. Ведь слияние бывших поставщиков и потребителей лишает возможности другие фирмы продавать свои товары фирме-покупателю.

Конгломератные слияния (объединение  компаний из разных отраслей) обычно разрешаются. Если нефтяная или страховая компания приобретает фирму по производству мороженого, то в результате их позиции на соответствующих рынках практически не меняются.

 

§ 2. Монополистические действия и ограничение

конкуренции:вопросы квалификации

 

Становление цивилизованного  рынка в России немыслимо без  развития конкурентной борьбы. Именно она является стимулом к дальнейшему  совершенствованию производства, повышению  качества продукции, снижению цен, а  в конечном итоге – росту жизненного уровня населения. Для обеспечения  нормальной конкурентной борьбы в странах  с рыночной экономикой создано антимонопольное  законодательство. Аналогичный процесс  происходит и в нашей стране.

Информация о работе Конкуренция и монополия