Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 14:46, реферат
Актуальность темы. Контроллинг это система управления достижением конечных целей фирмы. Тот, кто впервые слышит слово “контроллинг”, обычно связывает его с понятием контроля. Однако, это нечто отличное и даже несколько противоположное ему. Контроль направлен в прошлое, на выявление ошибок, отклонений, просчетов и проблем. В большинстве случаев речь идет также о том, чтобы найти виновных.
Контроллинг это управление будущим для обеспечения длительного функционирования предприятия и его структурных подразделений. Служба контроллинга стремится так управлять процессами текущего анализа и регулирования плановых и фактических показателей, чтобы по возможности исключить или минимизировать ошибки, отклонения и просчеты, как в настоящем, так и в будущем.
1. Роль и сущность контроллинга в процессе планирования на
Предприятии………………………………………………………………..4
1.1 Контроллинг: понятие, цели и задачи………………………………...4
1.2 Концепции системы контроллинга и инструментарий……………....5
2. Оперативный и стратегический контроллинга в процессе
планирования на предприятии…………………………………………….10
2.1 Стратегический контроллинг…………………………………………10
2.3 Оперативный контроллинг в процессе планирования на
предприятии………………………………………………………………..18
3. Взаимосвязь стратегического и оперативного
контроллинга в процессе планирования на предприятии……………….21
Заключение…………………………………………………………………27
Список литературы……………………………………
7. Периодическая проверка
разграничения стратегических
8. Периодический контроль
определяющих для
Цель стратегического контроллинга по мнению А. Гэльвайтера состоит в своевременном установлении причин отклонения в целях внесения поправок в стратегию предприятия до возникновения “оперативных” проблем.
Схема 1 Регулирование стратегического контроллинга [17].
С учетом современного развития можно выделить следующие задачи стратегического контроллинга:
• установление качественных и количественных целей фирмы;
• ответственность за стратегическое планирование;
• разработка системы альтернативных стратегий;
• определение критических точек во внешней и внутренней среде для системы альтернативных стратегий;
• определение “узких” и поиск “слабых” мест. Управление “узкими” и “слабыми местами”;
• формирование системы показателей для информационной системы контроллинга;
• управление отклонением фактических показателей от плановых (нормативных);
• управление отклонениями;
• управление системой мотивации;
• управление экономическим потенциалом предприятия.
Для реализаций целей и задач стратегического контроллинга необходимо владеть методами и инструментами стратегического контроллинга.
К методам и инструментам стратегического контроллинга можно отнести:
- анализ баланса, расчет прибыли и убытков;
− расчет затрат и производительности;
− отчетность;
− система информации, планирования и контроля;
− система показателей;
− краткосрочный и среднесрочный расчет успеха;
− расчет суммы маржи и брейк–эвен–анализ;
− АВС–анализ;
− расчеты рентабельности капиталовложений и экономичности;
− программы снижения затрат и рационализации;
− анализ предприятия;
− планы стратегии, анализы рынка, анализы сильных и слабых сторон;
− портфолио–анализы и эмпирические кривые;
− анализ жизненного цикла продукции;
− анализ стоимости;
− анализы рабочего времени;
− аддитивные модели управления эффективностью производства;
− мультипликативные модели управления эффективностью производства [14].
Инструменты и взаимосвязи в процессе осуществления стратегического контроллинга см. в Приложении 2.
После формирования целей начинается важнейшая работа по формированию альтернативных стратегий (это одна из важнейших задач стратегического контроллинга). Схематично этот процесс можно представить следующим образом.
Схема 2 Разработки альтернативных стратегий
Основой анализа и управления факторами внешней и внутренней среды является выбор самих факторов. Процесс отбора самих факторов – весьма сложное и ответственное дело. При выборе факторов следует помнить следующее:
• Каждый фактор должен быть снабжен информационной цепочкой (по нему должна быть создана система внутренней отчетности и сбора внешней информации).
• Каждый фактор воздействует на цели прямым и косвенным образом.
• По каждому фактору возможно многоальтернативное прогнозирование и планирование.
• Увеличение количества факторов приводит к удорожанию системы планирования и контроллинга, но при этом повышает их эффективность и, наоборот, уменьшение количества факторов снижает затраты, но и может привести к снижению эффективности планирования и контроллинга.
• Следует учитывать взаимное воздействие различных факторов (иногда разнонаправленных) на процесс реализации целей.
