Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 12:39, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование природы конкуренции и монополии как экономических категорий и системный анализ государственной антимонопольной политики Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях государственной власти. В соответствии с целью исследования были определены и решались основные задачи:
- рассмотреть конкуренцию как экономическую категорию;
- дать характеристику монополии как экономической категории;
- провести исследование антимонопольного законодательства;
Введение…………………………………………………………………...3
1. Конкуренция как экономическая категория…………………………5
1.1 Определение конкуренции с позиции различных методологических подходов………………………………………………………………………......5
1.2 Принцип естественного отбора и конкуренция: общее и различия. Формирование рынка совершенной конкуренции………………………………8
1.3 Конкуренция и её конечный результат: образование монополии….12
2. Монополия как экономическая категория…………………………….15
2.1 Определение монополии с позиции различных методологических подходов……………………………………………………………………………15
2.2 Виды монополии и их место в современной экономике……………18
2.3 Рынок несовершенной конкуренции…………………………………21
3. Антимонопольное законодательство как способ формирования эффективной рыночной экономики…………………………………………………….24
3.1 Возникновение антимонопольного законодательства……………..24
3.2 Антимонопольное законодательство в Российской Федерации……26
Заключение………………………………………………………………..29
Список литературы……………………………………………………….32
3.2 Антимонопольное
Главной задачей антимонопольного регулирования является сохранение баланса конкурентных и монопольных сил, ограничение крайних форм монополизма и развитие конкурентной рыночной среды. Оно направлено на демонополизацию производства и борьбу против недобросовестной конкуренции. Необходимость использования антимонопольного законодательства диктуется общественными интересами, поскольку только так можно добиться обеспечения потребителей качественными товарами по относительно приемлемой цене.
Первая попытка создания антимонопольного законодательства в России предпринималась еще в 1908 г. За образец был взят закон Шермана. Однако организации российских предпринимателей не поддержали закона и сумели сорвать его принятие.
На настоящий момент монополистическая деятельность в РФ – это противоречащие антимонопольному законодательству действия или бездействие хозяйствующих субъектов, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю.
Антимонопольное регулирование настаивает на честную, цивилизованную конкуренцию, когда побеждают не с помощью сомнительных приёмов, а низкой ценой, высоким качеством, предложением выгодных контрактов.
В России в основу антимонопольного регулирования положен европейский принцип контроля и регулирования, что было закреплено Законом «О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках» от 22 апреля 1991 г., который стал первым нормативным актом, направленным на развитие конкуренции в России.
Дальнейшее развитие нормативной базы Российской Федерации в области защиты и развития конкуренции было связано с принятием новой Конституции и ГК РФ, вслед за которым были сделаны соответствующие изменения и дополнения почти во все статьи закона РФ от 25 мая 1995 г. «О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках»
Государственная
программа предусматривает
Со вступлением в силу Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» утрачивают силу Закон РФ «О конкуренции и об ограничении монополистической деятельности» и Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».
Новый закон о конкуренции направлен на совершенствование правового инструментария и на повышение эффективности мер по пресечению нарушения антимонопольного законодательства.
Российская антимонопольная политика сегодня – не только предмет дискуссий. На самом высоком уровне обсуждается возможность смягчения правового регулирования слияний, а также пересмотр перечня злоупотреблений доминирующим положением.
Заключение
Конкуренция является важной категорией в экономике, неотъемлемым элементом рыночного механизма хозяйствования, поэтому необходимо всестороннее изучение этого явления.
Представления о конкуренции формировались долгое время. Данную проблему изучали ведущие экономисты А.Смит, Д. Рикардо, Дж.С.Милль, К.Маркс.
Сущность
конкуренции проявляется в
В условиях совершенной
конкуренции связь между
Конкуренция неотъемлема от монополии. Если конкуренция означает состязательность большого числа покупателей и продавцов, находящихся в равном положении, то монополия есть ограничение свободной конкуренции, доминирование на рынке отдельных крупных предпринимателей. Чем сильнее монополия, тем слабее конкуренция.
Научные изыскания и практические разработки проблемы монополии в целом и отдельных ее направлений представлены в трудах таких знаменитых ученых как А. Маршалла, который впервые подверг критике модель совершенной конкуренции, А. Смита, Дж. Робинсон, Э.Чемберлина.
Монополией называют чаще всего крупную корпорацию, которая сосредотачивает в своих руках значительную долю производства и сбыта товаров и господствует на рынке с целью извлечения высокой прибыли. Монополия имеет различные формы: картель, концерн, синдикат, трест, консорциум, конгломерат. А также виды: предпринимательская, государственная, естественная.
Западные и российские экономисты сходятся на том, что имеется четыре типа рыночных ситуаций: совершенная конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция и олигополия. Монопольный рынок, рынок монополистической конкуренции и олигополию объединяют в один тип рынка, называемый рынком несовершенной конкуренции. Рынок несовершенной конкуренции обуславливает появление новых черт в поведении товаропроизводителя и формирование рыночного равновесия.
Конкуренция
является наиболее эффективным рыночным
механизмом саморегулирования. В то
же время монополизация
История антимонопольного законодательства связана с законодательными органами штатов, принятием закона Шермана.
В России в основу антимонопольного регулирования положен европейский принцип контроля и регулирования, что было закреплено Законом «О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках» от 22 апреля 1991 г., который стал первым нормативным актом, направленным на развитие конкуренции в России.
Шагом в направлении совершенствования антимонопольной политики является пересмотр её теоретических оснований с переориентацией на другие задачи. Главным направлением среди них представляется выработка политики противодействия ограничению конкуренции органами государственной власти и местного самоуправления. Вторая по значимости задача – забота об общественном благосостоянии, а не о благосостоянии конкурента.
Список литературы
1. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 23, -с. 770
2. Кузнецова Е. И. Развитие конкурентных отношений и экономическая стратегия государства: монография / Е. И. Кузнецова. – М.:ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. – 383 с.
3. Лемешко И. От свободной конкуренции к господству монополий // Пропаганда. 2008. № 10.
4. Микроэкономика: теория и российская практика: учеб. пособие / Под ред. А. Г. Грязновой, Ю. А. Юданова. – М.: КНОРУС. – 2005. – 592 с.
5. Р. А. Фатхутдинов. Стратегическая конкурентоспособность: учебник / Р.А. Фатхутдинов. – М.: «Издательство «Экономика», 2005. – 504 с.
6. Сидоров В. А. Общая экономическая теория: Учебник для вузов / В. А. Сидоров. – М.: «Издательство «Элит», 2006. – 528 с.