Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 11:51, доклад
Правовые аспекты банкротства в значительной степени регулируются конкурсным правом - системой норм, устанавливающих отношения в области несостоятельности (банкротства), т. е. отношения между должником, не исполняющим свои обязательства, его кредиторами и третьими лицами.
В российском дореволюционном праве (до 1917 г.) проблемам банкротства уделялось значительное внимание. В современном отечественном праве и хозяйственной практике институт несостоятельности после почти восьми десятилетий перерыва восстановлен, достиг значительного уровня развития и продолжает совершенствоваться.
ВВЕДЕНИЕ 2
1 Дореволюционное конкурсное право 3
2 Советское конкурсное право 8
3 Современное конкурсное право 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 15
Таким образом, к началу 1960 г. общие нормы о банкротстве были исключены из гражданского законодательства СССР.
Учитывая тот факт, что институт несостоятельности присущ только рыночной экономике, то его возрождение стало возможным только с переходом российской экономики к рыночным отношениям.
С началом проведения
реформ по формированию рыночной экономики
проблема создания нормативно-правовой
основы несостоятельности
Третий, современный этап функционирования механизма банкротства начинается с опубликования обстоятельного, богатого по нормативно-правовому содержанию Указа Президента РФ от 14 июня 1992 г. №623 «О мерах по поддержанию и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур». Указ появился в чрезвычайно сложный для СССР период, когда фактически началась процедура распада страны, что привело к обрыву годами складывавшихся связей между социалистическими предприятиями, терялась вертикаль управления экономикой, началась приватизация государственных и муниципальных предприятий.
Указ №623 был издан
в целях поддержки
Для регулирования института несостоятельности вскоре был принят Закон Российской Федерации от 19 ноября 1992 г. №3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» [8], который за десятилетие претерпел три совершенно противоположные редакции. Здесь законодатель отдает приоритет внешним признакам банкротства, тем самым сужая понятие неплатежеспособности и разрушая исторически сложившуюся концепцию банкротства.
Закон 1992 г. [8], по сравнению с Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г., принципиально иначе решил главный вопрос: несостоятельность предприятия стала считаться имеющей место после признания факта несостоятельности арбитражным судом или после официального объявления о ней должником при его добровольной ликвидации.
Реализация Закона 1992 г. [8] началась далеко не сразу после вступления его в силу. К применению Закона 1992 г. оказались не готовы все, кто должен был его исполнять. Потребовалась значительная подготовительная работа по созданию необходимых организационных и правовых предпосылок. Важные вопросы правового регулирования института несостоятельности (банкротства) решались в нормативных актах Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, принятых в соответствии с Законом 1992 г.
Практика применения Закона 1992 г. выявила и его слабые стороны. В первую очередь проблема связана с тем, что нормы и принципы, изложенные в Законе, были «подогнаны» под понятийный аппарат действовавшего тогда законодательства РСФСР. Во вторых данный нормативный правовой акт устаревал морально, переставал в полной мере отвечать складывавшимся новым экономическим отношениям. Объяснялось это, прежде всего тем, что принят он был в 1992 г., задолго до принятия Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. и нового Гражданского кодекса Российской Федерации 1994 г.
Работа по пересмотру Закона 1992 г. велась в течение нескольких лет. Результатом труда стал Федеральный закон от 8 января 1998 г. №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [6]. Арбитражными судами Закон 1998 г. стал применяться при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве), производство по которым было возбуждено с 1 марта 1998 г.
Закон №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [6] был направлен на решение только одной задачи - защита интересов кредиторов. Процедура банкротства была настолько упрощена, что каждому предприятию, имевшему просроченную на 3 месяца задолженность в мизерном размере - 50 тыс. р., угрожала ликвидация. А ведь в те времена в России примерно 40% предприятий были убыточны, и каждому из них угрожало банкротство. В результате Закон о банкротстве из средства оздоровления экономики превратился в источник конфликтов, привел к разорению многих платежеспособных предприятий. В целом складывается впечатление, что разработчики Закона преследовали одну цель - быструю вторичную приватизацию государственного имущества.