• Выбор факторов должен носить сугубо индивидуальный характер для конкретного предприятия.
Следует помнить, что каждый фактор, который мы выделяем имеет ряд особенностей – мы должны уметь эти факторы измерять, оценивать, мы должны научится ими управлять.
В качестве ориентиров можно предложить системы факторов внутренней и внешней среды, предложенные в пособии “Стратегическое планирование” [2]
Фактор “Персонал”. По этому фактору необходимо собирать информацию по данной системе показателей:
• численность персонала в целом;
• численность рабочих;
• численность управленческих кадров;
• затраты на оплату труда;
фонд заработной платы всего;
• фонд заработной платы рабочих;
• отчисления во внебюджетные фонды;
• система экономического стимулирования;
• затраты на социальное развитие;
• затраты на охрану труда;
• затраты на переподготовку кадров;
• текучесть кадров;
• статистика приема и увольнения работников;
• производительность труда;
• уровень эффективности использования персонала.
По фактору «персонал» весьма важным является аспект материального стимулирования. За годы советской власти система материального стимулирования перестала быть эффективной. В постсоветский период она полностью прекратила свое существование.
Фактор “Технология”. По этому фактору необходимо так же уметь собрать, своевременно оценить и научится управлять этим фактором.
В настоящее время на большинстве предприятий простаивают целые цеха. Что делать? Как быть в каждом конкретном случае?
Нет готовых решений. Готовить решение целесообразно после глубокого анализа положения в технологической области. Нас безусловно будет интересовать и уровень технологии (ее соответствие международному уровню), но для решения комплекса проблем необходимо проанализировать систему показателей:
• стоимость основных фондов (балансовая);
• амортизация основных фондов;
• перерабатывающая способность основных фондов;
• фондоемкость и фондоотдача;
• реальная загрузка основных фондов;
эффективность использования конкретных видов основных фондов и основных фондов в целом;
• фондовооруженность.
На основе глубокого анализа необходимо проанализировать пути повышения отдачи технологического оборудования эффективности производства в целом. В отдельных случаях требуется переоценка основных фондов, которая стала с 1998 года необязательной. Это позволит привести цены на основные фонды в соответствии с современным уровнем цен (понизит или повысит их стоимость). Возможен вариант консервации части оборудования (на основе приказа директора)1 или полной консервации оборудования2. В конкретных случаях принимаются решения о списании, передаче с баланса на баланс оборудования, его модернизации; покупке нового технологического оборудования. Все эти аспекты находятся в поле зрения службы контроллинга.
Фактор “материальные ресурсы”. Он так же должен характеризоваться системой показателей:
• материальные ресурсы;
• материальные затраты;
• удельный расход;
• материалоемкость продукции;
• энергоемкость продукции;
• топливоемкость продукции;
• отходы производства;
• экологические штрафы;
• экономия материальных ресурсов;
• стимулирование экономии ресурсов.
Фактор “НИОКР” также должен характеризоваться системой показателей:
• численность подразделения НИОКР;
затраты на НИОКР;
• эффективность затрат на НИОКР.
Фактор “Месторасположение фирмы” также оценивается на основе группы показателей:
• арендная плата;
• коммунальные и иные платежи;
• затраты “местоположения”;
• объем продаж с конкретной точки продажи (с учетом конкретного месторасположения);
• объем сбыта/месторасположение точки сбыта;
• объем сбыта/совокупные затраты по содержанию точки сбыта;
• индекс цен по отношению к конкретной точке сбыта.
Фактор “Менеджмент”. Бесспорно, что система менеджмента влияет на эффективность производства. Вот эту зависимость необходимо нам и уловить, измерить.
Необходимо фиксировать, какие изменения произошли при изменении системы управления (объем сбыта, выручка, прибыль, снижение материалоемкости и др.). Необходимо фиксировать затраты на изменения системы управления и измерить их эффективность.
Оперативный контроллинг предполагает создание и поддержание уровня эффективности системой достижения текущих локальных целей фирмы, управления эффективностью предприятия.
Оперативный контроллинг имеет свои особенности в системе контроллинга. Во-первых, он ориентирован на оперативное (текущее) планирование. Во-вторых, оперативный контроллинг является основой успеха стратегического контроллинга и стратегического планирования.
Общее представление об оперативном контроллинге можно представить на основе специальной схемы регулирования оперативного контроллинга.