Недобросовестные кредиторы
нередко проявляли
Серьезным недостатком прежнего Закона было, по существу, бесправное положение должника. Конечно, он мог представить суду отзыв на заявление кредитора со своими возражениями в пятидневный срок (сейчас - в десятидневный), но в остальном его интересы практически не учитывались.
Проблема несостоятельности стала особенно актуальной в Российской Федерации вследствие августовского кризиса 1998 г. и обозначившейся в результате угрозы «суверенного дефолта», которая вызвана прекращением со стороны России платежей по государственным облигациям федерального займа и краткосрочным облигациям (ОФЗ и ГКО), а также государственному долгу СССР. Указанные события применительно к инструментам, размещавшимся на иностранных рывках через коммерческие банки, не могли не вызвать цепной реакции в сфере финансовых операций последних.
В декабре 2002 г. вступил в силу новый Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ [7]. Он распространяется на физических и юридических лиц, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций. Процедуры банкротства способствуют преодолению кризиса неплатежей, прекращению роста просроченной задолженности и предотвращению негативных социальных последствий, связанных с кризисными процессами. Закон содержит более жесткие требования к арбитражным управляющим, которым доверяется проведение процедур банкротства. Особое место отведено банкротству отдельных категорий должников - юридических лиц: градообразующих, сельскохозяйственных, финансовых, кредитных и страховых организаций, стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий.
Следует отметить прогрессивное значение нового Закона, который состоит из 11 глав, 233 статей. По сравнению с предыдущим Законом, последний Закон более подробно регламентирует процесс банкротства. Изменены признаки банкротства; из Закона исчезло внесудебное объявление должника о своем банкротстве и сам процесс добровольного банкротства должника был поставлен под контроль суда; совершенно по новому стали назначаться арбитражные управляющие и что важно, у должника появилось право влиять на этот процесс; появилась новая стадия конкурсного процесса - финансовое оздоровление; среди особых категорий должников были выделены субъекты естественных монополий. Все эти изменения являются весьма позитивными и, несомненно способствуют балансу интересов как должников так и кредиторов.
Обобщая сказанное, приходим к выводу, что становление банкротства как экономической и правовой категории уходит в глубокое прошлое. Более того, как часть торгового права банкротство тесно связано с его становлением и развитием, которое, в свою очередь, оказало огромное воздействие на генезис бухгалтерского учета. При этом институт несостоятельности на протяжении длительного периода оказывал влияние на различные модели бухгалтерского учета, которые основывались на концепции осторожности или бухгалтерского консерватизма. Роль бухгалтерского учета в защите интересов кредиторов четко охарактеризована в проекте германского закона о борьбе с экономическими правонарушениями: «…надлежащее ведение бухгалтерского учета имеет практическое значение в современной экономике, так как является основной предпосылкой любой экономической деятельности. Отсутствие оценки экономического положения предприятия сохраняет опасность того, что оно сможет работать, ориентируясь на завершение деятельности, но при этом нести инвестиционные и прочие расходы, которые не обоснованы с точки зрения имеющегося капитала» [5, с. 84].
1. Гаврилова В.Е. Банкротство в России: вопросы истории, теории и практики: Учеб. пособие. - М.: ТЕИС, 2009. - 207 с.
2. Гольмстен А.Х. Исторический очерк конкурсного процесса. - СПб, 1872.
3. Кутер М.И., Тхагапсо Р.А. Бухгалтерский учет в условиях несостоятельности: Учеб. пособие. - Краснодар: Кубанский госуниверситет, 2012. - 204 с.
4. Носов С.И. Акционерное право в России (опыт историко-правового исследования). Приложение. - М.: РАГС, 2009. - 32 с.
5. Обербринкманн Ф. Современное понимание бухгалтерского баланса: Пер. с нем. / Под ред. Я.В. Соколова. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 416 с.
6. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон №6-ФЗ от 08.01.98 г.
7. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон №127-ФЗ от 26.10.02 г. (в ред. от 31.12.04 г.).
8. О несостоятельности
(банкротстве) предприятий:
9. Юдин В.Г. Несостоятельность (банкротство): исторический аспект // Вестник ВАС. - 2011. - № 1. - С.155-162.