Схема 3 Регулирование оперативного контроллинга [15].
Оперативный контроллинг решает более локальные задачи, поэтому достаточно шире здесь, чем в стратегическом контроллинге.
В контроллинге стратегически важно оценивать эффективность управления фирмой. Обычно здесь используются методы сравнительного анализа, отклонений, индексный анализ, аддитивные модели.
Регулирование деятельности контроллинга осуществляется по форме:
Схема 4 Регулирование оперативного контроллинга [15].
Еще одной особенностью оперативного контроллинга является еще принципиальный подход к разложению отдельных показателей на составляющие. Ниже приведен пример разложения показателя ROI. Такой подход позволяет детально изучить не только уровень и динамику показателя, но и определить влияние факторов на него. Из схемы мы выведем, что это позволяет не только анализировать, но и управлять зонами оптимизации издержек, зонами оптимизации структуры капитала и зонами оптимизации оборота и цели. Таким образом, мы можем констатировать о возможности в контроллинге управления показателями и целым
На практике существует тесная взаимосвязь оперативного и стратегического контроллинга. Об этом в Европе написано немало статей. Наиболее четко представить взаимосвязь и различие оперативного и стратегического контроллинга можно представить на основе следующей таблицы.
Оперативный анализ ориентирован на прошлое и осуществляется благодаря сравнению основных заданных и фактических контрольных показателей (оборот, затраты, потребность в персонале).
Различия между оперативным и стратегическим контроллингом по времени достаточно хорошо показано Э. Герингом и Г. Цейнером.
Схема 5 Различия между оперативным и стратегическим контроллингом по времени [12]
Важнейшей задачей оперативного контроллинга является обеспечение существования предприятия. Оперативный контроллинг охватывает задачи планирования, анализа и управления в зависимости от поставленной цели.
Оперативный контроллинг предпринимает попытки при помощи оперативного планирования реализовать общее планирование фирмы. В отличие от традиционной отчетности, с ее ориентацией на прошлое, оперативный контроллинг ориентирован на будущее.
Стратегический контроллинг отличается от оперативного по следующим позициям:
• временный промежуток планирования не имеет ограничений;
• стратегический контроллинг работает с ориентировочными величинами;
• стратегический контроллинг усилен во внешнем направлении и принимает во внимание окружающие изменения различного характера (например, изменение поведения климата, политические и экономические изменения);
• в противоположность преимущественно ретроспективным подходам оперативного контроллинга, здесь исследуются возможные влияния стратегий на деятельность предприятия в перспективе. Направленные на будущее подходы стратегического контроллинга позволяют своевременно распознавать шансы и избежать рисков;
• учет и систематизация влияния всех внешних факторов, имеющих значение для предприятия, его слабых и сильных мест и систематическое наблюдение за их развитием;
• оценка вытекающих из этого шансов и рисков с учетом имеющихся ресурсов (капитал, сотрудники, машинный парк);
• осуществление запланированных стратегий и объединение планов в оперативный контроль.
В экономической практике планирования и управления применяется следующая классификация затрат:
• по виду производства: основные и вспомогательные;
• по виду продукции: отдельные изделия; группа однородных изделий; заказ; работы; передел; услуги; область;
• по месту возникновения расходов: рабочее место; участок, цех, производство; хозрасчетная бригада;
• по виду расходов: статьи калькуляции; элементы затрат.
Особое значение имеет последняя классификация затрат с учетом вида расходов по статьям калькуляции и элементам затрат.
В прошлом и настоящее время содержание элементов этой классификации регулировалось на основе отраслевых методических рекомендаций. Следует заметить, что такое положение создает прецедент наличия дополнительных льгот в отдельных отраслях.
Для сравнения приведем действующие классификации затрат, включаемых в себестоимость.
В последние годы большинство малых и средних предприятий используют не полную (как показано выше), а сокращенную номенклатуру статей себестоимости:
• материальные затраты;
• затраты на оплату труда;
Эти элементы являются прямыми затратами.
• прочие прямые затраты;
• затраты по управлению и обслуживанию производства (косвенные затраты);
• затраты, связанные с реализацией продукции (косвенные затраты).
Все чаще в анализе используется метод сравнений, который позволяет проводить анализ отклонений от норм, от предыдущего уровня, от предельных затрат, от среднего уровня затрат по отрасли, региону, городу.